Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения при изучении вопросов физики космоса и астрономии в профильных классах»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ АСТРОНОМИИ И ФИЗИКИ КОСМОСА
В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
Синько Александр Николаевич
МБОУ «Гимназия №22» г.Белгорода
Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
Эрих Фромм.
Астрономия и физика космоса – одна из самых увлекательных и в высшей степени поучительных наук о природе. Она дает фундаментальные знания, способствует формированию мировоззрения, воспитывает эстетические чувства. В то же время астрономия и физика космоса – трудный предмет, особенно в том положении, когда данного предмета нет как такового в базисном плане школы, а только рассматриваются отдельные вопросы данного предмета в курсе изучения физики на профильном уровне. На мой взгляд, очень кстати в данной ситуации, использование мульти-блочного обучения.
Учебное время, отводимое на изучение вопросов астрономии и физика космоса незначительно, при чем его можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение этой теории, то есть на решение астрономических задач. Но, к большому сожалению, времени на это катастрофически не хватает. Появилась необходимость ограничиваться решением одно – двух шаговых задач, хотя очевидно, что на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии творческих способностей у детей в области астрономии. К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных, олимпиадных задач. Подчеркиваю, еще раз тот факт, что эффективным помощником в этом может служить именно технология проблемного обучения астрономии и физике космоса. Изучив метод В.Ф.Шаталова и технологию укрупления дидактических единиц П.М.Эрдниева [1], опираясь на их методы, я разработал рабочую программу изучения физики на профильном уровне для старшеклассников по учебнику Г.Я.Мякишева.
Разработав не просто подачу материала блоками, но и обеспечив на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала каждым ребенком, при этом, стремясь создавать эмоционально – комфортные условия на уроке, побуждаю детей действовать активно, с полной отдачей сил.
Мульти-блочная форма изложения материала позволяет доводить до минимума время, необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает возможность уделять гораздо больше времени на практикумы решения задач различного уровня и типа.
Для изложения нового материала использую школьную лекцию [2]. Она предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Для доступности обучения в процессе лекции использую наглядные средства обучения /таблицы, графики, рисунки, схемы/, размещенные на сайтах [3]. Чтобы объяснение нового материала было интересным, красочным использую отрывки из художественных произведений, например, один из таких отрывков:
«Как вступит Солнце в знак Овна, То явится у нас весна.
… Когда ж придет в знак Козерога, То зимняя у нас дорога» [4]
Работа на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт ученика с преподавателем; последний, видя реакцию школьников, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сохранить один раздел и усилить другой.
Проблемные вопросы и ситуации, а также исследовательские задания учащиеся раскрывают на уроке-семинаре, который провожу после лекции [5]. Богатым источником для создания проблемных ситуаций может быть научно-фантастическая, приключенческая и художественная литература. Например, в рассказе А.Беляева «Над бездной» [6] герой его, профессор Вагнер, решил уменьшить силу тяжести на всей поверхности Земли (кроме полюсов), заставить земной шар вращаться быстрее и тем самым увеличить центробежную силу. На основе чего предлагаю школьникам решить следующую проблемную ситуацию: «Вычислить линейную скорость вращения Земли, при которой центробежная сила на экваторе станет равной весу тела».
Урок-семинар предполагает более высокую степень конкретизации учебного материала. Он отличается тем, что требует от учеников, серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационно-коммуникабельной системой. При подготовке к уроку-семинару особое место имеет руководство учителя учебной деятельностью учащихся: оно сводится к разъяснению цели плана занятия, выдачи заданий, проведению консультаций. На семинарах учащиеся обычно делают мировоззренческие выводы: их ценность в том, что они опираются на большое число фактов – тех, о которых говорили на занятиях ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. Семинарские занятия позволяют связать изучаемый материал с последними достижениями науки и техники, и это придает интерес.
Особую роль уделяю практическим методам обучения. Наиболее полно решить данную задачу мне помогают уроки-практикумы.
Уроки-практикумы решения задач разделяю на 3 типа:
I тип урока – алгоритм решения задач базового уровня.
II тип урока – решение задач воспроизводящего уровня.
III тип урока – решение задач творческого уровня.
Например, задача творческого уровня:
С борта космического корабля, который находится на расстоянии 120 км от поверхности Луны, космонавт наблюдает объект, имеющий протяженность 60 км. Какой угловой диаметр объекта?[7]
Одно из разновидностей обобщения и систематизации изученного является урок – конференция, который провожу после изучения всей темы, проблемы, возникающие при подготовке выступлений, обсуждаем с учащимися на семинарских занятиях, а также во время проведения консультаций. Учащиеся со всей серьезностью относятся к данным урокам, отдавая предпочтение выступлениям-презентациям с использованием программы Power Paint. Например, можно предложить следующие темы для выступления на конференции: «Солнечная система», «Планеты гиганты», «Из истории развития Российской космонавтики», «Кто он – человек Земли?».
Чтобы интерес к астрономии у детей не пропал, после первоначального ее изучения на уроках природоведения и географии, и в тоже время имела место возможность большего простора развития их творчества в этой области, в своей школе я организовал творческую группу «Астрономы», в которую вошли учащиеся 8-11 классов.
Результатом моей работы в области астрономии и физики космоса являются: победители и призеры муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по астрономии и физике космоса; II общекомандное место регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады по астрономии и физике космоса; призеры и лауреаты муниципального этапа Всероссийской акции «Зеленая планета» в номинации «Эксперимент в космосе»; призеры муниципального этапа конкурса «Компьютер – новый век», посвященного году космонавтики.
В современной дидактике и практике обучения, проблема мульти-блочного обучения физике не теряет своей значимости, а ее решение (в данном случае) представляет большую практическую ценность.