kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики

Большинство учителей - предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:

- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;

- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);

- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы  в исследовательской деятельности;

          Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:

-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;

-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;

-использование Интернет-ресурсов: образовательных сайтов, электронных учебников, библиотек, энциклопедий для поиска необходимой информации.

      Далее приводится сводная таблица перечня вида учебных презентаций (конспект урока, слайд-шоу, "только текст", анимированные схемы, "опорные сигналы", заполнение таблиц, анализ картины, тестирование, рабочая тетрадь, "своя игра").

Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации. Главное, чтобы дети могли усваивать в целом весь урок. Так же можно использовать цветовую гамму на уроке (карандаши цветные, фломастеры, мелки) для закрепления основного материала на методе их зрительного восприятия. Можно использовать бумажную пластику и аппликацию на зачетных уроках в виде игры, иногда можно применить литературное творчество детей для закрепления пройденногоь материала (сказки, стихи, рассказы, очерки, эссе, сказания, песни и пр.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики »

Шаронова Селена Михайловна

Учитель физики

МБУ СОШ №49

г.о. Тольятти


Познавательная активность и эффективность школьников

на уроках физики


Большинство учителей - предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:

- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;

- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);

- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы в исследовательской деятельности;

Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:

-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;

-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;

-использование Интернет-ресурсов: образовательных сайтов, электронных учебников, библиотек, энциклопедий для поиска необходимой информации.

Педагоги находятся в творческом поиске возможностей использования мультимедийных установок на уроке и внеклассной деятельности, но пока этот поиск находится в стадии апробации, нуждается в совершенствовании мастерства педагога для соответствия его требованиям интерактивного обучения и характеристикам информационно-коммуникативной технологии. Однако уже сейчас есть первые находки в педагогической практике, которые привели к определённым выводам.

На уроках физики есть возможность и необходимость использования мультимедийной установки.

Использование презентаций Microsoft PowerPoint способствует познавательной активности школьников, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к уроку физики и учебному предмету, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках. Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.

Презентация на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. Может использоваться при изучении нового материала, при закреплении пройденного, при повторении, практическом применении полученных знаний, при обобщении и систематизации знаний.

Использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы, формировать более целостные представления о физических явлениях и законах. Благодаря использованию возможностей ИКТ (информационно-коммуникационные технологий) формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.

Презентация Microsoft PowerPoint даёт широкие возможности для повышения эффективности образовательного процесса:

- обеспечивает комплексность средств обучения на уроках;

- позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;

- увеличивает способы подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка);

- активизирует различные каналы восприятия;

- способствует повышению внимания и росту активности младшего школьника на уроке:

- снижает утомляемость;

- делает уроки более яркими, запоминающимися, динамичными.

Следует также отметить, что применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. Также при современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий дает хорошие результаты как личностно-ориентированное обучение.

Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребенка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок физики с учетом этих требований.

На уроках и внеклассных мероприятиях по предмету информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать внимание учащихся, способствуют формированию познавательного интереса к наукам естественного цикла, помогают моделировать физические процессы и явления.



















Перечень видов учебных презентаций

Название

Описание

1.

Конспект урока

Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник. Данная форма презентации, как правило, охотнее воспринимается так называемыми традиционными учителями.


2.

Слайд-шоу

Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.


3.

«Только текст»

Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.




4.



Анимированные схемы



В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера.


5.

«Опорные сигналы»

Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова.

6

Заполняем таблицу

Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.


7.

Анализ

картины

Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение. В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения. Это могут быть и несколько картин.


8.

Тестирование

Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.




9.



Рабочая

тетрадь



«Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.


10.

«Своя игра»

Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным, комментированным ответом.




Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации. Главное, чтобы дети могли усваивать в целом весь урок. Так же можно использовать цветовую гамму на уроке (карандаши цветные, фломастеры, мелки) для закрепления основного материала на методе их зрительного восприятия. Можно использовать бумажную пластику и аппликацию на зачетных уроках в виде игры, иногда можно применить литературное творчество детей для закрепления пройденногоь материала (сказки, стихи, рассказы, очерки, эссе, сказания, песни и пр.).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Стимулирование познавательной активности школьников на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(68) "stimulirovanie_poznavatelnoi_aktivnosti_shkolnikov_na_urokakh_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "501906"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1551492711"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2770 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства