Особенности подготовки обучающихся к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по физике
Особенности подготовки обучающихся к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по физике
Главная задача олимпиад заключается в выявлении и развитии талантливых обучающихся, повышении интереса к изучению физики. Подготовка к олимпиадам по физике должна быть специальной, долгосрочной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки обучающихся к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по физике»
Особенности подготовки учащихся к олимпиадам и другим
интеллектуальным соревнованиям по физике
Главная задача олимпиад заключается в выявлении и развитии талантливых обучающихся, повышении интереса к изучению физики.
Наши учащиеся не очень хорошо решают нестандартные задачи. Одной из причин является отсутствие в школах специальной системы подготовки учащихся к олимпиадам по физике. Подготовка к олимпиадам по физике должна быть специальной, долгосрочной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.
Этапы работы по подготовке к олимпиадам по физике:
Работа с 7-классниками начинается с выявления учеников с математическими способностями.
Развитие мотивации учения («Эвристические уроки», «Час экспериментальной физики», «Клуб любителей физики» и др.).
Организациядополнительной работы с одаренными учащимися(2-3 часа в неделю, в дни каникул).
4. Дополнительная работа с одаренными учащимися должна быть долгосрочной. 5. Форма дополнительных занятий – индивидуальная.
6. Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть комплексной (решение задач по физике требует очень глубоких знаний математики. Все проводимые олимпиады по физике показывают, что учащиеся не справляются с математической частью физических задач, в особенности, если требуется знание геометрии или тригонометрии).
Очень важно познакомить учащихся с общими методами и приемами решения физических задач. При составлении программы по физике необходимо обязательно включить в ее практическую часть выработку у учащихся навыков по основным методам и приемам решения физических задач. К таким методам следует отнести:
- Рациональный выбор системы отсчета и системы координат. - Принцип симметрии в задачах по физике. - Векторный метод. - Метод размерностей. - Метод электрических изображений. - Оценочный метод. - Графические методы решения задач. - Дифференциальный метод (разбиение на бесконечно малые элементы). - Интегральный метод (суммирование бесконечно малых элементов). Практика работы с одаренными учащимися показывает, что очень эффективен трехэтапный метод: вначале учитель впереди, ученик – за ним. Это означает, что ученик в точности выполняет все указания учителя.
Следующий этап: учитель и ученик – рядом. Это означает, что варианты работы, предложенные учителем, дополняются, изменяются или корректируются самим учеником в зависимости от его творческих возможностей. Конечным этапом работы с учеником в идеале является метод, когда учитель следует за учеником, помогая в выборе интересующей ученика информации и направляя его занятия.
Олимпиадные задания:
Задачи-оценки. Задачи подобного типа учащиеся не всегда готовы выполнить. Поэтому рекомендуется учителям физики, готовящим своих воспитанников к олимпиадам по физике, включить в программу подготовки к олимпиадам и задачи-оценки.
2. Экспериментальные задачи.Для учащихся решение экспериментальной задачи является наиболее трудной частью олимпиады. Это могут быть задачи-наблюдения, в которых экспериментатор в течение какого-либо времени наблюдает за протекающими процессами.
Есть несколько методических принципов, служащих вовлечению учащихся в олимпиадное движение.
Принцип №1: ненавязчивость и добровольность.
Принцип №2: высокая мотивация обучения.
Принцип №3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы, простой набор олимпиадных задач не даёт должного эффекта. Обязательна регулярность занятий.
Принцип№4:«В олимпиаде есть победители, но нет побеждённых»,важно и просто участие. Олимпиады школьников представляют собой массовое движение, и именно поэтому оказывают заметное влияние на общий уровень знаний учащихся.
Индивидуальный маршрут по подготовке ученика 8 класса
Ф.И._________________________МАОУ СОШ №2 п.Энергетик Новоорского района
к региональному этапу олимпиады им. Дж.Кл.Максвелла по физике
(2018-2019 учебный год)
Учитель физики: _________________
Цель индивидуальной работы:
Создание условий для развития высокомотивированных и одаренных обучающихся через развитие познавательного интереса к предмету.
2. Систематизация и закрепление изученного материала по физике для качественной подготовки к олимпиаде.
3. Успешное участие в олимпиадном движении по предмету.
4. Самореализация ученика через интеллектуально-творческие разноуровневые задания.
5. Активное участие ученика в конкурсах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня.
6. Развитие самостоятельности школьника, его самооценки.
Обзор основных тем для подготовки к олимпиаде
1) Системы единиц. Ученик должен уметь выражать одни физические величины через другие, иметь представление о точности измерений и погрешностях измерений, уметь приводить внесистемные единицы к единицам СИ.
2) Задачи на механическое движение. Решаются задачи на движение со скоростью, постоянной на отдельных участках пути.
3) Термодинамика и молекулярная физика (решение уравнения теплового баланса).
4) Электродинамика. Изучение этой темы начинается происходит на примере законов постоянного тока.
5) Оптика. Задачи с плоскими зеркалами или задачами на построение изображений в тонких линзах.
Планируемые результаты индивидуальной работы
1.Успешное участие ученика в олимпиадном движении по предмету.
2. Овладение навыками самостоятельной работы по предмету.
3. Повышение качества и прочности знаний ученика.
4. Обеспечение конкурентоспособности ученика в олимпиадном движении;
5. Удовлетворённость родителей результатами обучения своего ребенка.
График индивидуальных занятий с учителем
Сентябрь - май
Дни консультаций: 2, 4 среда месяца
(в 14-30)
В дни осенних и зимних каникул
Ежедневные занятия по 1,5 часа
Участие Ф.И. _______________________ в конкурсах по физике и
дистанционных олимпиадах в 2018-2019 учебном году
Дата
Конкурс, олимпиада
Результат
Источники дополнительной информации:
Архив заданий с решениями олимпиад по физике им. Дж. Кл. Максвелла за 2009 - 2017 годы. [Электронный ресурс]: http://4ipho.ru/arhivy-zadach/arhivy-zadach-2009-2017/
Баранова Н. олимпиады. Физика. 7-11 классы. Задания И. Предметные для подготовки к олимпиадам. ФГОС. – М.: Учитель, 2017. - 152 с.
Зильберман А.Р. Школьные физические олимпиады. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 248 с.
Варламов С.Д., Зинковский В.И., Зильберман А.Р. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 248 с.
– М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 184 с.
Козел С.М., Слободянин В.П. Всероссийские олимпиады школьников по физике. - М.: "Вербум-М", 2002. - 392с.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: книга для учащихся 7-11 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.