Просмотр содержимого документа
«Использование практико-ориентированных заданий для формирования и развития естественно-научной грамотности учащихся на уроках физики в 7-8 классах.»
Использование практико-ориентированных заданий для формирования и развития естественно-научной грамотности учащихся на уроках физики в 7-8 классах.
На уроках физики одним из основных средств формирования естественно-научной грамотности являются практико-ориентированные задания. Они связаны с естественнонаучными знаниями и исследованиями и развивают компетенции, необходимые для формирования и развития естественнонаучной грамотности.
Это такие компетенции, как умения:
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- объяснять и описывать явления и прогнозировать изменения;
- использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.
Для формирования первой компетенции задания подбираются на основе способов получения научных знаний. Они включают в себя вопросы: как узнать, как определить, как найти, измерить?
Для формирования второй компетенции подбираются задания, которые просят что-либо объяснить. Такие задания будут отвечать на вопросы: почему, что это, зачем?
Формирование третьей компетенции напрямую связано с освоением предметных результатов поиска информации физического содержания, определения степени достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников, использования научно-популярной литературы физического содержания, справочных материалов, преобразования информации из одной знаковой системы в другую. На материале урока по теме «Законы гидростатики в научной фантастике» ведется работа по формированию данной компетенции.
Решение практико-ориентированных заданий содействует выработке определенных стратегий поведения и действий (например, по обеспечению собственной безопасности) в чрезвычайных ситуациях, и, как следствие, приводит к формированию готовности к практической деятельности, в частности формированию функциональной грамотности.
Предложенные задания можно использовать в качестве проблемной ситуации в начале урока.
Для закрепления изученной темы, обобщения и систематизации знаний подойдут блоки тематических заданий. Как например в 8 классе по теме «Тепловые явления» можно подобрать блок заданий «Физика у костра».
Или физика за чашкой чая.
По теме «Смачивание и капиллярность» в 7 классе – блок заданий «Физика леса»
Текстами с описанием практико-ориентированных ситуаций можно пользоваться и при закреплении материала, организуя работу в группах.
В начале заданий предлагается небольшой текст, описывающий какую-либо жизненную ситуацию. В данном случае – в живой природе – как движутся улитки и слизни.
К тексту предлагается перечень заданий для выполнения в группе.
Затем проводится коллективное обсуждение. Такие задания уместны на уроке обобщающего повторения в 7 классе.
Аналогичное по структуре задание для 8 класса по теме «Влажность воздуха, приборы для определения влажности воздуха».
Текст с описанием принципа работы гигрометров
Далее идут задания на установление соответствия названия приборов и их изображения; вопрос
Затем знакомство с санитарными нормами и проверка умения работать с психрометрической таблицей и задание по проверке соблюдения санитарных норм в школьных кабинетах по данным реальных измерений, которые проводит группа ребят до урока.
Задания с практическим содержанием позволяют связать теоретические знания по предмету с реальностью и применить их в жизни. Такая связь позволит увеличить интерес учащихся к физике и повысить мотивацию в обучении.