Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Солнечная система на уроках физики"»
Изучение Солнечной системы на уроках физики.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Формирование представления о строении Солнечной системы и месте планеты Земля в Солнечной системе.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с планетами земной группы, с процессом образования Луны, планетами- гигантами, ввести понятие комет и астероидов, познакомить результатами теоретических оценок хронологии образования Солнечной системы.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, толерантного отношения ко всем жителям нашей планеты и ответственности за сохранность жизни на планете Земля.
Развивающие: способствовать повышению интереса к изучению дисциплины “Физика”, способствовать развитию логического мышления (анализу, обобщению полученных знаний).
Ход урока
Организационный момент.
Перед обучающимися определяются цели урока, освещается ход урока и конечные результаты его проведения.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами – экипаж исследовательского космического корабля и отправляемся в космическое путешествие по Солнечной системе. Во время путешествия нас ждут интересные встречи и приключения. Наш корабль будет стыковаться со станциями «Планеты земной группы», «Планеты- гиганты» и «Астероиды и кометы» . На каждой станции вы должны будете отвечать на вопросы и набирать баллы. За каждый правильный ответ -1 балл. И в конце урока тот, кто наберет большие баллы, получит хорошие оценки.
II. Мотивация учебной деятельности.
Знания строения и эволюции Солнечной системы помогают осознать место каждого из нас в этом мире и ту ответственность, которая лежит на нас за сохранность жизни и нашей уникальной планеты для будущих поколений людей.
III. Актуализация знаний.
Учитель. Но прежде чем отправиться в полет, мы должны получить разрешение на старт.
Фронтальный опрос.
Что такое 1 световой год (1 св. г.)? (расстояние, которое проходит свет за 1 год в вакууме – 9,5 * 1015 м)
Что означает 1астрономическая единица (1 а.е.)? (среднее расстояние от Земли до Солнца (средний радиус земной орбиты) – 1,5 * 1011 м)
1 парсек (1 пк) - это? ( расстояние, с которого средний радиус земной орбиты (равный 1 а. е.), перпендикулярный лучу зрения, виден под углом в одну угловую секунду (1') – 3 * 1016 м)
Чему равна1 масса Солнца? (2 * 1030кг)
Учитель. Выслушивает ответы, подводит итоги опроса и объявляет «Старт»
IV. Изучение нового материала.
1. Учитель. Первая станция, которая разрешила стыковку, «Планеты земной группы».
Ваше задание: прочитать часть 1(стр.47-52) и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ получаете 1 балл, за дополнение - 0,5 балла.
Вопросы: 1. Особенности образования планет земной группы.
2. Состав ядер планет земной группы
3. Процесс образование Луны.
4. С чем связано большое содержание железа у Меркурия.
5. Рассказать о роли комет в образовании планет.
6. Каков примерный состав атмосфер планет.
Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют друг друга и получают баллы.
Учитель. Мы с вами изучили планеты земной группы и теперь отправляемся на станцию «Планеты- гиганты».
2. Учитель. Сейчас мы на станции «Планеты- гиганты». Прочитайте, пожалуйста, стр. 51-52 и ответьте на следующие вопросы.
Вопросы: 1. Особенности образования планет- гигантов.
2. Структура планет-гигантов.
3. Что собой представляют кольца Сатурна?
4. Сделайте сравнительный анализ соотношение массы ядра и газовой оболочки планет- гигантов.
Учитель выслушивает ответы и дополнения обучающихся, делает вывод.
3. Учитель. Летим на станцию «Астероиды и кометы». Читаем стр. 53-54 и готовимся ответить на вопросы .
Вопросы: 1. Определение кометы.
2. Где и почему именно там находятся большое число комет?
3. Причина появления хвоста у комет.
4. Расскажите примерную хронологию образования Солнечной системы.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по просторам Солнечной системы.
Мы узнали, как образовалась наша планета, другие планеты нашей системы.
Адрес нашего дома во Вселенной:
Вселенная, Местная группа галактик, Галактика Млечный путь, Солнечная система, Планета Земля – третья планета от Солнца.
Мы любим нашу планету и будем беречь её всегда!
V. Первичное закрепление знаний.
Фронтальный опрос
Какая называется ближайшая к планете Земля звезда? (Солнце)
Сколько планет в Солнечной системе? (Восемь)
Как называются планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Какое место по удалённости от Солнца занимает планета Земля в Солнечной системе? (Планета Земля – третья планета от Солнца)
VI. Самостоятельная работа.
Обучающимся предлагается самостоятельно решить задачу: Усреднённая плотность вещества во Вселенной = 3 * 10-28 кг/м3 . Рассчитайте критическое значение плотности вещества и сравните его с усреднённой плотностью вещества во Вселенной. Проанализируйте полученный результат и сделайте вывод о том, расширяется или сжимается Вселенная.
VII. Подведение итогов.
Учитель. Подсчитайте свои баллы и выставим оценки.
VII1.Рефлексия.
Обучающимся предлагается оценить свою собственную работу и работу преподавателя на уроке путём рисования позитивных или негативных смайликов на выданных преподавателем листочках.
1Х. Домашнее задание. & 8. Устно ответить на вопросы на стр. 55.
Литература:
Физика. Эволюция Вселенной. Дополнительная глава к учебник В.А.Касьянова «Физика 11 класс/В.А.Касьянов.-2-е изд, стереотип.- М.:Дрофа,2008. -63 с. :, 4 л. Цв.вкл– ISBN 978-5-358-04086-1.