Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования по физике в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МКОУ «СОШ№ 10»
с. Юца, Предгорного района, Ставропольского края
Рыжковой Татьяны Павловны
Тема опыта: «Повышение качества образования по физике в условиях перехода на ФГОС второго поколения».
Автор опыта учитель высшей категории, присвоенной в 2001 году и подтвержденной в 2006, 2011г.г. педагогический стаж работы 24 лет. В течение последних четырех лет мною велась работа по данной теме, разрабатывались методы и приемы, которые бы позволили эффективно готовить учащихся к данному формату экзамена на начальном этапе обучения в 7-9 классе и в дальнейшем завершить подготовку на профильном уровне. «Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. …в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько самостоятельно их приобретать, ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным», - требования ФГОС второго поколения.
Целью моей работы является создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения физике, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием современных образовательных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением приемов активизации познавательной деятельности позволит создать систему обучения физике, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, но и повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации приемов активизации познавательной деятельности – активизация познавательной деятельности с использованием современных образовательных технологий.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д.
С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии проблемного обучения
Игровые технологии
Коммуникативные технологии
Тестовые технологии
Технологии дифференцированного обучения
Технологии развивающего обучения
В практике преподавания физики использую репродуктивные, проблемные, эвристические и исследовательские методы в разных формах, например в форме группового обучения, самостоятельного добывания знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, рассказа, практического занятия, нетрадиционных уроков, внеклассных мероприятий, проектно-исследовательской деятельности учащихся по предмету. Широко использую наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Здоровьесберегающие технологии
«Люди должны осознать,
что здоровый образ жизни – это
личный успех каждого»
В. В. Путин.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому большое внимание на уроках физики я уделяю здоровьесберегающим технологиям.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Мной проводятся здоровьесберегающие уроки по физике двух видов:
- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.
Например, в таблице представлены темы уроков курса физики 7 класса с включением элементов здоровьесбережения. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
Тема урока
Вопросы здоровьесбережения
Что изучает физика. Физические явления.
Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.
Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).
Диффузия. Движение молекул.
Искусственное дыхание. Ароматерапия.
Инерция.
Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.
Механическое движение. Скорость.
Расчет тормозного пути автомобиля. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.
Масса тела. Вес тела.
Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.
Сила.
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.
Давление твёрдых тел.
Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.
Атмосферное давление.
Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.
Давление в жидкости.
Дайвинг. Требования безопасности.
Архимедова сила.
Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.
-стандартный хорошо продуманный методически урок по физике, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:
- полноценно выполнить учебную программу;
- формировать у учащихся интерес к своему предмету;
- установить с учащимися доверительные, партнерские отношения;
- продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
- максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения
При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываю следующие критерии:
- обстановку и гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
- количество видов преподавания и их чередование;
- наличие методов, способствующих активизации;
- место и длительность применения ТСО;
- поза учащегося, чередование позы;
- наличие оздоровительных моментов на уроке;
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
- психологический климат на уроке;
- наличие эмоциональных разрядок на уроке.
До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме. Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы.
С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую обычную классную и интерактивную доски проектор либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки. Например,
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Классы звёзд: ОBAFGKM – один богатый американец финики жевал как морковь.
На уроках стараюсь показать связь изучаемого материала с повседневной жизнью. Например.
При изучении явления инерции, рассматриваю вопросы расчета тормозного пути автомобиля при различных условиях, выполнения правил дорожного движения.
При изучении резонанса очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (например, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов.
В урок, посвященный различным видам электромагнитных излучений, включаю вопросы, связанные с воздействием электромагнитных волн на живые организмы (использование мобильных телефонов, электрооборудования).
Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз (в том числе электронные физкультминутки для глаз с музыкальным сопровождением), кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.
Физкультминутки могут включать тему урока. Например,
Острый глаз.
Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.
Шаги – термины. Ученик, физическое понятие шагая по кабинету, при каждом шаге называет или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.
Мне кажется, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, юмористических или поучительных картинок, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Считаю, что все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развитию их творческого потенциала.
Информационно-коммуникационные технологии.
Кабинет физики оснащён автоматизированным рабочим местом учителя, интерактивной доской, коллекцией компакт-дисков CD с обучающими программами по физике, что, в отличие от традиционного способа обучения, позволяет мне использовать на уроках компьютерные технологии. Они используются мною как способ диагностирования знаний учащихся, средство обучения, источник информации (учащиеся используют Internet), как тренинговое устройство. Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов.
Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал. Также я использую программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.
На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория», «1С: Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ» и другие.
Данные программы также предназначены для уроков практикумов, которые применяются для решения задач с последующей проверкой на компьютерной модели, что стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Интерактивные лабораторные работы позволяют в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам в лабораторных условиях. Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.
Интернет - учебная, справочная информация
Интернет - ЕГЭ
Интернет – практикумы, урок
Интернет – профильная, довузовская подготовка
Интернет - олимпиады, конкурсы
Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.
1. http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.
2. http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом.
3. http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.
4. http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке.
5. http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков
Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/) и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.
Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
уроки лекции с просмотром различных сюжетов;
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ
При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ или решу ЕГЭ). Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты. К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке. В кабинете физики уже накоплена коллекция данных презентаций и картотека домашних лабораторных исследований с помощью компьютера.
3.Технологии проблемного обучения
Для развития интеллектуальных умений учащихся применяется технология проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы. В начале урока задаю вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. После обсуждения показываю известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре. При изучении явления электромагнитной индукции спрашиваю: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел. Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий. Проблемная ситуация может создаваться также в процессе изучения физических законов, теорий, реализовываться во время проблемного изложения материала. Учебная проблема существует в двух основных формах:
как тема урока;
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Эмоциональное переживание возникает у школьников не абы когда, а в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Причем, не с каким угодно, а вполне с конкретным. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Урок физики по теме «Инерция». Предлагаю детям представить движущийся пароход. На палубе стоите вы и бросаете мяч вертикально вверх. Куда упадет мяч? Посыпались ответы учащихся: передо мной, на палубу, прямо мне в руки, в воду. Далее ребятам говорю: «Итак, сколько же разных мнений у нас в классе?» - много мнений. «Значит, какой вопрос возникает?» - кто из нас прав, куда упадет мяч?
А вот иллюстрация колебательного движения.
…Бунтует вихорь в поле чистом
И на краю седых небес
Качает обнаженный лес…
Предлагаю подумать над вопросом, можно ли считать движения леса вынужденными колебаниями?
А иллюстрацию вынужденных колебаний нашли в стихотворении Ф.Тютчева:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит…
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке. Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики.
Игровые технологии.
Психологи считают, что простая передача и показ "делай как я" не развивают мышления учащихся. Выдвигаются разные гипотезы, но все они связывают развитие мышления с активной деятельностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Цели использования:
Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989). В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Игра в старшем школьном возрасте имеет нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическую окраску, стремление к розыгрышу, ориентацию на речевую деятельность. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Физика за чайным столом», «Физика на кухне», в 7 классе – «Физика в загадках». Игровые технологии использую во внеклассной работе.
Использование игровых технологий при обучении физике позволяет мне
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные способности учащихся;
- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- обеспечивать свободный обмен мнениями;
- учитывать возрастные психологические особенности школьников;
- организовывать процесс обучения в форме состязания;
- облегчить решение учебных задач;
- вовлечь всех учащихся в учебный процесс;
- ощущать значимость результата каждым учеником в отдельности;
- практически закрепить полученные знания;
- способствовать формированию мотивационной сферы учащихся;
- расширять кругозор детей; формировать навыки совместной деятельности.
Игровые технологии реализую в форме групповой работы. Результаты познавательной игры подводятся с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри или мной. Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, стимулирующей познавательную и творческую активность учащихся, поэтому игра развивает их наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выделять их существенные признаки. Таким образом, использование игровых технологий на уроках физики способствует умственному развитию учащихся, совершенствуя их мышление, внимание и творческие способности. Кроме того, применение игровых технологий на уроке позволяет не только заинтересовать учащихся физикой, но и способствует их социальной адаптации, освоению новых социальных ролей, формированию терпения, настойчивости, ответственности, любознательности и наблюдательности.
5. Технологии развивающего обучения.
Идеи развивающего обучения:
каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
Технологии развивающего обучения применяю на практике:
• Наибольший интерес представляют задания, требующие умения объяснить явление или процесс, принцип действия прибора на основе изученного теоретического материала.
• Развивающими являются уроки, на которых формируется умение высказывать свое мнение, понимать чужое, вести дискуссию. Примерами этого могут быть уроки «Свет – это волна или частица?», «Атомная энергетика. За и против».
• Развивающими являются уроки защиты проектов. Примерами таких уроков могут быть уроки «Что случится, если…?» (исчезнет сила трения, тяготения).
• Познавательная активность проявляется в самостоятельности составления задач на пройденную тему.
• Развитию интеллекта способствует система учебного эксперимента, включающая демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, экспериментальные задания, выполняемые учащимися дома.
Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся.
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы. В результате использования современных образовательных технологий повысилось качество обучения, у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, ученики самостоятельно делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.
Результаты педагогической деятельности.
Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности. Ученики отличаются высоким уровнем знаний, познавательной активностью. В течение последних пяти лет наблюдается постоянный рост интереса учащихся к физике.
Уровень усвоения учащимися программного материала - 100%;
уровень обученности учащихся на ''4'' и ''5'' - 51 %.
Достижения учащихся
2011-2012 Районная олимпиада, 9 класс, Толмосов Анатолий, 3 место, Каржаманова Виктория 10 класс, 3 место.
2012-2013 Районная олимпиада, Сараджян Мелина, 2 место, 11 класс.
2014-2015 Районная олимпиада Попова Анастассия,1 место 7 класс, Пономарев Василий 10 класс 3 место - физики
Астрономия 1 место- Колесникова Вероника 10 класс, 3 место – Асташова Анна 9 класс.
Ежегодно 20-35% учащихся выбирают физику в качестве экзамена по выбору на ГИА, ЕГЭ и имеют хорошие показатели по сдаче ЕГЭ:
2009г. – 47%;
2010г. – 53,8%.
2011г. – 47,7%
2012г. – 56,1%
2013г.—56%
2014г.—52%
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Система преподавания каждого учителя складывается на протяжении нескольких лет и требует обобщения и распространения собственного педагогического опыта. Я стараюсь активно делиться имеющимся опытом, своими знаниями с коллегами. Регулярно выступаю на районных августовских конференциях, семинарах учителей физики. Являюсь членом муниципальной экспертной группы по проверке олимпиадных работ. Чтобы «зажечь» ученика, учитель сам, в первую очередь, должен быть увлечённым человеком, находиться в постоянном поиске.
Данный опыт позволяет сформулировать некоторые положения методики преподавания физики и рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче единого экзамена. ЕГЭ введен в практику школ в 2001 году, а в Ставропольский край участвует с 2007 года. Многолетний опыт работы сельской школе, где психологические различияучащихся проявляются особенно ярко, показывает, что не все учащиеся успешно обучаются на уроках физики. Все учащиеся, хорошо овладевшие физикой, успешно учатся как в технических, и так гуманитарных вузах и тем и другим знание физики позволяют освоить профессию.
Главная идея опыта: физическое образование должно иметь серьезную направленность на результат, на ЕГЭ уже с первых уроков. Методика предмета должна сочетать в себе как традиционные методы, так и современные технологии. Методологические основа физики – это основа для любой научной работы, в любой отрасли, в любой профессии пользуются приборами, а все основные навыки закладываются на уроках физики.
Замысел педагога, находить значимость предмета для будущего учащихся, поддерживать высокую мотивацию к предмету в течение всего процесса обучения и вывести наиболее заинтересованных предметом на хороший конечный результат, который принесет удовлетворение и учащимся, и родителям, и учителю, явится логическим завершением изучения предмета. Данный педагогический опыт показывает, как можно физическое образование сделать качественным и доступным, работающим на перспективу, что закреплено в Законе образования. В период, когда профильное обучение активно внедряется в практику массовых школ, где так же появляются профильные классы, может быть использован данный опыт.
Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:
между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.
Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.
Во-первых, решается проблема мотивации. Дети понимают, что они должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире.
Во-вторых, существенно развивается и обогащается речевая деятельность школьников.
В-третьих, информация из области физики при таком подходе быстрее и успешнее обобщается, систематизируется и классифицируется, т. е. превращается в знание. Это приводит к тому, что главным механизмом становится не механическое запоминание, а осознание и понимание учебного материала. При этом уровень достижений учащихся становится отражением развития.
Учащиеся обучаются следующим видам деятельности:
1.Обосновать свои научные представления.
2.Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.
3. Уметь применять знания в быту технике и экстремальных ситуациях. 4. Выдвигать гипотезы и уметь подтверждать или опровергать их. Заключительная работа по усвоению теоретического материала имеет целью довести умение до автоматизма, чему способствуют самостоятельные, лабораторные, контрольные работы. На всех этапах работы используются различные формы и приемы: традиционные: рассказ, беседа, лекция, фронтальный и индивидуальный опрос, а также большой арсенал новых педагогических технологий. Для организации учебной деятельности широко используются игровые технологии, групповые формы, метод индивидуальных образовательных траекторий (для одаренных учащихся). В предпрофильных классах использую для закрепления и систематизации задания ЕГЭ, подчеркивая к какому уровню сложности, они относятся, такая работа необходима для осознания уровня требований к выпускникам полной средней школы и для самооценки учащихся. В конце 9 класса, учащиеся решившие пойти в профильный класс имеют возможность проверить себя в централизованном тестировании. При отборе в профильный класс учащихся сообщается, сколько часов физики у них будет, и какова конечная цель данного класса. Каждый учащийся профильного класса должен осознать, что его цель: изучить физику на высоком научно-теоретическом уровне, использовать знания в вузе. Анализируя количество учащихся, окончивших профильный класс и поступивших в технические вузы в разные годы, приходим к выводу, что используют данную подготовку от 50-80% выпускников профильных классов, что является неплохим показателем.
В начале 10 класса проводится вводный тест (автор Орлов). Анализ результатов теста позволяет сделать вывод о состоянии подготовки учащихся к данному физико-математическому профилю. После анализа результатов решаем, какую группу учащихся следует отнести к наиболее подготовленным, какую необходимо подтянуть до общего уровня. Выделяем особо одаренных учащихся, которым необходима индивидуальная образовательная траектория. Для каждой группы ставятся свои задачи. Первой группе - повысить уровень знаний, умений и привести их в соответствие с требованиями ЕГЭ. Для второй группы необходимо проанализировать пробелы каждого ученика и наметить пути их ликвидации, причем в ходе обучения. Для одаренных учащихся, выделяется время для индивидуальной работы и, как правило, эти учащиеся готовятся к олимпиадам. Затем формулируются общие задачи работы в классе по освоению предмета в соответствии с обязательным минимумом и федеральным стандартом по физике.
Средства достижения цели- различные материалы, документы, регламентирующие содержание, структуру экзамена, тренировочные, демонстрационные и другие варианты экзаменационных работ. Планирование работы непосредственно на подготовку к ЕГЭ. Составляется в начале года в 11 классе, когда учащиеся окончательно определились с выбором экзамена по физике. Совместная деятельность начинается с сентября месяца, организуется в двух формах: классно-урочная работа, система «консультант», система «репетитор» и групповое обучение. Классно-урочная форма обязательна для всех, и не зависит от того, выбрали ли физику для сдачи экзамена или нет.
Система «консультант» применяется для сильных учащихся, которым не надо подробно объяснять решение задач, а только подать идею, указать метод решения, подход к решению или натолкнуть на мысль. Такими учащимися в 2013г., сдававшем ЕГЭ были Ахмедов Фуад, Воронов Влад, во втором профильном классе 2013 -2014 уч.г. – Толмосов Анатолий, Панкратов Владислав, Джумаев Артур.
Система «репетитор» применяется к учащимся, нужно подробно дать пример решения задачи, научить основным методам и алгоритмам решения, вспомнить теоретический материал. Эта система применяется к менее подготовленным учащимся или с пробелами в знаниях.
В течение всего года во внеурочное время проводится групповая форма и взаимообучение. Здесь ведется работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания, разрабатывается стратегия экзамена. Работа организуется в малых и больших группах. Два- три ученика решают задачу и представляют решение на доске остальным. Задачи даются параллельные, т.е. на один и тот же раздел, при решении необходимо применить одни и те же законы, формулы, но найти различные величины, хотя общий круг величин, входящих в формулу один и тот же.
Так же дается одна задача всем группам, но предлагается решить ее несколькими способами. Для такой работы подходят задачи, которые можно решать динамическим и энергетическим способом, или задачи, которые можно решать аналитически и графически. Таких задач много в механике и молекулярной физике, оптике, электродинамике.
Для такой многоплановой работы необходимо планировать занятия три раза в неделю.
Первый день – система «консультант»
Второй день - система «репетитор»
Третий день - групповая работа и взаимообучение.
Итоги работы подводятся первый раз в конце первого полугодия, для чего проводится первое тестирование в классе. Работы подробно анализируются каждому ученику, и намечается индивидуальный план, который позволяет делать передвижения из одной системы в другую. Наиболее подготовленные могут перейти в систему «консультант», а недостаточно хорошо справившиеся в систему «репетитор».
Последовательность применения.
Повторение школьного курса по разделам (классно-урочная форма, в течение года)
Организация уроков и дополнительных занятий (в трех направлениях: консультант, репетитор, группа).
Обучение стратегии выполнения экзамена (март, апрель, май, июнь).
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.
1 Ранняя профилизация класса (7-9 класс)
2. Осознанность выбора профильного класса и выбора экзамена учащимися, сдающими предмет.
3. Систематическая работа на уроках физики на результат - хорошие, глубокие знания предмета.
Ограничения и запреты.
Нельзя чтобы дети выбирали профиль под давлением родителей, без собственной мотивации.
Нельзя всю работу на уроке направлять только на решение материалов ЕГЭ.
Не пренебрегать традиционными контрольными работами, индивидуальным опросом, полностью выполнять практическую часть программы.
Учащиеся профильных классов принимают участие в олимпиадах различного уровня и показывают хорошие результаты. Такой вид деятельности так же способствует успешной сдаче экзаменов.
Даже на первых этапах внедрения данной технологии можно отметить эффективность применения. По проведённым анкетам следует удовлетворённость учащихся и их родителей процессом обучения. Повысилась психологическая комфортность обучения, уровень усвоения учебного материала. Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках физики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении. Воспитание собственным примером считаю необходимым качеством учителя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты.
Вывод
Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Я обратила внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета информатики и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень сформированности познавательной компетентности учащихся.
Используемая литература
Сборник нормативных документов. Физика. Сост. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. – М.: Дрофа, 2004.
Сиротнюк А. Л. О природосообразном обучении. – Школьные технологии, 2004, №3.Коршунова О. В. Интегративно-дифференцированный подход к обучению физике в сельской школе. Материалы по организации экспериментального обучения физике для учителей-исследователей общеобразовательных учреждений. Под ред. Данюшенкова В. С. – Киров: ВятГТУ, 2005.
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. -1995. - №3.