Методика проведения уроков-опытов по физике в 7-8 классах
Методика проведения уроков-опытов по физике в 7-8 классах
В 7 - 8 классах определяющим должен быть обычный классический эксперимент, дополненный виртуальным. С этой целью 1 раз в четверть, как правило на одном из последних уроков, провожу уроки - опыты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика проведения уроков-опытов по физике в 7-8 классах»
Методика проведения уроков-опытов по физике в 7 - 8 классах
Роль эксперимента в преподавании физики очевидна: физика - наука экспериментальная. Выражение "меловая физика" означает урок без опытов, т. е. плохой урок. Нам помогает и часто выручает виртуальный эксперимент. Очень удобно! Сидя в кресле, учитель рассказывает о строении вещества, показывает опыт Резерфорда...Огромное спасибо создателям виртуальных учебных пособий!
Но обратим внимание: класс замирает, когда учитель показывает самый простой опыт не на экране, а на демонстрационном столе.
Не все можно донести до учащихся с помощью натурного эксперимента. Нужно разумное сочетание классического эксперимента и виртуального.
В 7 - 8 классах определяющим должен быть обычный классический эксперимент, дополненный виртуальным. С этой целью 1 раз в четверть, как правило на одном из последних уроков, провожу уроки - опыты.
Каждый ученик должен подготовить и объяснить любой опыт по физике на любую тему, даже если эта тема еще не изучена. Выбранную тему можно обсудить с учителем, дома с родителями и т. д. Очень выручают старые добрые книги, например "Занимательные опыты по физике" (автор Горев Л. А.). Учащиеся 7 - 8 классов с интересом принимают эти задания.
На уроке учащиеся демонстрируют опыты, объясняют их, рассказывают о практическом использовании физических явлений. Одноклассники могут дополнять выступление, предлагать другие варианты этого опыта.
Но на этом разговор не заканчивается. Решающее слово - за учителем. Учитель обобщает, задает качественные вопросы по этой теме, оценивает выступление ученика, может попросить сформулировать тот или иной закон, вспомнить определение той или иной физической величины.
Если опыт по неизученной теме, то правильно быть объяснен он не может. Это обстоятельство позволяет использовать элементы опережающего обучения. Здесь - слово учителю. Если позволяет тема опыта, учитель указывает на связь демонстрируемых явлений с будущими темами уроков и кратко в доступной форме объясняет суть явлений. В результате дети знают, что например в 8 классе в 3 четверти будет что-то интересное, не похожее на то, что изучается в настоящее время. Связь с прошедшим материалом учащиеся замечают сами. Таким образом материал обобщается, урок носит характер повторительно-обобщающего.
Опыты демонстрируются не обязательно в той последовательности, в какой изучались соответствующие явления. Такой порядок на уроке позволяет учащимся "видеть" физическое явление, "узнавать" его.
За урок все получают "5". По желанию ребенка оценка может быть выставлена или в текущей четверти, или в следующей четверти. Прекрасная возможность начать следующую четверть с оценки "5"!