Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся учителем физики совместно с учителем биологии»
Реферат
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся учителем физики совместно с учителем биологии
Выполнила:
учитель физики
Комарова Ирина Владимировна
МБОУ СОШ № 19
с.Верхнерусское
Ставропольский край
2022г
Содержание
Введение …………………………………………………………3
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся учителем физики совместно с учителем биологии.
План проведения проектно – исследовательской деятельности. ……5
2.2 Проектно – исследовательская деятельность учащихся по предметам естественнонаучного цикла………………………………………………………..6
3. Заключение …………………………………………………………………...9
4. Литература …………………………………………………………………..10
5. Приложение …………………………………………………………………11
Введение.
Обращение к проблеме межпредметных связей, одного из важнейших направлений современной дидактики, вызвано отражением в содержании дисциплин естественнонаучного цикла современных тенденций развития науки, характеризующихся появлением в учебном познании общенаучных идей, методов и проблем, возникающих на стыке смежных областей познания и требующих совместного рассмотрения природных явлений.
Необходимость осуществления межпредметных связей в обучении учащихся обусловлена существующей предметной системой преподавания естественнонаучных дисциплин в школе. Каждый учебный предмет, рассматривая присущий ему определенный круг объектов и явлений окружающего мира, отражает лишь одну из сторон объективной действительности и тем самым нарушает диалектическую связь различных сторон целого.
В то же время современное состояние развития естественных наук и школьного естественнонаучного образования выдвигает на первое место необходимость формирования единой естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, диалектического мышления. Все это требует от учителей естественнонаучных дисциплин отказа от традиционного узко предметного изучения физики и биологии, усиления ориентации обучения учащихся на осуществление межпредметных связей, формирования у них обобщенных межпредметных знаний и умений. Последовательная, систематическая реализация межпредметных связей в образовательном процессе значительно усиливает его общую эффективность, а вместе с тем весьма положительно влияет на обучение, разностороннее развитие учащихся. В организации образовательного процесса в школе межпредметных связей являются важным дидактическим условием формирования прочных и глубоких знаний и умений у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, развития у них познавательного интереса к естественным наукам.
Поэтому одна из важнейших задач учителей физики и биологии в современных условиях суметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Уже не раз после международных исследований познавательной сферы российских учащихся отмечалась беспомощность наших учеников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов, выстраивание плана деятельности).
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся учителем физики совместно с учителем биологии помогает решать эти проблемы в естественнонаучном образовании. В ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно учатся подбирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Проектно - исследовательская деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, помогает соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Новизна проектно-исследовательской деятельности состоит в создании системы условий и возможности использования различных методик обучения, ориентированных на формирование у учащихся познавательных интересов и навыков в предметной области физики и биологии. Цель: создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Задачи проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, подобрать методы и формы работы по теме исследования);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
- развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление); формирование и развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формирование позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);
- интенсификация освоения знаний по физике и биологии, формирование системы межпредметной интеграции и целостной картины мира;
- формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся как одного из факторов их успешной социализации в будущем.
2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся учителем физики совместно с учителем биологии
2.1 План проведения проектно – исследовательской деятельности.
Учебное исследование по физике совместно с биологией включает основные этапы, характерные для исследования в научной сфере:
выявление и постановка проблемного вопроса;
изучение теории по данной тематике;
подбор методик исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы;
презентация результатов исследовательской деятельности.
Этап
Содержание деятельности
Необходимое время
Выявление и постановка проблемного вопроса.
Выявление проблемы, разграничение области «знаю», «не знаю»
Один урок
Изучение теории по данной тематике.
Организация групп, распределение обязанностей в группах, определение способов деятельности
Подбор методик исследования. Самостоятельная деятельность.
Поиск информации
Один урок + консультации
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
Обработка результатов, проведение исследований.
Один урок + консультации
Научный комментарий, собственные выводы,презентация результатов исследовательской деятельности
Представление результатов работы, оценка и самооценка,
Выход на новую проблему
Один урок
Подведение итогов
Итоговый урок
2.2 Проектно – исследовательская деятельность учащихся по предметам естественнонаучного цикла
Рассмотрим на примере изучения темы по физике 9 класса «Строение, излучения и эволюция Солнца и звёзд. Учащиеся узнают о периодичности возникновения на Солнце темных пятен. При уменьшении групп пятен мощность видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений резко уменьшается, что может неблагоприятно отражаться на биосферу Земли. Тогда возникает вопрос у ребят: существует ли взаимосвязь между физическими процессами, происходящие на ближайшей звезде и распространение инфекционных заболеваний на планете. Учащиеся формулируют основополагающий вопрос: существует ли взаимосвязь между физическими процессами, происходящие на Солнце и распространением COVID – 19 в Ставропольском крае? Отсюда вытекают проблемные вопросы:
1. Что является источником энергии, излучаемой единственной звездой Солнечной системы и причина образования на ней пятен? 2. Какое строение имеют вирусы и особенности отличия вирусов от других живых организмов?
3. Какова зависимость вспышки гриппа COVID – 19 в Ставропольском крае и цикличных физических процессов, происходящих на Солнце и необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни?
Прежде чем приступить к работе, учащиеся в сотрудничестве с педагогами физики и биологии делятся на группы для поиска информации для ответов на поставленные проблемные вопросы.
Работа в группах сотрудничества:
1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2) Распределение заданий внутри группы.
3) Индивидуальное выполнение задания.
4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).
6) Подведение итогов группового задания.
Сбор информации по теме исследования (проекта) происходит из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения. Необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности по работе в сети Интернет, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети. В тексте исследовательской работы при оформлении работы необходимо ставить ссылки на источники информации.
После самостоятельного поиска учащимися информации наступает время групповой работы учащихся над исследованиями. Каждая группа получает результат в виде графика. Далее учащиеся проводят совместный анализ представленных графиков (Приложение 1)
Проанализировав информацию о солнечной активности из источников научной литературы и на различных научных сайтах Интернета, учащиеся увидели, что в 2020 году солнечная активность стала самой низкой за последние 200 лет. И это связано с тем, что количество темных пятен становится минимальным или они вовсе исчезают. Именно сейчас, в период между двумя циклами солнечной активности, ультрафиолетовое излучение, являющееся дезинфицирующим средством для земной атмосферы, достигает самых низких показателей или исчезает, что может неблагоприятно отражаться на эпидемиологическую обстановку на Ставропольской земле. Эти данные можно использовать для прогноза и предсказывать, какие интервалы в периодах жизни Солнца будут наиболее опасны для человечества. Эти прогнозы интересны тем, что возможно планирование профилактики. Но все-таки, может ли человек ослабить влияние нашей ближайшей звезды на свой организм или каким-то образом повысить сопротивляемость внутренних сил к ним? Прежде всего, эффективной профилактикой является ежедневное соблюдение здорового образа жизни, который повышает сопротивляемость нашего организма к любым внешним воздействиям (рациональное питание, личная гигиена, закаливание, занятие спортом, отказ от вредных привычек, правильное соблюдение режима труда и отдыха). Это конечно же не панацея, но маленький вклад в свое здоровье может внести каждый. Оформление результатов своих исследований учащиеся оформляли в виде создания презентаций, выпуска бюллетеня, подготовки творческих отчетов. 3. Заключение.
Согласнопункту ФГОС ООО 32.2 Программа формирования УУД должна обеспечивать: формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет, формирования культуры пользования ИКТ.
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Проектно-исследовательская работа – это деятельность, главной целью которой является результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них мышления исследовательского типа. Такая форма работы не случайно пользуется у старшеклассников популярностью, так как дает возможность выбирать интересующую ученика тему, высказывать и защищать свою точку зрения. Главный личностный результат такой работы – удовлетворение от умения организовывать свой труд, работать с литературой, самостоятельность мышления. А это то, для чего учитель физики и биологии обучают, развивают и воспитывают у учащихся. Сотрудничество педагогов естественно – научного цикла показали, что научно-исследовательская работа учащихся является одним из средств развития творческой личности.
Литература:
1.Елагина В.С., Семенова Л.П. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 64-66; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7697
3. Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики, химии, биологии, географии в условиях реализации ФГОС ООО https://uchitelya.com/pedagogika/97678-organizaciya-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti.html
4. Связь курса физики с биологией https://studwood.net/1817321/pedagogika/svyaz_kursa_fiziki_biologiey
5. Кауров Э. Человек, Солнце и Магнитные бури. Астрономия. РАН, 2000.