Уровень – среднее (полное) общее образование физико-математического профиля (10-11 классы).
Целевое назначение.
Главное назначение средней школы – завершение образовательной подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом, формирование общей культуры, духовно – нравственного развития личности обучающегося, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, к окружающей природе, формирование здорового образа жизни.
Задачи для реализации общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования физико-математического профиля:
Создать оптимальные психолого-педагогические условия для получения обучающимися среднего (полного) общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Продолжить работу по развитию интереса к познанию и творческих способностей обучающихся.
Сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференцированного обучения, умение производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Ориентировать обучающихся на дальнейший выбор получения образования о профессии на основе психолого-педагогической диагностики.
Сформировать готовность и способность обучающихся открыто выражать и отстаивать свою позицию, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, проявлять критичность к собственным намерениям и поступкам.
Сформировать потребности здорового образа жизни.
Адресность образовательной программы.
Возраст обучающихся 16-18 лет. Уровень готовности обучающихся к усвоению образовательной программы: успешное освоение общеобразовательной программы основного общего образования. При приеме в Учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители (законные представители) обучающегося или сам обучающийся представляют:
- заявление обучающегося или его родителя (законного представителя) на имя директора о приеме обучающегося в Учреждение;
- аттестат об основном общем образовании обучающегося;
- оригинал свидетельства о рождении (паспорта) обучающегося.
Прием обучающихся в 10 - 11 классы Учреждения в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего образовательную программу соответствующего уровня, осуществляется при согласии Учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации.
В профильные класс Учреждения принимаются обучающиеся, имеющие аттестат об основном общем образовании, независимо от места их проживания. Порядок приема в профильные классы в части, не урегулированной Законом «Об образовании», определяется Учреждением на основании Положения о профильных классах.
Прием в профильные классы производится по заявлению обучающихся . Прием осуществляется на основании рейтинга отметок в аттестатах по предметам, которые будут изучаться на профильном уровне. В случае , если учащийся имеет оценки ниже «4» родителям и учащемуся рекомендуют продолжить обучение в тех учебных заведениях , где предметы математика ,физика не являются профильными дисциплинами. Тем, не менее, желание ребенка остается доминирующим. В первую очередь принимаются победители районных олимпиад, хотя бы по одному предмету, который будет изучаться на профильном уровне.
Срок освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования - 2 года.
1.Учебный план среднего (полного) общего образования
физико-математического профиля
Пояснительная записка
Данный учебный план разработаны для реализации общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования физико-математического профиля (10-11 классы).
Основой для разработки планов являются федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.07.2015 г, №1072; региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РСО- Алания.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 № 278 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. от 25.12.2013).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2015 №НТ-16/08пр.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 253 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Учебный план рассчитан на шестидневную неделю в 10-11 классах .Максимальная нагрузка обучающихся соответствует выбранной учебной неделе:
10 класс – 37 часов ,11 класс – 37 часов
В учебных планах имеются все образовательные области и предметы, предусмотренные федеральным и региональным базисными учебными планами:
Образовательные области
Предметы
Филология
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Осетинский язык
Осетинская литература
Математика
Математика
Информатика и ИКТ
Обществознание
История
Обществознание
География
Естествознание
ОБЖ
Биология
Химия
Физика
Физическая культура
Физическая культура
Особенностями базисного учебного плана являются переход на профильное обучение на третьей ступени обучения.
В 2015-2016 учебном году открыты 2 профильных 10 класса физико-математического профиля.
При подготовке учебного плана по общеобразовательной программе среднего (полного) общего образования физико-математического профиля (10-11классы) использован Примерный учебный план для физико-математического профиля , в который с учётом Примерного учебного плана (недельный) для образовательных учреждений РСО- Алания .
- увеличено количество часов на изучение математики -2 часа ;(11кл),1час-10 кл.
- увеличено количество часов на изучение русского языка. Увеличение часов по выше названным предметам связано с обязательной сдачей ГИА, для качественной подготовки к экзаменам.
Уроки русского языка, литературы, иностранного языка, математики, истории, географии, биологии, химии, физической культуры, ОБЖ проходят вместе со всеми обучающимися, а уроки информатики и ИКТ, английского класс делится на группы при наполняемости в 25 человек и выше. Изучение осетинского языка проходит в группах, с учетом степени владения языка.
При планировании уроков математики следует использовать рекомендации Концепции развития математического образования.( приказ от 03.04.2014 N 265).
Учебный план состоит из федерального компонента , компонента образовательного учреждения и регионального компонентов.
В федеральный компонент включены все образовательные области, предусмотренные федеральным базисным учебным планом.
Часы компонента образовательного учреждения используются для реализации освоения
решение задач повышенной сложности по математике и разбору тем сочинений, правил правописания по русскому языку.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Профильный уровень учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.
Учебный предмет
Целевое предназначение
обязательных учебных предметов средней (полной) школы (базовый уровень)
Русский язык
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Литература
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Иностранный язык
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция –дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
История
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоениесистематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладениеумениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Обществознание
Изучение обществознания (включая экономику) направлено на достижение следующих целей:
развитиеличности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
География
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Биология
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знанийо биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;методах научного познания;
овладение умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использованиеприобретенных знаний и уменийв повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Химия
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основы безопасности жизнедеятельности
Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Физическая культура
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Учебный предмет
Целевое предназначение
обязательных учебных предметов средней (полной) школы (профильный уровень)
Математика
Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Физика
Изучение физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий - классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
2.Учебно–методический комплект
По всем предметам, изучаемым в лицее норматив обеспеченности составляет 1 учебник на 1 ученика.
кол-во уч-ся
статус программы
Программа(название,автор,год издания)
учебник (название, автор,год издания)
кол-во часов
Основная школа
10а,б
Профильный уровень
Рабочая программа разработана на основе на основе примерной программы ооо по математике с учетом авторской программы С.М. Никольского, Потапова М.К,
рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего( полного) образования по географии 10-11 кл/В.И.Сиротин , И.И.Душина, Дрофа 2008Е.М.Домогацких
Экономическая и социальная география мира. В.П.Максаковский . "Просвещение "2013г
1
11аб
Базовый уровень
рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего( полного) образования по географии 10-11 кл/В.И.Сиротин , И.И.Душина, Дрофа 2008Е.М.Домогацких
Экономическая и социальная география мира. В.П.Максаковский . "Просвещение "2013г
1
3.Организационно-педагогические условия реализации программы
Нормативные
Учебный год начинается 1 сентября. Если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день. (Корректировка вносится согласно приказу Минобразования РСО-Алания)
Продолжительность учебного года на третьей ступени по освоению программы среднего (полного) общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации.
Для обучающихся 10-11 классов учебный год делится на 2 полугодия, учебная деятельность организуется по шестидневной рабочей неделе.
Режим работы
Продолжительность уроков – 40мин.
Начало учебных занятий – 8. 30.
Продолжительность перемен - 10 минут; после 3 урока – большая перемена продолжительностью 20 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель.
Элективные, групповые и индивидуальные занятия осуществляются в течение недели по расписанию. Действует кабинетная система с закреплением за каждым классом конкретного кабинета (классной комнаты) для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и родительских собраний.
Наполняемость классов в лицее составляет не менее 25 обучающихся. При проведении занятий по иностранному языку, информатике классы делятся на 2 группы, если наполняемость класса составляет не менее 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Формы организации учебного процесса.
С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в лицее могут осваиваться в очной форме, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в форме очной, заочной. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Школа на основании медицинских заключений, с согласия родителей осуществляет перевод обучающихся на индивидуальное обучение на дому по соответствующим основным общеобразовательным программам. Организация индивидуального обучения регламентируется соответствующим положением, приказами Управления образования и директора школы с учетом соответствующих нормативов.
Медико – психолого – педагогическое сопровождение
Медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный , вместе с педагогами лицея проводят профилактическую работу с обучающимися и их родителями, что позволяет сохранить контингент обучающихся.
Медико – психолого – педагогическая диагностика:
Социальная:
посещение семей детей «группы риска» - классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный;
посещение «проблемных» семей – классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, мобильные группы родителей;
посещение семей по просьбе родителей – классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, мобильные группы родителей;
мониторинг удовлетворенности условиями организации образовательного процесса обучающихся, родителей и учителей.
Педагогическая:
посещение уроков педагогов администрацией школы;
мониторинг сформированности ЗУН через систему контрольных и срезовых работ;
анализ результатов промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся (педагогический совет, совещания при директоре, заседания методических объединений)
тестирование уровня воспитанности обучающихся;
мониторинг эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Медицинская:
углубленный медицинский осмотр обучающихся (по графику поликлиники);
осмотр обучающихся перед проведением плановых прививок;
предупредительный осмотр обучающихся медицинским работником (ежедневный обход классов во время эпидемий).
Психологическая:
индивидуально по инициативе учителя и письменного согласия родителей обучающегося.
4.Формы аттестации, контроля и учета учебных достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Формы аттестации
Обучение в 10-11 классах сопровождается текущей и промежуточной аттестацией за каждое полугодие (семестр) и год. Система оценок при промежуточной аттестации и текущем учете знаний пятибальная, с использованием отметок: 1 – «полное незнание изучаемого материала или отказ отвечать», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично». Оценка фактических знаний, умений, навыков обучающихся производится учителями по итогам устного, письменного или комбинированного контроля. При окончании изучения темы, курса возможно проведение контрольной работы или зачета. График проведения текущих, полугодовых и годовых контрольных работ и зачетов согласуется с заместителем директора по учебно - воспитательной работе. Отметки при текущей и промежуточной аттестации выставляются в дневники обучающихся, в электронные дневники , доводятся до сведения родителей (законных представителей).
В 10, 11 классах проводится промежуточная аттестация по трём предметам- математика, физика, русский язык.
Промежуточная аттестация проводится в апреле-мае или по завершению изучения курса. Проверочные работы по остальным предметам могут проводиться в форме контрольной работы, диктанта, сочинения, изложения, комбинированного опроса, зачета, общественного смотра знаний, теста и других. Предметы, по которым проводятся проверочные работы, и формы проверочных работ определяются на педагогическом совете до 1 апреля. На проверочные работы могут приглашаться представители родителей данного класса.
Классные руководители доводят до сведения обучающихся и их родителей полугодовые, годовые отметки и решение педагогического совета школы о переводе обучающегося, в случае неудовлетворительных результатов учебного года –
в письменном виде, под роспись родителей с указанием даты ознакомления. Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах учебного года хранится в личном деле обучающегося.
В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной учителем от-
меткой за полугодие или год она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей обучающихся 10, 11 классов Управляющим советом школы создается комиссия, которая на основании Положения о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса МБОУ-лицей принимает решение.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации установлены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Лицам, не завершившим образование данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка установленного образца.
5.Ожидаемый результат реализации образовательной программы
Ведущие планируемые результаты реализации образовательной программы
Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе при реализации программы среднего (полного) общего образования, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:
достижение стандарта среднего (полного) общего образования физико-математического уровня на уровне компетентности (повышенный уровень образованности в избранной профильной области знаний, включающий методологическую и допрофессиональную компетентность в совокупности с общекультурным развитием и социальной зрелостью выпускника), а именно:
овладение обучающимися научной картиной мира, включающей понятия, законы и закономерности, явления и научные факты;
овладение обучающимися межпредметными знаниями и умениями, необходимыми для поисковой, творческой, организационной и практической деятельности;
достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;
готовности к образовательному и профессиональному самоопределению;
способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;
освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее;
понимание особенностей выбранной профессии;
достижение такого уровня образованности в предметных областях знания, который позволит обучающимся успешно поступить в вузы и продолжать в них обучение:
сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.
Возможные варианты выбора образовательной программы при изменении образовательного маршрута.
Обучающиеся 10 классов, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образовании, не освоившие образовательные программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают образование в иных формах.
На основании решения педагогического совета отчислению из контингента обучающихся школы подлежат:
все обучающиеся 11 классов, успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию и получившие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, а также не завершившие среднего (полного) общего образования, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию и получившие справку об обучении в образовательном учреждении установленного образца.
на основании заявления обучающегося или родителей (законных представителей) и справки из образовательного учреждения – обучающиеся 10-11 классов, поступившие в другие образовательные учреждения.
на основании решения суда или других уполномоченных органов – обучающиеся, направленные в специальные школы (реабилитационные центры) для детей с общественно – опасным поведением.
6.Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования физико-математического профиля
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся МБОУ-лицея на ступени среднего (полного) общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Воспитательная деятельность школы ориентирована на позитивную социализацию подрастающего поколения, его духовно-нравственное становление, воспитание школьников гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана на основании Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребёнка, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, опыта воспитательной работы МБОУ-лицея с учётом региональных потребностей и запросов участников образовательного процесса, возможностей социальных партнёров школы.
Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Программа включает воспитательную учебную и внеучебную социально значимую деятельность обучающихся.
Программа способствует развитию самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания; нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей; формирование психологической и интеллектуальной готовность их к профессиональному и личностному самоопределению.
В основе Программы компетентностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию; активную деятельность обучающихся.
Цель воспитания обучающихся: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
реализация творческого потенциала, осознание целей и смысла своей жизни;
формирование умения учиться, готовности продолжить обучение после школы, потребности в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании;
укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности;
формирование готовности к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Направления воспитательной деятельности
Развитие и воспитание обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Данные направления воспитания и социализации дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В качестве приоритетных направлений при работе с учащимися нами выбраны:
работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
гражданско-патриотическое воспитание;
социализация обучающихся.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Изучение учебных дисциплин (история, обществознание, право, экономика, литература, ОБЖ)
Экскурсии по городу и области, путешествия по историческим и памятным местам
Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением
Туристско-краеведческие экспедиции
Встречи и беседы с представителями общественных организаций
Социальные проекты и мероприятия
Игры военно-патриотического содержания
Конкурсы
Спортивные соревнования
Уроки мужества
Встречи с ветеранами и военнослужащими
Патриотические акции
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Изучение учебных дисциплин (физическая культура, ОБЖ, география)
Просмотр учебных фильмов, обсуждение
Тренинги
Экологические акции
Ролевые игры
Школьные спартакиады, эстафеты, соревнования
Экологические и туристические слёты
Турпоходы по родному краю
Классные часы, тематические беседы о ЗОЖ
Встречи с психологом, медицинскими работниками
Дискуссии
Конкурсы
Секции
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Изучение учебных предметов (литература)
Встречи с представителями творческих профессий
Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества, на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с произведениями искусства в музеях, на выставках
Классные часы, тематические беседы
Внеклассные мероприятия, игровые программы
Культпоходы в театр
Фестивали (музыкальные, театральные)
Концерты
Мастер-классы мастеров прикладного искусства
Чтение и обсуждение прочитанных книг, (художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания)
Программа воспитания обучающихся на ступени основного общего образования реализуются через:
учебный процесс;
систему различных дел и мероприятий, организацию школьного ученического самоуправления;
систему дополнительного образования в школе и вне ее;
работу с родителями;
Одной из важных составляющих процесса воспитания ребёнка является урок. На уроке дети учатся работать, анализировать, утверждают своё «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности. Важно видеть воспитательный потенциал в каждом учебном предмете. Учитель средствами своего предмета раскрывает школьникам современное видение жизни, формирует отношение к различным явлениям.
Внеурочная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в школе, столь же приоритетная, как и учебная.
Внеурочная деятельность в предметных областях планируется методическими объединениями школы и организуется в течение года.
Внеклассная работа осуществляется классными руководителями, школьным библиотекарем, учителями физической культуры, преподавателем-организатором ОБЖ, педагогами ДО школы.
Работа планируется в начале учебного года, при необходимости корректируется.
При организации внеурочной деятельности учащихся уделяется внимание активной деятельности школьников. В школе действует Совет лидеров обучающихся, развивается ученическое самоуправление.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития способствует целенаправленному формированию интереса к различным областям знания и видам деятельности, организации системы проб подростками своих возможностей (программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы дополнительного образования); целенаправленному формированию представлений о рынке труда, требованиям к профессиям и изучение личных качеств обучающихся; соотнесению своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности и, как следствие, готовности к осознанному выбору профессионального пути.
Дополняет школьную систему воспитания, способствуя всестороннему, более глубокому развитию учащихся, индивидуальному саморазвитию – система дополнительного образования. Занятость учащихся в ДО обеспечивается через организацию кружков и спортивных секций учителями школы, специалистами ДОД города, посещение учащимися учреждений ДОД города.
Дополнительное образование удовлетворяет потребности в познании и общении, позволяет индивидуализировать процесс социализации подростков, продуктивно организует свободное время, актуализирует работу школы в интересах ученика, содействует развитию его индивидуальности и является составной частью процесса обучения и воспитания.
Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки идущего в семье процесса воспитания, школа сотрудничает с семьями учащихся. Сотрудничество способствует организации общего, открытого школьно-семейного пространства воспитания.
Направления сотрудничества:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся (родительское собрание, родительская конференция, индивидуальные консультации, тематические расширенные педагогические советы, классные и общешкольные родительские лектории, выпуск информационных материалов, публичный докладов школы по итогам работы за год.
- Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (спортивные праздники, концерт ко Дню матери, праздник Последнего звонка и Выпускной).
- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к деятельности в составе Управляющего совета школы; активизации деятельности общешкольного и классных родительских комитетов, организации кружков и секций.
Мероприятия, направленные на реализацию Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:
Обсуждение вопросов воспитательной работы школы на административных и педагогических советах.
Систематическая работа МО классных руководителей, педагогов ДОД школы.
Сотрудничество с родителями обучающихся.
Развитие системы дополнительного образования детей в школе.
Сотрудничество с ДОД, культуры и спорта города.
Совершенствование нормативного, информационного, научно-методического, кадрового; материально-технического обеспечения воспитательного процесса.
Педагогические исследования (мониторинг эффективности воспитательного процесса) в целях совершенствования и корректировки воспитательной работы.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования способствует достижению результатов:
формированию активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
усвоению социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
формированию у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
достижению уровня физического, социального и духовного развития, адекватного возрасту обучающихся;
умению решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
поддержанию разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
участию в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
осознанию обучающимися мотивов своей социальной деятельности; их самоопределению, осмысленной профориентации;
развитию способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
владению формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Таким образом, обучающиеся получают представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся школы.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы воспитания обучающихся выступают:
1. Особенности развития личности обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в школе.
Оценкой внеурочной деятельности обучающихся являются результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях.
7.Управление реализацией образовательной программы
Управление реализацией образовательной программы осуществляется через план работы школы и план внутришкольного контроля. Реализация школьной системы оценки качества образования осуществляется посредством анализа результатов существующих внешних и внутренних процедур и экспертной оценки качества образования.
Субъектами управления образовательной программы выступают директор, его заместители, руководители методических объединений, педагогический совет, родительский комитет.
Принципы, на которых строится система управления:
Отказ от излишней централизации управления.
Сочетание административно-командных и демократических методов.
Четкое планирование и ответственность всех управленческих структур.
Обеспечение гармоничного сочетания управления и самоуправления.
Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя мониторинг:
Нормативно-правовых условий:
Наличие нормативно-правовых оснований для предоставления учреждением образовательных услуг
Полнота и лояльность локальной нормативно-правовой базы ОУ
Соблюдение рамочных и локальных нормативно-правовых актов в области образования всеми участниками ОП
Материально-технических условий
Компьютеризация образовательного процесса
Соответствие характеристик материально-технической базы ОУ требованиям к организации ОП
Кадровых условий
Обеспеченность квалифицированными кадрами для эффективной реализации ОП
Инновационный потенциал педагогов
Информационно-методических условий
Информационная доступность для всех участников ОП
Функциональность информационно-методических ресурсов
Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе
Условий для здоровьесбережения
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Соблюдение санитарно-гигиенических требований
Медицинское сопровождение
Финансово-экономических условий
Соответствие финансового обеспечения потребностям ОУ
Содержание процедуры оценки качества результатов образовательного процесса включает в себя мониторинг качества образования и оценку эффективности деятельности учреждения.
Мониторинг качества образования состоит из:
Оценки учебных достижений
Результатов промежуточной аттестации
Результатов итоговой аттестации
Внеурочных результатов
Оценки достижений в области воспитания и социализации
Уровень освоения социальных навыков и компетенций
Степень реализации творческого потенциала обучающихся
Положительная динамика уровня воспитанности
Мониторинг удовлетворенности
Оценку эффективности деятельности учреждения состоит из:
Внешней (экспертной) оценки
Степень вовлеченности учреждения в работу системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Оценка результативности деятельности учреждения на уровне муниципалитета, региона, Федерации
Внутренней оценки (самообследования)
Мониторинг удовлетворенности
Степень вовлеченности коллектива учреждения в работу системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Позитивная профессиональная мотивация педагогов
Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются ежегодно в соответствии с планом работы школы
Контроль за реализацией образовательной программы
№ п/п
Содержание деятельности по реализации программы
Сроки
Ответственные
Утверждение рабочих программ.
Ежегодно
Директор
Анализ учебно-методического комплекта, обеспечивающего учебные программы.
Март-апрель
Зам. директора по УВР, руководители МО, зав. библиотекой
Мониторинг реализации учебных программ, учебного плана
1 раз в четверть
Учителя, зам. директора по УВР
Мониторинг успеваемости, обученности, качества знаний, посещаемости.
1 раз в четверть
Учителя, зам. директора по УВР
Анализ степени реализации творческого потенциала обучающихся