Лабораторная работа в 10 классе "Снятие вольт-амперных характеристик электролитов"
Лабораторная работа в 10 классе "Снятие вольт-амперных характеристик электролитов"
Цели урока.
1. Обучающие.
а) Убедить учащихся в том, что при прохождении тока через электролиты проводимость электролита зависит от вида, концентрации растворенного вещества.
б) Сила тока почти линейно зависит от напряжения между электродами.
2. Развивающие.
Убедить учащихся в том, что ток в жидкостях сопровождается переносом вещества, что приводит к электролизу. При этом результат электролиза зависит от вида растворенного вещества и растворителя и от материала электродов.
3.Воспитывающие.
а) Создать на уроке атмосферу творчества, уважения к работе одноклассников.
б) Способствовать закреплению у учащихся навыков самостоятельной работы, умения анализировать и обобщать результаты работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: закрепление изученного материала на более глубоком уровне.
Форма урока: работа в парах.
Метод: частично-поисковый с элементами исследования.
Цели урока.
1. Обучающие.
а) Убедить учащихся в том , что при прохождении тока через электролиты проводимость электролита зависит от вида, концентрации растворенного вещества.
б) Сила тока почти линейно зависит от напряжения между электродами.
2. Развивающие.
Убедить учащихся в том, что ток в жидкостях сопровождается переносом вещества, что приводит к электролизу. При этом результат электролиза зависит от вида растворенного вещества и растворителя и от материала электродов.
3.Воспитывающие.
а) Создать на уроке атмосферу творчества, уважения к работе одноклассников.
б) Способствовать закреплению у учащихся навыков самостоятельной работы, умения анализировать и обобщать результаты работы.
Оборудование: 2 ванночки для электролиза, электроды, миллиамперметр, милливольтметр, вольтметр, дистиллированная вода, растворы солей и кислот (готовятся заранее), миллиметровая бумага.
Ход урока.
Работа ведется в группах по 2 человека.
Объем дистиллированной воды 300мл.
В каждой ванночке растворяется 0,01 моля кислоты или соли, чтобы число носителей заряда растворенного вещества было одинаковым .
1 группа – растворы кислот: HCl и H2SO4.
2 группа – растворы солей: NaCl и CuSO4.
3 группа – растворы кислот: HCl и H2SO4 вдвое большей концентрации, чем в 1 группе (ν=0,02 моль).
4 группа - растворы солей: NaCl и CuSO4 вдвое большей концентрации, чем во 2 группе.
5 группа – растворы HCl и NaCl.
6 группа – растворы CuSO4 и H2SO4.
Растворы приготовлены заранее лаборантом.
Электроды во всех опытах угольные.
На столе учителя – 2 демонстрации, проведение которых требует времени:
В каждую цепь включен демонстрационный гальванометр, и оба гальванометра в начале опыта показывают одно и то же значение силы тока.
Учитель предлагает заметить показания гальванометра и после этого начать выполнять лабораторную работу.
По окончании опытов вновь заметить показание гальванометра и обратить внимание на разную окраску растворов.
Задание 1. Снять вольт – амперные характеристики двух растворов и построить графики в одних осях. Сравнить результаты.
Ответить на вопросы:
Почему при малых напряжениях вольт – амперной характеристики имеют небольшой горизонтальных участок, соответствующий нулевому значению тока?
Подчиняются ли электролиты закону Ома?
Чем отличаются 2 вольт – амперные характеристики и почему?
Какие процессы происходят в растворе, вблизи катода и анода при прохождении через электролит тока? Написать реакции диссоциации и химические реакции.
Задание 2. Пронаблюдать процесс электролиза в течение 5 минут и ответить на вопрос:
От чего зависит результат электролиза?
На работу отводится 35 минут.
Далее – обсуждение результатов. Учащиеся вывешивают на доску вольт – амперные характеристики разных растворов, выполненные на листах миллиметровой бумаги, сравнивают их и объясняют.
Ожидаемые результаты.
Задание 1.
1 группа – растворы двух кислот:
HCl →H+ + Cl- 1.
H2SO4 → 2H+ SO42- 2.
H2O → H+ + OH-
Сила тока зависит не только от концентрации растворенного вещества, но и от степени диссоциации. Обе кислоты представляют собой сильные электролиты, для которых степень диссоциации при малых концентрациях равна почти 100%.
При одинаковом количестве молекул растворенного вещества число носителей заряда при диссоциации H2SO4 ,будет больше, чем при диссоциации HCl. Кроме того, ион SO42- несет двойной заряд. В переносе заряда участвуют также молекулы воды. Поэтому İ2 İ1 чуть меньше, чем в 2 раза.
2 группа – растворы двух солей: NaCl (1) и CuSO4 (2).
Обе соли являются сильными электролитами со степенью диссоциации почти 100%. Аналогичные рассуждения приводят к выводу, что İ2 İ1 чуть меньше, чем в 2 раза.
3 и 4 группы - растворы тех же солей и кислот вдвое большей концентрации.
Увеличение концентрации в 2 раза не приводит к увеличению тока в 2 раза, т.к. при увеличении концентрации степень диссоциации уменьшается.
Поэтому сила тока при тех же значениях напряжения будет больше, но меньше чем в 2 раза по сравнению с группами 1 и2.
5 группа - растворы кислоты и соли. Ионы растворенных веществ одновалентны.
Оба вещества- сильные электролиты. İ1 =İ2.
6 группа – растворы соли и кислоты. Ионы растворенных веществ двухвалентны.
Растворенные вещества – сильные электролиты.
Аналогично İ1 =İ2.
группа – растворы кислот HCl и H3PO4.
1.HCl → H+ Cl- одна молекула дает 2 носителя заряда.
2.H3PO4 → 3H+PO43- одна молекула дает 4 носителя заряда, из них ион PO43- несет тройной заряд.
Вопреки ожиданиям İ21, т.к. степень диссоциации фосфорной кислоты H3PO4 невелика: примерно 30%.
Химические процессы, происходящие в растворах
CuSO4→Cu2+ + SO42-
H2O → H+ + OH- 2OH- + SO42- → O2 + H2SO4
Катод: Cu
Анод: О2.
В раствор поступает H2SO4, и поэтому раствор постепенно зеленеет.
2.HCl → H+ + Cl-
H2O → H+ + OH-
Катод: H2
Анод: Cl2 и полностью растворяется в воде, поэтому опыт не опасен.
3.H2SO4 → 2H+ + SO42-
H2O → H+ + OH-
Катод: H2
Анод: 2OH- + SO42- → O2 + H2SO4
4. NaCl → Na+ + Cl-
H2O → H+ + OH-
Катод:H2
Анод: Cl2
Na+ + OH- →NaOH – поступает в раствор.
Присутствие NaOH в растворе можно через некоторое время обнаружить с помощью фенолфталеина.
II. Демонстрационный опыт.
Учащиеся отмечают, что за время проведения опыта сила тока уменьшилась в той ванночке, в которой электроды угольные.
Оба раствора приобрели зеленоватый цвет, особенно в той ванночке, где электроды угольные.
Анализируя результаты эксперимента, учащиеся приходят к выводу, что результат электролиза зависит не только от вида раствора, но и от вещества электродов.
В растворе CuSO4 с угольными электродами электроды не принимают участия в химических процессах, сопровождающих прохождение тока через электролит. Ионы Cu2- уходят из раствора на катод, и ток уменьшается.
Если электроды медные, то анод постепенно растворяется в электролите, тем самым пополняя раствор молекулами CuSO4, и поэтому в этой ванночке ток не уменьшается.
Cu2+ + SO42- → CuSO4
Д.з. Расчетные задачи на применение закона Фарадея.