Мастер-класс: использование работы с учебником как средство реализации деятельностного подхода
Мастер-класс: использование работы с учебником как средство реализации деятельностного подхода
В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологии деятельностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: использование работы с учебником как средство реализации деятельностного подхода»
МАСТЕР – КЛАСС: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Косенко Светлана Николаевна,
учитель математики и физики ОО МАОУ «Привольненская СШ
им. М.С. Шумилова» Светлоярского района.
В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологии деятельностного подхода.
На уроках открытия нового знания я использую методы продуктивного чтения. Деятельность обучающихся при чтении учебно-научных текстов состоит из трёх этапов.
1-й этап. Работа с текстом до чтения (мотивирование чтения)
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- названию;
- имени автора;
- иллюстрациям (перед текстом);
-выделенным словам (просмотровое чтение).
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
Один из приёмов- диалог с автором- предоставляет возможность обучающемуся:
- видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл);
- прогнозировать Ответы на эти вопросы;
- Проверять свои прогнозы, по ходу чтения.
3-й этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Таким образом на этом этапе происходит корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
А сейчас я хочу представить самостоятельную работу учеников с новым учебным материалом. Но обратите внимание: ученики не просто “переписывают” параграф учебника или бездумно читают заданные учителем отрывки.
Они выполняют ряд учебных действий по трансформации новых знаний. В течение всего урока многократно производится редукция знаний. Работа ученика на понимание учебного материала происходит посредством создания им собственных продуктов в виде учебных задач.
В течение урока меняются формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, когда ученики могут ознакомиться с выполненными заданиями своих товарищей, попытаться ответить на них.
Благодаря этому, происходит многократное оперативное повторение учебного материала, что сказывается на качестве его усвоения.
В ходе самостоятельной работы учеников учитель имеет возможность подойти к каждому: помочь, направить, проконсультировать. Но ни в коем случае не подсказывать!
Конечно, дело затратное. Приходится тиражировать рабочие карты урока, продумывать каждый из уроков, не повторяться. Но потеря времени стоит этого. Учащиеся осознанно относятся к своей работе на уроке.
Итак, пример.
КОНВЕКЦИЯ. ИЗЛУЧЕНИЕ.
(Физика учебник для 8 кл. А.В.Пёрышкин. М.:Дрофа 2013. §§ 5-6).
(Инструкция для учащихся)
«Дорогу осилит идущий…» Тебе предстоит сегодня самостоятельно изучить и оценить интереснейшие явления физики. Собрав воедино учебный материал из §§ 5-6, проведи анализ явлений, определи их место и роль в жизни человека.
Цель поставлена. Вперед! В твоем распоряжении учебник, рабочая тетрадь. Ряд заданий направлен на работу в паре или группе. Если нетрудно, помоги товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью».
Шаг первый. Посмотрите на иллюстрации в §§ 5-6 и предположите, о чем данный текст.
Шаг второй. Прочтите § 5 «Конвекция» и сформулируй вопрос к который начинался бы со слова «Почему…?».
Шаг третий. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.
Шаг чутвёртый. Впиши в схему недостающие слова.
Шаг пятый. Используя материал § 5 «Конвекция», заполни следующую таблицу
Явление
Определение
Где проявляется
Необходимые условия протекания
Как переносится энергия
виды
конвекция
Шаг шестой. Сформулируй вопрос к § 6 «Излучение», который бы начинался бы со слова «Что…?»
Шаг седьмой. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.
Шаг восьмой..Впиши в схему недостающие слова.
Шаг девятый. Определи верность (неверность) приведённых ниже утверждений.
Перенос энергии излучением происходит в вакууме.
Излучают энергию только нагретые тела
При поглощении энергии все тела не изменяют своей температуры..
При этом часть энергии отражается от поверхности тела.
Лучше поглощают энергию тела со светлой поверхностью.
Хуже излучают тела со светлой поверхностью.
Шаг десятый. Работа в группах.
Задание 1.
Закончите предложения:
Излучение и конвекция - это …
При этом тела изменяют свою …
Мы можем это показать на примере …
Исходя из этого, можно сделать вывод, что эти явления люди …
Задание 2.
Обсудите и выскажите свое коллективное мнение о том, какое из заданий на уроке вам больше всего понравилось и почему.
Какое не понравилось и почему?
Задание 3.
Подумайте, что объединяет эти картинки?
Обсудив это, дети приходят к выводу, что здесь изображено явление излучения, где мы можем его наблюдать и, главное, как его можно использовать для различных целей.
На данном уроке в ходе такой деятельности ученики приобрели не только опыт конструктивного общения, формировали коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобрели более качественные знания по предмету. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету.