«Использование активных и интерактивных методов обучения
физики в условиях ФГОС»
учителя МБОУ СОШ Чехов-3
Кобзарь Елены Владимировны.
Известный русский философ Александр Пятигорский как-то сказал: « Человек достигает результатов, только делая что-то сам». И эти слова актуальны сегодня как никогда.
Переход образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
«Если хотим воспитать пловца, человек должен плавать, танцора – танцевать, художника – рисовать, доброго человека – творить добрые дела, умного, деятельного выпускника – он должен сам совершать умственные действия и формулировать определённые умственные заключения с самого начала обучения».
ФГОС предполагают, что новые знания не даются детям в готовом виде. Они «открывают» их сами, становясь маленькими учеными.
Задача учителя - организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. То есть, надо не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, саморазвиваться.
Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: практический эксперимент; метод проектов, мозговой штурм, деловые игры, ролевые игры, баскет-метод, тренинги, обучение с использованием компьютерных обучающих программ; анализ практических ситуаций (case-study) групповые обсуждения.
Я уже давно в своей работе использую активные и интерактивные методы обучения на разных этапах урока. Наиболее эффективными методами, на мой взгляд, являются деловые и ролевые игры, межгрупповая работа (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат).
Именно при групповом обучении возникает учебный коллектив,
благотворно влияющий на становление личности каждого ученика.
Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.
Конечно, для учителя, объём работы увеличивается, но она качественно изменяется. При этом важно, чтобы был не только подготовлен специальный материал к уроку, но и решалась психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе.
И сегодня я хотела бы показать вам видео-фрагменты открытого урока, который я проводила в 9 классе по теме «Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства» в форме деловой игры.
При подготовке к этому уроку я предложила ребятам тему, обсудили вместе ход урока, много было предложений, они быстро разделились на предложенные мною группы специалистов - это теоретики, историки, экологи и экспериментаторы, журналисты и выбрали ведущих.
Группа теоретиков собирала информацию о широком применении
принципов реактивного движения, о практическом применении их в авиации и космонавтике, об устройстве и использовании многоступенчатых ракет.
Группа историков - информацию об исторических событиях космонавтики, об известных изобретателях, пионерах космонавтики, о развитии ракетостроения и т. д
Группе экологов досталась соответственно острая тема экологии, «космический мусор», загрязнение космоса, статистика, пути выхода, как провести «Уборку в космосе»
Группа экспериментаторов - готовила самостоятельно и показывала эксперименты, доказывающие возможность реактивного движения, собирала информацию о применении реактивного движения в мире растений и животных.
Журналисты готовили вопросы группам по теме.
Ведущие помогали составлять сам урок, искали интересные слова, стихи, кое что даже сами сочинили.
Также все ребята готовили слайды к презентации по своей теме, которые потом мы объединили в одну большую презентацию.
Я, как Учитель была в роли организатора, помощника, координатора, а так же в роли одного из ведущих,
Итак, давайте посмотрим. (видео)
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Учитель: « Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стань хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могуществен и свободен» К.Э. Циолковский
- Как вы думаете, зависит ли счастье и свобода человека от веры в себя, от уверенности в своих силах? (Чувствовали ли вы у себя за спиной крылья на сегодняшнем уроке?)
Попрошу ответить на вопросы на доске…………………………….??
Оценивание своей работы и в группе.(оценочные листы на столах)
Открытый микрофон:
- Что тебя сегодня порадовало на уроке или огорчило?
- Комфортно ли тебе было на уроке? Доволен ли ты результатом своей работы и, в целом, группы?
- Чувствовал ли ты усталость при работе? Какие возникли трудности?
Ребята вставали и высказывали своё мнение. Так же
я раздавала каждому карточки жёлтого и зелёного цвета(рефлексия)
Если вам было комфортно на уроке, если вам понравился урок и это было актуально, полезно, интересно – покажите зеленую карточку.
Если вас это не тронуло и не заинтересовало – покажите желтую
Учитель: А сейчас давайте подведём итог нашего урока.
Завершить наш урок, ребята, я тоже хочу словами Константина Эдуардовича Циолковского:
"Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед".
Я хочу, чтобы эти слова стали девизом и вашей жизни, чтобы каждый из вас внес свой вклад в развитие нашей страны, общества, науки.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Кажется, что подготовка к такому уроку занимает очень много времени. Добыть самостоятельно информацию, выбрать нужное, полезное, уложиться в отведённое время, найти и выбрать, какие опыты показать, смастерить экспериментальные установки, проверить как работают.
Но на самом деле главное всё правильно организовать. И должно быть обязательно большое желание. (Говорят, было бы желание и тогда всё получится). Но одного желания учителя-это мало, нужно чтобы у ребят тоже была заинтересованность и огромное желание работать, что не всегда бывает. Но мне повезло, класс был активный и ребята со всем справились. И мы с ними много разных интересных уроков проводили.
Все этапы урока были взаимосвязаны между собой, поставленные цели и задачи на уроке были достигнуты. Когда мы обсуждали с ребятами урок, то самое главное, что ребятам больше понравился сам процесс подготовки к уроку: я предложила им только тему и структуру урока, как я его видела, так же роли, разделились по группам: они сами искали материал, его было много, учились делать выступление чтобы было кратко и по существу( время главный противник. Нужно было уложиться в 45 минут и каждая минута была на вес золота)( девочка сидела рядом с журналистами- хранитель времени- следила за временем), а выступали все ребята. Особенно понравилась ребят из группы экспериментаторов. Они нашли, какие опыты показать можно и реально самим сделать, сами мастерили, не всё получалось и даже на уроке, кажется, что всё очень просто, да ещё волновались перед большой аудиторией.
Спасибо за внимание. И я хотела вам пожелать - отбросьте всё плохое и с реактивной скоростью приближайтесь к хорошему!!!