Методы педагогической квалиметрии в оценке качества образования по физике
Методы педагогической квалиметрии в оценке качества образования по физике
В статье "Методы педагогической квалиметрии в оценке качества образования " рассматривается актуальный вопрос современного образования - оценка качества образования как на уроках , так и во внеурочное время. чтобы процесс оценивания становился как можно объективнее необходимо использовать инновационные методы оценивания. К таковым, например, относится методика оценки качяества образования, основанная на методах тпедагогической квалиметрии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы педагогической квалиметрии в оценке качества образования по физике »
Методы педагогической квалиметрии
в оценке качества образования
Каошантин Ирина Дмитриевна
Учитель физики МБОУ «Багдаринская СОШ»
На сегодняшний день проверка и оценка знаний учащихся имеют большое значение, оказывая непосредственное влияние на эффективность деятельности каждого учителя и образовательного учреждения в целом. При выставлении оценок очень часто мы сталкиваемся с проявлением субъективизма, так как в пределах каждой оценки имеется ряд уровней, например, отметка «3» может быть «твердой тройкой», но она может быть близкой и к «4», и к «2».
Чтобы процесс оценивания становился более объективным необходимо использовать инновационные методы, разработанные ведущими отечественными учёными. К таковым, например, относится методика оценки качества образования, основанная на методах педагогической квалиметрии. (автор Фомина Над.Б)
В оценке качества образования можно выделить две подгруппы (прогнозируемые и анализируемые показатели), которые необходимо сравнивать друг с другом. К прогнозируемым показателям относятся:
ИРВ (индекс реальных учебных возможностей учащихся)
индекс полного усвоения учебного материала (ИУСВ)
индекс неуспеваемости (ИНЕУСП)
Под «полученными показателями» подразумеваются:
Определение результативности РЕЗ
Определение оценочного показателя ОЦ
Определение количественного показателя уровня работы с «сильными» учащимися (УСВ)
Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП)
Основной формой проверки знаний и умений у учащихся являются письменные контрольные работы, проверочные и самостоятельные работы, а также тесты. Поэтому сформирован алгоритм определения уровня преподавания по результатам анализа контрольных работ. Анализ контрольной работы начинается с определения количества заданий, выполненных каждым учеником, из числа заданных учителем.
Определение результативности (РЕЗ): РЕЗ = , где Ф – фактически выполненное суммарное количество заданий, Д – данный учителем объём заданий. По предложенной формуле можно определить общую и индивидуальную результативность выполнения письменных контрольных работ. Показатели сравниваются с индексом реальных учебных возможностей учащихся (ИРВ).
ИРВ (индекс реальных учебных возможностей учащихся) представляет собой определённую в ходе диагностики фиксируемую величину, выраженную в количественном значении. Определяется этот показатель по процентному отношению полученной в ходе диагностики суммы баллов к максимально возможной.
Определение оценочного показателя (ОЦ): .показатели сравниваются с РЕЗ.
Определение количественного показателя уровня работы с «сильными» учащимися (УСВ): УСВ = . Показатели сравниваются с индексом полного усвоения учебного материала (ИУСВ) – величина, показывающая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», выраженная в процентах.
Определения уровня реализации учебных возможностей (УРВ): УРВ=.
Количественный показатель сравнивается со100%.
Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП): НЕУСП = 100% - РЕЗ показатели сравниваются с индексом неуспеваемости (ИНЕУСП) – показатель прогнозируемого объёма заданий, в выполнении которых у части учащихся возникнут затруднения.
Протокол контрольной работы заполняется следующим образом: результативность выполнения работы (высокая, достаточная, низкая), оценки выставлены (объективно, необъективно), сильные учащиеся (справились с работой, не справились), учебные возможности учащихся (реализованы, не реализованы), работа со слабоуспевающими учащимися (проведена, не проведена), типичные ошибки в заданиях.., уровень преподавания (оптимальный, достаточный, критический).
Обычная, традиционная структура анализа письменных работ предполагает получение информации следующего характера:
О количестве учащихся, присутствующих на выполнении работы;
О количестве учащихся, выполнивших или не выполнивших те или иные задания;
О характере типичных ошибок.
Предлагаемая схема анализа контрольной работы даёт возможность получить гораздо больший объём информации, а именно:
О результативности выполнения работы;
Об объективности выставленных оценок;
О состоянии работы с «сильными» учащимися;
Об уровне реализации учебных возможностей каждого ученика;
О состоянии работы со слабоуспевающими учащимися;
Об индивидуальной результативности выполнения работы и уровне реализации учебных возможностей каждого ученика;
О достоверности выставленной каждому ученику оценки;