kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по физике "Шкаф иллюзий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Слово «иллюзия» в переводе с  латинского «illusere» означает обманывать. Иначе – это неверное представление реальности или ещё говорят «обман зрения».

В жизни мы его встречаем очень часто.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по физике "Шкаф иллюзий"»





«Шкаф иллюзий»

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………3

2.Зрительные иллюзии……………………………………………………4

3.Исследования

3.1. Переоценка вертикальных линий. Иллюзия заполненного пространства……………………………………………………………… 5

3.2.Иррадиация…………………………………………………………..6

3.3. Иллюзия угла………………………………………………………6

3.4«Целое» и «часть». …………………………………………………..7

3.5.Иллюзия цветового зрения………………………………………… 8

4.Заключение………………………………………………………………9

5.Список используемых источников…………………………………….10

6.Приложения …………………………………………………………….11













Введение

Красота спасёт мир!

С давних времён женщины и не только женщины, но и мужчины обращали внимание на красоту фигур. При рождении каждый человек от природы получил определенный рост, телосложение. Редко телосложение бывает идеальным. Но девочки в моём возрасте хотят быть красивыми, привлекательными.

Не так давно я прочитала, что «Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:

1) подчёркивание достоинств фигуры;

2) скрытие недостатков.

Первый метод иногда называют «французским», а второй – «русским».

Мне очень стало интересно, что собой представляют методы зрительного изменения фигуры – оптические иллюзии зрения.

В школе среди своих сверстников я провела опрос (Приложение 1), и оказалось, что тема оптической коррекции фигуры очень актуальна среди подростков.

Мне захотелось выяснить, а какова природа возникновения оптических иллюзий.

Я поставила перед собой цель: выяснение, что лежит в основе оптической иллюзии и каково влияние иллюзий зрения, используемых в одежде, на визуальное восприятие фигуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • подобрать и изучить материал о видах оптических иллюзий для объяснения их возникновения с точки зрения физики;

  • выяснить, как влияет расположение и толщина линий на одежде, её цвет на визуальное восприятие размеров фигуры;

  • подобрать рекомендации для коррекции недостатков фигуры по «русски» с помощью иллюзий зрения.

Данный материал может быть использован на уроках физике в 8 классе при изучении раздела «Оптика», на уроках технологии, а так же на внеклассных мероприятиях и даже на родительских собраниях.

Зрительные иллюзии


Слово «иллюзия» в переводе с латинского «illusere» означает обманывать. Иначе – это неверное представление реальности или ещё говорят «обман зрения».

В жизни мы его встречаем очень часто. К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Многие обманы зрения заключаются в том, что мы не только смотрим, но и неосознанно при этом рассуждаем. "Мы смотрим, не глазами, а мозгом", - говорят физиологи. Когда мозг получает какую-нибудь картинку, он подвергает её всестороннему анализу.

Оптические обманы - не случайны для зрения: они характерны для определенных условий. Человек поддаётся иллюзиям зрения, обманывается относительно источника своих зрительных впечатлений из-за того, что:

  • изображение на сетчатке глаза перевернуто;

  • из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке размазана;

  • глаз совершает постоянные движения, то есть, изображение находится в постоянной динамике;

  • глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестаёт проецироваться на сетчатку.

Так как человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

С древних времён идея изображать объёмные тела на плоскости так, чтобы их сразу можно было отличить от плоских, не давала покоя. Люди научились использовать зрительные иллюзии в практической жизни: в живописи, архитектуре, дизайне интерьера, моделировании одежды. (Приложение 2)

Переоценка вертикальных линий.

По многочисленным проведённым опытам и наблюдениям учёных оказывается, что человек точнее определяет на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому многие люди преувеличивают вертикальные расстояния по сравнению с горизонтальными.

В классе я предложила ребятам в качестве эксперимента два задания:

- начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины;

- разделить вертикальную линию пополам.

В итоге оказалось, что почти у всех вертикальные линии оказались короче горизонтальных, а середина вертикальной линии оказывалась слишком высоко.

Вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

Иллюзия заполненного пространства.

Чаще всего зрительное восприятие зависит от того, что заполненное пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Но это справедливо не во всех случаях. Заполненное пространство кажется больше, если делений достаточно много и они находятся близко друг от друга. Если делений мало и они редкие, иллюзия исчезает и наступает обратное явление.

Вот почему, в платье с продольными полосами человек не всегда кажется тоньше и выше. Таким образом, мелкие продольные полосы увеличивают видимую ширину, они не должны быть очень малы и часты, чтобы не сливаться для глаз на некотором расстоянии. А редкие продольные полосы уменьшают ширину и могут визуально увеличить высоту. При поперечном расположении полос наблюдается аналогичная ситуация: в зависимости от толщины и удаленности полос друг от друга, фигура кажется либо стройнее, либо полнее. Все свои исследования я подтверждала экспериментами. В классе девочек я вовлекла в игру в куклы: нарисовала две бумажные куклы (Приложение 3) – это были модели и мы создавали им платья с узорами, которые предлагала я. Далее мы выясняли, какая модель и в каком платье стройнее. (Приложение 4)

Для визуальной коррекции фигуры можно использовать расширение и сужение полос.(Приложение 5)

Фото 4

Если устремить взгляд на какой-то предмет, он кажется больше. Поэтому, не стоит помещать различные детали на той части фигуры, где её видимые размеры увеличивать не нужно; и наоборот применять их при необходимости увеличения.(Приложение 6) Это касается не только расположения орнамента, но и дополнительных деталей, аксессуаров. Использование в одежде крупных узоров визуально увеличивает фигуру, а мелких – уменьшает. (Приложение 7)

Иллюзию заполненного пространства можно применять во всех случаях, когда необходимо увеличить или уменьшить рост, талию, плечи или другую часть фигуры.




Иррадиация

На рисунке за счёт яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне. Явление иррадиации с латыни переводится «неправильное излучение». Оно заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тёмном фоне, из-за несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных размеров. (Приложение 8)


Иллюзия угла.

При расположении полос на платье под углом необходимо учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это уменьшает ширину бёдер полной фигуры, углы полос, расположенных острием вниз - увеличивает. (Приложение 9) Иллюзия угла работает и для визуальной коррекции длины шеи (вырез на платье).

Это объясняется способностью зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь “схватывает” острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.


Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры.


«Целое» и «часть»

Некоторые ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы всегда воспринимаем фигуры в соотношении с окружающими их другими фигурами, фоном или обстановкой.


Сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой - большими (“целое больше - больше и его части”). Это обуславливается психологическим аспектом восприятия.

Такую оптическую иллюзию можно применить при использовании поясов различной формы и ширины для визуальной коррекции размеров талии. (Приложение 10)

Иллюзия цветового зрения


Одним из свойств нашего глаза является способность различать цвета. Дневное зрение отличается от сумеречного. Отличие состоит в том, что при низких освещенностях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Это стоит учесть при выборе цвета вечернего платья. (Приложение 11)

Некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие” – это тоже оптическая иллюзия. “Выступающими” цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые – их ещё называют “теплые”, а “отступающими” кажутся цвета зелено-синие - “холодные”.

Темный цвет одежды зрительно уменьшает фигуру, а светлый – увеличивает. (Приложение 12)





















Заключение

В ходе работы я выяснила, что такое оптические или иначе зрительные иллюзии. Было выяснено, что причиной их возникновения являются особенности не только глаза, но и головного мозга. 90% информации к нам в мозг приходит через глаза. Подобные знания могут облегчить нам жизнь. В частности при подборе одежды. Оказывается оптическая коррекция фигуры – это не так уж и сложно, даже очень интересно и увлекательно. Все исследования в ходе нашей игры – эксперимента подтвердились. Мы наглядно увидели, что стоит носить, а что нет. А самое главное мы поняли, какую одежду нужно подбирать для своей фигуры. И в этом нам помогла физика. В ходе работы были подобраны рекомендации для оптической коррекции фигуры. (Приложение 13)

Считаю, что я достигла поставленных задач.



Список используемых источников

1.Академик. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/49430

2.Иллюзии зрительного восприятия в одежде http://www.liveinternet.ru/users/5020975/post306600844

3.Перельман Я.И. Занимательная физика, М.: Молодая гвардия, 1956 г., 255 с.

4.Российская государственная детская библиотека. http://web-landia.ru/

5.Словопедия. Большой энциклопедический словарь. http://www.slovopedia.com/2/200/227717.html





























Приложение 1

Анкета

  1. Знаете ли вы, что такое оптическая иллюзия?

  2. Знаете ли вы способы, с помощью которых можно визуально скорректировать фигуру?

  3. Назовите факторы, влияющие на размеры фигуры?

вопроса

Ответы (28 человек)

Да

Нет

1

12 чел.

16 чел.

2

18 чел.

10 чел.

3

Цвет, полоски, длина


Приложение 2

Зрительные иллюзии в практической жизни

Приложения с 3 по12 только в печатном варианте






























Приложение 13

Рекомендации по коррекции зрительного восприятия фигуры с помощью использования зрительных иллюзий при моделировании одежды:

Фото

Фото 7

Фото 8

  • Слишком большой рост: использование широких горизонтальных полос, узких горизонтальных полос с большими или очень маленькими промежутками между ними, узких вертикальных полос с широкими промежутками между ними (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.), одежды с заниженной талией; ношение пояса или ремня ниже талии.

  • Слишком маленький рост: узкие вертикальные полосы; расположение полос под углом друг к другу (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); одежда с завышенной талией; пояс или ремень выше талии.

  • Полнота: узкие вертикальные полосы; расположение полос под углом друг к другу (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); избегать узоров с крупным орнаментом и крупных деталей (особенно на месте проблемных зон), очень широких поясов; светлые тона одежды использовать, умело сочетая с темными, т.к. темный цвет скрадывает полноту, избегать контрастных цветов.

  • Худоба: широкие горизонтальные полосы, узкие горизонтальные полосы с большими или очень маленькими промежутками между ними; узкие вертикальные полосы с широкими промежутками между ними (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); узоры с крупным орнаментом и крупные детали (особенно на месте проблемных зон); одежда с заниженной талией; пояс или ремень ниже талии; широкий пояс или ремень.

  • Длинное туловище, короткие ноги: одежда с завышенной талией; пояс или ремень выше талии.

  • Короткое туловище, длинные ноги: одежда с заниженной талией; пояс или ремень ниже талии; широкий пояс или ремень.

  • Короткая шея: вертикальные полосы (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); глубокие вырезы; исключить ношение шейных платков.

  • Длинная шея: горизонтальные полосы (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); неглубокие вырезы; шейные платки.

  • Широкие плечи: вертикальные полосы по линии груди (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); глубокий вырез; исключить крупный орнамент в области проблемной зоны.

  • Узкие плечи: горизонтальные полосы по линии груди (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве, воланы и т.д.); крупный орнамент в области проблемной зоны; неглубокий вырез; шаль или шарф на плечах.

  • Широкие бедра: вертикальные полосы (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве); одежда с завышенной талией; пояс или ремень выше талии.

  • Узкие бедра: горизонтальные полосы (вместо полос могут быть использованы различные строчки при пошиве); одежда с заниженной талией; пояс или ремень ниже талии; широкий пояс или ремень.









8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа по физике "Шкаф иллюзий"

Автор: Коркина Ольга Викторовна

Дата: 21.08.2018

Номер свидетельства: 476118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства