Просмотр содержимого документа
«Использование проблемной ситуаии для развития универсальных учебных действий на совремннном уроке физики по фгос»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СОВРЕМНННОМ УРОКЕ ФИЗИКИ ПО ФГОС.
Беспрецедентная в истории скорость развития научных знаний, темпы наращивания и обновления научной информации, в том числе, в физических науках, потребовали перенесения в процессе обучения акцента с передачи и усвоения конечного комплекса научных знаний на формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать новые знания, ориентироваться в потоке лавинообразно нарастающей научной информации.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», - определяет главную задачу обучения Федеральный государственный образовательный стандарт. Овладение универсальными учебными действиями позволят ученику самостоятельно и творчески решать учебные, а в последствии и научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования.
Таким образом под универсальными учебными действиями в Федеральном государственном образовательном стандарте понимается совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности.
Универсальные учебные действия включают следующие виды:
Личностные.
Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные.
Для формирования УУД можно использовать различные педагогические технологии. К современным образовательным технологиям в рамках внедрения ФГОС второго поколения относят:
Проблемное обучение.
Проектная и исследовательская деятельность.
Информационно-коммуникационные технологии.
Дискуссия.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Уровневая дифференциация.
Рассмотрим возможности проблемного обучения для развития универсальных учебных действий.
Проблемное обучение – форма организация учебного процесса, в котором учитель создаёт проблемную ситуацию для учеников при освоении новых знаний и закреплении пройденного материала. В ситуации поиска решения проблемы повышается интерес и мотивация учеников в учебной деятельности, ученик оказывается включённым в поиск решения, а не усваивает готовые положения и выводы. Структура проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Использование технологии проблемного обучения преследует следующие цели:
Успешное усвоение учебного материала.
Повышение прочности знаний.
Освоение способов самостоятельной деятельности.
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Необходимыми условиями использования данной технологии являются:
Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.
Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами.
Рациональное соотношение известного и неизвестного.
Значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемых.
Мною технология проблемного обучения используется при изучении нового материала, при проведении практических и лабораторных работ, при закреплении пройденного на уроке, в конце изучения темы или раздела.
Основные этапы проблемного урока:
Подготовка к восприятию проблемы.
Этап создания проблемной ситуации.
Формулировка проблемы или осознание учащимися темы (отдельного вопроса темы) в виде учебной проблемы.
Процесс решения проблемы (выдвижение гипотезы или предположения, эксперимент или опыт, обоснования своей точки зрения).
Доказательство правильности избранного решения (вывод по сформулированной проблеме).
Закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
Необходимо поставить учеников в ситуацию затруднения в силу противоречивости вводных (данных), на основе которых надо сделать самостоятельный вывод или принять решение. Учащиеся вводятся в проблемную ситуацию проблемным (неоднозначным) вопросом, постановкой проблемной задачи, столкновением разных точек зрения, видимым противоречием теории и практики. Начинается поиск истины, верного решения. Для этого может быть использован путь практического эксперимента, метод перебора различных возможных вариантов решения, анализ имеющейся информации. В процессе возникают интеллектуальные озарения, идёт непроизвольное запоминание материала, повышается самооценка участников. Учитель, сформировав проблемную ситуацию, управляет её развитием.
Таким образом реализуется деятельностный подход в преподавании предмета. Создавая проблемную ситуацию, я управляю поисковой деятельностью, не даю готовых ответов на вопросы темы, а ищу их вместе с учениками, вместе с ними обсуждаю результаты совместного поиска ответов. В таких ситуациях воспитываются не только учебные качества, способность анализировать и синтезировать информацию, выделять нужное, сравнивать и обобщать, оценивать, создавать физические модели явлений и процессов, но реализуются метапредметные умения, в конечном счёте формируются и развиваются качества личности, необходимые в информационном обществе.
Этот опыт помогает учащимся определить свои способности и возможности, понять направление поиска своего места в жизни, подтолкнуть к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. В наших условиях это особенно важно в качестве стимула для ресоциализации, для преодоления негативной жизненной ситуации.
В совместном поиске истины формируются благоприятные межличностные отношения: повышающаяся самооценка каждого помогает по-новому позитивно оценить других, понять преимущества совместной деятельности для решения общей, пусть, пока учебной, задачи.
Интерес к предмету, порождаемый проблемной ситуацией, повышает мотивированность к учебной деятельности, наполняет её личностными смыслами. На определённом этапе, освоив совместную поисковую деятельность, ученики оказываются в состоянии самостоятельно совместно выбирать интересную и актуальную тему, определять цели, планировать свою совместную работу, распределять роли, строить гипотезы, корректировать ход работы в зависимости от промежуточных результатов.
Приведу несколько примеров использования проблемного обучения для формирования универсальных учебных действий.
Важным элементом УУД является планирование работы над решением поставленной учебной задачи. Например, после изучения закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников ставится теоретический вопрос: «Как изменяется сила тока в ветвях параллельного соединения при уменьшении сопротивления одной из его ветвей (неразветвленная часть цепи тоже содержит резистор)?
Для ответа на вопрос учащимся необходимо спланировать последовательность решения задачи.
1. Выяснить, как изменится сопротивление параллельного соединения и сопротивление всей цепи.
2. Выяснить, как изменилась сила тока в неразветвленной части цепи.
3. Выяснить, как изменилось падение напряжения на проводнике в неразветвленной части цепи.
4. Выяснить, как изменилось падение напряжения на параллельном участке.
5. Выяснить, как изменился ток в ветвях, сопротивление которых не изменилось.
6. Выяснить, как изменился ток в ветви, сопротивление которой уменьшилось.
Несколько примеров постановки проблемных задач.
Задача 1: Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчеты (количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиус керамического основания).
Задача 2: Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом.
Задача 3: Дан электрозвонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Как соединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка о звонковую чашку?
Решение таких задач опытным путем дает возможность учащимся изученные закономерности применить к анализу реальных явлений.
Рассмотрим еще один пример создания проблемы при решении задачи по теме "Соединение проводников": «Определите силу тока, текущего через каждый резистор в цепи, схема которой изображена на рисунке, если напряжение на зажимах 6В, а сопротивление резисторов R1=R2=R3=6 Ом». Эта задача более сложна, так как сразу не видно, как соединены проводники - это как раз и служит началом проблемной ситуации.
Особый интерес у учащихся вызывают задания, в которых они выступают в качестве экспериментаторов, когда физические явления, что называется «трогают руками». Вот один из примеров экспериментальной работы учащихся. Тема «Механические колебания».
В ведение в проблемную ситуацию. Это физическое явление (закономерность) используется при поиске месторождений полезных ископаемых, затонувших кораблей, людей в завалах шахт и под снежными лавинами. Как вы думаете, о чём идёт речь? Если никто не знает и не догадался учитель сам говорит, что речь идёт о маятнике.
Следующий вопрос: «При каких условиях тело может совершать колебательные движения? Приведите примеры колебательных систем». Сегодня мы изучим одну из колебательных систем - математический маятник. Дадим определение: математический маятник – груз, подвешенный на невесомой и нерастяжимой нити, размеры которой во много раз больше размеров груза.
Проблемный вопрос: «От чего зависит период колебаний математического маятника?» (Обучающиеся выдвигают гипотезы: от массы груза, длины нити, амплитуды колебаний). Попробуем выяснить это с помощью физических экспериментов.
В парах обсуждается план эксперимента, оборудование нужное для проведения эксперимента, выполняется сам эксперимент. Как положено при любом эксперименте, его результаты фиксируются. Затем в результате анализа полученных данных делается вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и местонахождения. Учитель называет формулу периода колебаний математического маятника.
В заданиях с использованием проблемной ситуации, главными действующими лицами являются учащиеся. Они, решая проблему, сами выдвигают гипотезы, доказывают их и проверяют. Они взаимодействуют и сотрудничают, «примеряют на себя» различные социальные роли в группе. Они осваивают новые виды учебной деятельности. У них повышается личная самооценка, готовность к жизни в современном обществе. Они получают не только универсальные учебные, но универсальные жизненные навыки.
Литература.
Р.И Малафеев: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1980.
Н.М. Зверева: «Активизация мышления учащихся на уроках физики». – Москва «Просвещение» 1980.
Л.А.Иванова: «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики». - Москва «Просвещение» 1983.
Журнал «Физика в школе» 1993.
Балашов М. М. О природе 7 класс М. Просвещение, 1991
Балашов М. М. О природе 8 класс М. Просвещение, 1991
Бугаев А. И. Методика преподавания физики школе М. Просвещение, 1981
Зуев П. В. Повышение уровня физического образования в средней школе М. Просвещение, 1981