Данная разработка найдет способствует развитию технического творчества детей. Занимаясь моделированием, юные конструкторы получают полезные знания и навыки. Воздушный змей служит хорошим пособием для детских игр, проведение соревнований. Особенно ценно то, что эти игры могут являться коллективными.
Пояснительная записка
В настоящее время очень редко можно увидеть детей, запускающих воздушных змеев.
В данной методической разработке предлагается конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста по изготовлению и запуску воздушного змея. Изделие можно выполнить из доступных материалов с различными вариантами оформления аэродинамической поверхности и хвостовой части (рейки, полиэтиленовые пакеты, пленка, использованные кассеты).
Разработку рекомендуется использовать для занятий с детьми для формирования у них художественно-конструкторских знаний и умений, использование законов физики, а также эстетического вкуса.
Материал беседы способствует пополнению знаний детей по теме занятия и расширению их технического кругозора. Дети знакомятся с различными видами воздушных змеев и приёмами их запуска, знакомятся с применением змеев.
Используя технологическую карту, обучающиеся учатся самостоятельно планировать свою практическую деятельность, технически мыслить, закрепляют свои умения и навыки выполнения простейших операций
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЗМЕЯ" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сузопская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс
«Изготовление
воздушного змея»
Составил: учитель физики
Истошина Н.С.
Высшая квалификационная категория
Актуальность
Данная разработка найдет способствует развитию технического творчества детей. Занимаясь моделированием, юные конструкторы получают полезные знания и навыки. Воздушный змей служит хорошим пособием для детских игр, проведение соревнований. Особенно ценно то, что эти игры могут являться коллективными.
Пояснительная записка
В настоящее время очень редко можно увидеть детей, запускающих воздушных змеев.
В данной методической разработке предлагается конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста по изготовлению и запуску воздушного змея. Изделие можно выполнить из доступных материалов с различными вариантами оформления аэродинамической поверхности и хвостовой части (рейки, полиэтиленовые пакеты, пленка, использованные кассеты).
Разработку рекомендуется использовать для занятий с детьми для формирования у них художественно-конструкторских знаний и умений, использование законов физики, а также эстетического вкуса.
Материал беседы способствует пополнению знаний детей по теме занятия и расширению их технического кругозора. Дети знакомятся с различными видами воздушных змеев и приёмами их запуска, знакомятся с применением змеев.
Используя технологическую карту, обучающиеся учатся самостоятельно планировать свою практическую деятельность, технически мыслить, закрепляют свои умения и навыки выполнения простейших сборочных операций.
Педагогом используется технология индивидуализированного обучения, где взрослый является создателем и организатором среды, которая побуждает детей обучаться. Задача педагога – сделать так, чтобы работа каждого ребенка была успешной, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от преодолённой им трудности. Главное – ребенок видит результаты своего труда.
Цель: развитие мотивации к техническому моделированию воздушных змеев, сотрудничество с обучающимися, оказание взаимопомощи, совершенствование трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников, раскрытии их творческих способностей
образовательная – познакомиться с разделом физики «Аэростатика», рассмотреть способы, получить закономерности, летательных аппаратов, формировать навыки применения знаний на практике; видеть результаты своего труда. Самое важное – развивать у ребят интерес к науке и технике, творчеству, помочь сознательно выбрать будущую профессию, которая принесла бы пользу людям и удовольствие себе, стала бы смыслом жизни.
развивающая – изучить историю создания воздушных змеев, расширить познавательный интерес, развивать навыки и умения учащихся на практике,
научить изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте;
совершенствовать умения работать по технологическим картам, эскизам; воспитательная – формировать интерес к физике, развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, инициативу, активность, самостоятельность в процессе деятельности, воспитание у детей активного интереса к техническому творчеству, воспитание культуры труда, развивать и формировать конструкторские способности и навыки через изготовление воздушных змеев.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения данного занятия необходимо:
Учебное помещение;
Оборудование (столы, стулья, учебная доска и т.д.);
Технические средства (компьютер, проектор, экран для презентации);
3. Использование воздушных змеев для исследований в области физики.
4. Использование воздушных змеев для военных целей.
5. Использование воздушных змеев для метеорологических исследований
6. Использование воздушных змеев в качестве дополнительного источника энергии
7. Всемирные клубы Воздушных змеев.
8. Повторение сведений о воздушных змеях.
9. Организация рабочего места.
10. Практическая работа.
11. Методические советы на период запуска воздушных змеев
12.Запуск воздушных змеев.
13. Подведение итогов. Награждение.
1. Здравствуйте, ребята!
Приветствие. Сообщение темы и цели мероприятия.
Постановка задачи занятия
2. История создания воздушных змеев. Вступительное слово педагога.
Первые упоминания о воздушных змеях встречаются ещё во II веке до н.э., в Китае (так называемый змей-дракон).
Немногие знают, что воздушный змей - это давно известный и самый простой летательный аппарат тяжелее воздуха, который способствовал появлению многих изобретений и открытий, изучению законов аэродинамики, и великому достижению человечества - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Змей возду́шный — привязной летательный аппарат тяжелее воздуха. Поддерживается в воздухе давлением ветра на поверхность, поставленную под некоторым углом к направлению движения ветра и удерживаемую леером с земли.
3. Использование воздушных змеев для исследований в области физики.
Использование воздушных змеев длядополнительного источника энергии .
Долгое время змеи не находили практического применения. Со второй половины XVIII в. их начинают широко использовать при проведении научных исследований атмосферы.
В 1749 г. А. Вильсон с помощью воздушного змея производил измерение температуры воздуха на высоте.
В 1752 г. Б. Франклин провёл эксперимент, в котором с помощью змея выявил электрическую природу молнии и впоследствии благодаря полученным результатам изобрёл громоотвод. М.В. Ломоносов проводил аналогичные эксперименты и независимо от Франклина пришёл к тем же результатам.
Проводившиеся опыты по исследованию атмосферного электричества были чрезвычайно опасными. 26 июня 1753 года при запуске змея в грозу погиб коллега Ломоносова, академик Г.В. Рихман.
В XIX веке змеи также широко применялись для метеорологических наблюдений.
В начале XX столетия воздушные змеи внесли свою лепту в создание радио. А.С. Попов использовал змеи для подъёма антенн на значительную высоту.
Важно отметить использование воздушных змеев при разработке первых самолётов. В частности, А.Ф. Можайский, прежде чем начать строительство своего самолёта, провёл серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу.
4. Использование воздушных змеев для военных целей.
Примерно в трехсотых годах до н.э. Китай был охвачен войной. Против власти императора того времени восстали обитатели крепости Вейань-Конг и отважному генералу Хань-Чиню никак не удавалось взять эту крепость. Однако император распорядился во что бы то ни стало разбить мятежников. Поскольку ряд лобовых атак не дал желаемого результата, генерал принял решение об осуществлении подкопа под стены неприступной крепости. С имеющимися на тот момент инструментами подкоп мог рыться годами, и чтобы этого избежать следовало найти самый короткий путь до крепостных стен.
Для этого необходимо было чем-то измерить расстояние до крепости, вот тут-то генералу и пришла в голову идея о создании первого в мире воздушного змея. К своему изобретению генерал привязал веревку. После того, как змей был запущен, он летел, не останавливаясь до тех пор, пока не упирался в стену Вейань-Конг, после чего веревка сматывалась, и таким способом отмерялось расстояние до крепостных стен. Эта уловка помогла изобретательному генералу взять город, подкоп был быстро вырыт, а крепость сдалась.
Практические возможности воздушного змея привлекали внимание военных. В 1848 г. К.И. Константинов разработал систему спасения судов, терпящих бедствие вблизи берега, с помощью воздушных змеев. Во время первой мировой войны войска различных стран применяли змеи для подъёма на высоту наблюдателей-корректировщиков артиллерийского огня, разведки вражеских позиций.
5. Использование воздушных змеев для метеорологических исследований
В конце XIX — начале XX веков воздушных змеев применяли для метеорологических исследований верхних слоёв атмосферы, фотографирования местности, в спортивных целях и так далее. С развитием воздухоплавательных и авиационных летательных аппаратов воздушные змеи стали применять исключительно в развлекательных и спортивных целях.
6. Использование воздушных змеев в качестве дополнительного источника энергии
Немецкая компания SkySails применила змей в качестве дополнительного источника энергии для грузовых судов, впервые опробовав его в январе 2008 года на судне MS Beluga Skysails. Испытания на этом 55 метровом корабле показали, что при благоприятных условиях расход топлива снижается на 30 %.
7. Всемирные клубы Воздушных змеев.
По всему миру создаются Клубы и сообщества, объединяющие любителей воздушных змеев — как конструкторов, так и просто запускающих (Кайтфлайерс). Одним из известных является KONE — Клуб Воздушных Змеев Новой Англии , входящий в состав Американской Ассоциации Кайтинга.
Кайтинг — вид спорта, при котором спортсмен передвигается по местности с помощью воздушного змея.
Второе воскресенье октября — Всемирный день воздушных змеев (World Kite Day), в этот день любители воздушных змеев во всем мире запускают своих летающих «питомцев».
В последние годы развитие получили так называемые пилотажные змеи — воздушные змеи специальной формы, управляемые с помощью двух лееров. Пилотажный змей, в отличие от любого другого, способен к свободному планированию в воздухе, что и обеспечивает его особые свойства. Они предназначены для выполнения комплекса пилотажных фигур различной сложности.
8. Повторение сведений о воздушных змеях.
8. Повторение сведений о воздушных змеях.
Что такое воздушный змей? (простейший летательный аппарат)
Что он вам напоминает? (птицу в полете)
– Какие типы воздушных змеев вы знаете? (Каркасные: плоские, двугранные, коробчатые, полужесткие. Бескаркасные: кайты, парапланы.
– Из каких конструктивных элементов состоит воздушный змей? ( Обшивка, каркас, соединительные детали, уздечка, хвост, леер, катушка для запуска)
– Где и когда появились воздушные змеи? Их распространение? Появление их в Европе? ( Воздушные змеи появились в Китае более 3 тысяч лет назад. Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, Америку, Австралию. В Европу воздушные змеи попали в XVI веке.)
-Какой формы воздушные змеи были в то время в Европе? (В XVI веке в Европе воздушные змеи были плоские, ромбовидной формы, и долгое время она была основной.)
- Применение воздушных змеев?
- что такое леер?
- Дата проведения Всемирного дня воздушных змеев?(второе воскресенье октября)
9. Организация рабочего места.
Игра-сплочение.
Ребята, поднимите правую руку те, кто пришёл с открытым сердцем. Спасибо. Поднимите правую руку те, кто готов трудиться ради новых знаний. Спасибо. Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим. Спасибо. Зажигаем огонёк творчества.
(Все желают друг другу успехов, творчества, удачи)
Сегодня вам предстоит сделать плоский воздушный змей Эдди.
Воздушный змей Эдди - это змей ромбовидной формы и назван он по имени своего изобретателя англичанина-метеоролога Уильям Эдди. Начиная с 1893 года, воздушный змей использовался для метеорологической работы в течение более чем тридцати лет.
Наша задача - научиться изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте. Данный технологический процесс распространяется на все виды плоских воздушных змеев и, освоив процесс изготовления одного вида, вы можете в дальнейшем изготавливать любые конструкции плоских воздушных змеев.
Повторение правил по ТБ при работе с инструментами. Проверка наличия материала и инструментов.
10. Практическая работа
Знакомство с технологической картой и изображением воздушного змея.
Тело змея
Отрезаем 2 рейки – 60 и 35 см. Складываем их перпендикулярно, отступив от верха самой длинной 15 см. фиксируем крестовину скотчем (крестовина – пересечение двух реек). Концы реек обматываем скотчем и делаем в них надрезы лобзиком глубиной 1 см. Через них протягиваем леску, создавая контуры змея. Сверху крепим леску скотчем, чтобы не выскочила. Кладем каркас на полиэтилен. Обводим маркером с запасом 1.5 см для подворота, вырезаем. Заворачиваем края пленки внутрь, вокруг лески, и закрепляем их скотчем. Тело змея готово.( рисунок 1)
Уздечки
На края короткой рейки в точках А и Г привязываем по два отрезка лески длиной 25 см (с запасом) – это боковые части.
Длинную сторону (35 см) уздечки привязываем за верхний конец В. Узлы промазываем суперклеем. Все три конца уздечки связываем между собой и туда же привязываем леер (Леер – туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, матчах)). Закрепляем это место скотчем.
Хвост змея
Его можно делать из веревки, лент, бантиков. Мы будем использовать магнитофонную пленку. Разматываем кассету и нарезаем длиной около 3 метров. Связываем в веревку. Хвост прикрепляем с помощью скотча к нижнему концу змея в точке Д.
При помощи фломастеров делаем «лицо». Змей к полёту готов!
На данном занятии дети имеют возможность изготовить воздушного змея в любой цветовой гамме.
В процессе работы педагог помогает детям советом, а при необходимости и действием. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь поддержка¸ но не навязывание своего мнения.
На данном учебном занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).
11. Методические советы на период запуска воздушных змеев
Окончательная самостоятельная оценка детьми выполненной работы производится на футбольном поле при запуске воздушного змея. Там же проверяются и лётные характеристики воздушного змея, и качество его изготовления.
Перед запуском воздушного змея с ребятами нужно обязательно провести инструктаж по технике безопасного полёта воздушного змея.
Для проверки лётных качеств воздушного змея детям предлагается устроить соревнования на время полёта или высоту полёта.
Надо помнить, что воздушный змей запускается в сухую погоду, при ветре со скоростью 6-7 м/с (для запуска змеев нужен ветер со скоростью – не менее 3 м/с и не более 14 м/с).
Можно отправиться на выбранное для запуска место. Лучше, если это будут просторные вершины холмов, где ветер дует ровно и сильно, но без порывов.
Необходимо акцентировать внимание детей на то, что следует отходить от высоких деревьев, зданий, проводов высоковольтной линии.
– А сейчас можно проверить сделанные вами модели в действии, проведя
Методические советы на период подведения итогов
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её.
Подводя итоги занятию, необходимо акцентрировать внимание детей на то, какие знания были приобретены ими в ходе занятия (знакомство с воздушными змеями), какими умениями и навыками они овладели (работа по технологической карте).
Надо помнить, что одно только критическое замечательное не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Подведение итогов на данном учебном занятии проходит в форме выставки с коллективной оценкой педагогом и самооценкой.
12. Запуск воздушных змеев
Данный воздушный змей запускают на ровной местности (стадион, поле) с помощью леера. Предложенный воздушный змей показывает хорошие лётные характеристики.
13. Подведение итогов. Награждение.
1. Пантюхин, С. П.. "Детская змейковая станция". — Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1941.
2. Заворотов, В., Викторчик, А.. "Воздушные змеи". — "ЮТ для умелых рук" (приложение к журналу "Юный техник"), №7, 1977.
3. Пантюхин, С. П.. "Воздушные змеи". — М.: ДОСААФ, 1984. - 88 с., ил.