Просмотр содержимого документа
«Как подготовить успешного олимпийца к республиканским и международным олимпиадам по физике (обобщение педагогического опыта)»
КАК ПОДГОТОВИТЬ УСПЕШНОГО ОЛИМПИЙЦА
К РЕСПУБЛИКАНСКИМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИКЕ
(ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)
Билида Анатолий Николаевич, учитель физики, педагог-мастер
КГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей» Управления образования Павлодарской области, город Павлодар
За многолетнюю работу в школе для одаренных детей я приобрел опыт подготовки к олимпиадам различного уровня, которым хочу поделиться.
Итак, основные олимпиады по физике можно распределить на две группы:
- младшая группа– 7-8 классы;
- старшая группа – 9-11 классы.
Подготовка к олимпиадам начинается с учеников 4-5 классов. К этому времени у детей выработаны необходимые навыки для дальнейшей учебной деятельности.
Олимпиада – это одна из форм подготовки и проверки знаний ученика, предоставляющая возможность раскрыть свои способности, таланты и удовлетворить амбиции.
Главная задача, которую ставит учитель, - приобретение прочных знаний и практических умений, позволяющих успешно поступить и учиться в любом вузе.
Отбор в олимпиадные группы начинаю с выступления выпускников, успешно прошедших путь олимпиадного движения и обучающихся/ работающих в научной сфере. Их рассказы обычно окончательно убеждают в правильном выборе и в дальнейшей интересной, перспективной жизни. Связь с выпускниками необходимо постоянно поддерживать.
Наблюдение за решением логических задач позволяет сформировать группу из четырех-пяти ребят. Учитель во время занятий должен активизировать познавательную деятельность и создать ситуацию успеха. Поощряя индивидуальность каждого ребенка и создавая условия для соперничества, педагог тем самым развивает в творческой группе школьников взаимопомощь и поддержку в процессе передаче знаний. «Побеждает тот, кто больше всех знает и решает!» - это лозунг лучших учеников, достигших вершин на международных олимпиадах.
Для достижения успеха необходимо решать задачи олимпиад прошлых лет или задачи из сборников для подготовки к олимпиадам по физике, выпущенных образовательным центром «Сириус». К разбору самых сложных задач следует привлекать ребят из старшей группы, всегда работающих вместе с младшими, но решающих другие, сложные задачи.
Предоставление ученикам возможности самостоятельного выбора, определение оптимального решения, а также обсуждение рациональных подходов происходит под руководством учителя.
Чем престижнее олимпиада, тем выше уровень сложности задач. Значит, нужно опережать уровень сложности. Для создания увлекательной и соревновательной среды рекомендую проводить физические бои, в которых ребята решают задачи на скорость. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее решит 10 задач. Разбор задач, с которыми не справились, производит сам учитель или ученики путем совместного обсуждения.
Экспериментальные задания решаем в каникулярное время. Оборудование для этих работ простое, но обработка результатов и построение графиков требует сообразительности, внимательности и достаточного количества времени.
Для младших ребят – 6-8 классов – проводятся республиканская и региональная олимпиада им.К.И.Сатпаева, в которой наши ученики регулярно принимают участие. Из победителей этих олимпиад формируется сборная нашей страны для участия в Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров (IJSO).
За последние 10 лет моей преподавательской деятельности лицеисты-физики пополнили копилку нашей республики девятью медалями, из них шесть медалей бронзовых, три медали серебряные.
После успехов на юниорском уровне школьники включаются в работу по подготовке к олимпиадам более сложным и ответственным, таким как Республиканская предметная олимпиада, Международная Жаутыковская олимпиада по математике, физике и информатике для учащихся специализированных школ, Международная олимпиада школьников «Туймаада».
При подготовке к этим олимпиадам необходимо читать дополнительную теорию из учебников под редакцией И. Е. Иродова и В.А.Овчинкина, решать задачи прошлых лет этих олимпиад.
Командная работа помогает преодолевать много сложностей в процессе учебы, хорошие результаты же убеждают в выборе правильной технологии. На этих олимпиадах мои ученики завоевали за последние два года 25 медалей, из них 14 золотых.
На олимпиаде «Туймаада» ученики Нуртаев Даир и Лим Владимир стали абсолютными победителями. Сегодня Лим Владимир обучается в Московском физико-техническом университете и является отличником учебы, активно включившимся в работу Школы интенсивов по подготовке к олимпиадам учеников Павлодарской области.
«Зимняя и Летняя Школа интенсивов «Академия гениев» начала действовать в лицее № 8 с 5 января 2023 года. Это совместный уникальный проект ГУ «Управление образования Павлодарской области» и лицея № 8.
Цель Школы интенсивов - подготовка учащихся Павлодарской области к участию в областных и республиканских олимпиадах по различным предметам успешными выпускниками лицея разных лет. То есть тренерами Школы интенсивов являются наши ребята, в том числе мои успешные ученики. Они проводят курсы, включающие практические и лекционные занятия, мастер-классы. С января по февраль текущего года пять моих победителей и призеров республиканских и международных олимпиад провели практикумы по решению сложных задач. Все они бывшие члены Национальной сборной Республики Казахстан.
Завершающий этап подготовки – это участие в составе сборной республики на олимпиадах - Международной физической олимпиаде для школьников (IPhO), Международной Азиатской физической олимпиаде (АPhO), которые обычно проводятся в начале мая и в середине июля. Поэтому появляется больше времени для подготовки к этим очень сложным и престижным соревнованиям.
Ученики упорным трудом, целеустремленно преодолевают сложности, стремясь к успеху. Семь медалей на Международной Азиатской физической олимпиаде (АPhO) и одиннадцать на Международной физической олимпиаде для школьников (IPhO) – это результат моего 20-летнего труда. Ребятами завоевано три золотые медали, семь серебряных медалей и восемь бронзовых. Например, Рахимжанов Динмухамед получил в составе сборной Республики Казахстан единственную золотую медаль за последние десять лет на олимпиаде АPhO в Тайване в 2021 году Сегодня Динмухамед обучается в Кембриджском университете.
После каждой олимпиады провожу разбор задач. Ученики анализируют сложные моменты и теоретические вопросы, не учтенные в процессе тренировки. Организация взаимопомощи, передача навыков и различных подходов, отработанных в процессе занятий, а также психологическая поддержка – то, на что должен обращать внимание каждый учитель.
В 2022 году победители олимпиады IPhO решением Президента Республики Казахстан К.-Ж.Токаева и с одобрения Парламента получили хорошую финансовую поддержку за серебряные медали. Эта награда будет в дальнейшем присуждаться всем победителям этих олимпиад.
Поддержка родителей, школы, областных и республиканских центров благоприятно сказывается на мотивации и понимании важности учебного труда, которому ребята уделяют много времени.
Выпускники, имеющие опыт занятий в олимпиадных группах, являются успешными студентами и хорошей опорой для преподавателей вузов.
Технология коллективного обучения, используемая мной, стала локомотивом развития учащихся вообще и ускоренного в частности. В рамках этой технологии каждый ученик имеет право на личный контакт с учителем. Благодаря такому сотрудничеству появляется возможность оценить не только результат, но и процесс движения к нему.
Нет необходимости подчеркивать, что вся система обучения физике направлена на формирование функциональной грамотности школьников, поскольку доказательством тому служат победы учащихся на республиканских и международных олимпиадах, где система знаний отвечает, как правило, требованиям компетентностной педагогики.
Литература
1.Электронный аналог печатного издания: Задачи по общей физике: учебное пособие для вузов / И. Е. Иродов. Даборат. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 29 июля 2022 года № 347. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29030. Об утверждении Правил выплаты единовременного вознаграждения победителям и призерам международных олимпиад по общеобразовательным предметам, педагогам, подготовившим их, а также их размеров