kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет новые результаты образования (предметные, метапредметные и личностные), достижение которых предполагает  организацию обучения на основе системно-деятельностного подхода.  Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится обеспечение личностно-смыслового включения  обучающегося в учебную деятельность, формирование навыков самостоятельного применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС»

Трухова О.А.

ГБОУ гимназия «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области

Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации стандартов общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет новые результаты образования (предметные, метапредметные и личностные), достижение которых предполагает организацию обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится обеспечение личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность, формирование навыков самостоятельного применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

К сожалению, многие учителя, в лучшем случае, не торопятся что-то менять в своей деятельности, в худшем, понимают слово «самостоятельно» в буквальном смысле: дети открывают учебник, читают параграф, а потом на этом же уроке пересказывают его или пишут тест. На возмущенные столь странной методикой обучения вопросы родителей учитель отвечает, что у нас «ФГОСЫ», мы работаем по-новому, дети должны самостоятельно "добывать" знания, учиться учиться.

Складывающаяся ситуация наводит на некоторые размышления: разве на таком уроке дети смогут получить знания, которые позволят им решать проблемы их собственной деятельности и поступка? Есть ли желание идти на такой урок? Думаем, что нет. Да и учителя обвинять не в чем: он работает в рамках традиционной модели обучения, мощности которой недостаточно для достижения новых образовательных целей.

Возможности реализации нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса в рамках требований ФГОС мы увидели в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.

Деятельностная позиция обучающихся в данной модели обеспечивается тремя базовыми формами деятельности [2]:

– учебная деятельность академического типа, предполагающая организацию учителем передачи информации на основе принципа системности и систематичности;

квазисамостоятельная деятельность, моделирующая деятельность по поиску способов решения учебных задач и проблем с разной мерой педагогической помощи. Это своего рода тренинг по овладению умениями связывать условия ситуации со знанием;

самостоятельная учебная деятельность, где школьники в коллективной деятельности решают задачи и проблемы в рамках широкого спектра изучаемых тем: от задач, требующих прямого применения известных приемов, до исследовательских и проектных проблем.

Направленность компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания на достижение новых целей образования, на наш взгляд, обеспечивается следующими особенностями учебной деятельности обучающихся, выденными авторами [1; 2]:

  • от обучающегося в процессе учебной деятельности классического типа требуется в основном внимание, восприятие, память и моторика, тогда как в процессе учебной деятельности компетентностно-контекстного типа он выступает целостной личностью, триединством тела, души и духа;

  • обучающийся в процессе учебной деятельности классического типа находится в «ответной» позиции и активен лишь в ответ на управляющие воздействия преподавателя, тогда как в процессе учебной деятельности компетентностно-контекстного типа от него требуется активность и инициатива;

  • обучающийся получает статичную учебную информацию в учебной деятельности классического типа, а в учебной деятельности компетентностно-контекстного типа она развертывается динамично во времени и пространстве;

  • искусственные формы организации учебной деятельности обучающихся, идеально подходящие для передачи информации, не соответствуют ни деятельности как специфической форме отношения человека к миру, ни общению как процессу взаимодействия человека с другими людьми;

  • в традиционном обучении обучающийся выступает принципиальным одиночкой, учебная деятельность компетентностно-контекстного типа предполагает сотрудничество и взаимодействие.

Реализация компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания требует от педагога освоения новых профессиональных компетентностей: постановки целей обучения в деятельностной форме, структурирования учебного материала в контексте его использования, выделения системы ключевых задач, обеспечивающих формирование обобщенных способов деятельности обучающихся и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС

Автор: Трухова Ольга Александровна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 319965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
2320 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1510 руб.
2520 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства