1.Организационный момент. Этап определения темы урока, постановки целей задач урока и определение плана урока (5 мин.) | Вводная беседа по составлению плана урока. - Здравствуйте, ребята. Сегодня, как обычно, мы будем познавать и исследовать окружающий нас мир. Давайте определим тему нашего урока. Всем нам в детстве читали такое стихотворение: «Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч». Учитель бросает в аквариум с водой мяч. Почему мяч всплыл на поверхность? Как тогда логично назвать эту силу? Значит тема урока сегодня: «Выталкивающая сила». Определим цели урока. Значит мы проведем исследование. А с чего начинается любое исследование? - Составим план и мы. Ваши предложения? Молодцы. Итак, движемся по плану. | Слушают учителя Отвечают на вопросы учителя - Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. - Будем называть ее выталкивающей. - Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости. -Установить, от каких факторов она зависит и от каких не зависит. - С составления плана работы. Называют план проведения урока, |
2.Актуализация имеющихся ранее знаний, проведение учащимися первой части исследовательской деятельности (10 мин.) | Герой романа А.Беляева «Человек-амфибия» рассказывает: «Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? Учитель формулирует проблему: опускает в тот же аквариум, где плавает мяч, металлический цилиндр. Цилиндр оказался на дне аквариума. Вопрос: «А как же выталкивающая сила?» Докажите с использование тех приборов, которые стоят на ваших столах, что на цилиндр действует выталкивающая сила, составив сначала план эксперимента. Выполняем опыт. Учитель координирует выполнение. Сделаем обобщение: А) Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Б) А как можно найти величину этой силы? В) Составьте формулу для вычисления выталкивающей силы? Говорит о том, что ответ на этот вопрос они должны найти сами к следующему уроку. А кто знает, в честь какого ученого назвали выталкивающую силу и почему? Легенда об Архимеде - еще одно домашнее задание. Так что же мы будем называть выталкивающей силой? | -На погруженное в жидкость или газ тело действует выталкивающая сила. Значит автор прав. ??? Делают разные предположения. Предлагают различные варианты. В результате появляется план. По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению эксперимента. - Существует сила, действующая на тело и направленная вертикально вверх. - Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде. - Fвыт .= Pвозд. - Pвод. Задают вопрос: «А почему же мяч плавает, а цилиндр тонет?» -Архимед. -Называют силу, с которой жидкость или газ действуют на погруженное в них тело. |
3. Мотивация (5 мин.) | Возвращается к плану урока. - Сделаем предположение, от чего зависит выталкивающая сила. М В. Ломоносов сказал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». | Выдвигают гипотезы (- от плотности тела, от плотности жидкости, от объема тела, от формы тела). Анализируют свои гипотезы |
4.Вторая часть исследования (10 мин.) | Организует дифференцированное проведение исследования, направляет деятельность учащихся - Следующим этапом нашего исследования является проверка выдвинутых гипотез. Работа проводится в четырех группах (задания выдаются на столы, оговаривается время выполнения). Учитель контролирует, чтобы все виды заданий были распределены (желание учеников выполнять задания учитывается). | Проводят исследование |
5.Этап обобщения исследовательской деятельности (5 мин.) | - Обобщим полученные результаты в виде таблицы. - Обобщим полученные результаты в виде схемы и запишем ее в тетрадь. - Заполним еще одну таблицу, где мы выполним еще одно обобщение. | Один из группы записывает в таблицу полученные результаты. Участвуют в беседе. Чертят схему в тетради. Участвуют в беседе. |
6. Применение результатов исследования на практике (5 мин.). | Организует первичное закрепление, через тестовые задания. - Итак, мы провели исследование и обобщили результаты. Остается применить полученные результаты на практике. | Решают тест. (правильный ответ даёт возможность перехода к следующему вопросу). Находят правильное решение. Отвечают на четыре вопроса. |