исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы,
выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
использование наглядности;
материалы для практической работы;
презентация.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент
Все уроки, как люди, похожие и разные
Если к ним приглядеться с разной стороны.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть уроки, как страшный, мучительный сон.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Ответьте мне, пожалуйста, когда уроки для нас, для наших учеников становятся радостными, приносят удовлетворение?
- Когда они проходят плодотворно, интересно, унас и у наших учеников все получается. А объединить это можно в одно понятие. Мотивация.
Повысить мотивацию детей, их познавательную активность, развивать творческие способности обучающихся нам помогают методы обучения.
Слайд №1
На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое:только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Новый подход к организации обучения.
-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнение «Поздоровайся глазами».
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). Пожелаем друг другу здоровья, успеха.
С этого упражнения вы можете начинать любой урок.
Часто на данном этапе мы создаем проблемные ситуации, которая побуждает учеников к самостоятельной познавательной деятельности. Предлагаю фрагмент своего открытого урока «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».
Перед вами лежит письменный источник – исторический документ, стихи Римского поэта Тита Лукреция Кара из его поэмы «О природе вещей». Давайте прочитаем.
«Люди весьма удивляются камню такому, он часто цепь представляет из звеньев, держащихся сами собою.Можешь увидеть ты пять таких звеньев, порой даже больше.Распределенные рядом, качаясь от легкого ветра, звенья такие свисают, одно под другим прилепившись.Звено одно от другого всю силу и цепкость приемлет.
Вот как здесь действует этого камня текучая сила». О чем идет речь в стихах? Что это за камень?
2.Формулируем тему урока. «Постоянные магниты и их свойства»
3.Постановка целей. У каждого ученика карточка с таблицей ЗУХ:
Заполняя таблицу, учащиеся ставят свои цели, озвучивают их. Совместно формулируем общую цель урока.
Метод «Мозговой штурм»
Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 4-6 человек.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означаетпучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика.
«Повторение с расширением». Ученикам предлагается тест-таблица на повторение изученного материала и определения нового понятия. Их задача соединить стрелками термины и их определения. Затем осуществляется взаимопроверка через слайд.
На этапе включения в систему новых знаний можно применить один из активных методов - экспериментальный. Этот метод в преподавании физики в средней школе является одним из основных методов обучения физике. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов в науке – физике.
Проведем исследование: Какие явления природы спрятались в художественных произведениях?
Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадай».
Этот метод помогает обучающимсяпри организации самостоятельной работы над новой темой всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес.
Каждая группа за своим столом знакомится с информацией по своему вопросу.
Такая комплексная работа позволяет получить знания по новой теме и приобщает ребят к практическому применению изученного, развивает умение работать с текстом. На этом этапе хорошо прослеживаются метапредметные связи.
Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.
Постараемся в совместной деятельности объяснить, что такое активные методы обучения, какие цели этих методов, рассмотрим некоторые виды и возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Метод«Инсерт» (Пометки на полях) Следующий метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
АМ релаксации– «Физ.минутка».
Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
К этапу первичного закрепления можно применить- «Скорый физический диктант» «Сотворчество».
Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому материалу. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих функций. На этом этапе учащимся предлагается собрать пословицы и объяснить
Не подмажешь - не поедешь
Пошло дело как по маслу
Что кругло - легко катится
Лыжи скользят по погоде
Колодезная веревка сруб перетирает
Метод «Написание синквейна». (слайд №9)
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма?
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
а) На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это тема синквейна.
б) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г) На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д) На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Вот синквейн, который мы составили на уроке при изучении «силы тока»:
Метод «Кейс технология»
Очень часто на ГИА приходиться встречаться с кейс технологией при выполнении заданий 18- 21. Суть технологии заключается в том, что ребята должны почитать текст и ответить на вопросы. (материал раздается присутствующим)
18.Установите соответствие между техническими устройствами и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
А) амперметр
Б) электрометр
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1) зависимость силы, действующий на проводник с током в магнитном поле, от силы тока в проводнике
2) зависимость силы отталкивания одноименных зарядов от их величины
3) зависимость сопротивления проводника от его длины
4) зависимость силы тока в цепи от её сопротивления
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
19.Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1. Молния — это электрический разряд в атмосфере.
2. Молния — это излучение света облаком, имеющим большой электрический заряд.
3. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена положительно.
4. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена отрицательно
5. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Заряд поверхности Земли в этом месте будет равен нулю
Молния
Красивое и небезопасное явление природы — молния — представляет собой искровой разряд в атмосфере.
Уже в середине XVIII в. исследователи обратили внимание на внешнее сходство молнии с электрической искрой. Высказывалось предположение, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и молния есть гигантская искра, ничем, кроме размеров, не отличающаяся от искры между шарами электрофорной машины. На это указывал М. В. Ломоносов, занимавшийся изучением атмосферного электричества.
Ломоносов построил «громовую машину» — конденсатор, находившийся в его лаборатории и заряжавшийся атмосферным электричеством посредством провода, конец которого был выведен из помещения и поднят на высоком шесте. Во время грозы из конденсатора можно было извлекать искры. Таким образом, было показано, что грозовые облака действительно несут на себе огромный электрический заряд.
Разные части грозового облака несут заряды разных знаков. Чаще всего нижняя часть облака (обращенная к Земле) бывает заряжена отрицательно, а верхняя — положительно. Поэтому если два облака сближаются разноимённо заряженными частями, то между ними проскакивает молния.
Однако грозовой разряд может произойти и иначе. Проходя над Землёй, грозовое облако создаёт на её поверхности большой индуцированный заряд, и поэтому облако и поверхность Земли образуют две обкладки большого конденсатора. Напряжение между облаком и Землёй достигает нескольких миллионов вольт, и в воздухе возникает сильное электрическое поле. В результате может произойти пробой, т.е. молния, которая ударит в землю. При этом молния иногда поражает людей, дома, деревья.
Гром, возникающий после молнии, имеет такое же происхождение, что и треск при проскакивании искры. Он появляется из-за того, что воздух внутри канала молнии сильно разогревается и расширяется, отчего и возникают звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков, гор и других объектов, создают длительное многократное эхо, поэтому и слышны громовые раскаты.
20. Может ли произойти разряд (молния) между двумя одинаковыми шарами, несущими равный одноимённый заряд? Ответ поясните.
Решение.
Ответ: нет.
Объяснение: не может, поскольку заряд шаров одинаковый, как и их форма, необходимой для разряда разности потенциалов не возникнет.
21. К невесомой нити (см. рис.) подвешен груз А. К нему на пружине прикрепляют груз В и затем нить пережигают. Какой из грузов в начале падения имеет относительно Земли большее ускорение? Ответ поясните.
Решение.
В начале падения пружина растянута. Сила упругости, действующая со стороны пружины на груз А, будет сообщать ему дополнительное ускорение, направленное вертикально вниз, а сила упругости, действующая со стороны пружины на груз В, будет сообщать ему дополнительно ускорение, направленное вертикально вверх. Поэтому относительно земли груз А будет падать с ускорением бóльшим, а груз В — с меньшим, чем ускорение свободного падения. Таким образом, большее ускорение относительно Земли будет иметь груз А.
22. В какую погоду — тихую или ветреную — человек переносит мороз легче? Ответ поясните.
Решение.
1. В тихую погоду мороз переносится легче.
2. Ощущение большего или меньшего холода связано с интенсивностью передачи тепла телом в окружающую среду. В ветреную погоду от лица (от тела) за одно и то же время отнимается гораздо больше тепла, нежели в тихую погоду. В тихую погоду образующийся у поверхности тела слой тёплого влажного воздуха не так быстро сменяется новой порцией холодного воздуха.
7. Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет»,
«Итоговый круг». (слайд №10) Метод «Все у меня в руках»
Учащиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают внутри контура ответы на вопросы: Большой палец – над этой темой я хотел еще бы поработать. Указательный палец – я узнал все, что хотел. Средний – мне совсем ничего не понравилось.
Безымянный – психологическая атмосфера на уроке. Мизинец – мне захотелось…
Метод «Все дело в шляпе»
Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет), по сигналу учителя тот, у кого осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто работал у доски, и обосновывает ее.
Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по очереди).
– А теперь представители каждой группы встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего мастер-класса. (По кругу пускаем «Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и отвечаем на них).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
IV. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
- Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми активными методами обучения.
Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.
( «Кластер», «Инсерт», «Синквейн»).(слайд №11)
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.(слайд №12)
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Дети в школе имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.
Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. Кроме освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя. (слайд №13)
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Кейс технология
Очень часто на ГИА приходиться встречаться с кейс технологией при выполнении заданий 18- 21. Суть технологии заключается в том, что ребята должны почитать текст и ответить на вопросы. (материал раздается присутствующим)
18.Установите соответствие между техническими устройствами и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
А) амперметр
Б) электрометр
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1) зависимость силы, действующий на проводник с током в магнитном поле, от силы тока в проводнике
2) зависимость силы отталкивания одноименных зарядов от их величины
3) зависимость сопротивления проводника от его длины
4) зависимость силы тока в цепи от её сопротивления
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
19.Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1. Молния — это электрический разряд в атмосфере.
2. Молния — это излучение света облаком, имеющим большой электрический заряд.
3. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена положительно.
4. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена отрицательно
5. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Заряд поверхности Земли в этом месте будет равен нулю
Молния
Красивое и небезопасное явление природы — молния — представляет собой искровой разряд в атмосфере.
Уже в середине XVIII в. исследователи обратили внимание на внешнее сходство молнии с электрической искрой. Высказывалось предположение, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и молния есть гигантская искра, ничем, кроме размеров, не отличающаяся от искры между шарами электрофорной машины. На это указывал М. В. Ломоносов, занимавшийся изучением атмосферного электричества.
Ломоносов построил «громовую машину» — конденсатор, находившийся в его лаборатории и заряжавшийся атмосферным электричеством посредством провода, конец которого был выведен из помещения и поднят на высоком шесте. Во время грозы из конденсатора можно было извлекать искры. Таким образом, было показано, что грозовые облака действительно несут на себе огромный электрический заряд.
Разные части грозового облака несут заряды разных знаков. Чаще всего нижняя часть облака (обращенная к Земле) бывает заряжена отрицательно, а верхняя — положительно. Поэтому если два облака сближаются разноимённо заряженными частями, то между ними проскакивает молния.
Однако грозовой разряд может произойти и иначе. Проходя над Землёй, грозовое облако создаёт на её поверхности большой индуцированный заряд, и поэтому облако и поверхность Земли образуют две обкладки большого конденсатора. Напряжение между облаком и Землёй достигает нескольких миллионов вольт, и в воздухе возникает сильное электрическое поле. В результате может произойти пробой, т.е. молния, которая ударит в землю. При этом молния иногда поражает людей, дома, деревья.
Гром, возникающий после молнии, имеет такое же происхождение, что и треск при проскакивании искры. Он появляется из-за того, что воздух внутри канала молнии сильно разогревается и расширяется, отчего и возникают звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков, гор и других объектов, создают длительное многократное эхо, поэтому и слышны громовые раскаты.
A
Б
20.Может ли произойти разряд (молния) между двумя одинаковыми шарами, несущими равный одноимённый заряд? Ответ поясните.
Решение.
21.К невесомой нити (см. рис.) подвешен груз А. К нему на пружине прикрепляют груз В и затем нить пережигают. Какой из грузов в начале падения имеет относительно Земли большее ускорение? Ответ поясните.
22.В какую погоду — тихую или ветреную — человек переносит мороз легче? Ответ поясните.
A
Б
18.
20.Ответ: нет.
Объяснение: не может, поскольку заряд шаров одинаковый, как и их форма, необходимой для разряда разности потенциалов не возникнет
A
Б
21.
Решение.
В начале падения пружина растянута. Сила упругости, действующая со стороны пружины на груз А, будет сообщать ему дополнительное ускорение, направленное вертикально вниз, а сила упругости, действующая со стороны пружины на груз В, будет сообщать ему дополнительно ускорение, направленное вертикально вверх. Поэтому относительно земли груз А будет падать с ускорением бóльшим, а груз В — с меньшим, чем ускорение свободного падения. Таким образом, большее ускорение относительно Земли будет иметь груз А.
22.Решение.
1. В тихую погоду мороз переносится легче.
2. Ощущение большего или меньшего холода связано с интенсивностью передачи тепла телом в окружающую среду. В ветреную погоду от лица (от тела) за одно и то же время отнимается гораздо больше тепла, нежели в тихую погоду. В тихую погоду образующийся у поверхности тела слой тёплого влажного воздуха не так быстро сменяется новой порцией холодного воздуха.