kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии проблемного обучения при изучении вопросов физики космоса и астрономии в профильных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании технологии проблемного обучения при изучении вопросов физики космоса и астрономии в профильных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения при изучении вопросов физики космоса и астрономии в профильных классах»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ АСТРОНОМИИ И ФИЗИКИ КОСМОСА

В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ


Синько Александр Николаевич

МБОУ «Гимназия №22» г.Белгорода

Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Эрих Фромм.

Астрономия и физика космоса – одна из самых увлекательных и в высшей степени поучительных наук о природе. Она дает фундаментальные знания, способствует формированию мировоззрения, воспитывает эстетические чувства. В то же время астрономия и физика космоса – трудный предмет, особенно в том положении, когда данного предмета нет как такового в базисном плане школы, а только рассматриваются отдельные вопросы данного предмета в курсе изучения физики на профильном уровне. На мой взгляд, очень кстати в данной ситуации, использование мульти-блочного обучения.

Учебное время, отводимое на изучение вопросов астрономии и физика космоса незначительно, при чем его можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение этой теории, то есть на решение астрономических задач. Но, к большому сожалению, времени на это катастрофически не хватает. Появилась необходимость ограничиваться решением одно – двух шаговых задач, хотя очевидно, что на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии творческих способностей у детей в области астрономии. К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных, олимпиадных задач. Подчеркиваю, еще раз тот факт, что эффективным помощником в этом может служить именно технология проблемного обучения астрономии и физике космоса. Изучив метод В.Ф.Шаталова и технологию укрупления дидактических единиц П.М.Эрдниева [1], опираясь на их методы, я разработал рабочую программу изучения физики на профильном уровне для старшеклассников по учебнику Г.Я.Мякишева.

Разработав не просто подачу материала блоками, но и обеспечив на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала каждым ребенком, при этом, стремясь создавать эмоционально – комфортные условия на уроке, побуждаю детей действовать активно, с полной отдачей сил.

Мульти-блочная форма изложения материала позволяет доводить до минимума время, необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает возможность уделять гораздо больше времени на практикумы решения задач различного уровня и типа.

Для изложения нового материала использую школьную лекцию [2]. Она предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Для доступности обучения в процессе лекции использую наглядные средства обучения /таблицы, графики, рисунки, схемы/, размещенные на сайтах [3]. Чтобы объяснение нового материала было интересным, красочным использую отрывки из художественных произведений, например, один из таких отрывков:

«Как вступит Солнце в знак Овна, То явится у нас весна.

Когда ж придет в знак Козерога, То зимняя у нас дорога» [4]

Работа на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт ученика с преподавателем; последний, видя реакцию школьников, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сохранить один раздел и усилить другой.

Проблемные вопросы и ситуации, а также исследовательские задания учащиеся раскрывают на уроке-семинаре, который провожу после лекции [5]. Богатым источником для создания проблемных ситуаций может быть научно-фантастическая, приключенческая и художественная литература. Например, в рассказе А.Беляева «Над бездной» [6] герой его, профессор Вагнер, решил уменьшить силу тяжести на всей поверхности Земли (кроме полюсов), заставить земной шар вращаться быстрее и тем самым увеличить центробежную силу. На основе чего предлагаю школьникам решить следующую проблемную ситуацию: «Вычислить линейную скорость вращения Земли, при которой центробежная сила на экваторе станет равной весу тела».

Урок-семинар предполагает более высокую степень конкретизации учебного материала. Он отличается тем, что требует от учеников, серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационно-коммуникабельной системой. При подготовке к уроку-семинару особое место имеет руководство учителя учебной деятельностью учащихся: оно сводится к разъяснению цели плана занятия, выдачи заданий, проведению консультаций. На семинарах учащиеся обычно делают мировоззренческие выводы: их ценность в том, что они опираются на большое число фактов – тех, о которых говорили на занятиях ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. Семинарские занятия позволяют связать изучаемый материал с последними достижениями науки и техники, и это придает интерес.

Особую роль уделяю практическим методам обучения. Наиболее полно решить данную задачу мне помогают уроки-практикумы.

Уроки-практикумы решения задач разделяю на 3 типа:

I тип урока – алгоритм решения задач базового уровня.

II тип урока – решение задач воспроизводящего уровня.

III тип урока – решение задач творческого уровня.

Например, задача творческого уровня:

С борта космического корабля, который находится на расстоянии 120 км от поверхности Луны, космонавт наблюдает объект, имеющий протяженность 60 км. Какой угловой диаметр объекта?[7]

Одно из разновидностей обобщения и систематизации изученного является урок – конференция, который провожу после изучения всей темы, проблемы, возникающие при подготовке выступлений, обсуждаем с учащимися на семинарских занятиях, а также во время проведения консультаций. Учащиеся со всей серьезностью относятся к данным урокам, отдавая предпочтение выступлениям-презентациям с использованием программы Power Paint. Например, можно предложить следующие темы для выступления на конференции: «Солнечная система», «Планеты гиганты», «Из истории развития Российской космонавтики», «Кто он – человек Земли?».

Чтобы интерес к астрономии у детей не пропал, после первоначального ее изучения на уроках природоведения и географии, и в тоже время имела место возможность большего простора развития их творчества в этой области, в своей школе я организовал творческую группу «Астрономы», в которую вошли учащиеся 8-11 классов.

Результатом моей работы в области астрономии и физики космоса являются: победители и призеры муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по астрономии и физике космоса; II общекомандное место регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады по астрономии и физике космоса; призеры и лауреаты муниципального этапа Всероссийской акции «Зеленая планета» в номинации «Эксперимент в космосе»; призеры муниципального этапа конкурса «Компьютер – новый век», посвященного году космонавтики.

В современной дидактике и практике обучения, проблема мульти-блочного обучения физике не теряет своей значимости, а ее решение (в данном случае) представляет большую практическую ценность.


Литература

  1. Кулюткина Ю.Н., Спасская Е.Б. Образовательные технологии. – С.-Пб., издательство «Каро», 2002.

  2. Браверманн Э.В. Урок физики в современной школе. – М., Просвещение, 1993.

  3. Козлова Н.Д.Я иду на урок астрономии: Звездное небо: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

  4. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Наука, 1964.

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Воронеж, издательство «Учитель», 2001.

  6. Беляев А.Р. Избранные произведения. Т.4. – М.: Наука, 1990.

  7. Страут Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общ. школы. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Синько Александр Николаевич

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1340 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства