Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС
Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет новые результаты образования (предметные, метапредметные и личностные), достижение которых предполагает организацию обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится обеспечение личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность, формирование навыков самостоятельного применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС»
Трухова О.А.
ГБОУ гимназия «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области
Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации стандартов общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет новые результаты образования (предметные, метапредметные и личностные), достижение которых предполагает организацию обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится обеспечение личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность, формирование навыков самостоятельного применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
К сожалению, многие учителя, в лучшем случае, не торопятся что-то менять в своей деятельности, в худшем, понимают слово «самостоятельно» в буквальном смысле: дети открывают учебник, читают параграф, а потом на этом же уроке пересказывают его или пишут тест. На возмущенные столь странной методикой обучения вопросы родителей учитель отвечает, что у нас «ФГОСЫ», мы работаем по-новому, дети должны самостоятельно "добывать" знания, учиться учиться.
Складывающаяся ситуация наводит на некоторые размышления: разве на таком уроке дети смогут получить знания, которые позволят им решать проблемы их собственной деятельности и поступка? Есть ли желание идти на такой урок? Думаем, что нет. Да и учителя обвинять не в чем: он работает в рамках традиционной модели обучения, мощности которой недостаточно для достижения новых образовательных целей.
Возможности реализации нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса в рамках требований ФГОС мы увидели в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.
Деятельностная позиция обучающихся в данной модели обеспечивается тремя базовыми формами деятельности [2]:
– учебная деятельность академического типа, предполагающая организацию учителем передачи информации на основе принципа системности и систематичности;
– квазисамостоятельная деятельность, моделирующая деятельность по поиску способов решения учебных задач и проблем с разной мерой педагогической помощи. Это своего рода тренинг по овладению умениями связывать условия ситуации со знанием;
– самостоятельная учебная деятельность, где школьники в коллективной деятельности решают задачи и проблемы в рамках широкого спектра изучаемых тем: от задач, требующих прямого применения известных приемов, до исследовательских и проектных проблем.
Направленность компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания на достижение новых целей образования, на наш взгляд, обеспечивается следующими особенностями учебной деятельности обучающихся, выденными авторами [1; 2]:
от обучающегося в процессе учебной деятельности классического типа требуется в основном внимание, восприятие, память и моторика, тогда как в процессе учебной деятельности компетентностно-контекстного типа он выступает целостной личностью, триединством тела, души и духа;
обучающийся в процессе учебной деятельности классического типа находится в «ответной» позиции и активен лишь в ответ на управляющие воздействия преподавателя, тогда как в процессе учебной деятельности компетентностно-контекстного типа от него требуется активность и инициатива;
обучающийся получает статичную учебную информацию в учебной деятельности классического типа, а в учебной деятельности компетентностно-контекстного типа она развертывается динамично во времени и пространстве;
искусственные формы организации учебной деятельности обучающихся, идеально подходящие для передачи информации, не соответствуют ни деятельности как специфической форме отношения человека к миру, ни общению как процессу взаимодействия человека с другими людьми;
в традиционном обучении обучающийся выступает принципиальным одиночкой, учебная деятельность компетентностно-контекстного типа предполагает сотрудничество и взаимодействие.
Реализация компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания требует от педагога освоения новых профессиональных компетентностей: постановки целей обучения в деятельностной форме, структурирования учебного материала в контексте его использования, выделения системы ключевых задач, обеспечивающих формирование обобщенных способов деятельности обучающихся и т.д.