Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа учащихся 8 класса Базырова Дамира и Дживлеева Джала " Здоровье человека и влажность воздуха"»
Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся 5-8 классов
«Познаю мир»
Направление: Естественные науки и современный мир
Название работы: Здоровье человека и влажность воздуха
Авторы работы: учащиеся 8 класса МБОУ «СОШ № 8 им. Н. Очирова»
Базыров Дамир Сергеевич, и Дживлеев Джал Саврович,
Руководитель: Пастарнакова Юлия Викторовна, учитель физики МБОУ «СОШ № 8 им. Н. Очирова»
Элиста
2016 год
Аннотация
В воздухе всегда есть водяной пар. Он образуется в результате испарения воды с поверхности морей, рек, озер, водоемов. От количества водяного пара, содержащегося в воздухе, зависит погода, самочувствие человека, функционирование многих его органов, жизнь растений, сохранность техники, книг, различных зданий и сооружений.
Влажность влияет не только не только на окружающий мир, но и непосредственно на самого человека, поэтому очень важно следить за влажностью воздуха, уметь измерять ее. Она является одним из основных параметров микроклимата помещения и поэтому, меня очень заинтересовала проблема состояния влажности воздуха в классах школы и в других ее помещениях, где занимаются учащиеся.
Воздух является неотъемленной частью каждого живого существа – это один из источников жизни. Человек не может жить без воздуха. Из уроков физики мы знаем, что атмосферный воздух представляет смесь различных газов и водяного пара. Важное значение для человека имеет наряду с температурой и атмосферным давлением количество в воздухе водяного пара.
Основная цель нашейработы состоит в том, чтобы изучить и измерить влажность воздуха и определить влияние ее на жизнедеятельность учащихся.
Проблема исследования заключается в необходимости определения влажности воздуха в разных помещениях школы и ее влияние на жизнедеятельность учащихся.
Задачи работы:
Изучение литературы по данной проблеме
Изучение устройства и принцип работы гигрометра психрометрического
Измерение влажности воздуха в разных помещениях школы и сравнение полученных данных с санитарно- гигиеническими нормами
Изучение влияния влажности воздуха на самочувствие человека
Разработать способы повышения и понижения влажности в помещениях.
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы среди учащихся школ высокий процент простудных заболеваний, особенно в зимний период времени. А низкая влажность вызывает быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Высокая влажность также вызывает ряд негативных явлений в организме человека, например, нарушается теплообмен организма с окружающей средой, что приводит к перегреву тела.
Влажность влияет не только непосредственно на человека, но и на окружающий его мир. Хранение книг в библиотеке, компьютерный класс также требуют поддержания влажности воздуха на необходимом уровне. Первой задачей наших исследований на практике, это измерить влажность воздуха в разных помещениях нашей школы: в предметных кабинетах, в компьютерном классе, в библиотеке, в столовой, в мастерской и физкультурном зале. Таким образом, каждый из нас должен знать каким воздухом он дышит и соответствует ли концентрация водяного пара для хорошего самочувствия.
Метод исследования: изучение литературы, наблюдения, измерения, сравнения, анализ, эксперимент.
Планируемые результаты: В ходе выполнения проекта учащиеся используют межпредметные связи, ищут эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете. Проект создается на основе проведенных исследований, обзора литературы, использование медиа ресурсов. Итоговый продукт – презентация, в которой отражены результаты исследований способы повышения или понижения влажности воздуха согласно САНПИНа.
План исследований
Гипотеза исследования: если поддерживать в помещениях влажность воздуха согласно САНПина, то можно обезопасить учащихся от негативных воздействий на организм повышенной и пониженной влажности.
Описание метода исследования. Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела. Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара. За характеристику влажности воздуха принимают плотность водяного пара, содержащегося в воздухе. Эту величину называют абсолютной влажностью и выражают в граммах на один кубический метр. Таким образом, абсолютная влажность показывает, сколько водяного пара в граммах содержится в одном кубическом метре воздуха.
Знания абсолютной влажности ничего не говорит о том, насколько водяной пар в данных условиях далек от насыщения. А это зависит от интенсивности испарения воды и, следовательно, потери влаги живыми организмами. От этого же зависит быстрота высыхания тканей почвы, увядания растений и многое другое. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.
Относительной влажностью воздуха называют выраженное в процентах отношение абсолютной влажности водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при этой же температуре.
*100%
Прибор, с помощью которого можно измерить влажность воздуха, называется психрометр. Он состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остаётся сухим, и термометр показывает температуру воздуха. Резервуар другого окружен полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, чем интенсивнее идет испарение и тем меньше разность показаний термометров. По разности температур термометров с помощью психрометрической таблицы можно определить относительную влажность воздуха.
Научная статья
Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека. Люди весьма восприимчивы к влажности. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи. При высокой влажности испарение влаги с поверхности кожи уменьшается, что затрудняет терморегуляцию человеческого организма. В сухом воздухе происходит быстрое испарение влаги с поверхности кожи, что приводит к высыханию слизистых оболочек дыхательных путей. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-250С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%. С начала отопительного сезона относительная влажность в помещениях школы значительно снижается. Такие условия вызывают быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям.
Невидимый нами воздух, которым мы дышим, и к которому мы привыкли, может влиять не только на самого человека, но и на все, что его окружает. В этой исследовательской работе был изучен вопрос о влиянии влажности воздуха на жизнедеятельность человека.
Исходя из этого, мы выяснили, отвечает ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Измерения проводились в предметных кабинетах и компьютерном классе, спортзале, столовой. Практические змерения и показания отражены в таблице:
Номер кабинета
Температура сухого термометра,°С
Температура влажного термомертра,°С
Относительная влажность воздуха,%
Кабинет №12(кабинет химии)
19
12
43
Кабинет №24(кабинет информатики)
22
17
61
Кабинет №25(кабинет физики)
20
15
59
Библиотека
19
12
43
Спортзал
19
16
65
Кабинет № 21
21
15
52
Кабинет № 7
21
14
46
Кабинет №6
21
17
67
Кабинет №16
22
16
54
Кабинет №17
22
16
54
Кабинет № 15
20
12
37
Столовая
22
17
61
В результате было выявлено:
В кабинетах № 24, 6, 15 спортзале, столовой влажность воздуха незначительно отклонена от нормы. В остальных кабинетах влажность воздуха находится в норме.
Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в кабинетах школы предлагаем следующее:
В кабинетах с низкой влажностью увеличить количество комнатных растений. Все комнатные растения повышают влажность воздуха. Вода выделяется через листья растений, таким образом, и происходит увлажнение воздуха. Практически все растения возвращают в атмосферу 90 % поглощенной ими влаги, для поддержания своей жизнедеятельности они используют только 10 %. В процессе испарения влаги растениями в летнее время происходит снижение температуры воздуха на несколько градусов, а влажность увеличивается на 10-20%.
Циперус прекрасно увлажняет воздух, кроме того, обладает фитонцидными свойствами.
Нефролепис способен намного увеличить влажность воздуха. Также это растение очень красиво и может быть использовано для одиночного размещения в интерьере.
Спармания способствует увлажнению и ионизации воздуха.
Фатсия хорошо увлажняет воздух, очень вынослива, ее высота достигает 1,4 м, в интерьере она может быть использована для одиночного размещения. Монстера, кипарис, туя не только прекрасно увлажняют воздух, но и поглощают формальдегиды. Аспарагус, антуриум, аралия, адиантум, роза поглощают тяжелые металлы, помогают бороться с раздражительностью, усталостью, стрессами и повышают влажность воздуха в квартире.
Циперус Нефролепис
Спармания Фатсия
Монстера Кипарис
Аспарагус Антуриум
Аралия Адиантум
2. Различные конструкции увлажнителей воздуха способствуют повышению его влажности
Увлажнитель воздуха в виде фонтанчика
Опрыскивание помещения, влажное полотенце на радиаторе отопления – самый простой способ повышения влажности воздуха.
4.Увлажнитель воздуха можно сделать своими руками
Повысить температуру, хотя бы на два - три градуса. Это снизит относительную влажность воздуха. Таким же образом, как она снижается в помещениях, когда начинается отопительный сезон. Другие способы сложны и вряд ли осуществимы. Например, с помощью вентилятора пропускать воздух через осушающие вещества в виде гранул. Типа свежепрокаленного активированного угля или обезвоженного силикагеля. Он содержится (в виде шариков) под крышками некоторых пеналов с лекарствами - чтобы они не отсырели. Его также помещают в мешочках из ткани, когда пакуют на заводах разные приборы, в том числе иногда и бытовые, чтобы они всегда были сухие при хранении на складе. Но для осушки воздуха в помещении нужно очень много угля или силикагеля.
Список использованной литературы
1.Мякишев Г.А. Физика: Учебн. для 10 кл. М.: Просвещение, 2002
2.Элементарный учебник физики. Г.С.Ландсберг. М.: Наука. 1985
3.Курс общей физики. Г.А.Зисман, О.М.Тодес, м. Наука, 1965.
4. А.В.Перышкин, Физика, Москва, Дрофа, 2009
5. Брилев Д.В. Физика. ООО «ТД «Издательство Мир книги» 2006г.
6. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Издательство «Просвещение» 1974г.
7.Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. Издательство «Просвещение» 1985г.
8. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Издательство «Просвещение» 1996г