Критериальное оценивание в преподавании физики из опыта работы. В помощь начинающему учителю
Критериальное оценивание в преподавании физики из опыта работы. В помощь начинающему учителю
Использование критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные эмоции к учебному процессу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание в преподавании физики из опыта работы. В помощь начинающему учителю»
Критериальное оценивание в преподавании физики из опыта работы. В помощь начинающему учителю.
Адаменко О.А. - учитель МAОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1» Кожевниковского района Томской области.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Критериальное оценивание позволяет производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Использование критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные эмоции к учебному процессу. Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность.
Начиная работу по использованию критериального оценивания, необходимо совместно со школьниками разработать текст общественного договора, который регламентирует совместную работу учителя и обучающихся на год (полугодие, четверть). Необходимо договориться с учащимися какие виды работ и по каким критериям будут оцениваться, когда эти работы будут проведены, к каждому виду критериальной карты необходимо совместно разработать инструкции.
Инструкции по оцениванию (рубрики) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы.
Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ не переводится в оценку, оно лишь показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу.
Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
Итак, критериальное оценивание подразумевает ряд установок:
оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
работа учащегося сравнивается с эталоном (образом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
эталон известен учащимся заранее;
разработан четкий алгоритм получения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
Образовательный эффект:
ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету;
ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;
учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;
открытость, прозрачность процесса оценивания;
возможность высказывать свою точку зрения;
снижение школьной тревожности ученика.
Попробуем рассмотреть элементы на примере одной темы, изучаемой в курсе физики. При планировании использовались программа и кодификатор ЕГЭ.
Итак:
Кинематика:
Вместе с обучающими определили обязательные виды работ, требующие оценивания:
Определения
Формулы – 25;
Умение строить графики
Умение читать графики
Оформление рабочей тетради
Наличие письменной домашней работы – 23;
Присутствие на уроке – 25;
Лабораторные работы – 4;
Творческие работы – 2;
Сообщение -
Определения – 32, каждое определение оценивается от 0 до 2 баллов, следовательно по данному виду работ максимально можно получить 74 балла. Договорились с обучающимися, что
а) формулировка 0-1 б.
б) формулировка + пример – 2 б.
2. Формулы – 25, каждая формула оценивается в 2 балла. Максимально можно получить за данный вид работы 50 баллов.
Написать формулу – 1 балл, написать формулу и выразить из неё физические величины, называя размерность каждой – 2 балла.
3. Графики. Всего в теме Кинематика 3 вида графиков. За каждый вид графика можно набрать 15 баллов, максимально по данному виду работ можно набрать 45 баллов.
а) прочитать график 0-5 баллов
б) построить график 6-10 баллов
в) построить и проанализировать 11-15 баллов.
3. План развёрнутого ответа. Всего учащимся необходимо составить 3 плана ответов. Максимально заработанный балл – 30.
а) указаны до 3-х пунктов плана, без подпунктов 0-3 баллов
б) указаны 1 - 3 пункта плана с подпунктами 4-6 баллов
в) указаны 3-5 и более пунктов с подпунктами 7-10 баллов
4. Наличие письменной домашней работы. Каждая домашняя работа оценивается 0 - 2 баллов. Всего за данный вид работы можно получить 46 баллов.
6. Ведение тетради. Оценивается один раз за период прохождения темы. Максимально можно заработать 10 баллов.
а) аккуратность ведения тетради до 5 баллов
б) полнота записей до 5 баллов
7. Присутствие на уроке. Оценивается 1 баллом. Всего можно заработать 25 баллов.
МАХ – 280 баллов за выполнение обязательной части.
Учитывая, что за период прохождения темы ученик мог пропустить по уважительной причине урок, испытывать затруднение при выполнении отдельного вида работ и т. д. Учащемуся предлагается выполнить ряд дополнительных работ, которые позволяют углубить или расширить изучаемую тему и повысить оценку..
Дополнительные виды работ
1.Творческие задания - 2 , каждая работа оценивается от 0-10 баллов, максимально можно заработать 6 баллов (кроссворды, интересные факты и.др.).
2. Публичные выступления - 1, 0-50 баллов (реферативная или исследовательская работа, выступление с презентацией или без неё)
3.Участие в олимпиадах и конкурсах – 0-50 баллов (учитывается уровень сложности, уровень конкурса, результат участия).
МАХ количество баллов в дополнительной части 120 баллов
Ежедневно в ведомость каждому учащемуся выставляются баллы
Перед контрольной работой необходимо суммировать количество баллов заработанных каждым учащимся за основные и дополнительные виды заданий. Выполнив максимально обязательные и дополнительные виды работ, ученик может набрать 280 баллов +120б = 400б.
Для допуска к контрольной работе необходимо набрать минимум 224 балла, т.е. 80% от обязательной части.
«3» - 224 - 252 баллов.
«4» - 253 – 339 баллов.
«5» - 340 – 400 баллов (минимум 85% от максимального количества баллов)
Таким образом, допуск к итоговой контрольной работе получают все, кто набрал не менее 224 баллов.
Итоговая контрольная работа выполняется по типу ЕГЭ – тест ( 25 заданий типа В; 6 заданий типа С.). Оценивание по 100 бальной системе. Перевести баллы в отметки можно предложить следующим образом: если выполнено
«5» - 80 - 100 %
«4» - 60 -79 %
«3» - 40 – 59 %
После изучения темы обучающимся выставляется две оценки в школьный журнал. Первая оценка автоматически является допуском к итоговой работе.