Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики
Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики
Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики
Большинство учителей - предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:
- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;
- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);
- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы в исследовательской деятельности;
Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:
-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;
-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;
Далее приводится сводная таблица перечня вида учебных презентаций (конспект урока, слайд-шоу, "только текст", анимированные схемы, "опорные сигналы", заполнение таблиц, анализ картины, тестирование, рабочая тетрадь, "своя игра").
Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации. Главное, чтобы дети могли усваивать в целом весь урок. Так же можно использовать цветовую гамму на уроке (карандаши цветные, фломастеры, мелки) для закрепления основного материала на методе их зрительного восприятия. Можно использовать бумажную пластику и аппликацию на зачетных уроках в виде игры, иногда можно применить литературное творчество детей для закрепления пройденногоь материала (сказки, стихи, рассказы, очерки, эссе, сказания, песни и пр.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики »
Шаронова Селена Михайловна
Учитель физики
МБУ СОШ №49
г.о. Тольятти
Познавательная активность и эффективность школьников
на уроках физики
Большинство учителей - предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:
- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;
- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);
- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы в исследовательской деятельности;
Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:
-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;
-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;
Педагоги находятся в творческом поиске возможностей использования мультимедийных установок на уроке и внеклассной деятельности, но пока этот поиск находится в стадии апробации, нуждается в совершенствовании мастерства педагога для соответствия его требованиям интерактивного обучения и характеристикам информационно-коммуникативной технологии. Однако уже сейчас есть первые находки в педагогической практике, которые привели к определённым выводам.
На уроках физики есть возможность и необходимость использования мультимедийной установки.
Использование презентаций Microsoft PowerPoint способствует познавательной активности школьников, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к уроку физики и учебному предмету, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках. Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.
Презентация на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. Может использоваться при изучении нового материала, при закреплении пройденного, при повторении, практическом применении полученных знаний, при обобщении и систематизации знаний.
Использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы, формировать более целостные представления о физических явлениях и законах. Благодаря использованию возможностей ИКТ (информационно-коммуникационные технологий) формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.
Презентация Microsoft PowerPoint даёт широкие возможности для повышения эффективности образовательного процесса:
- обеспечивает комплексность средств обучения на уроках;
- позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
- способствует повышению внимания и росту активности младшего школьника на уроке:
- снижает утомляемость;
- делает уроки более яркими, запоминающимися, динамичными.
Следует также отметить, что применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. Также при современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий дает хорошие результаты как личностно-ориентированное обучение.
Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребенка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок физики с учетом этих требований.
На уроках и внеклассных мероприятиях по предмету информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать внимание учащихся, способствуют формированию познавательного интереса к наукам естественного цикла, помогают моделировать физические процессы и явления.
Перечень видов учебных презентаций
№
Название
Описание
1.
Конспект урока
Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник. Данная форма презентации, как правило, охотнее воспринимается так называемыми традиционными учителями.
2.
Слайд-шоу
Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.
3.
«Только текст»
Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.
4.
Анимированные схемы
В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера.
5.
«Опорные сигналы»
Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова.
6
Заполняем таблицу
Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.
7.
Анализ
картины
Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение. В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения. Это могут быть и несколько картин.
8.
Тестирование
Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.
9.
Рабочая
тетрадь
«Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.
10.
«Своя игра»
Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным, комментированным ответом.
Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации. Главное, чтобы дети могли усваивать в целом весь урок. Так же можно использовать цветовую гамму на уроке (карандаши цветные, фломастеры, мелки) для закрепления основного материала на методе их зрительного восприятия. Можно использовать бумажную пластику и аппликацию на зачетных уроках в виде игры, иногда можно применить литературное творчество детей для закрепления пройденногоь материала (сказки, стихи, рассказы, очерки, эссе, сказания, песни и пр.).