«Повышение эффективности образовательного процесса путём использования технологии развития критического мышления на уроках физики».
«Повышение эффективности образовательного процесса путём использования технологии развития критического мышления на уроках физики».
Научить детей думать самостоятельно, овладевать знаниями и решать проблемы – словом, приводить механизм работы мысли в действие, несомненно, помогут современные образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология развития критического мышления. При использовании на уроках технологии развития критического мышления учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, вспоминают пройденный материал, рассуждают, делятся идеями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель выступает координатором. Урок, построенный по технологии развития критического мышления, соответствует всем требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности образовательного процесса путём использования технологии развития критического мышления на уроках физики».»
МОУ Пустошенская ОШ
Канаичева Мария Викторовна, учитель физики
«Повышение эффективности образовательного процесса
путём использования технологии развития критического
мышления на уроках физики».
«Век живи – век учись» – гласит народная мудрость. Но школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать умственную активность: учить мыслить, самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решение теоретических и практических задач. Развитие умственной активности происходит в процессе усвоения знаний, однако не всякое усвоение обеспечивает эту активность.
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, повышать уровень его образования. Современное поколение школьников очень трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства.
Научить детей думать самостоятельно, овладевать знаниями и решать проблемы – словом, приводить механизм работы мысли в действие, несомненно, помогут современные образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология развития критического мышления. При использовании на уроках технологии развития критического мышления учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, вспоминают пройденный материал, рассуждают, делятся идеями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель выступает координатором. Урок, построенный по технологии развития критического мышления, соответствует всем требованиям ФГОС.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.
Целью технологии развития критического мышления является:
формирование нового стиля мышления;
развитие аналитического критического мышления;
формирование культуры чтения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Существует 3 стадии формирования критического мышления:
Стадия «Вызова».
Во время стадии «Вызова» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
На стадии «Вызова» я использую такие приемы, как:
«Верите ли вы…»
«Ключевые слова»
«Тонкие и толстые вопросы»
«Кластер» или «Обобщающая таблица» (к ним возвращаюсь на стадии «Рефлексия»)
Стадия «Осмысление».
На этой стадии необходимо помочь учащимся активно воспринимать новый материал и сопоставить имеющиеся и новые знания. Здесь можно использовать следующие приемы:
«Инсерт» (чтение с маркировкой)
Заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Лекция
Поиск ответов на вопросы в тексте.
Стадия «Рефлексии»
Задача состоит в оказании помощи учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выбрать направление в дальнейшем изучении материала.
Приемы стадии «Рефлексия»:
«Кластер»
Ответы на вопросы
Проверка и обсуждение таблицы
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Анализ и оценка проделанной работы.
Рассмотрим применение технологии развития критического мышления при изучении темы «Второй закон Ньютона».
Стадия «Вызов». На этой стадии я использую прием «Тонкие и толстые вопросы». (фрагмент)
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
1. Что такое сила?
1. Какая физическая величина характеризует отсутствие или наличие внешнего воздействия?
2. Сформулируйте 1-й закон Ньютона
2. Почему равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны и взаимозаменяемые лишь в ИСО?
3.В чем различие между инерцией и инертностью?
3. Может ли тело двигаться бесконечно долго?
Стадия «Осмысления».
На столах у учащихся находится блюдце с водой, скрепка и магнит. Скрепка лежит на «плоту», который лежит на поверхности воды. Работая в парах, ребята проводят эксперимент, исследуют поведение скрепки до воздействия на нее магнитом и после него. После проведения эксперимента отвечают на вопросы:
1.Какова скорость скрепки до взаимодействия с магнитом?
2.Почему скорость скрепки до взаимодействия ее с магнитом была равна нулю?
3.Что произошло со скоростью скрепки после воздействия магнита?
4.Как называется движение скрепки до и после воздействия на нее магнитом?
5.Что явилось причиной появления у скрепки ускорения?
6.Какой вывод следует из опыта?
Учитель: Сформируйте группы и обсудите еще раз ответы на эти вопросы (работа в группах: обсуждение, выступление, дополнения)
Технология “Критическое мышление” мне нравится тем, что она учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог, на уроке создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. На этих уроках генерируются идеи, с возможностью их реализации, ставятся вопросы для дальнейшего поиска информации, появляются темы для рефератов, исследовательских работ и проектов. На таких уроках формируется самооценка личностных знаний и оценка своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью.
Используемая литература:
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
«Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.