kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование различных приемов для обучения физике детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

приемы обучения физики детей с ограниченными возможностями здоровья

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование различных приемов для обучения физике детей с ОВЗ»









«Использование различных приемов при обучении

физике детей с ОВЗ»










Разработала Тукачёва Г.А.












.









Пермь, 2020

Введение

В современном мире проблема ухудшения здоровья детей встает очень остро. Увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе хорошо видна эта проблема, поскольку у нас обучается большое количество детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и с задержкой развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование, это сказано в Конституции РФ и Законе «Об образовании». В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Наша школа занимается проблемой инклюзивного образования с 2014 года. А в 2017 году школа была признана «Лучшей инклюзивной школой России».

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому учитель должен уметь применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекционно-развивающие.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. 
Обучение физике детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.


В последнее время возрастает роль физики в жизни общества. На первый план выходят практические навыки владения предметом. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (общение, работа), а знание физических основ необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.

Обучение математике детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами школьных навыков или речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения.

Для того, чтобы обеспечить достижение данной задачи, обучение должно быть направлено на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Физика – это предмет, в котором используется большое количество разных видов заданий. Это могут быть рисунки, чертежи, графики, таблицы, и различные формулы, и задачи с переводом в систему СИ и т.д. Если ребенок испытывает затруднения в овладении новым материалом, то на уроках физики просто необходим индивидуальный подход, причем не только к детям с ОВЗ.


Разработка алгоритмов при обучении математики направлена на то, чтобы снять возникшие затруднения и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.

Цель исследования – изучение современных методов обучения физике детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС и разработка приемов и методов работы в разных видах деятельности при обучении физике.

Задачи исследования:

  • изучить понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • рассмотреть специфику обучения физике детей с ОВЗ в рамках инклюзивной школы;

  • разработать алгоритмы обучения физике детей с ОВЗ в средних классах.


«Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»


Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

  • приемы, используемые для сообщения новых знаний – это приемы объяснения, рассказа, демонстрации;

  • приемы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;

  •  беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

  • методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.

Дадим краткую характеристику некоторым методам обучения.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания

-четкость структуры

- эмоциональность

Объяснение –прием овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи;

-строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;

-использование иллюстративного материала;

- формулировку выводов.

Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование  приема демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.

Таким образом, в школе, где обучаются дети с ОВЗ используются те же методы и приемы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе.

Наиболее существенным признаком, отличающим приемы обучения в нашей школе, является их индивидуальная направленность.

Она включает:

  • Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями для детей с ОВЗ;

  • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

  • Частую повторяемость формулируемых действий;

  • Предварение пропедевтикой изучения нового;

  •  Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

  • Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.

Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.

Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;

б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой активности;

в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;

г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;

д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.

Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.

Любой урок – это, прежде всего, общение. Особенность организации работы с детьми с ОВЗ в том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком,  его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возможностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма работы на уроке   в среднем и старшем звеньях – коллективная. Когда школьники имеют возможность с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе, или более сильные ученики , обучающиеся по основной общеобразовательной программе разъясняют материал детям с задержкой развития.

Наиболее используемыми на уроках являются следующие методы:

  • объяснительно –иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично поисковый;

  • коммуникативный;

  • информационно – коммуникационный;

  • метод проектов;

  • методы контроля;

Приемы обучения  – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.

Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз.  На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. 

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

     Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения  позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.


Специфика обучения физике детей с ОВЗ в рамках инклюзивной школы

Современный урок физики, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое, так как однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста.

Типы современных образовательных технологий:

1. Коммуникативная предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках физики необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.

2. Дифференцированная технология познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон. В основе развития потенциала лежит поощрение, а также применение диагностических тестов.

3. Модульная технология - предусматривает, что современный урок физики, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.

4. Информационно-коммуникативные технологии предусматривает повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учеников.

5. Технология применение ПО является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения физике в школе эффективно дополняют процесс обучения в целом.

Данная технология характеризуется применением компьютерных программ, которые интенсифицируют самостоятельную деятельность учеников. Это способствует развитию навыков логического мышления.

6. Интернет-технологии открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований.

7. Современные технологии в обучении физике на основе индивидуального обучения реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учеников.

8. Технология тестирования основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на уроках физики позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учеников, а также выявить недостатки в своей программе.

9. Проектная технология характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость учеников.

10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве, эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей.

11. Игровая технология основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач.

12. Технология развития критического мышления предназначена для развития в ученике разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при усвоении, закреплении и обобщении нового материала.

Таким образом, учитель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными.



Использование алгоритмов учебной деятельности на уроках физики.

«Очевидно, что если у учеников есть определенные инструкции, где пошагово обозначено, в какой последовательности и как выполнять то или иное задание, то результат будет выше. При выполнении любого задания ученик последовательно совершает различные мыслительные операции, благодаря которым складывается конечный результат его деятельности. И если хоть одна из операций пропущена или выполнена неверно, то результат работы будет содержать ошибку.

"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат".Основными свойствами алгоритма являются:

1. Определенность (простота и однозначность операций).

2.Массовость (приложимость к целому классу задач).

3.Результативность (обязательное подведение к ответу).

4. Дискретность (членение на элементарные шаги)".

Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

Алгоритмы можно использовать при обучении решению задач. При обучении физике, ещё до того как подводить учащихся к решению даже простых задач, необходимо обеспечить качественную подготовку: ознакомление с материалом и его тренировку. Использование пошаговых инструкций позволяет повысить эффективность отработки многих заданий. Чрезвычайно полезно привлекать учащихся к составлению алгоритмов.

Таким образом, можно сказать, что работа с алгоритмами способствует формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.


Практическая часть

Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему.

Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала веду фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, на слайдах презентации).

Например, первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить «особенным» детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также использую задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). Затем предлагаю карточки с практическими примерами, которые сопровождаются пошаговой инструкцией. Пока «особенные» дети работают самостоятельно, я работаю с обычными детьми.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу разъяснительную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Например, коротко проговариваю те понятия, которые усвоены детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Далее я объясняю новый материал всем учащимся. Затем даю дифференцированные задания. При этом в карточках «особенных» детей использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме. Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их. Например, при изучении темы «Что изучает физика» в 7 классе на первых уроках для понимания, запоминания физических явлений, используется наглядный материал (картинки с примерами физических явлений). Тепловые явления см. Рисунок 1

Рисунок 1

При изучении темы «Температура» в 8 классе для развития кругозора и формирования умения использовать приборы в повседневной жизни (термометр) можно провести по группам небольшая практическая работа по определению температуры: воды, тела, воздуха в классной комнате, воздуха в коридоре.

Однако, следует избегать сенсорной перегрузки: большого числа плакатов, стендов и т.д. При переходе от изучения одной темы к другой, рекомендуется менять оформление стендов в кабинете.

Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать (опыты и эксперименты). Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения.



Развитие памяти.

Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый её объем и прочность. Работа по улучшению памяти школьника, включает три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного.

Для улучшения запоминания нужно акцентировать внимания учащихся на материале, который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видеоуроков ,видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение.

Так, для запоминания формул используются так называемые мнемонические треугольники. Для отработки новых физических величин, их названия, обозначения и единицы измерения можно воспользоваться карточками. При решении тренировочных задач можно разработать памятки. Они выдаются при выполнении самостоятельной работы тем учащимся, которые без них испытывают затруднения.

Для сохранения запомненного необходимо:

1) осознание учеником важности заучиваемого материала;

2) повторение.

При работе с учащимися ОВЗ необходимо использовать все виды повторения:

А) вводное (в начале года после длительного повторения с целью восстановления знаний в памяти учащихся);

Б) текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти и подготовить детей к восприятия нового); Например, для повторения физических величин и формул можно составить:

таблицы с пропусками:

Название физической величины  Обозначение физической величины Единица измерения физической величин

…                                                       I                                              …
…                                                       …                                           Кл
Время                                                …                                           …
задания на соответствие:                            Прибор                                             Условное обозначение

В) периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);

Г) заключительное (в конце учебного года).

Развитие мышления.

У учащихся среднего звена для обеспечения усвоения знаний необходимо сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. Для этого при введении понятий необходимо опираться на имеющиеся у учащихся виды мышления, использовать наглядность, как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход: изготовление моделей; проведение опытов самими учащимися, самостоятельную работу учащихся.

  • Для повышения самооценки детей давать опережающие задания. Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.

  • Готовить индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа,  только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

  • Для коррекции внимания предлагать учащимся с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.

  • Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся.

Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.
Нельзя забывать и про  здоровьесберегающие  технологии – физкультминутки, предупреждение усталости, смену форм работы и видов деятельности, корректирование программы, разгрузку для глаз. При изучении определенных тем можно использовать задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об экологии. Вот, например: задача для 10 класса:

И спользование  ИКТ значительно  повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ, так как  более 90% информации поступает через зрение и слух. Выручает и применение  электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) по физике, видеоматериалы, работа с интерактивной доской. Всё это  делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся,  уменьшает  срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребёнка; повышает динамику и образность предлагаемого учебного  материала и позволяет проверить  объём и правильность знаний.

Наиболее распространенный тип урока – комбинированный, общими элементами которого являются: 

  • Организация начала урока. Здесь целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть ребусы, кроссворды и т.д.


  • Проверка усвоения ранее изученного. Это скорее процесс закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания.  Цель таких заданий – контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов. Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы. Могут быть использованы такие работы, как программированный диктант (даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово), различного рода тесты и т.п.

  • Сообщение целей и задач урока.

  • Объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью. На этом этапе используются следующие методы: 

    • Словесный 

    • Наглядный

    • Практический

    • Игровой

  • Закрепление материалов.

  • Подведение итогов урока.

  • Сообщение домашнего задания. 

Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить. Для активизации мыслительной деятельности таких учащихся можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения. Так для включения непроизвольного внимания можно использовать необычные наглядные средства, изменения темпа изложения и др. Для выработки произвольного внимания использовать практическую деятельность учащихся: конспектирование, объяснения учителя, текста учебника при чтении, видеофрагмента.

Рассмотрим детальнее методы объяснения нового материала:

Словесный метод

 развернуть таблицу

Беседа
Воспроизведение нового материала.
Беседа может быть: 

  • Информационная. (Цель – выявить объём информации, уточнить знания ) 

  • Проблемная. (Цель – стимулировать интерес к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации). Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты. 

  • Объяснительная. (Цель – изложение новой информации) Имеет доказательный характер изложения. Применяется на этапе «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности.

 

Рассказ
Основные требования к рассказу: 

  • Понятность и доступность (при изучении нового материала); 

  • Иллюстрации, наличие зрительного образа слова (словарная работа, таблицы, схемы); 

  • Эмоциональность;

  • Логичность (чёткая структура)

 развернуть таблицу

Наглядные методы 

Задания должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемого. Задача учителя – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности. 

Важно участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный). При использовании таблиц включить элемент, делающий её «живой». 

Изобразительная деятельность создавать словесный образ по рисунку, нужно уметь сопоставить словесный образ и рисунок, слово и предмет. 
Графические работы  повышают степень сознания и усвоения материала, ученик получает навыки создания и оформления таблиц, схем, рисунков и т.п. Схемы показывают принципы соподчинения. 

Практические методы

К практическим методам относятся: самостоятельная работа, программированные задания, дидактические игры.

Самостоятельная работа – способ усвоения материала, навыков, умений. 

При любом методе обучения учащийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении) 

А) Самостоятельная работа должна быть рассчитана на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности. 

На уроках можно применить такой вид самостоятельной деятельности, как работа с учебником. Например: деление текста на смысловые части, поиск в тексте ответа на поставленный вопрос. Также применяют задания посравнению объектов (по сходству, по различию), по выделению лишнего, работа по плану. 

Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока. 
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности 
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. 

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы следует придумать задание посильного характера – ведь, работая в группе, ребёнок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы. Для урока – лабораторной работы требуется правильное оформление записи в тетради, которая включает в себя: тему, цель работы, приборы и таблицу. Для учащихся с ОВЗ допускается запись результатов в строчку, без таблицы.

Б) Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребёнок обязательно высказывает свое умозаключение.

Изучая тему «Сила Архимеда» ученик с ОВЗ получает задание: Определить зависит ли сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Ребёнок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои способности.

В) Для реализации коррекционно-развивающих и обучающих задач применяются дидактические и ролевые игры.

Заключение.

Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы учащихся на всех этапах урока – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов - установление позитивной обстановки на уроке, повышение работоспособности учащихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием для успешного педагогического процесса.

При этом вся деятельность по сопровождению особого ребёнка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребёнок с особенностями развития.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребёнка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Интеграция «проблемных» детей в общество— это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия


Оценивая ребёнка с ОВЗ

отмечаю его хорошее поведение, его прогресс.

Разрешаю ребенку переписывать работу, на дополнительном занятии чтобы

получить лучшую отметку (в дальнейшем учитываю отметку за

переделанную работу).

Таким образом я выстраиваю свою работу в классах, где учатся дети с ОВЗ.

Конечно, выбор всегда остается за учителем – как и чему учить. Но лишь думающий, развивающийся профессионально учитель способен находить или разрабатывать всевозможные опоры для учеников (алгоритм употребления времен, план монолога, схема диалога или памятка-инструкция для описания картинки).



Список использованной литературы

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013. – 123 с.

  2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во «МНЭГ1У», 2013. - 316 с.

  3. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. - 2013. - № 3 – С. 114.

  4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2016. – 284 с.

  5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.

  6. Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. – 143 с.

  7. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Академия, 2015. – 180 с.

  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  9. Ладейщикова Г.Л., учитель математики, «Новоуральская СКОШ №59», «Работа с детьми с ОВЗ на уроках математики»

  10. Список использованной литературы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование различных приемов для обучения физике детей с ОВЗ

Автор: Тукачева Галина Александровна

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства