kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках физики. Второй закон Ньютона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках физики на примере изучения второго закона Ньютона

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках физики. Второй закон Ньютона"»

Мастер-класс по теме:

«Развитие критического мышления на уроках физики. Второй закон Ньютона»

Учитель: Смольянинова С.А.


Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности на уроках физики.

Задачи:

- продемонстрировать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;

- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер класса с целью определения его результативности.


Ход мастер-класса

1 этап: Приветствие

-Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Я хочу поделиться с Вами своим опытом использования технологии развития критического мышления на уроках физики при изучении второго закона Ньютона.

2 этап: Мотивация

Английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Время есть величайший из новаторов». Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. И сегодня введение ФГОС заставило нас, педагогов, по-другому взглянуть на образовательный процесс, пересмотреть свои позиции в обучении. Приоритетом обучения сегодня выступает не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а овладение умением самостоятельно учиться, самостоятельно добывать знания, уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими.

Научить детей думать самостоятельно, овладевать знаниями и решать проблемы – словом, приводить механизм работы мысли в действие, несомненно, помогут современные образовательные технологии. Одна из таких технологий и есть ТРКМ.

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система методических приемов и форм работы. Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.

Данную технологию с успехом можно использовать на уроках физики, урок построенный по этой технологии соответствует всем требованиям ФГОС.

3 этап: Теоретическая часть

Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.

Чтобы правильно составить урок по данной технологии, необходимо знать базовую модель технологии, которая состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.


Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная.

Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над изучением второго закона Ньютона.

  1. этап. Практическая часть.

Цель: участники увидят некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Итак, вы ученики 9 класса.

На стадии вызова можно использовать приёмы, которые мы сейчас рассмотрим

  1. Вызов

Учитель: Сегодня я хочу начать урок с того, что зачитаю интересные факты из жизни величайшего английского учёного-физика. А вы постарайтесь догадаться, о ком же идет речь.

- В начальной школе этот юный физик учился весьма посредственно. Но ровно до тех пор, пока его не избил и не оскорбил лучший ученик в классе, нанеся ему моральную травму. С того момента, он решил во что бы то ни стало обогнать своего обидчика в учёбе и тем самым оскорбить его. Спустя месяц успехи юного дарования в учебе были блестящи.
А вот ещё интересный случай из жизни знаменитого физика:

- Он, как известно был членом палаты лордов. Заседания палаты лордов   посещал самым регулярным образом. Однако, на протяжении многих лет этот знаменитый английский физик не проронил ни слова на заседаниях. Все замерли когда, наконец, великий человек вдруг попросил слова. Все ожидали грандиозной и умной речи от признанного гения. Но наш учёный в гробовой тишине провозгласил свою единственную речь в парламенте: «Господа, я прошу закрыть окно, иначе я могу простудиться!»

О ком же идёт речь?

Совершенно верно, этот учёный – Исаак Ньютон.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Ученики: О Ньютоне.

Учитель: Если быть конкретнее, то о тех законах, которые он любезно открыл.

Запись темы урока: «Второй закон Ньютона» (на доске и в тетрадях)

На прошлом уроке нами бал сформулирован и проанализирован первый закон Ньютона. Что вы знаете об этом законе? Прошу вас самостоятельно выполнить тестовое задание:


1. Кто из ученых сформулировал окончательный закон инерции?

1) Аристотель

2) Галилей

3) Ньютон

4) Архимед

2. Выберите верное(-ые) утверждение(-я).

А) в состоянии инерции тело покоится или движется равномерно и прямолинейно Б) в состоянии инерции у тела нет ускорения

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

3. Выберите пример явления инерции.

А) книга лежит на столе

Б) ракета летит по прямой с постоянной скоростью

В) автобус отъезжает от остановки

1) А

2) Б

3) В

4) А и Б

4. На столе лежит учебник. Система отсчета связана со столом. Ее можно считать инерциальной, если учебник

1) находится в состоянии покоя относительно стола

2) свободно падает с поверхности стола

3) движется равномерно по поверхности стола

4) находится в состоянии покоя или движется равномерно по поверхности стола

5. На стене музея висит картина. Выберите, с каким(-и) телом(-ами) можно связать инерциальную систему отсчета.

А) стена

Б) мальчик проходит вдоль стены с постоянной скоростью

В) маятник в часах, висящих на стене

1) А

2) Б

3) В

4) А и Б

6. Система отсчета связана с мотоциклом. Она является инерциальной, если мотоцикл

1) движется равномерно по прямолинейному участку шоссе

2) разгоняется по прямолинейному участку шоссе

3) движется равномерно по извилистой дороге

4) по инерции вкатывается на гору

7. Система отсчета связана с воздушным шаром. Эту систему можно считать инерциальной в случае, когда шар движется

1) равномерно вниз

2) ускоренно вверх

3) замедленно вверх

4) замедленно вниз

8. По прямолинейному участку железной дороги равномерно движется пассажирский поезд. Параллельно ему в том же направлении едет товарный состав. Систему отсчета, связанную с товарным составом, можно считать инерциальной, если он

1) движется равномерно

2) разгоняется

3) тормозит

4) во всех перечисленных случаях

9. По прямолинейному участку шоссе движется с постоянной скоростью автомобиль. Выберите, с каким(-и) телом(-ами) можно связать инерциальную систему отсчета.

А) на обочине шоссе растет дерево

Б) автобус подъезжает к остановке

В) по шоссе равномерно движется грузовик

1) А

2) Б

3) В

4) А и В

10. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на него других тел взаимно уравновешено,

1) верно при любых условиях

2) верно в инерциальных системах отсчета

3) верно для неинерциальных систем отсчета

4) неверно ни в каких системах отсчета





Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

3

4

4

4

1

1

1

4

2



Учитель: Сделайте обмен тетрадями и проверьте друг у друга работы. За каждый правильный ответ поставьте «+». Верните тетради. Перенесите свои «+» на поля тетрадей. Кто набрал десять «+»? и т.д.

  1. Осмысление содержания

Учитель: А сейчас, работая в парах, вам предстоит провести эксперимент. Перед вами на партах емкость с водой, в котором лежит скрепка. Рядом с блюдцем находится магнит. Вы должны исследовать поведение скрепки до воздействия на нее магнитом и после него. После проведения эксперимента ответьте на вопросы:

1.Какова скорость скрепки до взаимодействия с магнитом?

2.Почему скорость скрепки до взаимодействия ее с магнитом была равна нулю?

3.Что произошло со скоростью скрепки после воздействия магнита?

4.Как называется движение скрепки до и после воздействия на нее магнитом?

5.Что явилось причиной появления у скрепки ускорения?

6.Какой вывод следует из опыта?

Учитель: Сформируйте группы и обсудите еще раз ответы на эти вопросы (работа в группах: обсуждение, выступление, дополнения)

Посмотрим видеофрагмент (демонстрация опыта с тележками разной массы)

Объединитесь опять в группы и ответьте на вопросы:

1.Какая тележка получила большее ускорение? Почему?

2.Какой вывод следует из эксперимента?

(работа в группах: обсуждение, выступление, дополнения)

Оцените по пятибалльной системе работу каждого в группе. Кто получил «5»? поставьте себе три плюса на полях в тетради и т.д.

Учитель: Итак, после проведения эксперимента и просмотра видеофрагмента и последующего их анализа, вы пришли к выводу, что между ускорением, силой и массой тела существует неопровержимая связь. Впервые количественно эту связь установил Исаак Ньютон в своем втором законе. Как формулируется второй закон Ньютона? Какова формула? Что следует из этого закона?

Прошу проанализировать текст параграфа 11 в учебнике на стр.48-49 и составить опорный конспект в виде следующей таблицы:

Вопрос

Ответ

1

Как формулируется второй закон Ньютона?


2

Какой математической формулой выражается второй закон Ньютона?


3

Что можно сказать о направлении вектора ускорения и вектора равнодействующей приложенных к телу сил?


4

В чем измеряется сила в СИ?


5

Чему равен 1Н?


Учитель: Проверим правильность составления таблицы (готовой таблице). За каждый правильный ответ поставьте на полях тетради «+». Кто набрал 5 «+»? и т.д.



Физкультминутка

  1. Рефлексия

Учитель: Попробуйте применить полученные знания при решении задач 1-2 из упр.11 (стр.49)

(первую задачу решает с объяснением на доске сильный ученик, вторую задачу решает на закрытой доске тоже сильный ученик, остальные самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой)


За каждую правильно решенную задачу поставьте на полях по два «+». Кто набрал 4 «+» и т.д.

Подведем некоторые итоги нашего урока: давайте все вместе составим кластер, где ключевым словом будет слово «ускорение», напомню, что в физическом кластере могут быть не только слова, но и формулы, буквы, единицы измерения.

(дети по очереди выходят к доске для составления кластера, аргументируя свой выбор для заполнения «облака»)

За каждое правильное «облако» поставьте «+» на полях

Учитель: Обсудим домашнее задание:

  1. Пересказать п.11 или выучить опорный конспект (максимальная оценка за пересказ – «5», за конспект – «4»)

  2. Упр.11 №№3-4 (в №4 необходимо сделать рисунок для правильного нахождения равнодействующей сил, приложенных к мячику)

  3. Упр.11 №5 – дополнительно на оценку (с рисунками)

Учитель: посчитайте набранные вами за урок «+». Поставьте себе оценки по следующим критериям:

«5» - больше 17

«4» - от 13 до 17

«3» - от 8 до 12

«2» - меньше 9

Кто заработал «5»? и т.д.

Всем спасибо за работу! Урок окончен!



5 этап: Подведение итогов.



Цель: рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.



- Проанализируйте мастер-класс и на листе пожеланий, запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.

И в заключении мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТРКМ. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Я желаю всем творческих успехов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках физики. Второй закон Ньютона"

Автор: Смольянинова Светлана Анатольевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства