kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Солнечная система на уроках физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расссматривается актуальность формирования представления о Солнечной системы и место планеты Земля в Солнечной системе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Солнечная система на уроках физики"»

Изучение Солнечной системы на уроках физики.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Формирование представления о строении Солнечной системы и месте планеты Земля в Солнечной системе.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с планетами земной группы, с процессом образования Луны, планетами- гигантами, ввести понятие комет и астероидов, познакомить результатами теоретических оценок хронологии образования Солнечной системы.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, толерантного отношения ко всем жителям нашей планеты и ответственности за сохранность жизни на планете Земля.

  • Развивающие: способствовать повышению интереса к изучению дисциплины “Физика”, способствовать развитию логического мышления (анализу, обобщению полученных знаний).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Перед обучающимися определяются цели урока, освещается ход урока и конечные результаты его проведения.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами – экипаж исследовательского космического корабля и отправляемся в космическое путешествие по Солнечной системе. Во время путешествия нас ждут интересные встречи и приключения. Наш корабль будет стыковаться со станциями «Планеты земной группы», «Планеты- гиганты» и «Астероиды и кометы» . На каждой станции вы должны будете отвечать на вопросы и набирать баллы. За каждый правильный ответ -1 балл. И в конце урока тот, кто наберет большие баллы, получит хорошие оценки.

II. Мотивация учебной деятельности.

Знания строения и эволюции Солнечной системы помогают осознать место каждого из нас в этом мире и ту ответственность, которая лежит на нас за сохранность жизни и нашей уникальной планеты для будущих поколений людей.

III. Актуализация знаний.

Учитель. Но прежде чем отправиться в полет, мы должны получить разрешение на старт.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое 1 световой год (1 св. г.)? (расстояние, которое проходит свет за 1 год в вакууме – 9,5 * 1015 м)

  2. Что означает 1астрономическая единица (1 а.е.)? (среднее расстояние от Земли до Солнца (средний радиус земной орбиты) – 1,5 * 1011 м)

  3. 1 парсек (1 пк) - это? ( расстояние, с которого средний радиус земной орбиты (равный 1 а. е.), перпендикулярный лучу зрения, виден под углом в одну угловую секунду (1') – 3 * 1016 м)

  4. Чему равна1 масса Солнца? (2 * 1030 кг)

Учитель. Выслушивает ответы, подводит итоги опроса и объявляет «Старт»

IV. Изучение нового материала.

1. Учитель. Первая станция, которая разрешила стыковку, «Планеты земной группы».

Ваше задание: прочитать часть 1(стр.47-52) и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ получаете 1 балл, за дополнение - 0,5 балла.

Вопросы: 1. Особенности образования планет земной группы.

2. Состав ядер планет земной группы

3. Процесс образование Луны.

4. С чем связано большое содержание железа у Меркурия.

5. Рассказать о роли комет в образовании планет.

6. Каков примерный состав атмосфер планет.

Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют друг друга и получают баллы.

Учитель. Мы с вами изучили планеты земной группы и теперь отправляемся на станцию «Планеты- гиганты».

2. Учитель. Сейчас мы на станции «Планеты- гиганты». Прочитайте, пожалуйста, стр. 51-52 и ответьте на следующие вопросы.

Вопросы: 1. Особенности образования планет- гигантов.

2. Структура планет-гигантов.

3. Что собой представляют кольца Сатурна?

4. Сделайте сравнительный анализ соотношение массы ядра и газовой оболочки планет- гигантов.

Учитель выслушивает ответы и дополнения обучающихся, делает вывод.

3. Учитель. Летим на станцию «Астероиды и кометы». Читаем стр. 53-54 и готовимся ответить на вопросы .

Вопросы: 1. Определение кометы.

2. Где и почему именно там находятся большое число комет?

3. Причина появления хвоста у комет.

4. Расскажите примерную хронологию образования Солнечной системы.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по просторам Солнечной системы.

Мы узнали, как образовалась наша планета, другие планеты нашей системы.

Адрес нашего дома во Вселенной:

Вселенная, Местная группа галактик, Галактика Млечный путь, Солнечная система, Планета Земля – третья планета от Солнца.

Мы любим нашу планету и будем беречь её всегда!

V. Первичное закрепление знаний.

Фронтальный опрос

  1. Какая называется ближайшая к планете Земля звезда? (Солнце)

  2. Сколько планет в Солнечной системе? (Восемь)

  3. Как называются планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

  4. Какое место по удалённости от Солнца занимает планета Земля в Солнечной системе? (Планета Земля – третья планета от Солнца)

VI. Самостоятельная работа.

Обучающимся предлагается самостоятельно решить задачу: Усреднённая плотность вещества во Вселенной   = 3 * 10-28 кг/м3 . Рассчитайте критическое значение плотности вещества и сравните его с усреднённой плотностью вещества во Вселенной. Проанализируйте полученный результат и сделайте вывод о том, расширяется или сжимается Вселенная.

VII. Подведение итогов.

Учитель. Подсчитайте свои баллы и выставим оценки.

VII1.Рефлексия.

Обучающимся предлагается оценить свою собственную работу и работу преподавателя на уроке путём рисования позитивных или негативных смайликов на выданных преподавателем листочках.

1Х. Домашнее задание. & 8. Устно ответить на вопросы на стр. 55.

Литература:

  1. Физика. Эволюция Вселенной. Дополнительная глава к учебник В.А.Касьянова «Физика 11 класс/В.А.Касьянов.-2-е изд, стереотип.- М.:Дрофа,2008. -63 с. :, 4 л. Цв.вкл– ISBN 978-5-358-04086-1.

  2. http://ru.wikipedia.org, http://www.adme.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Солнечная система на уроках физики"

Автор: Игнатьева Валентина Витальевна

Дата: 09.10.2025

Номер свидетельства: 675200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства