kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики

Большинство учителей - предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:

- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;

- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);

- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы  в исследовательской деятельности;

          Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:

-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;

-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;

-использование Интернет-ресурсов: образовательных сайтов, электронных учебников, библиотек, энциклопедий для поиска необходимой информации.

      Далее приводится сводная таблица перечня вида учебных презентаций (конспект урока, слайд-шоу, "только текст", анимированные схемы, "опорные сигналы", заполнение таблиц, анализ картины, тестирование, рабочая тетрадь, "своя игра").

Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации. Главное, чтобы дети могли усваивать в целом весь урок. Так же можно использовать цветовую гамму на уроке (карандаши цветные, фломастеры, мелки) для закрепления основного материала на методе их зрительного восприятия. Можно использовать бумажную пластику и аппликацию на зачетных уроках в виде игры, иногда можно применить литературное творчество детей для закрепления пройденногоь материала (сказки, стихи, рассказы, очерки, эссе, сказания, песни и пр.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики »

Шаронова Селена Михайловна

Учитель физики

МБУ СОШ №49

г.о. Тольятти


Познавательная активность и эффективность школьников

на уроках физики


Большинство учителей - предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:

- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;

- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);

- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы в исследовательской деятельности;

Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:

-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;

-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;

-использование Интернет-ресурсов: образовательных сайтов, электронных учебников, библиотек, энциклопедий для поиска необходимой информации.

Педагоги находятся в творческом поиске возможностей использования мультимедийных установок на уроке и внеклассной деятельности, но пока этот поиск находится в стадии апробации, нуждается в совершенствовании мастерства педагога для соответствия его требованиям интерактивного обучения и характеристикам информационно-коммуникативной технологии. Однако уже сейчас есть первые находки в педагогической практике, которые привели к определённым выводам.

На уроках физики есть возможность и необходимость использования мультимедийной установки.

Использование презентаций Microsoft PowerPoint способствует познавательной активности школьников, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к уроку физики и учебному предмету, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках. Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.

Презентация на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. Может использоваться при изучении нового материала, при закреплении пройденного, при повторении, практическом применении полученных знаний, при обобщении и систематизации знаний.

Использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы, формировать более целостные представления о физических явлениях и законах. Благодаря использованию возможностей ИКТ (информационно-коммуникационные технологий) формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.

Презентация Microsoft PowerPoint даёт широкие возможности для повышения эффективности образовательного процесса:

- обеспечивает комплексность средств обучения на уроках;

- позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;

- увеличивает способы подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка);

- активизирует различные каналы восприятия;

- способствует повышению внимания и росту активности младшего школьника на уроке:

- снижает утомляемость;

- делает уроки более яркими, запоминающимися, динамичными.

Следует также отметить, что применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. Также при современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий дает хорошие результаты как личностно-ориентированное обучение.

Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребенка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок физики с учетом этих требований.

На уроках и внеклассных мероприятиях по предмету информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать внимание учащихся, способствуют формированию познавательного интереса к наукам естественного цикла, помогают моделировать физические процессы и явления.



















Перечень видов учебных презентаций

Название

Описание

1.

Конспект урока

Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник. Данная форма презентации, как правило, охотнее воспринимается так называемыми традиционными учителями.


2.

Слайд-шоу

Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.


3.

«Только текст»

Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.




4.



Анимированные схемы



В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера.


5.

«Опорные сигналы»

Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова.

6

Заполняем таблицу

Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.


7.

Анализ

картины

Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение. В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения. Это могут быть и несколько картин.


8.

Тестирование

Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.




9.



Рабочая

тетрадь



«Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.


10.

«Своя игра»

Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным, комментированным ответом.




Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации. Главное, чтобы дети могли усваивать в целом весь урок. Так же можно использовать цветовую гамму на уроке (карандаши цветные, фломастеры, мелки) для закрепления основного материала на методе их зрительного восприятия. Можно использовать бумажную пластику и аппликацию на зачетных уроках в виде игры, иногда можно применить литературное творчество детей для закрепления пройденногоь материала (сказки, стихи, рассказы, очерки, эссе, сказания, песни и пр.).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Познавательная активность и эффективность школьников на уроках физики

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Стимулирование познавательной активности школьников на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(68) "stimulirovanie_poznavatelnoi_aktivnosti_shkolnikov_na_urokakh_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "501906"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1551492711"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства