kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям на уроках физики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проектирование фрагмента урока с учетом формирования УУД.

Задачи:

  1. Изучить литературу по   теме формирования УУД  в образовании.
  2. Спроектировать фрагмент урока с учетом формирования УУД.
  3. Оценить преимущества новых направлений деятельности учителя и обучающихся на уроке.

Гипотеза: проведение уроков направленных на формирование УУД позволит повысить образовательный и воспитательный потенциал и обеспечит формирование  важнейшей компетенции личности - умение учиться, создаст благоприятные условия для дальнейшего личностного и познавательного развития обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы, таблицы,  презентация, карточки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям на уроках физики»»

Мастер-класс «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям на уроках физики»

Автор: Исаева Анна Юрьевна,

учитель физики МБОУ Локотская

средняя общеобразовательная

школа № 2 им. Н. Ф. Струченкова

Брасовского района Брянской области

Цель: проектирование фрагмента урока с учетом формирования УУД.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме формирования УУД в образовании.

  2. Спроектировать фрагмент урока с учетом формирования УУД.

  3. Оценить преимущества новых направлений деятельности учителя и обучающихся на уроке.

Гипотеза: проведение уроков направленных на формирование УУД позволит повысить образовательный и воспитательный потенциал и обеспечит формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создаст благоприятные условия для дальнейшего личностного и познавательного развития обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы, таблицы, презентация, карточки с заданиями.

I. Введение в мастер-класс, обозначение основных целей и ключевых проблем:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Одно из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий учащихся.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока (вида) универсальных учебных действий:

— личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

— регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

— познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

— коммуникативные действия (межличностное общение, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты).

Коренные изменения в учебной деятельности ученика требуют и коренных изменений в деятельности учителя.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Учитель должен быть не просто носителем информации, но и мастером, создающим любом ученику условия для саморазвития и самосовершенствования посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умения учиться и развиваться.

Как же от общеучебных умений и навыков перейти к универсальным учебным действиям? Об этом мы сегодня и поговорим.

  1. Освоение.

Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.

Всего две строки из стихотворения Гете, а какой глубокий в них смысл. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая разгадка – важный шаг человечества к познанию мира. Я Вам предлагаю сегодня приоткрыть занавес над тайной и еще раз удивиться единству и гармонии, изумиться совершенству, имя которому – свет!
Давайте закроем глаза на несколько секунд. Что вы чувствуете? Отвечайте, не открывая глаз. (Пустота, темнота, страх, боязнь, сон, неизвестность). Откройте глаза. Сравните ваши ощущения с предыдущими. (Покой, равновесие, все хорошо, хорошо, что есть свет, хорошо, что я вижу свет). Свет позволяет нам видеть окружающие предметы.
А какого цвета СВЕТ? Красный? Желтый? Белый? Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое цвет?»

Цвет вызывает настроение... Все предметы как-то окрашены, и это можно считать одной из неотъемлемых характеристик любого тела... Цвет связан с длиной волны…

Цвет – это дар самой природы

Слайды.

Представляете, что было бы, если бы из нашей жизни исчез цвет?

Слайды.

Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. Как трудно было бы нам? Ведь сколько сфер жизни, связанных и с профессией, и с творчеством и с различными увлечениями, да и вообще, наше мироощущение, неразрывно связаны с цветом.

Познать его, значит познать себя и окружающий мир, достигнув результатов, стройности и гармонии…

ИТАК, тема нашего урока... «Что такое цвет?»

Сформулируйте цели урока в соответствии с темой...

Итак, чтобы достигнуть цели урока, нам необходимо разбиться на группы:

1 группа – ФИЗИКИ

2 группа – БИОЛОГИ (физиологи)

3 группа – ХУДОЖНИКИ

У каждого группы своя точка зрения о природе цвета, вы должны нас с ней познакомить.

Этап «создания» нового знания

Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Цель – переработать информацию, выбрать самое главное, презентовать аудитории (оформить доску).

Каждая группа свой текст

Этап применения нового знания

Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

Теперь вы все знаете и можете самостоятельно решить простую задачу. Вот картина немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка «Синий конь».

Д а вот беда на этом изображении нет цвета. Кстати, именно таким видит мир лошадь.

Вы продолжаете работать в своих группах: «физики», «биологи» и «художники». Вместо цвета на картине подписаны: длина волны для физиков, цветные компоненты смешанного цвета для биологов и психологические характеристики воздействия цвета для художников.

Вы должны восстановить первоначальные цвета. Но предварительно вам предстоит освоить языки науки и искусства, т.е. создать алфавит этой цветной палитры. «Алфавит у каждой группы свой. Это потребует от вас небольшого исследования, только тогда вы научитесь говорить на соответствующем языке.

На столах каждой группы лежат листы с заданием.

1 группа: Определяет длину световой волны и подписывает на схему.

2 группа: Три фонарика (красный, зеленый и синий). Выяснить какие цвета можно получить путем парного наложения. Результат подписывается на схему.

3 группа: Психологическое воздействие цвета зафиксировано в виде кратких характеристик (по Рубенштейну)

Итак, группа физиков исследует спектр как исключительно плодотворное научное представление. При этом они меряют длины волн, используя дифракционную решетку.

Группа биологов исследует модель смешения цвета, воплощенную в телевизорах, мониторах, принтерах. В этой модели для получения любого цвета достаточно всего трех: красного, зеленого и синего. Задача группы - определить, какие цвета образуются при смешивании этих цветов.

Группа художников исследует самый тонкий феномен цвета – его воздействие на человека. Исследования психологов 20 века показали, что каждый цвет обладает совершенно определенным психологическим воздействием, независящим от индивидуальных особенностей человека. Задача группы на основе личного опыта определить, какой цвет оказывает то или иное психологическое воздействие. Им предложены психологические характеристики каждого цвета, но название цвета они должны дать самостоятельно.

(Группы показывают, что у них получилось. Цвета совпадают.)

Давайте посмотрим, что получилось у наших групп. А вот и оригинал.

Франц Марк. «Синий конь», 1911 г.

Цвета на всех картинах совпадают. Так какая же группа была права? (Правы все)

Итоги урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.

Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Рефлексия

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно…

Заключение.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В этой работе вы убедились, что, несмотря на противоположность научного и художественного подходов, ни один не может быть друг без друга.

Нильс Бор говорил: «Противоположности не исключают. А дополняют друг друга»

Нет одного, самого главного приема. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, педагогические приемы дают радужный эффект, а педагогические технологии свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Я хочу закончить мастер класс словами Д. Данина:

"Увидеть новое большая заслуга.

А, увидев, не пройти мимо -

заслуга не меньшая.

Напротив - гораздо - большая".

Удачи всем и творческого потенциала!

И в заключении хочется сказать, что существует поверье, чтобы до окончания жизни быть счастливым достаточно встать под радугу. Давайте сейчас это сделаем. (Каждый выходит и разворачивает один цветной лучик)








 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исаева Анна Юрьевна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 523046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства