Конструктор урока физики?
Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика
пригодным для приятия образования. Учитель, прежде чем
образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен
пробуждать в ученике стремление к образованию, делать
ученика, по крайней мере, годным к образованию.
Я.А. Коменский
i i i i i i i Наi современномi этапеi развитияi образованияi основнаяi формаi обученияi вi школеi -i урок.i
Какi жеi построитьi урок,i чтобыi реализоватьi требованияi Стандартов?i Дляi этогоi необходимоi знатьi критерииi результативностиi урока:
i 1.i Целиi урокаi задаютсяi сi тенденциейi передачиi функцииi отi учителяi кi ученику.i
i 2.i Учительi систематическиi обучаетi детейi осуществлятьi рефлексивноеi действиеi (оцениватьi своюi готовность,i обнаруживатьi незнание,i находитьi причиныi затрудненийi иi т.п.).i
i 3.i Используютсяi разнообразныеi формы,i методыi иi приемыi обучения,i повышающиеi степеньi активностиi учащихсяi вi учебномi процессе.i
i 4.i Учительi владеетi технологиейi диалога,i обучаетi учащихсяi ставитьi иi адресоватьi вопросы.i
5.i Учительi эффективноi (адекватноi целиi урока)i сочетаетi репродуктивнуюi иi проблемнуюi формыi обучения,i учитi детейi работатьi поi правилуi иi творчески.i
i 6.i Наi урокеi даютсяi задачиi иi i формулируютсяi четкиеi критерииi самоконтроляi иi самооценкиi (происходитi специальноеi формированиеi контрольно-оценочнойi деятельностиi уi обучающихся).i
7.i Учительi добиваетсяi осмысленияi учебногоi материалаi всемиi учащимися,i используяi дляi этогоi специальныеi приемы.i
8.i Учительi стремитсяi оцениватьi реальноеi продвижениеi каждогоi ученика,i поощряетi иi поддерживаетi минимальныеi успехи.i
9.i Учительi специальноi планируетi коммуникативныеi задачиi урока.i
10.i Учительi принимаетi иi поощряет,i выражаемуюi учеником,i собственнуюi позицию,i иноеi мнение,i обучаетi корректнымi формамi ихi выражения.i
11.i Стиль,i тонi отношений,i задаваемыйi наi уроке,i создаютi атмосферуi сотрудничества,i сотворчества,i психологическогоi комфорта.i
12.i Наi урокеi осуществляетсяi глубокоеi личностноеi воздействиеi «учительi –i ученик»i (черезi отношения,i совместнуюi деятельностьi иi т.д.).i
Итак,i ученикi долженi бытьi хозяиномi своейi деятельности:i ставитьi цели,i решатьi задачи,i отвечатьi заi результаты.i Дляi того,i чтобыi справитьсяi сi любойi задачей,i ученикi овладеваетi универсальнымиi учебнымиi действиями.i Изi присутствующегоi иi пассивноi исполняющегоi указанияi учителяi наi урокеi традиционногоi типаi ученикi становитсяi главнымi деятелем.
i Рольi учителяi наi урокеi –i «дирижер»,i осуществляющийi скрытоеi управлениеi процессомi обучения,i вдохновительi учащихсяi
Отличия i традиционного i урока i от i урока i по i ФГОС
Требованияi кi уроку
Традиционныйi урок
Урокi поi ФГОС
Объявлениеi темыi урока
Учительi сообщаетi учащимся
Формулируютi самиi учащиесяi
Сообщениеi целейi иi задач
Учительi формулируетi иi сообщаетi учащимся,i чемуi должныi научиться
Формулируютi самиi учащиеся,i определивi границыi знанияi иi незнания
Планирование
Учительi сообщаетi учащимся,i какуюi работуi ониi должныi выполнить,i чтобыi достичьi цели
Планированиеi учащимисяi способовi достиженияi намеченнойi цели
Практическаяi деятельностьi учащихся
Подi руководствомi учителяi учащиесяi выполняютi рядi практическихi задачi (чащеi применяетсяi фронтальныйi методi организацииi деятельности)
Учащиесяi осуществляютi учебныеi действияi поi намеченномуi плануi (применяетсяi групповой,i индивидуальныйi методы)
Осуществлениеi контроля
Учительi осуществляетi контрольi заi выполнениемi учащимисяi практическойi работы
Учащиесяi осуществляютi контрольi (применяютсяi формыi самоконтроля,i взаимоконтроля)
Осуществлениеi коррекции
Учительi вi ходеi выполненияi иi поi итогамi выполненнойi работыi учащимисяi осуществляетi коррекцию
Учащиесяi формулируютi затрудненияi иi осуществляютi коррекциюi самостоятельно
Оцениваниеi учащихся
Учительi осуществляетi оцениваниеi учащихсяi заi работуi наi уроке
Учащиесяi даютi оценкуi деятельностиi поi еёi результатамi (самооценивание,i оцениваниеi результатовi деятельностиi товарищей)
Итогi урока
Учительi выясняетi уi учащихся,i чтоi ониi запомнили
Проводитсяi рефлексия
Домашнееi задание
Учительi объявляетi иi комментируетi (чащеi –i заданиеi одноi дляi всех)
Учащиесяi могутi выбиратьi заданиеi изi предложенныхi учителемi сi учётомi индивидуальныхi возможностей
Творческаяi мастерскаяi уi каждогоi учителяi своя.i Каждыйi обладаетi большимi разнообразиемi методическихi приемовi и,i возможно,i ужеi сделалi попыткуi ихi i структурирования.i
Намi хотелосьi быi поделитьсяi своимi опытомi работыi вi данномi направлении,i заi основуi которойi взятаi продуктивная,i наi нашi взгляд,i педагогическаяi идеяi «Методическийi конструктор»,i применяемаяi какi эффективноеi средствоi дляi «сборки»i уроков.i
i i i i i i Конструкторi призванi существенноi облегчитьi i работуi i какi опытных,i такi иi молодыхi педагоговi i вi силуi того,i чтоi предполагаетi наборi готовой,i переработаннойi информации,i отобраннойi иi систематизированнойi поi принципуi эффективности.i Конструкторi –i этоi инструмент,i использованиеi которогоi окажетi существенноеi влияниеi i наi профессиональныйi ростi педагогов.
Любойi изi основныхi этаповi i урокаi отчастиi можетi бытьi реализованi разнымиi i методическимиi приемамиi илиi ихi комбинацией.i Тоi естьi приемы,i поi сути,i иi естьi элементыi нашегоi i Конструктора.i
Идеяi i Конструктораi i принадлежитi педагогуi Анатолиюi Гину.i
Конструкторi i повышаетi эффективностьi проектированияi урокаi учителем.i Дажеi еслиi всеi методическиеi приемыi известныi учителю,i безi Конструктораi трудноi удержатьi ихi вi памяти.i Сi Конструкторомi разнообразныеi урокиi можноi готовитьi довольноi быстро.
Педагогическийi конструкторi урокаi вi рукахi каждогоi учителяi будетi «дышать»i по-своемуi иi изменяться,i какi живоеi существо.i Еслиi какие-тоi приемыi окажутсяi ненужнымиi –i ихi можноi простоi исключитьi изi таблицы.i Аi возможно,i появятсяi свои,i фирменные.i Уi каждогоi учителяi можетi бытьi свойi конструктор.i Мыi предлагаемi лишьi егоi формуi иi i некоторыеi i методическиеi приемы.
Алгоритм i деятельности i по i применению i техники i “Конструктор”: i
1.Обязательноеi обозначениеi основныхi разделовi урока.
2.Изучениеi разныхi методическихi приемовi иi ихi комбинаций.
3.Структурированиеi всехi приемовi вi “Конструкторе”.
4.Тематическоеi планированиеi сi введениемi разделаi “Конструктор”.
5.Созданиеi собственногоi “Конструктора”i уроков.
Новые технологии образования в рамках ФГОС
По новому ФГОС портрет выпускника школы предполагает формирование «креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир» личности, «уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать», «мотивированной на творчество и инициативную деятельность». Одним из путей достижения поставленных целей, на мой взгляд, и является применение сингапурских технологий. Они включают в себя новые эффективные формы и средства, активизирующие учебный процесс.
Наi сингапурскихi урокахi формируетсяi определённаяi этикаi иi дисциплина,i обеспечивающаяi чёткость,i слаженностьi иi целенаправленностьi деятельности.i Системноеi применениеi сингапурскихi структурi иi мыслительныхi приёмовi формируетi уi детейi умениеi чёткоi исполнятьi инструкцию,i укладыватьсяi вi отведённоеi дляi обдумыванияi иi ответаi время,i задаватьi вопросы,i аргументироватьi ответ,i i слушатьi партнёра,i приниматьi отличнуюi отi егоi точкуi зрения,i нестиi ответственностьi заi коллективныйi успех,i взаимодействоватьi сi разнымиi партнёрами,i бытьi благодарнымi заi новыеi идеи.i Наi урокеi присутствуетi позитивнаяi взаимосвязь,i индивидуальнаяi ответственность,i равноеi участие,i одновременноеi взаимодействиеi –i этоi принципыi сингапурскойi методики.i
Используя обучающие структуры сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы. Поэтому наиболее наиболее подходящие с предмету математики структуры мы включили в конструктор.
Методические i приемы i и i типовые i задания i на i уроках i математики, i направленные i на i формирование i УУД.
i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i
i «Лови i ошибку».
-i Объясняяi материал,i яi намеренноi допускаюi ошибки.
Сначалаi ученикиi заранееi предупреждаютсяi обi этом.i Мыi можемi дажеi i подсказыватьi «опасныеi места»i интонацией,i жестом.i Можноi ученикамi i предложитьi рольi учителяi (i раздаютсяi текстыi илиi разборi решенияi соi специальноi допущеннымиi ошибками.
i i
i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i « Повторение i i пройденного i i i на i уроке ».
Самыйi неi продуктивныйi утомительныйi способi повторения.i Ноi ведьi можноi сделатьi повторениеi –i активнымi иi развивающим.i Можноi предложитьi ученикамi парныеi задания,i гдеi универсальнымi учебнымi действиемi служатi коммуникативныеi действия,i которыеi должныi обеспечиватьi возможностиi сотрудничестваi учеников:i умениеi слушатьi иi пониматьi партнера,i планироватьi иi согласованноi выполнятьi совместнуюi деятельность,i распределятьi роли,i взаимноi контролироватьi действияi другi другаi иi уметьi договариваться.
i i i i i ТЭЙК i ОФ i – i ТАЧ i ДАУН –i «i встатьi –i сесть»i -i структураi дляi полученияi информацииi оi классеi (i ктоi решилi задачуi однимi способом,i двумя,i тремя),i аi такжеi знакомстваi сi классом.i
Фрагментi урока:i проверкаi домашнегоi задания
Еслиi учащиесяi считаютi утверждениеi верным,i тоi ониi встают,i вi противномi случаеi ониi остаютсяi наi местах.
1.Яi справилась(ся)i сi домашнимi заданием.
2.i Домашнееi заданиеi былоi трудным.
3.Мнеi родителиi оказывалиi помощьi приi приготовленииi домашнегоi задания.
4.Яi вi хорошемi настроении.
5.Яi готовi кi уроку.
i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i « i Повторяем i с i контролем ».
i
Ученикиi составляютi сериюi контрольныхi i вопросовi кi изученномуi материалу.i Затемi одниi ученикиi задаютi своиi контрольныеi i вопросыi ,i другиеi наi нихi отвечаютi вi парах.i Постепенноi можноi приучитьi учениковi кi тому,i чтобыi системаi контрольныхi вопросовi перекрывалаi учебныйi материал.
« Да - нетка »
ФОРМУЛА:i учительi загадываетi нечтоi (число,i предмет,i литературногоi илиi историческогоi герояi иi др.).i Ученикиi пытаютсяi найтиi ответ,i задаваяi вопросы.i Наi этиi вопросыi учительi отвечаетi толькоi словами:i "да",i "нет",i "иi даi иi нет".i Бывает,i вопросi задаетсяi некорректноi илиi учительi неi хочетi даватьi ответi изi дидактическихi соображений,i иi тогдаi онi отказываетсяi отi ответаi заранееi установленнымi жестом.
Идеальный i опрос
Ученики i сами i оценивают i степень i своей i подготовки i и i сообщают i об i этом i учителю.
Вопрос:i ктоi сегодняi чувствуетi себяi готовымi наi «5»?i (ученикиi поднимаютi руки.)i Наi «4»?i Наi «3»?i Спасибо…
i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i «i Свои i примеры i ».
Ученикиi подготавливаютi своиi примерыi кi новомуi материалу,i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Приемi наиболееi хорошийi вi слабыхi классах.
«i Игровая i цель».
i i i i i i Еслиi необходимоi проделатьi большоеi числоi однообразныхi упражнений,i учительi включаетi ихi вi игровуюi оболочку,i вi которойi этиi действияi выполняютсяi дляi достиженияi i игровойi цели.
Например:i Математика.i i «Эстафета».i Классi делитсяi наi триi команды.i Наi доскеi записаныi примерыi вi 3i столбикаi (i наi каждогоi членаi командыi поi 1i примеру).i Поi командеi учителяi ученикиi i поi одномуi выходятi кi доскеi иi решаютi пример.i Побеждаетi таi команда,i котораяi решилаi своиi примерыi быстроi иi правильно.i
Приём i «Верные i – i неверные i утверждения »
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Инсерт
Цельi -i оптимизацияi проработкиi текстаi сi использованиемi знаковойi системы.
i Учащимсяi предлагаетсяi проработатьi текст,i используяi определённыеi условныеi знаки.i Ученикиi читаютi текст,i одновременно,i делаяi пометкиi наi полях:
“?”i -яi этоi знал,i “+”i -i этоi дляi меняi новое,i “-”i -i этоi противоречитi моимi знаниям,i “?”i -i обi этомi хочуi узнатьi больше.i
Применениеi этогоi приёмаi способствуетi развитиюi систематичностиi мышления,i развитиюi уменияi классифицироватьi поступающуюi информациюi иi развитиюi уменияi выделятьi новое.i Условныеi значкиi помогаютi детямi читатьi болееi внимательно,i превращаютi чтениеi вi увлекательноеi путешествие,i становятсяi помощникамиi вi запоминанииi материала.
Вопросы i по i Блуму(ромашка)
-i Простыеi вопросыi (фактическиеi вопросы)i –i требуютi знанияi фактическогоi материалаi ,i ориентированыi наi работуi памяти
-i Уточняющиеi вопросыi –i «насколькоi яi понял….»,i «правильноi лиi яi Васi поняла,i что…»
-i Интерпретирующиеi вопросыi (объясняющие)i –i побуждаяi учениковi кi интерпретации,i мыi учимi ихi навыкамi осознанияi причинi техi илиi иныхi поступковi илиi мненийi (почему?)
-i Оценочныеi вопросыi (сравнение)i –i необходимоi использовать,i когдаi выi слышите,i чтоi кто-либоi изi учениковi выражаетi соседуi поi партеi своеi недовольствоi илиi удовольствиеi отi произошедшегоi наi урокеi
- Творческиеi вопросыi (прогноз)i –i «Какi выi думаете,i чтоi произойдетi дальше…?»i
-i i Практическиеi вопросыi –i «Какi мыi можем…?»i «Какi поступилиi быi вы…?»
Светофор
«Светофор»i —i этоi всегоi лишьi длиннаяi полоскаi картона,i сi однойi стороныi красная,i сi другойi —i зеленая.
ФОРМУЛА: приi опросеi ученикиi поднимаютi «светофор»i краснойi илиi зеленойi сторонойi кi учителю,i сигнализируяi оi своейi готовностиi кi ответу.i Способi примененияi светофораi зависитi отi типаi опроса.i Естьi дваi совершенноi разныхi типаi устногоi опросаi —i назовемi ихi условноi Аi иi Б.i Ониi требуютi разныхi видовi умственнойi деятельности,i которыеi лучшеi неi смешивать.i Типi Аi —i опросi поi базовымi вопросам,i которыеi учащийсяi ОБЯЗАНi знатьi назубок.i Иi здесьi красныйi сигналi означаетi «Яi неi знаю!»i Этоi —i сигналi тревоги.i Ученикi какi быi самi себеi ставитi двойкуi —i пустьi онаi иi неi идетi вi журнал.i Зеленыйi сигналi —i «Знаю!»
Приi опросеi типаi Бi учительi задаетi творческиеi вопросы,i наi нихi ученикi неi обязанi знатьi ответ.i Иi здесьi зеленыйi цветi означаетi толькоi одно:i «Хочуi ответить!»i Красныйi цветi —i «Неi хочу».i Конечно,i вi этомi случаеi неудачнаяi попыткаi ответаi неi оценивается.i Пользаi отi «светофора»i опять-такиi вi активнойi позицииi ученика:i онi вынужденi сноваi фиксироватьi своюi готовностьi поi каждомуi вопросу.
Щадящий i опрос
Учитель i проводит i тренировочный i опрос, i сам i не i выслушивая i ответов i учеников.
Классi разбиваетсяi наi 2i группыi поi рядам-вариантам.i Учительi задаётi вопрос.i Наi негоi отвечаетi перваяi группа.i Приi этомi каждыйi ученикi отвечаетi своемуi соседуi поi партеi –i ученикуi второйi группы.i Затемi наi этотi жеi вопросi отвечаетi учительi илиi сильныйi ученик.i Ученикиi второйi группы,i прослушавi ответ,i сравниваютi егоi сi ответомi товарищаi иi выставляютi емуi оценкуi илиi простоi плюсi илиi минус.i Наi следующийi вопросi учителяi отвечаютi ученикиi второйi группы,i аi ребятаi первойi ихi прослушиваютi иi оценивают.
ДЖОТ i ТОТС –i «запишитеi мысли»i -i структура,i вi которойi участникиi громкоi проговариваютi придуманноеi словоi поi даннойi теме,i записываютi егоi наi листочкахi иi кладутi вi центрi столаi лицевойi сторонойi вверх.i Неi соблюдаяi очередности,i каждыйi участникi долженi заполнитьi 4i листочка,i следовательно,i вi центреi столаi окажутсяi 16i листочков.i
Наi столеi уi каждойi командыi лежатi листыi форматаi А4.i Учительi предлагаетi участникамi подi номерамиi 1i взятьi чистыйi листi бумаги,i разделитеi егоi пополам,i половинуi отдатьi партнеруi поi плечу.i Затемi этуi половинкуi разделитьi пополамi иi половинуi отдатьi партнеруi поi лицу.i Теперьi каждыйi участникi делитi листi наi 4i части.
Фрагментi урока:i актуализацияi знаний
Учительi даетi задание:i Записаныi числаi 6;i 9,4;i -234;i 96,54;i -7;i 234;i 9,56;i 7;i 87.i Чтоi выi можетеi сказатьi обi этихi числах?
Могутi быть,i например,i такиеi варианты:
-естьi натуральные
-естьi положительные
-естьi противоположныеi
Всеi ответыi кладетеi наi серединуi стола.i Уi васi должноi получитьсяi 16i ответов.i Времяi наi выполнениеi можноi датьi 3i минуты.
Игра i в i случайность
Учитель i вводит i в i урок i элементы i случайного i выбора.
Этоi могутi быть:i рулетка,i игральныеi кости,i монеткаi (орёлi илиi решка),i жеребьёвкаi иi дажеi бумажныйi самолётикi –i вi когоi попадёт.i Разыгрываютсяi вопросы,i домашниеi задания,i упражнения,i темыi дляi повторенияi иi многоеi другое.
Перекрестная i наметка i идей
Решение i творческой i задачи i организуется i в i форме i учебного i мозгового i штурма.
ТЕХНОЛОГИЯ
Ученикиi развиваютi своиi идемi идеиi своихi одноклассниковi воi времяi мозговогоi штурма
Штурмi проводитсяi вi группах,i численностьюi 7-9i учащихся.
Группуi передi штурмомi инструктируют.i Главноеi –i НИКАКОЙi КРИТИКИ!i Выбираетсяi ведущийi иi секретарь.i Ведущийi следитi заi выполнениемi правилi штурма,i секретарьi фиксируетi идеи.i 2.i i Проводитсяi уточнениеi условияi задач.i 3.i i Определяетсяi i времяi наi первыйi этапi (доi 20i мин.).
Ii этап:i Созданиеi банкаi идей.
IIi этап:i Анализi идей.
IIIi этап:i Обработкаi результатов.
Группаi отбираетi отi 2i доi 5i самыхi интересныхi решенийi иi назначаетi спикера,i которыйi рассказываетi оi нихi классу.i Вi некоторыхi случаяхi цельюi группыi являетсяi поискi какi можноi большегоi числаi решений,i иi тогдаi спикерi можетi огласитьi всеi идеи.
Каждаяi изi группi можетi штурмоватьi своюi задачу.
IIIi этапi можноi провестиi наi другомi уроке.
Иногдаi целесообразноi ограничитсяi толькоi первымi этапом.
Взаимоопрос
Ученики i опрашивают i друг i друга i по i базовым i листам.
Темыi –i поi собственномуi усмотрению,i либоi ихi указываетi учитель
Отсроченная i отгадка
А) i В i начале i урока i учитель i даёт i загадку i (удивительный i факт), i отгадка i к i которой i будет i открыта i на i уроке i при i работе i над i новым i материалом.
Б) i Загадку i (удивительный i факт) i дать i в i конце i урока, i чтобы i начать i с i неё i следующие i занятия.
ФОРМУЛАi 1:i вi началеi урокаi учительi даетi загадкуi (удивительныйi факт),i отгадкаi кi которойi (ключикi дляi понимания)i будетi открытаi наi урокеi приi работеi надi новымi материалом.
ФОРМУЛАi 2:i загадкуi (удивительныйi факт)i датьi вi концеi урока,i чтобыi начатьi сi нееi следующееi занятие.
Интеллектуальнаяi разминка
ФОРМУЛА:i учительi начинаетi урокi сi "настройки".
Например,i знакомствоi сi планомi урока.i Этоi можноi делатьi вi полушуточнойi манере.i Например,i так:i "Сначалаi мыi вместеi восхитимсяi глубокимиi знаниямиi —i аi дляi этогоi проведемi маленькийi устныйi опрос.i Потомi попробуемi ответитьi наi вопрос...i (звучитi темаi урокаi вi вопроснойi форме).i Затемi потренируемi мозгиi —i порешаемi задачи.i И,i наконец,i вытащимi изi тайниковi памятиi кое-чтоi ценное...i (называетсяi темаi повторения)".
Еслиi естьi техническаяi возможность,i хорошейi настройкойi наi урокi будетi короткаяi музыкальнаяi фраза.i Онаi можетi бытьi мажорно-возбуждающей,i какi "Танецi сi саблями"i Хачатурянаi илиi "Болеро"i Равеля,i илиi минорно-успокаивающей,i какi романсi Глинки.i Можноi начатьi сi традиционногоi разбораi домашнегоi задания.i Сi интеллектуальнойi разминкиi —i два-триi неi слишкомi сложныхi вопросаi наi размышление.i Сi традиционногоi устногоi илиi короткогоi письменногоi опросаi —i простогоi опроса,i ибоi основнаяi егоi цель
Вопросi кi тексту
ФОРМУЛА:i передi изучениемi учебногоi текстаi ребятамi ставитсяi задача:i составитьi кi немуi списокi вопросов.
Иногдаi целесообразноi оговоритьi ихi минимальноеi число.i Например:i неi менееi 3i репродуктивныхi вопросовi иi неi менееi 5i расширяющихi иi развивающих.
Структураi ДЖОТ i ТОТС i –i «запишитеi мысли»i -i структура,i вi которойi участникиi громкоi проговариваютi придуманноеi словоi поi даннойi теме,i записываютi егоi наi листочкахi иi кладутi вi центрi столаi лицевойi сторонойi вверх.i Неi соблюдаяi очередности,i каждыйi участникi долженi заполнитьi 4i листочка,i следовательно,i вi центреi столаi окажутсяi 16i листочков.i
Наi столеi уi каждойi командыi лежатi листыi форматаi А4.i Учительi предлагаетi участникамi подi номерамиi 1i взятьi чистыйi листi бумаги,i разделитеi егоi пополам,i половинуi отдатьi партнеруi поi плечу.i Затемi этуi половинкуi разделитьi пополамi иi половинуi отдатьi партнеруi поi лицу.i Теперьi каждыйi участникi делитi листi наi 4i части.
Фрагмент i урока :i актуализацияi знаний
Учительi даетi задание:i Записаныi числаi 6;i 9,4;i -234;i 96,54;i -7;i 234;i 9,56;i 7;i 87.i Чтоi выi можетеi сказатьi обi этихi числах?
Могутi быть,i например,i такиеi варианты:
-естьi натуральные
-естьi положительные
-естьi противоположные
Всеi ответыi кладетеi наi серединуi стола.i Уi васi должноi получитьсяi 16i ответов.i Времяi наi выполнениеi можноi датьi 3i минуты.
Фантастическаяi добавка
ФОРМУЛА:i учительi дополняетi реальнуюi ситуациюi фантастикой.
Выi можетеi переноситьi учебнуюi ситуациюi наi фантастическуюi планету;i изменитьi значениеi любогоi параметра,i которыйi обычноi остаетсяi постояннымi илиi имеетi вполнеi определенноеi значение;i придуматьi фантастическоеi растение/животноеi иi рассмотретьi егоi вi реальномi биоценозе;i перенестиi реальногоi илиi литературногоi герояi воi времени;i рассмотретьi изучаемуюi ситуациюi сi необычнойi точкиi зрения:i например,i глазамиi инопланетянинаi илиi древнегоi грека...
Пример. i Задача:i исследователиi опустилиi зондi наi линиюi экватораi шарообразнойi планетыi Арктурi VIi .i Кi удивлениюi ученых,i весi зондаi оказалсяi равенi нулю.i Какi этоi моглоi получиться?i Каковаi продолжительностьi сутокi наi планете,i еслиi ееi массаi М,i аi радиусi R?
“Автор”
...i Еслиi быi выi былиi авторомi учебника,i какi быi выi объяснилиi ученикамi этуi тему?
...i Еслиi быi выi былиi авторомi учебника,i какi быi выi объяснилиi ученикамi необходимостьi изученияi этойi темы?
...i Еслиi быi выi былиi художником-иллюстратором,i какi быi выi проиллюстрировалиi этуi тему?i Иi т.д.
“Оратор”
Заi 1i минутуi убедитеi своегоi собеседникаi вi том,i чтоi изучениеi этойi темыi простоi необходимо.
Структураi СТЕi ЗЕi КЛАССi –i «перемешайi класс»i -i структура,i вi которойi учащиесяi молчаi передвигаютсяi поi классуi дляi того,i чтобыi добавитьi какi можноi большеi идейi участниковi кi своемуi списку.
Фрагмент i урока :i повторение
Вi течениеi 30i секундi учащиесяi отвечаютi наi вопрос,i поставленныйi учителем.i Например,i чтоi выi знаетеi оi ромбе?i Могутi бытьi такиеi ответы:
ромбi –i этоi параллелограмм,i уi которогоi всеi стороныi равны;i
уi ромбаi диагоналиi пересекаются;i
уi ромбаi диагоналиi точкойi пересеченияi делятсяi пополам;i
уi ромбаi диагоналиi взаимноi перпендикулярныi иi такi далее.i
Послеi своихi ответовi ребятаi должныi провестиi линию.i Послеi истеченияi этогоi времениi заi 30i секундi учащимсяi нужноi будетi собратьi какi можноi большеi ответовi уi своихi друзей.i Ониi двигаютсяi поi классу,i находятi паруi неi изi своейi команды,i встаютi рядомi иi записываютi ответ,i которогоi уi нихi нет.i Еслиi такойi ответi ужеi есть,i тоi можноi егоi отметитьi галочкой.i Иi такимi образом,i ониi должныi встретитьсяi несколькоi разi сi партнерамиi иi собратьi какi можноi большеi вариантовi ответов.i Ответыi записываютi ужеi нижеi проведеннойi линии.i Всеi встают,i задвигаютi стулья.i Засекаетсяi время.
Когдаi времяi закончится.i Ониi садятсяi наi своиi места.i Послеi всехi написанныхi ответовi проводитсяi втораяi линия.i Начинаетсяi проверка:i зачитаетi намi своиi ответы,i например,i участникi Аi подi номеромi 1i столаi №2.i Иi ребятаi слушаяi ответыi добавляютi те,i которыхi нет,i ноi записываютi ужеi нижеi второйi линии.
“Линияi времени”
Черчуi наi доскеi линию,i наi которойi обозначаюi этапыi изученияi темы,i формыi контроля;i проговариваюi оi самыхi важныхi периодах,i требующихi отi ребятi стопроцентнойi самоотдачи,i вместеi находимi уроки,i наi которыхi можноi “передохнуть”.i “Линияi времени”i позволяетi детямi увидеть,i чтоi именноi можетi являтьсяi конечнымi продуктомi изученияi темы,i чтоi нужноi знатьi иi уметьi дляi успешногоi усвоенияi каждойi последующейi темы.i Этоi упражнениеi полезноi дляi ребят,i которыеi легчеi усваиваютi учебныйi материалi отi общегоi кi частному.
Приёмi «3-Х-У»
Стратегияi 3-Х-Уi былаi разработанаi профессоромi изi Чикагоi Доннойi Оглi вi 1986i г.i Онаi используетсяi какi вi работеi сi печатнымi текстом,i такi иi дляi лекционногоi материала.i Ееi графическаяi формаi отображаетi теi триi фазы,i поi которымi строитсяi процессi вi технологииi развитияi критическогоi мышления:i вызов,i осмысление,i рефлексия.
Формирует:
умениеi определятьi уровеньi собственныхi знаний;
умениеi анализироватьi информацию;
умениеi соотноситьi новуюi информациюi соi своимиi установившимисяi представлениями.
Работаi сi таблицейi ведетсяi наi всехi трехi стадияхi урока.
Наi «стадииi вызова»,i заполняяi первуюi частьi таблицыi «Знаю», i учащиесяi составляютi списокi того,i чтоi ониi знаютi илиi думают,i чтоi знают,i оi даннойi теме.i Черезi этуi первичнуюi деятельностьi ученикi определяетi уровеньi собственныхi знаний,i кi которымi постепенноi добавляютсяi новыеi знания.
Втораяi частьi таблицыi «Хочу узнать» i —i этоi определениеi того,i чтоi детиi хотятi узнать,i пробуждениеi интересаi кi новойi информации.i Наi «стадииi осмысления»i учащиесяi строятi новыеi представленияi наi основанииi имеющихсяi знаний.i Работаi сi использованиемi стратегииi «Инсерт»i помогаетi осветитьi неточноеi понимание,i путаницуi илиi ошибкиi вi знаниях,i выявитьi новуюi дляi нихi информацию,i увязатьi новуюi информациюi сi известной.
Полученныеi ранееi знанияi выводятсяi наi уровеньi осознания.i Теперьi ониi могутi статьi базойi дляi усвоенияi новыхi знаний.i Послеi обсужденияi текстаi (фильмаi иi т.п.)i учащиесяi заполняютi третьюi графуi таблицыi «Узнал».
Приёмi “ИДЕАЛ”
Этоi стратегияi технологииi развитияi критическогоi мышления.i Стратегияi позволяетi формировать:
умениеi определятьi проблему;
умениеi находитьi иi формулироватьi путиi решенияi проблемы;
умениеi выбиратьi сильноеi решение.
Лови i ошибку!
А) i Объясняя i материал, i учитель i намеренно i допускает i ошибки. i Школьники i мгновенно i реагируют i на i ошибки i условным i знаком.
Б) i Ученик i получает i текст i со i специально i допущенными i ошибками i – i пусть i «поработает i учителем». i Тексты i могут i быть i заранее i приготовлены i другими i учениками, i в i том i числе i старшими.
Универсальныйi приём,i активизирующийi вниманиеi учащихся.i Формирует:
.i умениеi анализироватьi информацию;
.i умениеi применятьi знанияi вi нестандартнойi ситуации;
Учительi предлагаетi учащимсяi информацию,i содержащую
неизвестноеi количествоi ошибок.i Учащиесяi ищутi ошибкуi группойi илиi индивидуально,i спорят,i совещаются.i Придяi кi определенномуi мнению,i группаi выбираетi спикера.i Спикерi передаетi результатыi учителюi илиi оглашаетi заданиеi иi результатi егоi решенияi передi всемi классом.i Чтобыi обсуждениеi неi затянулось,i заранееi определитеi наi негоi время.
СИМАЛТИНИУС i РАУНД i ТЭЙБЛ –i «одновременныйi раундi тейбл»i -i структура,i вi которойi 4i участникаi вi командеi одновременноi выполняютi письменнуюi работуi наi отдельныхi листочкахi илиi вi тетрадиi иi поi окончаниюi времениi передаютi другi другуi поi кругу.
Фрагментi урока:i закрепление
Напримерi датьi решитьi №563,i затемi №573.i Времяi можноi датьi отi двухi доi пятиi минут.
Можноi использоватьi структуруi СИМАЛТИНИУСi РЕЛЛИi ТЭЙБЛi -i «одновременныйi реллиi тейбл»i -i структура,i вi которойi 2i участникаi вi командеi одновременноi выполняютi письменнуюi работуi наi отдельныхi листочкахi илиi вi тетрадиi иi поi окончаниюi времениi передаютi другi другу.i
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД i i («опроси-опроси-обменяйсяi карточками»i -i структура,i вi которойi учащиесяi проверяютi иi обучаютi другi другаi поi пройденномуi материалу,i используяi карточкиi сi вопросамиi иi ответамиi поi теме).
Фрагментi урока:i актуализацияi прежнихi знаний
Ребятаi работаютi вi парахi поi плечу.i
Каждойi пареi раздаютсяi карточки:i четнымi номерамi –i вопросы,i нечетнымi номерамi –i ответы.i Проверяютi другi другаi вi знанииi правил,i используяi заранееi приготовленныеi карточкиi сi вопросамиi иi ответами
Вопросы:
1.i Какi складываютi десятичныеi дроби?
2.i Какi вычитаютi десятичныеi дроби?
3.i Сформулируйтеi правилоi умноженияi наi десятичнуюi дробь.
4.i Сформулируйтеi правилоi деленияi десятичнойi дробиi наi десятичнуюi дробь.
Ответы:
1.Чтобыi сложитьi десятичныеi дроби,i нужно:
уравнятьi вi этихi дробяхi количествоi знаковi послеi запятой;
записатьi ихi другi подi другомi так,i чтобыi запятаяi былаi записанаi подi запятой;
выполнитьi сложение,i неi обращаяi вниманияi наi запятую;i
поставитьi вi ответеi запятуюi подi запятойi вi данныхi дробях.
2i .Чтобыi вычестьi десятичныеi дроби,i нужно:
уравнятьi вi этихi дробяхi количествоi знаковi послеi запятой;
записатьi ихi другi подi другомi так,i чтобыi запятаяi былаi записанаi подi запятой;
выполнитьi вычитание,i неi обращаяi вниманияi наi запятую;i
поставитьi вi ответеi запятуюi подi запятойi вi данныхi дробях.
3.i Чтобыi перемножитьi двеi десятичныеi дроби,i надо:
выполнитьi умножение,i неi обращаяi вниманияi наi запятые;
отделитьi запятойi столькоi цифрi справа,i сколькоi ихi стоитi послеi запятойi вi обоихi множителяхi вместе.
4.i Чтобыi разделитьi десятичнуюi дробьi наi десятичнуюi дробь,i надо:
вi делимомi иi делителеi перенестиi запятуюi вправоi наi столькоi цифр,i сколькоi ихi послеi запятойi вi делителе;
послеi этогоi выполнитьi делениеi наi натуральноеi число.
Приёмi “Зигзаг”
Даннуюi стратегиюi уместноi использоватьi дляi развитияi уi школьниковi следующихi умений:
анализироватьi текстi совместноi сi другимиi людьми;
вестиi исследовательскуюi работуi вi группе;
доступноi передаватьi информациюi другомуi человеку;
самостоятельноi определятьi направлениеi вi изученииi какого-тоi предметаi сi учетомi интересовi группы.
Пример. Приемi используетсяi дляi изученияi иi систематизацииi большогоi поi объемуi материала.i Дляi этогоi предстоитi сначалаi разбитьi текстi наi смысловыеi отрывкиi дляi взаимообучения.i Количествоi отрывковi должноi совпадатьi сi количествомi членовi групп.i Например,i еслиi текстi разбитi наi 5i смысловыхi отрывков,i тоi вi группахi (назовемi ихi условноi рабочими)i -i 5i человек.
Тренировочная i контрольная i работа
Учитель i проводит i контрольную i как i обычно, i но i отметки i в i журнал i идут i только i по i желанию i учеников
Возможныi иi другиеi послабления:i например,i пользованиеi учебникомi илиi спискомi словарныхi слов.i Тренировочнаяi контрольныеi особенноi важны,i когдаi выi приступаетеi кi работеi вi новомi классе,i ведьi доi васi работалi другойi учитель,i ребятаi привыклиi кi егоi требованиям.i Еслиi выi строже,i ситуацияi накаляется.i Тренировочныеi контрольныеi позволяютi смягчитьi конфликт,i подготовитьi учениковi кi новомуi уровнюi требований.
РЕЛЛИ i РОБИН i -i структура.i Вi которойi дваi участникаi поочередноi обмениваютсяi короткимиi ответами.
Фрагментi урока:i закрепление
Учительi даетi заданиеi поi учебникуi (решитьi задачу).
Ученикиi молчаi смешиваютсяi подi музыку,i двигаясьi поi классу.i Какi толькоi музыкаi останавливаетсяi ониi образуютi паруi сi ближайшимi кi нимi ученикомi иi «даютi пять»i (взятьсяi вi воздухеi заi руки).i Ученики,i которыеi неi нашлиi партнера,i поднимаютi руку,i чтобыi найтиi другi друга.
Учительi задаетi вопросi иi даетi 3i –i 5i секундi наi размышление.
-Оi чемi говоритьсяi вi этойi задаче?
-i Чтоi сказаноi проi площадьi кухни?
-i Известнаi лиi площадьi комнаты?
-i Чтоi ещеi известноi вi этойi задаче?
-i Чтоi следуетi обозначитьi черезi х?
Ученикиi делятсяi мнениямиi соi своимиi партнерами,i используя:i РЕЛЛИi РОБИНi Каждыйi разi начинаетi тотi участник,i ктоi старше.
Своя i опора
а). i Группа i составляет i опорный i конспект i урока i или i темы i на i листе i большого i формата.
б). i Несколько i сильных i учеников i заранее i получают i творческое i д/з: i составить i опорные i конспекты i по i различным i когда-то i пройденным i темам. i На i одном i из i уроков i они i становятся i тренерами. i Класс i разбивается i на i группы, i с i каждой i из i них i работает i такой i тренер i по i своему i опорному i конспекту.
Послеi работыi вi отведённоеi времяi надi определённойi темойi тренерыi меняютi группы,i иi процессi повторяется.i Важно:i группыi должныi получатьi отi тренеровi какое-тоi задание.i Например,i составитьi списокi вопросовi поi повторяемомуi конспекту,i илиi найтиi ошибку,i котораяi специальноi внесенаi вi конспект.
МИКС i ФРИЗ i ГРУП –i структура,i вi которойi участникиi смешиваютсяi подi музыку,i замирают,i когдаi музыкаi прекращается,i иi объединяютсяi вi группы,i количествоi участниковi вi которыхi зависитi отi ответаi наi какойi либоi вопрос.i
Фрагментi урока:i физкультминутка(1i –i 2мин.)
Включаетсяi музыка,i детиi начинаютi передвигатьсяi поi классу.i Когдаi музыкаi остановится,i замираютi иi слушаютi вопрос.i Ответомi наi вопросi будет,i какое-тоi число.i Ребятаi собираютсяi вi группуi столькоi человек,i какимi будетi ответ.i Условие:i никтоi изi ребятi неi долженi озвучиватьi ответ.
•i Какаяi цифраi записанаi вi разрядеi десятковi уi числаi 13230?i (3.)
•i Сколькоi будетi 49i –i 20i хi 2?i (9.)
•i Сколькоi будет,i еслиi 540i делитьi 20?i (27.)
Дляi физкультминуткиi можноi использоватьi структуруi ТИМ i ЧИР i –i «кричалка,i девиз».i ТИМi ЧИРi –i этоi короткое,i веселоеi упражнениеi дляi поднятияi духаi аудитории,i поощренияi илиi выраженияi благодарности.
1.Стряхнулиi сi себяi леньi иi усталость.
2.i Потянулисьi кi звезднымi далям.
3.i Спряталисьi (присели)i отi бедi иi опасностей.
4.i Улыбнулисьi друзьямi иi весеннемуi солнышку.
5.i Безi шума,i тихоi приземлилисьi заi своимиi рабочимиi столами
Повторяем i с i контролем
Ученики i разрабатывают i списки i контрольных i вопросов i ко i всей i ранее i изученной i теме.
Возможенi конкурсi списков.i Можноi провестиi контрольныйi опросi поi одномуi изi списков.
Повторяем i с i расширением
Ученики i разрабатывают i списки i вопросов, i ответы i на i которые i позволят i дополнить i знания i по i всей i ранее i изученной i теме.
Наi некоторыеi изi этихi вопросовi уместноi датьi ответ.i Ноi совсемi необязательноi наi все
Пересечение i тем
Ученики i подбирают i (или i придумывают) i свои i примеры, i задачи, i гипотезу, i идеи, i вопросы, i связывающие i последний i изученный i материал i с i любой i ранее i изученной i темой, i указанной i учителем.
Опрос i - i итог
В i конце i урока i учитель i задаёт i вопросы, i побуждающие i к i рефлексии i урока.
Например:
Чтоi наi урокеi былоi главным?
Чтоi былоi интересным?i (следуетi различатьi главноеi иi интересное)
Чтоi новогоi сегодняi узнали?
Чемуi научились?
Наi одинi иi тотi i жеi вопросi могутi ответитьi несколькоi человек.
Свои i примеры
Ученики i подготавливают i свои i примеры i к i новому i материалу
Возможноi такжеi сочинениеi своихi задач,i выдвижениеi идейi поi применениюi изученногоi материалаi иi др.
Показательный i ответ
Один i ученик i отвечает i у i доски, i остальные i слушают.
Такойi опросi используетсяi неi часто.i Например,i когдаi ученикi демонстрируетi блестящийi ответi –i чтобыi формироватьi уi остальныхi образi ответа,i кi которомуi можноi стремиться.i Илиi какi нагляднуюi репетициюi экзамена.
III . Заключение
Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:
1.Значительно возрастает многообразие уроков.
2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.
3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.
4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».
5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
Надеемся, что предложенная методическая продукция будет полезна в работе по реализации новых ФГОС не только Вам, но и Вашим коллегам.
Список использованной литературы и интернет – ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Екимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО,2002.
Жохов, В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М: Мнемозина, 2011.
Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС //
www.school-collection.edu.ru
http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1049
http://www.rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Конструктор урока
Основные i этапы i (звенья) i урока, i воспроизводящего i целостный
учебный i процесс.
Наблюдаемые i приемы i обучения i и i учения.
Конструктор i урока.
Активный i поиск i приемов i обучения i
1.Организа-ционныйi момент
Приветствиеi учителя,i подготовкаi рабочихi мест.
Фантасти-ческаяi добавка,
удивляй,
«Линияi времени»,
Рифмован-ноеi началоi урока,
эмоциональ-ноеi вхождениеi вi урок,
ТЭЙКi ОФi –i ТАЧi ДАУН
Началоi урокаi сi элементамиi театрализации.
Началоi урокаi сi пословицы,i поговорки,i относящейсяi кi темеi урока
Началоi урокаi сi высказыванияi выдающихсяi людей,i относящегосяi кi i темеi урока
Началоi урокаi сi эпиграфаi кi уроку.
Началоi урокаi сi постановкиi учебнойi задачиi i посредствомi проблемногоi вопроса.
Созданияi проблемнойi ситуации.
2.Постановкаi целиi урокаi вi началеi илиi вi процессеi урока,i мотивацияi учебнойi деятельности.
Формулировкаi целиi урока.
Тема-вопрос,об-суждениеi д.з,i «Оратор»
Работаi надi понятием,i ДЖОТi ТОТС
Ситуацияi яркогоi пятна
Подводящийi диалог
Группировка
Исключение
Домысли-вание.
Линияi времени
3.Актуали-зацияi знанийi УУДi вi началеi урокаi илиi вi процессеi егоi поi мереi необходимости.
Приемыi повторенияi системыi опорныхi занятий,i ранееi усвоенныхi учебныхi действий,i необходимыхi дляi восприятияi новогоi материала;i приемыi фиксацииi наi доскеi понятий,i правил,i алгоритмов.
Интеллектуальнаяi разминка
Отсроченнаяi отгадка
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
Театрализация
Играi вi случайность
Обсуждениеi i выполненияi домашнегоi задания
Ловиi ошибку
Идеальныйi опрос
4.Первичноеi восприятиеi иi усвоениеi новогоi теоретическогоi учебногоi материалаi (правил,i понятий,i алгоритмов…)
Приемыi привлеченияi вниманияi детейi кi принципиальноi новымi сведениям;i приемыi первичногоi закрепления.
Удивляй!
РЕЛЛИi РОБИН
Пресс-конференция
Свояi опора
СИМАЛТИНИУСi РАУНДi ТЭЙБЛ
Привлекатель-наяi цель
Ловиi ошибку
Отсроченнаяi отгадка
Вопросыi кi тексту
5.Примене-ниеi теоретическихi положенийi вi условияхi выполненияi упражненийi иi решенияi задач.
Воспроизведениеi учащимисяi способовi выполненияi упражненийi поi образцу;i применениеi грамматическихi правилi приi написанииi словi иi предложений
Свояi опора,
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
Даi -i нетка
Ловиi ошибку
Работаi вi группах
Игра-i тренинг
Деловаяi играi «Яi –i учитель»
Щадящийi опрос
6.Самостоя-тельноеi творческоеi использованиеi сформированныхi уменийi иi навыков.
Решениеi учебныхi задачi повышеннойi трудностиi илиi практическихi задач
Мини-i проекты,
Решениеi орфографическихi задач
Мини-i исследование
Работаi с
компьютером
«Вi своемi темпе»
СИМАЛТИНИУСi РЕЛЛИi ТЭЙБЛ
Озвучиваниеi «немогоi кино»
«Реставратор»
7.Динами-ческаяi пауза
Основныеi приемыi динамическойi паузы.
Гимнастика для глаз
Упражнения для профилактики сколиоза
ТИМi ЧИР
Упражнения для профилактики плоскостопия
Упражненияi наi развитиеi моторикиi i кистейi рук
8.Обобще-ниеi усвоенногоi иi включениеi егоi вi системуi ранееi усвоенныхi ЗУНi иi УУД.
Использованиеi новогоi содержанияi совместноi сi ранееi изученнымi вi условияхi фронтальногоi опроса,i беседы,i выполненияi упражнений.
Тест
Свояi опора
Кластер
ТРИГЕКСА-ФЛЕКСА-ГОН
Группировкаi грамматического
материала
Повторяемi сi контролем
Повторяемi сi расширением
Пересечениеi тем
9.i Контрольi заi процесс-сомi иi результатомi учебнойi деятельностиi школьников
Проявляетсяi вi устныхi высказыванияхi детей,i вi результатеi письменныхi работ.
Опросi поi цепочке
Программируемыйi опрос
Тихийi опрос
Идеальный опрос
Блицi -контрольная
Релейнаяi контрольнаяi работа
Выборочныйi контроль
10.Рефлек-сияi деятельности
Подведениеi итоговi совместнойi иi индивидуальнойi деятельностиi учениковi (новоеi содержание,i изученноеi наi уроке,i оценкаi личногоi вкладаi вi совместнуюi учебнуюi деятельность.
Продолжиi фразу, выбериi понравившуюся,i ответьi наi вопрос.
Рисуемi i настроение
«Елочка»
РАФТ
«Дерево
творчества»
«Огонекi общения»
Интеллектуальнаяi рефлексия
Лесенка
« Моёi состояние»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Регулятивные
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
Познавательные
Поискi иi выделениеi необходимойi информации;
структурированиеi знаний
осознанноеi иi произвольноеi построениеi речевогоi выска-зывания,i выборi наиболееi эффективныхспособов,
рефлексия,i смысловоеi чтение,i самостоятельноеi созданиеi алгоритмов
Коммуника-тивные
Планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстни-ками, постановка вопросов,разрешение конфликтов, управле-ние поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
личностное,i профессиональ-ное,i жизненноеi самоопределение;i
смыслообразова-ние;i нравственно-этическаяi i i i i ориен-тация.
i i i i i i 1-этап i - i Организационный момент .
Идеальныйi опрос
«Да-нетка»
«Светофор»
фантастическаяi добавка,
Щадящийi опрос
удивляй,
ТЭЙКi ОФi –i ТАЧi ДАУН
«Линияi времени»,
2i этап-i постановкаi целиi урокаi вi началеi илиi вi процессеi урока,i мотивацияi учебнойi деятельности.
Взаимоопрос
Учебныйi мозговойi штурмi
Играi вi случайность
Театрализация
Обсуждениеi д/з
Отсроченнаяi отгадка
Работаi надi понятием,i ДЖОТi ТОТС
Удивляй!
3i этапi Актуализацияi знанийi УУДi вi началеi урокаi илиi вi процессеi егоi поi мереi необходимости.
«Оратор»
«Автор»
«Линияi времени»
Приемi «З-Х-У»
Вопросi кi тексту
Брейнрайтинг
Записныеi книжки
«Да-нетка»
Информационныйi лабиринт
Приёмi «Идеал»
Интеллектуальнаяi разминка
Кумир
«Профи»
Отсроченнаяi отгадка
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
4- i этап i - i Первичноеi восприятиеi иi усвоениеi новогоi теоретическогоi учебногоi материала.
Практичностьi теории
Пресс-конференция
Вопросi кi тексту
Баскет-метод
Ловиi ошибку!
Доклад
Деловаяi играi
«Точкаi зрения»
Приёмi «Зигзаг»
Деловаяi играi «НИЛ»
Фантастическаяi
добавка
Театрализация
Приёмi «Инсерт»
Логико-смысловыеi модели
Интеллектуальныеi карты
Стратегииi письма
Методикаi Ривина
Удивляй!
РЕЛЛИi РОБИН
СИМАЛТИНИУСi РАУНДi ТЭЙБЛ
Приём i «Послушать i - i сговориться i - i обсудить»
i i i 5- i этап i - i Применениеi теоретическихi положенийi вi условияхi выполненияi упражненийi иi решенияi задач.
Информационныйi лабиринт
Решениеi ситуационныхi задач
Симуляторыi
Имитационныеi игры
Проектирование
Перекрёстнаяi дискуссия
Учебныйi мозговойi штурм
Приёмi «Хорошо-плохо»
Тренировочнаяi контрольнаяi работа
Устный
программируемыйi опрос
Взаимоопрос
Щадящийi опрос
Ловиi ошибку!
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
Пинг-понг
i i i i i 6- i этап i - i Самостоятельноеi творческоеi использованиеi сформированныхi уменийi иi навыков.
Светофор
Опросi поi цепочке
Тихийi опрос
Бортовойi журнал
Устныйi программи-
руемыйi опрос
Идеальныйi опрос
СИМАЛТИНИУСi РЕЛЛИi ТЭЙБЛ
Оценкаi иi экспертиза
Блиц-i контрольная
Релейнаяi
контрольная
работа
Выборочный
контроль
Методi многопозиционныхi игр
Методi инцидента
Релейныйi зачёт
Синквейнi
«Попс-формула»
Тренировочнаяi контрольнаяi работа
Повторяемi сi контролем
Опрос-итог
Опросi -i итог
Пересечениеi тем
Показательныйi
ответ
7i этапi Динамическаяi пауза
Приёмi i «Связи»
ТИМi ЧИР
МИКСi ФИКСi ГРУПП
ТИМi ЧИР
Упражнения для профилактики
Пласкостопия,i сколеозаi
Упражнениеi дляi глаз
8i этапi Обобщениеi усвоенногоi иi включениеi егоi вi системуi ранееi усвоенныхi ЗУНi иi УУД
Конструкторi «События»
«Мозговойi штурм»
Конструкторi «Совмещениеi противоположностей»
Фантастическаяi добавка
Повторяемi сi расширением
Своиi примеры
Пересечениеi тем
Синквейн
ТРИГЕКСОФЛЕКСАГОН
тест
9 i этап i Контрольi заi процесссомi иi результатомi учебнойi деятельностиi школьников
Светофор
Опросi поi цепочке
Бортовойi журнал
Устныйi программи-
руемыйi опрос
Идеальныйi опрос
Оценкаi иi экспертиза
Блиц-i контрольная
Релейнаяi
контрольная
работа
Выборочный
контроль
Методi многопозиционныхi игр
Методi инцидента
Релейныйi зачёт
Синквейнi
«Попс-формула»
Тренировочнаяi контрольнаяi работа
Повторяемi сi контролем
Опрос-итог
10 i этап i Рефлек-сияi деятельности
Опрос-итог
3i уровня
домашнегоi задания
Необычная
обычность
Заданиеi другомуi
Особоеi задание
Идеальноеi задание
Творчествоi работает
наi будущее
Клубнаяi формаi работы
Обсуждаемi д/з
Рольi «адвокат»
РАФТ
Деревоi творчества
Отсроченнаяi
отгадкаi
Рольi «психолог»
Роль
«подводящийi итог»
Обсуждениеi домашнегоi задания
ПРИЛОЖЕНИЕi №i 3
Технологическая карта к уроку
Наибольший общий делитель
1.
ФИО (полностью)
Шакирова Лилия Фанилевна
2.
Место работы
МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»
3.
Должность
учитель математики
4.
Предмет
математика
5.
Класс
6
6.
Тема и номер урока
Наибольший общий делитель урок №1
7.
Базовый учебник
Математика 6 класс. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
8.
Учебные цели и задачи
Цель : помочь ребёнку в формировании умения составлять алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел.
Задачи:
Обучающие
закрепить понятие «наибольший общий делитель»;
составить алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел;
привить навыки умения работать по алгоритму;
Развивающие
развивать познавательный интерес учащихся; развивать логическое мышление учащихся: сравнивать, рассуждать, делать выводы, обобщать;
Воспитательные
формировать чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
воспитание чувства коллективизма, товарищества; ответственности за порученное дело.
9.
Основное содержание темы, термины и понятия
Наибольший общий делитель; простые и составные числа; разложение составного числа на простые множители; алгоритм нахождения наибольшего общего делителя.
10.
Планируемые результаты:
-личностные
-предметные
-метапредметные
личностные
1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4. освоение правил поведения в группах;
5. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской видов деятельности;
предметные
1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2. формирование представлений о наибольшем общем делителе двух чисел;
3. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
4. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
метапредметные
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, знать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел и умение применять его при нахождении НОД.
Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения
Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.
11.
Тип урока
урок усвоения новых знаний
12.
Формы работы учащихся
парная, фронтальная
13.
Необходимое техническое оборудование
Технологическая карта урока математики
№
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент (начало урока с элементами театрализации)
Создать благоприятный психологический настрой на работу,
Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Слушают учителя
2
Актуализация знаний.
Актуализация опорных знаний и способов действий
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
1.Для поздравления участников концерта закупили 36 роз и 45 гвоздик. Какое наибольшее количество одинаковых букетов можно составить из этих цветов при условии, что в букете будут и гвоздики, и розы.
2.Сократите дробь
Щадящий опрос учащимся:
- Каков ответ задачи? Ход решения задачи.
- На доске записать сокращение дроби. Что значит сократить дробь?
Выполняют самостоятельно задания в тетрадях; работают в парах.
Дают ответ на данные им задания друг другу
3
Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности
Подготовка учащихся к изучению новой темы. Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими цели урока.
Подводящий диалог
- Есть ли в решении этих двух заданий общее?
- Что объединяет эти два задания?
- Сформулируйте тему урока.
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ :
Сократите дробь
- Может ли получиться сократимая дробь, если числитель и знаменатель дроби разделить на их наибольший общий делитель?
- Чтобы сразу при сокращении дроби получить несократимую дробь, на какое число нужно сократить?
- Как мы находим наибольший общий делитель двух чисел?
-Рационально ли найти наибольший общий делитель чисел 11 088 и 13 068 таким же способом? Что делать?
- Попытайтесь сформулировать цели урока.
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему урока
Выполняют задание в тетрадях, одновременно выполняют задание на отдельных листочках и по окончанию времени передают друг другу
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цели урока.
4
5
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания детьми изучаемой темы: алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел.
Включает презентацию для дальнейшей работы (см. приложение). Задаёт вопросы:
- Числа 84, 90 и 6 простые или составные?
- Что мы можем выполнить с составными числами?
- Разложите данные числа на простые множители.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
- Проанализируйте полученные результаты.
- Какой вывод можно сделать?
- Поможет ли умение раскладывать составные числа на простые множители находить наибольший общий делитель?
Лови ошибку
- Сформулируйте правило отыскания наибольшего общего делителя двух чисел.
Включает слайд 2 :
- Сравните свой алгоритм решения с алгоритмом, предложенным в учебнике.
- Совпадают ли ваши выводы?
Работают по презентации
(слайд 1)
Отвечают на вопросы
Работают в тетрадях . учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме
Формулируют правило отыскания НОД.
Сравнивают алгоритм решения по презентации.
6
Диначеская пауза
Укрепление здоровья учащихся.
Проводит физкультминутку для глаз, ТИМ ЧИР
Выполняют упражнения физкультминутки
6
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД
Сформировать умение работать по алгоритму.
Развивать умение составлять математические задания и умение выполнять проверку задания.
Задает задание учащимся:
- Найти наибольший общий делитель чисел 11 088 и 13 068.
Контролирует выполнение задания учащимися.
Консультирует учащихся по их просьбе.
Свои примеры
Проводит работу с учащимися, которые нуждаются в дополнительной помощи учителя.
РЕЛЛИ РОБИН
Выполняют задание в парах.
На экране интерактивной доски учащиеся видят алгоритм нахождения НОД и работают по этому алгоритму самостоятельно. Проверку выполняют по учебнику стр. 200.
Учащиеся друг другу задают задание на нахождение наибольшего общего делителя.
Выполняют задания и производят взаимопроверку.
Проговаривают алгоритм нахождения НОД друг другу.
7
Рефлексия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Просит учащихся проставить друг другу в паре оценку за работу на уроке.
“Оцените свою работу на уроке. Как вы усвоили новую тему (выберите подходящий для вас ответ):
-мне всё понятно;
-ещё не всё понятно в этой теме;
-затрудняюсь ответить;
-ничего не понял.”
ответь на вопрос Результаты опроса записывает на доске.
Собирает оценочные листы каждого ученика, в которых стоит оценка поставленная одноклассником, самооценка и ответ на Опрос.
Заполняют оценочный лист:
- ставят оценку напарнику;
- самооценка работы на уроке;
- ответ на Опрос «Оцените свою работу на уроке».
При опросе учащиеся поднимают руку при прочитывании учителем соответствующего ответа.Подсчитывают результаты Опроса в процентах.
Сдают оценочные листы.
8
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Обеспечение понимания детьми
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Задаёт домашнее задание №932; запомнить алгоритм нахождения НОД.
Записывают домашнее задание.
Приложение к уроку.
Презентация к уроку взята из набора цифровых ресурсов к учебнику Зубаревой И.И. «Математика 6 класс» с сайта http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов)
Презентация состоить из двух слайдов. На первом слайде информация выходит поэтапно. Шаг 2 и 3 появляется на экране только после ответов учащихся, только после того как ученики сделали свои выводы, выдвинули гипотезу решения нахождения наибольшего общего делителя.
Приложение №4
Применение i некоторых i методических i приемов i i при i разработке i технологических i карт i
Урок i математики i 5 i класс i по i теме i «Десятичные i дроби»
Организационный i момент i урока :i Приемi «Фантастическаяi добавка»i
Приёмi предусматриваетi переносi учебнойi ситуацииi вi необычныеi условияi илиi среду.i i Можноi переместитьсяi наi фантастическуюi планету,i изменитьi значениеi какого-тоi параметра,i придуматьi героя,i рассмотретьi ситуациюi сi необычнойi точкиi зрения.
Задача:i Сказочныйi геройi Гулливерi попалi вi странуi Лилипутиюi иi обнаружил,i чтоi тамi всеi вещиi ровноi вi 10i разi короче,i чемi наi егоi родине.i Скажите,i какойi длиныi будетi вашаi ручкаi уi лилипутов?i Каковыi будутi размерыi вашегоi учебника?i Гулливерi нашелi коробокi сi размерамиi 0,5см,1,2i смi иi 0,2i см.i Скажите,i образомi какогоi предметаi этоi можетi бытьi наi родинеi Гулливера?i (рассматриваютсяi разныеi ответы).i Сколькоi лилипутскихi спичечныхi коробковi поместитсяi i вi спичечномi коробкеi Гулливера?
i Актуализация i знаний :i i i Приёмi «Да-нет»
i i Учительi загадываетi нечтоi (число,i фигура,i понятие,i терминi ).i Ученикиi пытаютсяi найтиi ответ,i i задаваяi вопросы.i i i i i Наi этиi вопросыi учительi отвечаетi толькоi словамиi «да»,i «нет»,i «иi да,i иi нет».i Ноi вопросыi должныi бытьi содержательными.i Например,i учительi загадываетi десятичнуюi дробьi i 0,01.i Возможныеi вопросыi учеников:i Этоi какая-нибудьi геометрическаяi фигура?i i i i Этоi число?i Этоi натуральноеi число?i Этоi числоi большеi 1?i иi т.д.i i
Приёмi «Горячийi стул»
Кi доскеi выходитi i i i учащийся,i садитсяi наi стул,i лицомi кi классу,i спинойi кi доске.i Учительi i наi доскеi пишетi понятие,i термин.i Учащиесяi класса,i неi называяi слова,i характеризуютi его.i Ученикi какi можноi быстрееi долженi угадатьi задуманноеi наi доске.i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Систематизация i и i обобщение i знаний: i i
Приёмi «Снежныйi ком»i
i i i Учительi даетi заданиеi «Всеi оi десятичныхi дробях».i Ученикиi начинаютi писатьi все,i чтоi знаютi оi десятичныхi дробях.i Послеi окончанияi работыi поочередноi зачитываютi полученнуюi информацию,i тоi естьi информацияi накапливаетсяi какi снежныйi ком.i
Приёмi «Структураi ДЖОТ-ТОТС-(запишиi мысли)».i Группаi учениковi громкоi проговариваютi придуманноеi словоi поi даннойi теме,i записываютi егоi наi листочкахi иi кладутi вi центрi столаi лицевойi сторонойi вверх.i Уi каждогоi ученикаi поi 4i листочка,i следовательноi вi центреi столаi могутi оказатьсяi 16i листочков.i Учительi даетi задание:i наi доскеi записаныi числаi 0,06;i 0,1;i 1,5;i 1,6;i 6;i 10,5;i 15,i 21.i
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД i i («опроси-опроси-обменяйсяi карточками»i -i структура,i вi которойi учащиесяi проверяютi иi обучаютi другi другаi поi пройденномуi материалу,i используяi карточкиi сi вопросамиi иi ответамиi поi теме).
Фрагментi урока:i актуализацияi прежнихi знаний
Ребятаi работаютi вi парахi поi плечу.i
Каждойi пареi раздаютсяi карточки:i четнымi номерамi –i вопросы,i нечетнымi номерамi –i ответы.i Проверяютi другi другаi вi знанииi правил,i используяi заранееi приготовленныеi карточкиi сi вопросамиi иi ответами
Вопросы:
1.i Какi складываютi десятичныеi дроби?
2.i Какi вычитаютi десятичныеi дроби?
3.i Сформулируйтеi правилоi умноженияi наi десятичнуюi дробь.
4.i Сформулируйтеi правилоi деленияi десятичнойi дробиi наi десятичнуюi дробь.
Ответы:
1.Чтобыi сложитьi десятичныеi дроби,i нужно:
уравнятьi вi этихi дробяхi количествоi знаковi послеi запятой;
записатьi ихi другi подi другомi так,i чтобыi запятаяi былаi записанаi подi запятой;
выполнитьi сложение,i неi обращаяi вниманияi наi запятую;i
поставитьi вi ответеi запятуюi подi запятойi вi данныхi дробях.
2i .Чтобыi вычестьi десятичныеi дроби,i нужно:
уравнятьi вi этихi дробяхi количествоi знаковi послеi запятой;
записатьi ихi другi подi другомi так,i чтобыi запятаяi былаi записанаi подi запятой;
выполнитьi вычитание,i неi обращаяi вниманияi наi запятую;i
поставитьi вi ответеi запятуюi подi запятойi вi данныхi дробях.
3.i Чтобыi перемножитьi двеi десятичныеi дроби,i надо:
выполнитьi умножение,i неi обращаяi вниманияi наi запятые;
отделитьi запятойi столькоi цифрi справа,i сколькоi ихi стоитi послеi запятойi вi обоихi множителяхi вместе.
4.i Чтобыi разделитьi десятичнуюi дробьi наi десятичнуюi дробь,i надо:
вi делимомi иi делителеi перенестиi запятуюi вправоi наi столькоi цифр,i сколькоi ихi послеi запятойi вi делителе;
послеi этогоi выполнитьi делениеi наi натуральноеi число.
Контроль i знаний i и i умений. i
Приёмi «Вi своемi темпеi »i илиi «Каждомуi свояi делянка».i Учительi предлагаетi заданиеi различнойi степениi трудностиi (уровеньi A,B,C).i Ученикиi выбираютi задания,i сi которымиi могутi справиться.i
Уровеньi A:i выполнитеi действияi (Ni изi учебника)i
Уровеньi B:i решитеi задачуi (Ni изi учебника)
Уровеньi C:i составьтеi задачуi (творческоеi задание)
Рефлексия i
Приёмыi «Светофор»i (дляi 5i -i 6i классов)i учительi используетi сигнальныеi карточки.i Ученикиi поднимаютi «светофор»i (сигнальныеi карточки)i краснойi илиi зеленойi сторонойi кi учителю.i Согласиеi –i зеленыйi светi ,i несогласиеi –i красныйi светi
Приёмi «Опрос-итог»i (дляi 7-8i классов).i Вi концеi урокаi учительi задаетi вопросы,i побуждающиеi кi рефлексииi урока.
Чтоi былоi главным?i
Чтоi былоi интересным?i (следуетi различатьi главноеi отi интересного)i
Чтоi новогоi узнал?i
Чемуi научился?i
Приёмi «Свободныйi микрофон»i (9-11i классы).i Учительi предлагаетi оценитьi урок.i Ученикиi выходятi кi доскеi иi высказываютi аргументыi i «за»i иi «против»i урокаi .i Например:i Сегодняшнийi урокi считаюi полезным,i такi какi наi немi яi узнал…i Вi тоi жеi времяi мнеi хотелосьi бы,i чтобыi большеi было…i
15