Инновационно-исследовательская работа "Формирование у учащихся гражданской идентичности с использованием биографического материала в курсе физики"
Инновационно-исследовательская работа "Формирование у учащихся гражданской идентичности с использованием биографического материала в курсе физики"
Формирование у учащихся гражданской идентичности с использованием биографического материала в курсе физики.
Образование должно осуществлять не только транслирующую функцию передачи знаний, но и созидательную функцию воспитания нравственности и гражданской идентичности формирующейся личности.
Главная цель нравственного воспитания заключается в формировании в юном человеке внутренней способности быть верным общечеловеческим моральным принципам, необходимых механизмов нравственной саморегуляции поведения. Важная задача развития личности – достижение гражданской идентичности.
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор.
Гражданская идентичность имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение как к социальному, так и к природному миру. Поэтому нравственные качества и гражданские убеждения должны складываться у учащихся не только в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но и при изучении естественно-научных дисциплин, в частности, физики.
Красной нитью через всю историю передовой русской науки проходит стремление найти главные, фундаментальные законы, управляющие миром. На этом славном пути одержали много блистательных побед русские физики. Знакомя учащихся с деятельностью ученых, следует показывать наиболее примечательные черты их мировоззрения: видение мира, философское кредо, мотивы творчества, доказывать, что «счастливые случайности» открытий присущи только трудолюбивым людям. Рассказ об истории открытия, принятия или внедрения научной цели – это всегда рассказ о человеке, создающем науку и служащем ей, а в широком плане – истине, Отечеству и человечеству.
Осуществлять нравственное и гражданское воспитание в рамках курса физики возможно, используя богатейший материал биографического характера об ученых-физиках нашей страны (М.В. Ломоносова - в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества, П.Н. Лебедева - при изунии давления света, К.Э. Циолковского и С.П. Королева - при рассмотрении достижений нашей страны в освоении космического пространства, А.С. Попова - в связи с изучением принципов радиосвязи, И.В. Курчатова - при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии т. д.).
Большую роль в воспитании уважения к своей родине несет и признание отечественной науки в современном мире, примером является вручение Нобелевской премии по физике.
Необходимо особо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых проходили в Поволжье, в том едином культурном пространстве, в котором формируется личность наших учащихся. Обращение к персоналиям ученых Татарстана, Мордовии, Чувашии при изучении нового материала с точки зрения нравственного воспитания служит дополнительным жизненным опытом, помогающим ученикам представить все многообразие нравственности. В выдающейся личности соотечественника все более ярко, выпукло, запоминающееся. Главным фактором, определяющим воспитательные функции процесса обучения с использованием краеведческого материала, является создание ситуаций восприятия учащимися образцов гражданской позиции, проявления патриотизма и нравственного поведения выдающихся физиков Поволжья, которые позволяют раскрыть перед учащимися противоречия между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития, в результате чего у них появляется потребность в самовоспитании.
Таким образом, формировать у школьников идентичность гражданина России можно, показав, что на фундаменте живой творческой мысли, заложенном выдающимися российскими учеными, стремящимися развивать науку своей Родины, поднимать ее престиж на более высокий уровень, воздвигнуто современное здание науки, сохраняется былое и настоящее великой многонациональной культуры, вобравшей многовековой духовный опыт народов.
Необходимость усиления воспитательного потенциала образования обусловлена интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на нравственную, развивающуюся личность, деятельность которой должна быть направлена наконсолидацию общества, сохранение единого культурного пространства страны, ответственность за судьбу своего Отечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Формирование у учащихся гражданской идентичности с использованием биографического материала в курсе физики" »
О.А. Володина,
МБОУ вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа № 5
Формирование у учащихся нравственности и гражданской идентичности
с использованием биографического материала в курсе физики
Образование должно осуществлять не только транслирующую функцию передачи знаний, но и созидательную функцию воспитания нравственности и гражданской идентичности формирующейся личности.
Главная цель нравственного воспитания заключается в формировании в юном человеке внутренней способности быть верным общечеловеческим моральным принципам, необходимых механизмов нравственной саморегуляции поведения. Важная задача развития личности – достижение гражданской идентичности.
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор.
Гражданская идентичность имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение как к социальному, так и к природному миру. Поэтому нравственные качества и гражданские убеждения должны складываться у учащихся не только в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но и при изучении естественно-научных дисциплин, в частности, физики [3, с.41].
Красной нитью через всю историю передовой русской науки проходит стремление найти главные, фундаментальные законы, управляющие миром. На этом славном пути одержали много блистательных побед русские физики. Знакомя учащихся с деятельностью ученых, следует показывать наиболее примечательные черты их мировоззрения: видение мира, философское кредо, мотивы творчества, доказывать, что «счастливые случайности» открытий присущи только трудолюбивым людям. Рассказ об истории открытия, принятия или
внедрения научной цели – это всегда рассказ о человеке, создающем науку
и служащем ей, а в широком плане – истине, Отечеству и человечеству.
В благородном стремлении открыть истину передовые русские ученые, намного опережая свое время, смело прокладывали дорогу новому. Гигантским броском в будущее было все творчество Михаила Васильевича Ломоносова -
этого необыкновенного в своей мощи и разносторонности гения,
который, по словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу
воли с необыкновенной силой понятия, обнял все отрасли
просвещения... все испытал и все проник».
Осуществлять нравственное и гражданское воспитание в рамках курса физики возможно, используя богатейший материал биографического характера об ученых-физиках нашей страны (М.В. Ломоносова - в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества, П.Н. Лебедева - при изунии давления света, К.Э. Циолковского и С.П. Королева - при рассмотрении достижений нашей страны в освоении космического пространства, А.С. Попова - в связи с изучением принципов радиосвязи, И.В. Курчатова - при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии т. д.).
Большую роль в воспитании уважения к своей родине несет и признание отечественной науки в современном мире, примером является вручение Нобелевской премии по физике. В последнее десятилетие ее трижды получали российские физики: в 2000г.-Ж. Алферов за работы в области информационных и коммуникационных технологий; в 2003 г.- А. Абрикосов и В. Гинзбург за новаторский вклад в теории сверхпроводимости и сверхтекучести; в 2010 г. – проживающие в Великобритании А. Гейм и К. Новоселов за открытие графена.
Необходимо особо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых проходили в Поволжье, в том едином культурном пространстве, в котором формируется личность наших учащихся. Обращение к персоналиям ученых Татарстана, Мордовии, Чувашии при изучении нового материала с точки зрения нравственного воспитания служит дополнительным жизненным опытом, помогающим ученикам представить все многообразие нравственности. В выдающейся личности соотечественника все более ярко, выпукло, запоминающееся. Главным фактором, определяющим воспитательные функции процесса обучения с использованием краеведческого материала, является создание ситуаций восприятия учащимися образцов гражданской позиции, проявления патриотизма и нравственного поведения выдающихся физиков Поволжья, которые позволяют раскрыть перед учащимися противоречия между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития, в результате чего у них появляется потребность в самовоспитании.
Смешение культур и цивилизаций сформировало неповторимый облик
Татарстана, с которым связаны имена знаменитых ученых, чьи работы известны во всем мире. В области науки первые труды были созданы в Волжской Булгарии. В поэме Саифа Сараи «Сухайль и Гульдурсун» (1394) задолго до Н. Коперника и Д. Бруно высказана идея о вращении Земли вокруг Солнца. Булгарский астроном Максуд аль-Булгари (14 в.) определял время намаза посредством астрономических инструментов. В Булгарии были известны приборы для измерения времени, наблюдения движения планет: астролябия, квадрант, секстант. Булгарские мастера участвовали в строительстве каменных зданий на Руси с использованием архитектурной техники [ 6 ].
Развитие наук в Казанской губернии началось с 1-й половины 18 века, теоретические исследования в области физики и астрономии стали вестись в Казани в университете, открытом в 1804 году. Наиболее ярким
представителем ученых Казанского университета
явился Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856),
великий геометр, создатель неэвклидовой геометрии, на полвека
опередивший открытия в области теории пространства.
Н.И. Лобачевский проявил кроме математики интерес к механике, физике и астрономии. Лобачевский читал лекции и выполнил ряд исследований по механике, гидростатике и гидравлике, опубликовал работы по физике «О резонансе
или взаимном колебании воздушных столбов», «Условные уравнения для
достижения и положения главных осей обращения в твердых системах».
Учеником Лобачевского и его преемником по кафедре математики в университете стал Александр Федорович Попов (1815 – 1878). Сфера его научных интересов лежала в области практического применения математики, гидродинамики, теории волн на поверхности жидких тел, теории упругости и теории звука. Он первым из казанских механиков был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук [2,с.109].
Среди русских астрономов, работавших в Казанском университете и обогативших своими трудами науку о Вселенной, выдающееся место
занимает Мариан Альбертович Ковальский (1821-1884).
Сильная воля, настойчивость в преодолении трудностей –
Отличительные черты этого ученого. Окончив Петербургский университет, он
работал на Пулковской обсерватории, где совершенствовался в астрономических наблюдениях и вычислениях. В 1847 г. в составе экспедиции для исследования Северного Урала Русского географического общества, совершая труднейшие переходы пешком и на лыжах в сорокаградусные морозы, молодой ученый определил координаты почти 200 географических пунктов, производил метеорологические и магнитные наблюдения [4,с.198].
В 1850 г. на должности профессора астрономии в Казанском университете Ковальский сосредоточил свое внимание на вопросах астрономии, создал теории движения планеты Нептун, вращения Галактики вокруг ее центрального звездного сгущения. Придя к выводу, что размеры Галактики гораздо больше, чем думали астрономы, Ковальский на много десятилетий опередил свое время.
Ковальский разработал новые методы определения времени солнечных и лунных затмений, их продолжительности и условий видимости, более совершенные способы определения орбит и масс двойных звезд, подготовил каталог определенных им положений более 4200 звезд, изданный уже после его смерти. Мировую известность приобрели в наши дни казанские физики. Физико-технический институт много лет возглавлял доктор наук X.М. Муштари, под руководством которого сложилась научная школа по теории тонких оболочек, являющихся составной частью многих современных конструкций самолетов, судов. Явление парамагнитного резонанса, открытого академиком Е.К. Завойским в 1944 году, позволяет заглянуть вглубь вещества, изучить природу атомов и широко используется в ядерной физике, химии, минералогии, биологии, медицине.
Мордовия также богата выдающимися личностями, среди которых ученые, деятельность которых необычайно многогранна.
Один из таких ученых - Николай Семёнович Мордвинов
( 1754 -1845), русский флотоводец и государственный деятель,
автор значимых трудов по внедрению научно-технических
достижений, экономике, сельскому хозяйству. Награждён
высшим российским орденом Св. Андрея Первозванного.
Адмирал Н.С. Мордвинов - человек сложной и богатой судьбы, успевший послужить своему Отечеству и в качестве военного, и в качестве государственного деятеля, стать первым в России морским министром и первым председателем Департамента экономии Государственного совета, председателем Вольного экономического общества России. На каждой из возложенных на него должностей, он был, прежде всего, государственником, думающим о благе России. Если бы собрать все его мнения воедино, то получился бы грандиозный план обустройства Отечества, охватывающий все стороны его жизни. Это и развитие промышленности, внедрение научно-технических достижений, строительство железных дорог в России, финансово-кредитная поддержка отечественных предпринимателей, ликвидация крепостной зависимости крестьян, и сама Россия – просвещенная, которую бы уважали за ее небывалую силу.
Мордвинов привлекался к обсуждению важнейших государственных вопросов, популярность его в обществе наглядно сказалась в выборе его московским дворянством в 1806 г. предводителем московского ополчения, хотя он не был в то время даже дворянином. Как известный либерал предполагался декабристами в состав высшего органа управления государством. Единственный из членов Верховного уголовного суда в 1826 г. отказался подписать смертный приговор мятежникам.Творческое наследие адмирала, составляющее более 5000 страниц, доставило ему громкую славу среди современников. Мордвинов всю свою жизнь упорно и верно трудился на благо России, высшей наградой считая для себя возможным сказать, подводя итоги: «Я верно служил обществу»[7].
В области современной науки Мордовии большой вклад внес доктор физико-математических наук, профессор Мордовского государственного педагогического института, Тактаров Николай Григорьевич (родился
в 1948 г. в пос. Ширингуши Мордовии), заслуженный деятель науки
Республики Мордовия, член-корреспондент РАЕ. Основные научные
работы связаны с механикой поверхностных явлений, сплошных сред, физико-химической гидродинамикой, течением жидкостей в пористых средах. Тактаров руководил темами по проблеме охлаждения и теплоизоляции электрических машин и аппаратов, а также по гидродинамике магнитных жидкостей, занимался популяризацией естественных наук в периодической печати, на радио и телевидении. В настоящее время имеет около 140 научных работ и учебных пособий, среди них статьи в журналах и зарубежных изданиях, монографии, учебные пособия, «Справочник по высшей математике для студентов вузов» [5].
Жизнь выдающегося ученого и кораблестроителя, родившегося
в с.Висяга Чувашской республики, деятеля науки и техники,
академика, Алексея Николаевича Крылова (1863-1945)
представляет собой замечательный пример беззаветного служения
Родине, своему народу, флоту. Желая применить свои математические способности в технике, А.Н. Крылов избирает своей специальностью кораблестроение, поступает на судостроительный завод. После окончания Морской академии А.Н. Крылов был оставлен в ней преподавателем математики и теории корабля. В 1900 г. Крылов был назначен заведующим опытным бассейном, построенным по инициативе Д.И. Менделеева. Будучи молодым ученым, Крылов создал теорию качки, обеспечения плавучести и устойчивости корабля на волнении, таблицы непотопляемости, навигационные приборы, которыми пользуются ныне во всех флотах мира. Мировая наука получила классическое решение вопроса, казавшегося до Крылова неразрешимым. Научная деятельность Алексея Николаевича Крылова охватывает многие отрасли физико-математических знаний: механику, физику, астрономию, баллистику, теорию стрельбы, геодезию. Кораблестроители справедливо считают А.Н. Крылова отцом современного кораблестроения. Крылов отстаивал приоритет своих соотечественников в науке и технике, неустанно пропагандировал заслуги русских ученых, инженеров, изобретателей. В списке многогранного научного наследства А.Н. Крылова более 300 научных трудов[1]. Таким образом, формировать у школьников идентичность гражданина России можно, показав, что на фундаменте живой творческой мысли, заложенном выдающимися российскими учеными, стремящимися развивать науку своей Родины, поднимать ее престиж на более высокий уровень, воздвигнуто современное здание науки, сохраняется былое и настоящее великой многонациональной культуры, вобравшей многовековой духовный опыт народов.
Необходимость усиления воспитательного потенциала образования обусловлена интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на нравственную, развивающуюся личность, деятельность которой должна быть направлена наконсолидацию общества, сохранение единого культурного пространства страны, ответственность за судьбу своего Отечества.
Литература:
1. Балкашин А.И. Выдающийся ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов/flot.com/history.
2. Клоков В.В. Очерк по истории развития механики. old.kpfu.ru.
3. Шефер О. Р. Нравственное воспитание в рамках естественных дисциплин/М: Открытая школа, 2005, № 2.
4. www.childrenpedia. Детская энциклопедия. Том 2. Астрономия и математика.
5. www.famous-scientists.ru.Энциклопедия. Ученые России.