Пособие для учителей физики "Космонавты Луганщины"
Пособие для учителей физики "Космонавты Луганщины"
Данное пособие “Космонавты Луганщины” разработано для учителей и школьников (7-11 классов) при непосредственном участии обучающихся 11-А класса ГУ «Луганского общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №45». Пособие также может быть использовано учителями на уроках физики, на классных часах и во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пособие для учителей физики "Космонавты Луганщины"»
2018
Мальцева Е.В.
методист
ГУ «Луганский информационно-методический центр»
Космонавты Луганщины
Пособие для учителей физики
СОДЕРЖАНИЕ
Владимир Афанасьевич Ляхов …………………………………… 4
Георгий Степанович Шонин …………………………………… .18
Георгий Тимофеевич Береговой …………………………………30
АНАТАЦИЯ
Данное пособие “Космонавты Луганщины” разработано для учителей и школьников (7-11 классов) при непосредственном участии обучающихся 11-А класса ГУ «Луганского общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №45». Пособие также может быть использовано учителями на уроках физики, на классных часах и во внеурочной деятельности.
Учителям физики 9 и 11 классов пособие может быть полезно при подготовке и проведении уроков по теме «Астрономии и астрофизика», а школьникам в интересной форме позволит не только приобрести новые знания и расширить свой кругозор, но и прикоснуться к славным страницам истории своего Отечества, своего родного города.
В пособии представлен материал о жизни и деятельности выдающихся космонавтов Луганщины:
Владимир Афанасьевич Ляхов.
Георгий Степанович Шонин.
Георгий Тимофеевич Береговой.
Вопросы изучения звёздного неба, космического пространства очень привлекают школьников. Некоторые из них читают книги и с удовольствием рассказывают о прочитанном своим сверстникам, задают учителям множество вопросов. Но, к сожалению, мы, взрослые уже не знаем имена тех, кто был и в настоящее время находится на околоземной орбите. Полёт в космос стал для нас обыденностью. А школьники не знают имён тех, кто первыми осваивали космические пространства. Результат анкетирования обучающихся (7-8 классов), проведённого нами, показал, что назвать имя первого космонавта планеты затрудняется 12% опрошенных, 44% - не могут назвать имя первой женщины – космонавта, 51% - не знают имя человека, первым вышедшего в открытый космос. Еще хуже обстоит дело с космонавтами Луганщины: 72% - не смогли назвать ни одной фамилии наших соотечественников, покорявших космос. К сожалению, родители практически не говорят, о том какую роль в освоении космоса играли Луганчане.
А согласно требованиям образовательных стандартов «Стандарт направлен на обеспечение: формирования у учащихся гражданской позиции, основанной на патриотизме, уважении к отечественным традициям и культуре народов, проживающих на территории Луганской Народной Республики».
Цель пособия: формирование духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма и любви к своей малой родине - Луганщине, отечественному культурно-историческому наследию, наиболее значимым страницам истории Луганской Народной Республики.
И призвано решать следующие задачи:
воспитывать чувство гордости за свой родной край;
познакомить обучающихся с выдающимися людьми Луганщины в области космонавтики;
дать представление о влиянии деятельности человека на природу, космическое пространство.
Пособие может быть использовано целиком на одном уроке, классном часе или занятии внеурочной деятельности, а также может быть использован один или несколько его вопросов, в зависимости от целей урока (занятия), который может проводить педагог или заранее подготовленный ученик, которому интересна эта тема.
Мальцева Е.В., методист ГУ ЛНР
«Луганский информационно-методический центр»
Владимир Афанасьевич Ляхов
Дата и место рождения:
Родился 20 июля 1941 года в городе Антрацит Ворошиловградской (Луганской) области, УССР.
Дата и причина смерти:
Скоропостижно скончался 19 апреля 2018 года в Астрахани. Находился за рулем автомобиля в поездке на рыбалку, внезапно стал задыхаться и умер вскоре после этого. Похоронен 24 апреля на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.
Образование и научные звания:
В 1959 году окончил среднюю школу в городе Антрацит.
В 1960 году окончил один курс 8-й военной авиационной школы первоначального обучения летчиков ВВС 69-й воздушной армии КВО.
«…Первая — стать летчиком — возникла, еще когда жил в Антраците и часами наблюдал за самолетами, выполняющими фигуры высшего пилотажа в небе над окраиной города. Окрепла она, когда я возвращался с летних каникул из Верхнего Мамона Воронежской области. Мне было уже двенадцать лет. Родственники провожали меня домой, к матери. Но я поступил по-своему: отправился в авиакассу и купил билет на все деньги, которые наскреб. Их хватило, чтобы добраться до ближайшего пункта — Павловска. Сажусь в Ан-2 и лечу — впервые в жизни. Дух захватывает от восторга: пусть пассажиром, но все-таки увидел землю с птичьего полета! Назад же, в Верхний Мамон, — более 100 километров — добирался весь день пешком и на попутных машинах. Крепко пожурили меня родственники и уж на следующее утро не ушли с вокзала, пока не убедились, что я действительно уехал...
Своей первой мечтой я ни с кем не делился. Играл на кларнете и саксофоне в школьном духовом оркестре, и мать была уверена, что я пойду в музыкальное училище и стану заправским музыкантом. А я опять по-своему: заранее сдал документы и заявление в военкомат и выжидал. Только когда наступил день отъезда на экзамены в Харьков, во всем покаялся матери...» - В.А.Ляхов.
В 1964 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) им.С.И.Грицевца.
24 июня 1975 году заочно окончил Военно-воздушную академию (ВВА) им.Ю.А.Гагарина по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая авиация».
В 1989 году сдал экзамены кандидатского минимума в ВВА им.Ю.А.Гагарина.
Профессиональная деятельность:
После ухода из отряда космонавтов с января 1995 по 1998 год работал заместителем генерального директора редакционно-издательской фирмы «Россия». В 1998 году вышел на пенсию.
Воинская служба:
С 9 декабря 1964 года служил летчиком, старшим летчиком 777-го истребительного авиационного полка (ИАП) 24-й дивизии ПВО на о.Сахалин.
С 9 февраля 1966 года служил старшим летчиком 300-го ИАП 29-й дивизии ПВО 11-й отдельной армии ПВО в селе Переславка Хабаровского края.
19 августа 1994 года приказом МО РФ уволен из Вооруженных сил в запас по возрасту.
Воинское звание:
Лейтенант (26.10.1964).
Старший лейтенант (23.12.1966).
Капитан (07.02.1969).
Майор (05.11.1971).
Подполковник (11.07.1974).
Полковник (25.08.1979).
Служба и должности в ЦПК:
18 августа 1969 года был назначен космонавтом 3-го отдела (лунные программы) 1-го управления 1-го НИИ ЦПК.
15 марта 1970 года был переведен в 4-й отдел 1-го управления.
30 апреля 1974 года был вновь переведен в 3-й отдел 1-го управления.
С 30 марта 1976 года - космонавт группы авиационно-космических средств.
С 30 января 1979 года - космонавт группы орбитальных кораблей и станций, а 7 мая 1980 года стал инструктором-космонавтом этой группы.
С 25 января 1982 являлся космонавтом-испытателем группы орбитальных пилотируемых комплексов общего и специального назначения, с 20 февраля 1985 года был инструктором-космонавтом-испытателем этой группы.
С 9 октября 1986 года работал в той же должности в 1-й группе.
С 14 мая 1987 года был начальником 25-го отдела 2-го управления.
С 11 октября 1988 года работал заместителем начальника управления (по подготовке космонавтов) 1-го НИИ ЦПК.
С 11 марта 1993 года был заместителем командира отряда космонавтов.
7 сентября 1994 года приказом начальника ЦПК отчислен из отряда космонавтов в связи с увольнением в запас из Вооруженных сил. Исключен из списков части 11 ноября 1994 года.
Космическая подготовка:
Принимал участие в 3-м наборе 1965 года. Получил допуск ЦВЛК. Рассматривался на заседании мандатной комиссии 20 октября 1965 года. В отряд космонавтов зачислен не был и оставался в резерве.
7 мая 1967 года приказом Главкома ВВС №369 был зачислен в отряд ЦПК в качестве слушателя-космонавта. С мая 1967 по июль 1969 года проходил общекосмическую подготовку. 18 августа 1969 года был назначен космонавтом 3-го отдела 1-го управления 1-го НИИ ЦПК.
В 1969 - 1973 годах проходил подготовку в группе по программе «Спираль». С июня 1972 по апрель 1973 года проходил подготовку в ГКНИИ ВВС для получения квалификации летчика-испытателя. Освоил 10 типов самолетов. Летал на МиГ-21СМТ, МиГ-2ШФ, Су-7БКЛ, Су-9. Прошел подготовку по методикам летных испытаний на самолете МиГ-21. В качестве ведущего летчика провел контрольные испытания самолета и совместные заводские испытания прицельной системы самолета Ту-22М. Принимал активное участие в экспериментальной отработке системы управления и исследовании динамики полета изделия «50» («Спираль»).
С января 1974 по 1976 год проходил подготовку в качестве командира экипажа для испытательного полета на КК 7К-С (11Ф732), вместе с А.Вороновым.
С 1976 по октябрь 1977 года проходил подготовку к полету в качестве командира в качестве командира 3-го (резервного) экипажа по программе основной экспедиции на ДОС «Салют-6», вместе с Георгием Гречко. В октябре 1977 года в связи с неудачным полетом экипажа КК «Союз-25» все экипажи на ДОС «Салют-6» переформированы. В октябре - декабре 1977 года продолжил подготовку по той же программе вместе с Валерием Рюминым.
С декабря 1977 по март 1978 года проходил подготовку в качестве командира 2-го (дублирующего) экипажа по программе второй основной экспедиции на ДОС «Салют-6», вместе с Валерием Рюминым. Во время старта КК «Союз-29» 16 июня 1978 года был дублером командира корабля.
С июня 1978 по февраль 1979 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-6», вместе с Валерием Рюминым.
Первый полет
С 25 февраля по 19 августа 1979 года в качестве командира 3-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6», вместе с В.Рюминым.
Во время полёта выполнил внеплановый выход в открытый космос для отделения зацепившейся за конструкцию станции антенны радиотелескопа КРТ-10: 15.08.1979 - продолжительностью 1 час 23 минут. Позывной: «Протон-1».
Продолжительность полета составила 175 суток 00 часов 35 минут 37 секунд.
В 1979 - 1980 годах проходил подготовку к международным полетам в составе группы космонавтов.
С октября 1980 по март 1981 года проходил подготовку в качестве командира 2-го (дублирующего) советско-монгольского экипажа экспедиции посещения ДОС «Салют-6», вместе с Майдарджавыном Ганзоригом (МНР). Во время старта КК «Союз-39» 22 марта 1981 года был дублером командира корабля.
В январе 1982 года заменил Владимира Джанибекова в 3-м (резервном) экипаже по программе первой основной экспедиции (ЭО-1) на ДОС «Салют-7» и с 9 января по май 1982 года проходил подготовку в качестве командира в экипаже вместе с Александром Александровым.
С мая 1982 по апрель 1983 года проходил подготовку в качестве командира 2-го (дублирующего) экипажа по программе второй основной экспедиции (ЭО-2) на ДОС «Салют-7», вместе с Александром Александровым и Александром Серебровым (8 марта 1983 года А.Сереброва заменил Виктор Савиных). Во время старта КК «Союз Т-8» 20 апреля 1983 года был дублером командира корабля.
С мая по июнь 1983 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе второй основной экспедиции (ЭО-2) на ДОС «Салют-7», вместе с Александром Александровым.
Второй полет
С 27 июня по 23 ноября 1983 года в качестве командира корабля «Союз Т-9» по программе 2-й основной экспедиции на ДОС «Салют-7», вместе с А.Александровым. Во время полёта выполнил два выхода в открытый космос: 01.11.1983 - продолжительностью 2 часа 49 минут. 03.11.1983 - продолжительностью 2 часа 55 минут. Позывной: «Протон-1». Полет был продлен в связи с катастрофой 26.09.1983 года на старте КК «СоюзT» с экипажем, который должен был сменить В.Ляхова и А.Александрова. Продолжительность полета составила 149 суток 10 часов 46 минут.
В 1985 - 1987 годах готовился в группе по программе космонавта-спасателя.
С февраля по ноябрь 1987 года проходил подготовку в качестве командира 3-го (резервного) экипажа по программе третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ОК «Мир», вместе с Андреем Зайцевым.
С ноября 1987 по май 1988 года проходил подготовку в качестве командира 2-го (дублирующего) советско-болгарского экипажа по программе «Шипка» (экспедиция посещения ОК «Мир»), вместе с Андреем Зайцевым (в марте заменен Александром Серебровым) и Красимиром Стояновым (НРБ). Во время старта КК «Союз ТМ-5» 7 июня 1988 года был дублером командира корабля.
С июня по август 1988 года проходил подготовку в качестве командира основного советско-афганского экипажа по программе экспедиции посещения ОК «Мир», вместе с Валерием Поляковым и Мохаммадом Даураном (Республика Афганистан), которого в июле 1988 года заменил Абдул Моманд (Республика Афганистан).
Третий полет
С 29 августа по 7 сентября 1988 года в качестве командира корабля «Союз ТМ-6» по советско-афганской программе экспедиции посещения. Во время возращения на Землю (вместе с А.Момандом) уже после отделения бытового отсека возникли сбои в системе автоматической ориентации, и посадка была отложена на сутки, которые космонавты провели в креслах в СА. Позывной: «Протон-1». Продолжительность полета составила 8 суток 20 часов 26 минут 27 секунд.
В 1988 - 1994 годах готовился в группе, находясь в резерве как космонавт-спасатель.
7 сентября 1994 года приказом начальника ЦПК отчислен из отряда космонавтов.
Почетные звания:
Дважды Герой Советского Союза (19 августа 1979 года и 23 ноября 1983 года).
Летчик-космонавт СССР (19.08.1979).
Герой Республики Афганистан (10.09.1988).
Лауреат Государственной премии Украинской ССР (1984).
Общественно-политическая деятельность:
В 1989 - 1990 годах был депутатом городского Совета народных депутатов города Щелково.
Член Совета директоров российского отделения Ассоциации исследователей космоса (The Association of Space Explorers).
Классность:
Военный летчик 3-го класса (15.07.1966).
Военный летчик 2-го класса (01.11.1972).
Военный летчик 1-го класса (25.12.1974).
Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС (27.11.1972).
Летчик-испытатель 3-го класса (13.04.1973).
Космонавт 3-го класса (22.08.1979).
Космонавт 2-го класса (01.12.1983).
Космонавт 1-го класса (05.11.1988).
Общий налет составляет более 4 500 часов.
Спортивные достижения:
Имеет 3-й разряд по футболу.
Награды:
Награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (19.08.1979 и 23.11.1983), орденом Октябрьской Революции (07.09.1988) и 11 юбилейными медалями, медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Награжден кроме того медалью «Золотая Звезда» Героя Республики Афганистан и орденом «Солнце Свободы» (РА, 10.09.1988), орденом «Народная Республика Болгария» I степени (1988), орденом Сухэ-Батора (МНР).
Общественные награды:
Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства, удостоен ордена «Во славу Отечества» II степени (2008).
"Почта ЛНР" в 2018 году ввела в обращение художественные марки "Космонавты Луганщины".
Государственное унитарное предприятие (ГУП) "Почта ЛНР" ко Дню космонавтики ввела в обращение художественные марки "Космонавты Луганщины".
"12 апреля 2018 года ГУП ЛНР "Почта ЛНР" вводит в обращение художественные почтовые марки "Космонавты Луганщины", выпуск которых приурочен к празднованию Дня космонавтики", - говорится в сообщении.
На марке "Шонин Г.С." изображен советский космонавт Георгий Шонин, родившийся в Ровеньках. Марка выполнена на белой подложке с фиолетовым градиентом, на ней изображен герб ЛНР и размещены надписи "Шонин Г.С.", "Герой Советского Союза", "ЛНР LPR 2018".
На марке "12 апреля" изображены космическая ракета, планета Земля, спутник Земли Луна на фоне космического пространства с художественной обработкой в графическом редакторе, герб ЛНР; размещены надписи "12 апреля", "День Космонавтики", "ЛНР LPR 2018".
На марке "Ляхов В.А." изображен советский космонавт Владимир Ляхов, родившийся в Антраците. Марка выполнена на белой подложке с фиолетовым градиентом, на ней изображен герб ЛНР; размещены надписи "Ляхов В.А.", "Герой Советского Союза", "ЛНР LPR 2018".
Общий тираж марок составил 6 тыс. экземпляров, формат: 29,5 х 40 мм.
Ранее были выпущены следующие марки:
Семейное положение
Отец - Ляхов Афанасий Иванович, (1911 - 1943), шахтер, погиб на фронте во время ВОВ.
Мать - Юрова (Ляхова) Наталья Илларионовна, (1915 - 1981), лебёдчица на шахте. Отчим - Юров Михаил Григорьевич, 1927 г.р.
Сестра - Юрова Любовь Михайловна, 1952 г.р., врач-терапевт.
Жена - Ляхова (Есмурзаева) Зинаида Елисановна, 1945 г.р., работала бухгалтером, затем домохозяйка.
Сын - Ляхов Юрий Владимирович, 1964 г.р., летчик гражданской авиации. Дочь - Ляхова Ольга Владимировна, 1970 г.р., окончила Московский кооперативный институт.
Увлечения - охота, рыбалка.
Литература
Картавцев В. Луганщина и космос [Текст] / В. Картавцев // НАША ГАЗЕТА . - 2010 . - 10 апреля (№ 38). - С. 2
Жданова Г. П. Тюльпаны Байканура [Текст] / Г.П. Жданова // РЕАЛЬНАЯ ГАЗЕТА ИЖИЦА . - 2010 . - 12-18 апреля (№ 15). - С. 14
Ермоченко Н. Владимир Ляхов: "Земля прекрасна" [Текст] / Н. Ермоченко // ТЕЛЕГАЗЕТА . - 2010 . - 8 сентября - 29 сентября - С. 7
Снегирев В. 333 дня вокруг Земли [Текст] / В. Снегирев // ВЕЧЕРНИЙ ЛУГАНСК . - 2009 . - 6-12 апреля (№ 13).- С. 20
Картавцев В. Он сказал поехали [Текст] / В. Картавцев // СОВЕТСКАЯ ЛУГАНЩИНА . - 2009 . - 15 апреля (№ 15). - С. 14
Луганщина в лицах: Владимир Ляхов [Текст] // XXI ВЕК . - 2009 . - 15 июля (№ 54). - С. 16
Космонавты Луганщины [Текст] //XXI ВЕК . - 2008 . - 12 апреля (№ 27) . - С. 6
Ляхов, Голубович и Дьяконов стали Почетными гражданами [Текст] // ГОРОДСКОЙ КУРЬЕР . - 2008 . - 2-8 июня (№ 23). - С. 6
Летчик-космонавт, народный артист и заслуженный медик стали почетными гражданами Луганщины [Текст] // ИЗВЕСТИЯ ЛУГАНЩИНЫ . - 2008 . - № 2.
Комаровский А. Три полета космонавта Ляхова [Текст] / А. Комаровский // РЕАЛЬНАЯ ГАЗЕТА ИЖИЦА . - 2008 . - 24-30 ноября (№ 46). - С. 14
Георгий Степанович Шонин
Георгий Степанович Шонинродился 3 августа 1935 года в городе Ровеньки Луганской области Украины. Сын служащего, призванного в РККА и погибшего в первые месяцы Великой Отечественной войны. Русский.
Детство провёл в городе Балта Одесской области Украинской ССР, где пережил немецкую оккупацию и окончил 7 классов средней школы. Не смотря на тяжелое военное и послевоенное детство, Георгий был озорным, жизнерадостным, а, порой и хулиганистым мальчишкой. Только в седьмом классе он повзрослел и решил взяться за ум.
Он мечтал о дальних странах, путешествиях и открытиях.
Особенно нравились ему истории про моряков, и появилась у Георгия мечта о море и дальних странствиях. Но заметка в газете наборе в Одесскую спецшколу ВВС спутала все планы. Тогда все пацаны хотели стать летчиками, и он поддался общему настрою.
Георгия приняли, но спецшколу расформировали, а курсантов зачислили в Краснодарское (для конспирации его называли Ейским, хотя там никакого авиационного училища не было) военное летно-техническое училище. Через три года, в 1953 г. после сдачи экзаменов. Шонина направили в Ленинград, в 93-е Военно-морское авиационное училище первоначального обучения. Здесь его мечты о небе и море слились воедино. Во время обучения Георгий освоил самолеты Як-11 и МиГ-15. После сдачи экзаменов он проходил морскую практику в Кронштадте на паруснике «Седов», линкоре «Октябрьская революция» и крейсере «Адмирал Макаров» для ознакомления с силами, с которыми придется взаимодействовать. Затем, в 1954 г., он был направлен для дальнейшего обучения в Военно-морское Ордена Ленина авиационное училище имени И. В. Сталина Северокавказского военного округа.
В 1957 г. Шонин окончил училище с одними отличными оценками в звании лейтенанта и был направлен на службу на Балтику в 935-й истребительный авиационный полк военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. Через год Шонин уже старший летчик. В марте 1958 г его перевели в 768-й истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. Именно там Георгий Шонин познакомился с будущим первым космонавтом планеты Юрием Гагариным, который служил с соседнем 769-й полку, базировавшемся в поселке Луостари-Новое Мурманской области. Оттуда же и Шонин и Гагарин были направлены в Москву для прохождения медицинского набора.
Даже в отряд космонавтов они были зачислены одним приказом Главкома ВВС 7 марта 1960 года. Вот что вспоминал о Шонине Юрий Гагарин: «В общении прост. Волевой, прямой, честный. Что думает — в себе не таит. Если не нравится, рубит напрямую. Уважают его у нас. Летал хорошо и в простых и в сложных условиях, а случится другому тяжело, последнюю рубашку отдаст». Тем не менее, друзьями они не стали. Летчик-космонавт Г. С. Шонин с сыном Андреем
В апреле 1961 г. Шонин закончил общекосмическую подготовку и в сентябре был включен в лидирующую группу космонавтов для полетов на первых кораблях серии «Восток». К этому времени Юрий Гагарин и Герман Титов уже слетали. Вместо них к подготовке были привлечены Георгий Шонин и Борис Волынов. В течение октября он проходил непосредственную подготовку к одиночному полету, а с ноября готовился к первому групповому полету двух пилотируемых космических сначала в качестве резервного, а затем в качестве дублирующего пилота. В июне 1962 г. случилось непредвиденное. Когда подготовка к групповому полету уже завершилась и космонавты готовились в режиме поддержания тренированности, ожидая изготовления двух кораблей, Шонина подвело здоровье. Он был снят с подготовки, а дублером Павла Поповича на «Востоке-4» был назначен Владимир Комаров.
Только в 1965 г. Шонин был полностью реабилитирован и, кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не эта болезнь.
В мае 1965 г. он вновь на непосредственной подготовке в качестве командира экипажа одного из «Восходов». Вместе с Борисом Вопыновым он даже сдал комплексную тренировку по программе 15-20 суточного длительного полета на ЗКВ 6 (Восход-3). Но вновь неудача, от него не зависящая все было готово, но в мае 1966 г. Госкомиссия полет отменила, посчитав, что ничего он не даст науке, а вскоре и вся программа «Восход» была закрыта. Некоторое время Георгий Шонин готовился по перспективной программе «Алмаз», так как для полетов на первых «Союзах» экипажи уже были сформированы.
После трагической гибели Владимира Комарова в апреле 1967 г. Георгия Шонина включили в подготовку по программе стыковки двух кораблей «Союз», и в январе 1969 г он был дублером Владимира Шаталова, который успешно выполнил полет и состыковался с «Союзом-5». Напряженная подготовка к полету не помешала Георгию Шонину с отличием закончить в 1968 г. Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и получить квалификацию «Летчик-космонавт-инженер». Затем новая подготовка — Василий Мишин решил удивить мир полетом сразу трех кораблей со стыковкой двух из них и фотографирования этого процесса с третьего корабля. Командиром первого из трех кораблей назначили Георгия Шонина Бортинженером в экипаж поставили его ровесника — инженера ЦКБЭМ (так называлось королевское ОКБ-1).
Первый полет
Свой первый и единственный полет в космос Георгий Шонин совершил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве командира КК «Союз-6» вместе с В. Кубасовым.
Экипаж «Союз-6» Кубасов В. Н. и Шонин Г. С. 1969 г.
Космонавты В. Н. Кубасов и Г. С. Шонин перед стартом на «Союзе-6».
Во время полета впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в ИЭС им. Патона аппаратуре, а также был проведен эксперимент «Факел» по визуальному обнаружению запусков баллистических ракет, проверены различные способы сварки и резки металлов в условиях космоса, причем этот эксперимент чуть не привел к разгерметизации бытового отсека из-за расфокусировки луча, который прожег стол, с закрепленной на нем установкой. А ведь полет был без скафандров. Фотосъемка КК «Союз-7 и 8» не была выполнена не только из-за ее отмены, но и из-за неточного выведения корабля на орбиту.
Позывной: «Антей-1».
Продолжительность полета составила 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд. Шонин стал 17 советским космонавтом и 39 космонавтом мира.
Экипаж «Союза-6» после приземления
За полет Шонину было присвоено почетное звание Героя Советского Союза и звание «Летчик-космонавт СССР». Он был награжден Орденом Ленина, ему присвоили звание полковник и квалификацию «Космонавт 3-го класса».
Москва, Кремль, сентябрь 1969 года. Перед стартом сюда пришли члены экипажей советских космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». Слева направо: В. А. Шаталов, В. В. Горбатко, В. Н. Кубасов, А. В. Филипченко, А. С. Елисеев, В. Н. Волков, Г. С. Шонин.
Сразу после полета и небольшого отдыха Шонин начал подготовку по новой программе полетов на орбитальную станцию ДОС (в дальнейшем «Салют»). Как одному из опытных космонавтов Георгию Шонину поручили возглавить первый экипаж, в который вошли дважды летавший Алексей Елисеев и не имеющий опыта космических полетов Николай Рукавишников. Им предстояло обживать первую в мире долговременную орбитальную станцию(ДОС) «Заря» (только после успешного запуска ее переименовали в «Салют»).
Все шло хорошо, но 5 февраля 1971 г. пошла для Георгия полоса неудач. Все началось с того, что он «просто проспал» тренировку на корабле, проходящем испытания в КИСе ЦКБЭМ. И, как следствие-отстранение от подготовки. Последовал психологический срыв, в результате длительное печение в госпитале. Только в марте Шонин вернулся из госпиталя, а заключение: «Нуждается в продолжительном лечении в санатории» полностью лишало надежды на возвращение к подготовке. Георгия Шонина назначили на нелетную должность начальника отдела ЦПК. Теперь ему пришлось самому организовывать подготовку космонавтам по военным программам «Алмаз» и «Союз-ВИ». Но, видимо, полоса неудач на этом не завершилась. В июне 1973 г. он стал инструктором-космонавтом отдела, который вел подготовку космонавтов по программе ЭПАС, а в апреле 1974 г. «пике» в жизни Шонина достигло низшей точки: его сняли с должности инструктора.
Другой бы мог не выдержать, не справиться с такими ударами судьбы, но Георгий Шонин нашел в себе силы начать «новую» жизнь. Инициатива, решительность, ответственность за порученное дело, характерные для Георгия, проявились в экстремальной ситуации с новой силой, и это не могло остаться незамеченным. Началось восхождение на новую высоту. В январе 1976 г. от был назначен сразу начальником управления ЦПК, и теперь на Шонина легла ответственность за всю тренировочную базу Центра. Кроме того, он вновь стал старшим инструктором-космонавтом и ведущим инженером-испытателем.
В октябре 1977 г. Георгию Шонину присвоили звание «генерал-майор» — редчайший случай, если учесть, что должность начальника управления ЦПК полковничья. В этом же году Георгий Степанович сделал уникальный шаг в рассекречивании «суперсекретного» советского космоса. В своей книге «Самые первые» он впервые рассказал о неполетевших космонавтах первого отряда. Называя только по именам, он рассказал о том, как трагично сложились их судьбы. Долгие годы — это упоминание оставалось единственным. Книга получила первую премию на конкурсе имени Н. Островского и была переведена на другие языки.
В апреле 1979 г., после 19 лет службы в отряде космонавтов, Георгий Шонин покинул ЦПК.
Еще 11 лет Георгий Степанович продолжал службу в авиации. За это время он был заместителем командующего воздушной армии, возглавлял один из военных НИИ. Только в ноябре 1990 г. Георгий Шонин был уволен в запас по возрасту в звании генерал-лейтенанта. Таких высот достигли не многие космонавты. За службу Родине Шонин был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями. В ночь на 6 апреля 1997 г. у себя дома в Звездном городке от сердечного приступа скончался Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант запаса Георгий Степанович ШОНИН. Георгий Шонин любил жизнь во всех ее проявлениях. И его все любили. Все, знавшие Георгия Степановича, ощутили острое чувство утраты, когда его не стало.
«Он идет не спеша, закинув левую руку за спину, подставив открытое, смелое лицо ветрам, дующим с востока. Идет навстречу Солнцу… Идет в бессмертие…» — так написал Шонин о Юрии Гагарине, но эти слова можно целиком отнести и к космонавту Георгию Степановичу Шонину.
Все, кто знал Георгия Степановича никогда не забудут его глаза, смотревшие на мир весело и чуть изумленно. Он любил бродить по лесу, петь украинские песни и был человеком щедрой души.
Вечная память о Георгии Степановиче Шонине навсегда останется в истории мировой космонавтики.
Похороны состоялись 9 апреля 1997 г. на кладбище д. Леониха Щёлковского района Московской области, близ Звездного городка.
Семейное положение:
Отец — Шонин Степан Васильевич, (1904 – 1941), служил в фельдсвязи, затем строил Кольскую ГЭС. Пропал без вести на фронте в первые дни войны. Мать — Шонина (Пустырская) Софья Владимировна, (15.01.1916 – 06.01.1993). Брат — Шонин Олег Степанович, род. 24.02.1934, работал врачом в стоматологической поликлинике.
Сестра — Рубан (Шонина) Джульетта Степановна, род. 30.06.1941, работала медсестрой в поликлинике.
Жена бывшая — Шонина (Шумилова) Лидия Фёдоровна, (18.01.1934-08.02.2009), работала радиотехником в Доме космонавтов Звездного городка. Дочь (приемная) — Шонина (Куклина) Нина Георгиевна, (10.09.1955 — 10.02.1990). Сын — Шонин Андрей Георгиевич, род. 22.05.1961, летчик гражданской авиации. Дочь — Шонина Ольга Георгиевна, род. 23.05.1970.
Жена бывшая — Шонина (Атрашенко) Людмила Валентиновна, род. 15.01.1937, член Комитета литераторов при Литературном фонде СССР. Сын — Шонин Антей Георгиевич, род. 04.02.1979.
Жена — Шонина Галина Аркадьевна, секретарь начальника военторга ЦПК.
• Герой Советского Союза (22 октября 1969 года). • Летчик-космонавт СССР (1969). • Награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (22 октября 1969 года), орденом Октябрьской Революции (30 декабря 1990), орденом Трудового Красного Знамени (15 октября 1976), орденом Красной Звезды (17 июня 1961) и 10-ю юбилейными медалями. • Награждён также медалью «25 лет народной власти» (НРБ, 07.09.1969), 3-мя медалями МНР, 5-ю медалями ЧССР.
Почётный гражданин городов Вологда, Гагарин, Калуга; Балта, Одесса, Ровеньки; Караганда; Бричпорт. Его имя носит спецшкола № 12 в городе-герое Одессе.
Публикации:
Автор книг «Самые первые» (1976), «Память сердца» (CПБ.: «Лань», 2001).
Использованные источники:
1. Георгий Степанович Шонин [Электронный ресурс].- 2014 — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org 2. Георгий Степанович Шонин [Электронный ресурс].- 2014 — Режим доступа: http://astronaut.ru 3. Георгий Степанович Шонин [Электронный ресурс].- 2014 — Режим доступа: http://www.warheroes.ru
Георгий Тимофеевич Береговой
Георгий Тимофеевич Береговой (15 апреля 1921, село Фёдоровка, Полтавская губерния, Украинская ССР — 30 июня 1995, Москва, Россия) — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос). Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, Лётчик-космонавт СССР № 12. Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Г. Т. Береговой родился раньше всех из побывавших на орбите людей (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полёта Берегового). Совершив космический полёт в 47-летнем возрасте, Береговой в течение нескольких лет являлся старейшим человеком, побывавшим на орбите (в 1974 году его превзошёл Лев Дёмин).
Родился 15 апреля 1921 в селе Фёдоровка Украинской СССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Украинец. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.
Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928—1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.
Великая Отечественная война
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).
« день, когда я с группой других лётчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. А вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить . Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташкова, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в моих мальчишеских грёзах . Командующим 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из её корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк, — Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание ещё в мирные годы, жизнь которых [я] брал для себя за образец».
— Береговой Г. Т. Три высоты
Приказом ВС Калининского фронта №: 300 от: 26.08.1942 года командир звена 451-го шап 264-й шад старший сержант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника.
С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов.
Приказом ВС 2-й воздушной армии №: 104/н от: 28.09.1943 заместитель комэска 90-го гвардейского шап гвардии лейтенант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 18 успешных боевых вылетов на штурмовку войк противника.
Приказом ВС 2-й воздушной армии №: 124/н от: 20.10.1943 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии лейтенант Береговой награжден орденом Александра Невского за выполнение 21 боевого вылета с нанесением боевых потерь противнику и подготовку своих летчиков, которые выполнили позднее 130 боевых вылетов.
Приказом ВС 1-го Украинского фронта №: 60/н от: 11.04.1944 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии старший лейтенант Береговой награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени (был представлен к ордену Кутузова 3-й степени) за разумную инициативу, смелость, командование эскадрильей и выполнение 28 успешных боевых вылетов.
За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, и за 106 боевых вылетов, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.
Приказом ВС 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта №: 3/н от: 14.01.1945 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии капитан Береговой награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за успешное выполнение 30 боевых вылетов и умелое руководство летным составом по радио.
Испытания самолётов
После войны Георгий Береговой окончил Липецкую высшую офицерскую летно-тактическую школу, после чего продолжил службу в Одесском военном округе на должностях штурмана, начальника воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка.
В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Космос
Дорога в космос была не простой. По нормативам того времени космонавт должен был быть не выше 170 см. Рост Берегового — 181 см. Космонавт не должен весить более 80 кг. Вес Берегового — 90 кг. Но… В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки. Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. Его учителем был Алексей Леонов. Он вспоминал, что у Берегового были очень большие сложности с пилотированием космического корабля. «Он был слишком летчик». Но Береговой смог осилить все сложности, и стать полноценным космонавтом.
Время, когда пришла пора ему лететь, было очень сложным. Именно тогда происходил переход на новую технику: корабли «Союз». «Союз» лететь не хотел категорически.
Тогда существовала практика, что человека запускали на корабле, если тот трижды успешно слетал без пилота, в автоматическом режиме.
Первый «Союз» был дистанционно ликвидирован, так как перестал выполнять команды ЦУПа.
Второй взорвался на старте.
Третий слетал нормально, но был выведен с орбиты раньше расчетного времени из-за отказа некоторых систем. Во время посадки нарушилась герметичность кабины спускаемого аппарата и системы выпуска парашюта. Впоследствии это стоило жизни космонавту Владимиру Комарову, пилоту корабля «Союз-1».
А 26 октября 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту «Союз-3». Беспилотный «Союз-2» уже ждал на орбите. Береговой должен был впервые осуществить стыковку двух кораблей нового поколения. Стыковка, которую по программе наметили уже на первом витке, не удалась. Не успев привыкнуть к состоянию невесомости, Береговой начал стыковать аппараты, находясь в перевернутом на 180 градусов по отношению к «Союзу-2». А на второй заход горючего уже не было. Стыковка не удалась. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд
За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, Береговой был награждён второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. 22 января 1969 года, во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой. Ильин принял Берегового за Брежнева. Многие отмечали определенное внешнее сходство космонавта и генсека. Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен. Сам Береговой был легко задет осколками лобового стекла, но смог перехватить управление и предотвратить аварию.
Несмотря на относительную неудачу в своем первом и последнем космическом полете, а Береговому на тот момент было 47 лет, Георгий Тимофеевич не нашел в себе ни сил, ни желания расстаться с космосом. И то, что сегодня «Союз» считается самым надежным и безопасным кораблем, немалая его заслуга.
Многие сотрудники космической отрасли отмечали недюжинные знания Берегового и возможность не просто объяснить технический недостаток какого-либо новшества, но и дать совет по его усовершенствованию. Например, именно Береговой добился того, что в современных кораблях управление во многом сходно с управлением самолета. По расположению и функциональности.
В 1972—1987 — начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.
Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу.
Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Могила Георгия Берегового на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 11)
Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память
Памятная серебряная монета Национального банка Украины. 5 гривен. 2011 г.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы — гвардии полковник Олег Гук).
В Енакиево установлен бронзовый бюст.
В Енакиево установлена памятная стела почётному гражданину города.
В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
Колокол в память о Г. Береговом — самый крупный из девяти колоколов, установленных в 2009 году на колокольне Свято-Георгиевского храма, расположенного в парке им. Берегового в Енакиево. На колоколе вырезана надпись «В память Георгия Берегового от семьи Януковичей».
В Енакиево есть музей космонавта Георгия Берегового (бывший краеведческий музей).
Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска со скульптурными портретами открыта 9 мая 2015 года на доме № 2 в Звёздном городке в память трёх лётчиков — участников Великой Отечественной войны: Г. Т. Берегового, Н. Ф. Кузнецова и П. И. Беляева (скульптор Андрей Следков).
В городе Алма-Ата (Казахстан) в честь Берегового названа улица.
В городе Шахтерске (Донецкая область) существует улица Берегового.
Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
8 апреля 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвящённую Георгию Береговому.
15 апреля 2011 г. Южная железная дорога с Карловского железнодорожного вокзала торжественно запустила новый поезд № 92/91 сообщением «Полтава — Москва» под названием «Георгий Береговой».
В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Республики Крым.
Почетные звания:
Дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 01.11.1968).
Летчик-космонавт СССР (01.11.1968).
Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос» (29.12.1981).
Герой Социалистического труда НРБ (1970).
Классность:
Летчик-испытатель 1-го класса (16.06.1954).
Космонавт 3-го класса (09.11.1968).
Общественно-политическая деятельность:
В 1969 - 1991 годах был членом Союза журналистов СССР.
Возглавлял экспедицию «Космос - землянам».
Публикации:
Автор книг «Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986), «Земля - стратосфера - космос», «Космос - землянам», «Грань мужества», «По зову сердца».
Соавтор книг «Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972), «Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987
Государственные награды СССР:
Был награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942, 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944). орденом Александра Невского (1943), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954, 1955), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975). Медалями «За боевые заслуги» (1949), «За победу над Германией» (1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945) и 11-ю юбилейными медалями.
Награды иностранных государств:
Был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом «Народный Герой Югославии» II степени.
Международные и общественные награды:
В сентябре 1996 года в его честь была названа малая планета №6319 «Береговой».
Семейное положение
Отец - Береговой Тимофей Николаевич, (1888 - 1950).
Мать - Береговая (Ситникова) Мария Семеновна, (1896 - 1974), домохозяйка.
Брат - Береговой Виктор Тимофеевич, (1913 - 1938), был репрессирован.
Брат - Береговой Михаил Тимофеевич, 1918 г.р., участник ВОВ, генерал-лейтенант-инженер.
Жена - Береговая (Беседовская) Лидия Матвеевна, (01.03.1929 - 2006). Работала методистом в Щелковском городском отделе народного образования (ГорОНО), затем преподавателем в школе Звездного городка.
Сын - Береговой Виктор Георгиевич, род. 31.03.1951, профессор МАИ.
Дочь - Елисеева (Береговая) Людмила Георгиевна, род. 24.10.1956, художник-модельер.
Увлечения
Любил петь народные песни, танцевать вальс. Много занимался столярными работами, делал мебель для дома и дачи.
Литература
Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — С. 32—33. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.
Берег Вселенной / Под ред. Болтенко А. С. — Киев: Феникс, 2014. — ISBN 978-966-13-6169-9
"Десятый старт" (выпуск серии приложений к журналу "Огонёк").
Береговой, Георгий Тимофеевич. Сайт «Герои страны». (Проверено 16 февраля 2009)
Храм в честь космонавта. Телесюжет. Телестудия Роскосмоса. 2011 г.
Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового. Телефильм студии «Русский космос». Режиссёры Р. Божко, А. Островский. Телеканал «Россия». 2013 г.
Официальный сайт администрации г. Байконур. Почётные граждане города.