«КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА»
( ГБПОУ КЖГТ)
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.отделением по УР
_________________/ С.В.Ухина
« _____» ____________________20___ г.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
_________________ФИЗИКА_________________
для профессии
ППКРС 23.01.09_Машинист локомотива
(на базе основного общего образования)
Рассмотрено и утверждено на заседании
предметно-цикловой комиссии
естественно-научных дисциплин
по специальностям УГС 23.00.00
председатель П(Ц)К
__________/В.Ю.Назарова
«___»________________2019 г.
Материалы составил (а)
преподаватель
__________/В.Ю. Назарова
«___»________________2019 г.
Москва 2019
СПЕЦИФИКАЦИЯ.
Цель проведения контрольной работы:
Установить соответствие полученных знаний и умений обучающихся требованиям к освоению предметных и метапредметных компетенций по дисциплине «Физика» ФГОС СОО с учетом требований ФГОС СПО программы подготовки квалифицированных рабочих кадров ( ППКРС) с учётом формирования и освоения общих и профессиональных компетенций по специальности 23.01.09 Машинист локомотива (на базе основного общего образования).
Срок проведения контрольной работы : 1 семестр.
Время, отведённое на контрольную работу : 45 минут.
Проверяемые знания , умения и навыки:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• метапредметные компетенции:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
• предметные компетенции:
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - 9-10 верных ответов на вопросы
Оценка «хорошо» 7-8 верных ответов на вопросы
Оценка «Удовлетворительно» - 5-6 верных ответов на вопросы
Оценка «Неудовлетворительно» - менее 5 верных ответов на вопросы
Каждая расчетная задача должна содержать развернутое решение задачи с приведенными расчетами и необходимыми пояснениями. Обязательное наличие схемы задачи. Четко сформулированным ответом на вопрос задачи. Правильное использование единиц измерения физических величин в системе СИ..
Перечень теоретических вопросов
Введение.
Физика- фундаментальная наука о природе.
Раздел 1. Механика
Тема 1.1 Кинематика точки и твердого тела.
Механическое движение. Система отсчета.
Способы описания движения.
Траектория. Перемещение. Путь.
Векторные величины.
Действия над векторами
Проекция вектора на ось
Равномерное прямолинейное движение. Скорость.
Уравнение равномерного прямолинейного движения
Сложение скоростей.
Мгновенная и средняя скорости.
Ускорение. Движение с постоянным ускорением
Скорость при движении с постоянным ускорением
Уравнение движения с постоянным ускорением
Свободное падение тел.
Движение с постоянным ускорением свободного падения
Равномерное движение по окружности
Вращательное движение. И его характеристики
Тема 1.2 Законы механики Ньютона
Основное утверждение механики
Инерциальные системы отчета и принцип относительности
Первый закон Ньютона
Сила .Масса.Единица массы.
Второй закон Ньютона. Масса
Третий закон Ньютона
Силы в природе.
Сила тяжести и сила Всемирного тяготения.
Первая космическая скорость
Вес тела. . Невесомость
Силы упругости.
Деформация. Закон Гука
Измерение жесткости пружины.
Сила трения и её роль (сила трения между твердыми телами, в жидкостях и газах)
Определение коэффициента трения скольжения
Тема 1.3 Законы сохранения в механике.
Импульс материальной точки.. Второй закон Ньютона
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа силы..
Мощность силы.
Кинетическая энергия тела
Изучение закона сохранения механической энергии
Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.
Потенциальная энергия
Закон сохранения механической энергии
Решение задач
Раздел 2 Основы молекулярной физики и термодинамики
Тема 2.1Основы молекулярно- кинетической теории
Основные положения МКТ
Масса, размеры, скорости молекул. Броуновское движение.
Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел
Идеальный газ в МКТ
Основное уравнение МКТ газа
Температура и тепловое равновесие Абсолютная температура.
Уравнение состояния идеального газа
Газовые законы
Свойства паров. Насыщенный пар.
Измерение влажности воздуха
Свойства жидкостей. Свойства твердых тел.
Перечень практических задач
Вариант 1
Задача на расчет скорости равномерного прямолинейного движения
Определение основных характеристик механического движения
Задача на определение средней скорости движения
Задача на определение основных характеристик движения по уравнению равнопеременного движения
Задача на определение основных характеристик движения по графику движения
Задача на определение мощности механизма
Задача на определение основных характеристик механических колебаний
Задача с выбором правильного ответа на знание основных определений механической энергии
Задача с выбором правильного ответа на знание основных определений термодинамики.
Задача на установление соответствий основных понятий МКТ
Задача на расчет абсолютной температуры
Задача на знание изопроцессов
Задача на графическое определение работы газа
Задача на определение давления идеального газа
Задача на расчет КПД теплового двигателя
Вариант 2
Задача на перевод единиц измерения основных кинематических характеристик в Международную систему единиц СИ
Задача на расчет ускорения равнопеременного движения
Задача на определение основных кинематических характеристик по уравнению движения
Задача на графическое определение основных характеристик равнопеременного движения
Задача на расчет импульса тела
Задача на закон сохранения импульса
Задача на определение по графику механических колебаний основных характеристик колебательного движения
Задача на знание основных понятий МКТ
Задача на расчет основных характеристик вещества
Задача на установление соответствия по теме «Идеальный газ»
Задача на расчет абсолютной температуры
Задача на графики изопроцессов
Задача с выбором правильного ответа на связь давления идеального газа и температурой идеального газа
Задача на первый закон термодинамики
Задача на определение КПД теплового двигателя
Вариант 3
Задача с выбором правильного ответа на знание основных определений механического движения
Задача на определение средней скорости движения
Задача на определение основных кинематических характеристик по уравнению движения
Задача на определение основных кинематических характеристик по графику движения
Задача на определение силы упругости
Задача с выбором правильного ответа на знание определения импулься тела
Задача на расчет одного из видов механической энергии тела
Задача на знание основных определений МКТ
Задача на определение основных характеристик вещества
Задача на установление соответствия по теме «Физические явления, лежащие в основе работы механизмов»
Задача на расчет абсолютной температуры
Задача на определение основных изопроцессов
Задача на графическое определение работы газа
Задача на основное уравнение МКТ
Задача на расчет КПД теплового двигателя
Вариант 4
Задача на знание основных единиц измерения кинематических характеристик движения тела
Задача на расчет средней скорости движения
Задача на определение перемещения тела при равномерном движении
Задача на графическое определение перемещения тела
Задача на расчет силы тяги двигателя
Задача на закон сохранения импульса
Задача на определение основных характеристик колебательного движения по графику колебаний
Задача на расчет абсолютной температуры
Задача на знание основного уравнения МКТ
Задача на установление соответствия по теме «Физические явления, лежащие в основе работы бытовых приборов»
Задача на графики изопроцессов
Задача с выбором правильного ответа на знание агрегатных состояний вещества
Задача на графическое определение работы газа
Задача на применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе
Поезд за 1 час удалился от станции на 78 км, за 3 часа еще на 210 км. Найти среднюю путевую скорость движения на всем участке пути:
Движение локомотива задано уравнением: х=100+52t-2t2. Определите характеристики движения (начальную скорость, ускорение, начальную координату).Назовите вид движения.
Н айти моменты времени на графике ,в течение которых поезд двигался равнозамедленно
Лебедка равномерно поднимает груз массой 200 кг на 3м за 5с. Какова мощность двигателя лебедки?
Найти импульс электровоза массой 110 т , движущийся со скоростью 20 м/с.
За 30 с маятник совершает 50 колебаний. Найти период колебаний.
Найти кинетическую энергию электровоза массой 110 т , движущегося со скоростью 20 м/с.
На аэрозольном баллончике написано: « ……беречь от попадания прямых солнечных лучей и нагрева выше 500С ….» .Это требование обусловлено тем, что при нагревании ……
Какое значение по шкале Кельвина соответствует 360С ?
Определить давление одноатомного идеального газа при температуре 200 0 К, концентрация молекул составляет 5*1021 м -3 :
Поезд движется со скоростью 108 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.
Скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 км/ч до 54 км/ч. Чему равно ускорение поезда при торможении .
По уравнению движения V=15+3t определить вид движения.начальную скорость тела, ускорение тела :
По графику пути равномерного движения определите путь, пройденный
телом за 4 с.
.Тележка массой 200 г движется равномерно по горизонтальной поверхности стола со скоростью 2 м/с .Чему равен ее импульс?
Найти потенциальную энергию груза, поднятого над землей на высоту 10 м.
Найти силу тяги, если электровоз массой 130 т изменил свою скорость от 20 м/с до 25 м/с за 30 с.
Масса азота составляет 56 г , сколько моль содержится в этой массе азота? (молярную масса азота определить по таблице)
На аэрозольном баллончике написано: « ……беречь от попадания прямых солнечных лучей и нагрева выше 500С ….» .Это требование обусловлено тем, что при нагревании …………
Чему равен абсолютный нуль температуры, выраженный по шкале Цельсия?
В каких единицах измеряется скорость? Вагон, двигаясь под уклон с сортировочной горки, проходит 120 м за 10 с.
Скатившись с горки, он проходит до полной остановки ещё 360 м за 90 с. Определите среднюю путевую скорость за всё время движения.
Какой путь пройдет локомотив, движущийся равномерно и прямолинейно со скоростью 12 м/с за 10 мин?
Определить ускорение тела , если его скорость изменилась от 15 м/с до 20 м/с за 5 с.
Электровоз движется со скоростью 18 км/ч. Мощность двигателя равна 4.5 МВт. Какую силу тяги развивает двигатель?
Локомотив , движущийся со скоростью 2 м/с и имеющий массу 3 т .сцепляется с неподвижным вагоном массой 1 т. Найти скорость локомотива с вагоном после сцепления.
Найти кинетическую энергию тела массой 20 кг, движущегося со скоростью 15 м/с.
Найти частоту колебаний волны, если период составляет 20 с.
Сколько молекул в 4 молях углекислого газа?
Какой температуре по абсолютной шкале соответствует 250С