kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фотозадачник на основе литературных произведений

Нажмите, чтобы узнать подробности

№ 1.Сказка «Лиса и журавль»

  Колотил да колотил по тарелке носом,

  Ничего не проглотил и остался с носом.       

На основании,  какого   физического явления мы определяем, что герой сказки колотил носом по тарелке?»                       

 

№ 2.К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» 

“…Ковры, портьеры и мягкую мебель, – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить”. 
С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома? 


№ 3. А.С. Пушкин  «Руслан и Людмила»

. Вдруг  гром грянул,
    Свет блеснул в  тумане,
    Лампада  гаснет,
    Дым бежит.
Найдите  ошибку  у  автора

№ 4. Из алтайской сказки "Малыш Рысту" 

"Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал, пчел и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам то зажужжит, то застрекочет, то, как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель — стебелек поет.".

 Назовите источники звуков и сами звуки, о которых говорится в этом отрывке.

Почему стебелек пел?  Чем это было вызвано?

Как определить длину волны издаваемого мальчиком вместе со стебельком звука?

№ 5 А.С. Пушкин «Зимний вечер»

      Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

 Назовите естественные и искусственные источники звука.

№ 6. Л.Н.Толстой. Рассказ аэронавта 

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре.  “Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был  такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу”. 

Объясните явление. 

№7.  Р. Роллан «Жизнь Бетховена»

-Он (Бетховен) пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус  фортепиано, а другой держал в зубах.  Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать когда сочинял”. 

Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать? 

№8. Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросёнка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга».

С какой наименьшей скоростью должен был бы лететь поросёнок, чтобы описанный случай произошёл в действительности?           

№9. Ж. Верн.  Робур-Завоеватель.

     -По второму знаку Робура подъемные винты стали вращаться с такой быстротою, которую можно сравнить лишь со скоростью вращения звуковых сирен во время акустических опытов. Производимый этими винтами звук “фрррр” поднялся примерно на октаву по звуковой шкале, однако сила его уменьшилась вследствие того, что винты вращались теперь в разреженном воздухе.

Во сколько раз изменилась частота вращения винтов, если звук повысился на  октаву?

№10. Сергей Васильев. Поле русской славы.

                                                                       Но хранит земля торжественно и свято
                                                                      страшный стон железа и огня.
                                                                      Кажется, пригнись к земле холодной,
                                                                      Чутким ухом ближе припади –
                                                                      и услышишь звук трубы походной
                                                                      у пригорка тихого в груди.

  Почему можно услышать звук трубы, «пригнувшись к земле»?

№11. М.  Горький «Макар Чудра»

 С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую   мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных   кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…

 Какие физические явления здесь отражены?  

№12.В.Г.Паустовский.  «Бросок на юг»
 -В день доставки дани, Сухум содрогнулся от пронзительного, просверливающего череп визга, как будто на базаре вопили, барахтаясь в мешках, сотни поросят. То визжали несмазанными колесами арбы. Их волокли невозмутимые буйволы.

Почему несмазанные колеса издают такой звук?

№13. Ж.Рони-старший. Борьба за огонь 

-Воины из племени Уламров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва. 
“Уламры бесшумно побежали. Рев следовал за ними по пятам, отрывистый, злобный, полный ярости и нетерпения. Люди поняли, что хищник запутался в их следах. Сердца их колотились с неистовой силой, кровь стучала в висках, словно клюв дятла, долбящего кору сухого дуба…Страшный рев снова потряс воздух. 
– Большой лев переплыл реку, – шепнул Гав. 
– Идите вперед! – повелительно ответил Нао. 
Он остановился и, опустившись на колени, припал ухом к земле. Рев повторился. 
– Большой лев на том берегу, – обреченно вздохнув, сказал Нао, поднимаясь на ноги. 
Действительно, рыкание постепенно становилось тише. Хищник, видимо, отказался от преследования и удалился к северу.

Для чего Нао припал к земле? 

№14.  А.А. Блок  «Потеха! Рокочет труба.»

Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу- далече

В полях отвечает зеленый двойник.

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»

№15. А.П.Платонов. «Никита» 

“Бочка молчала. В лесу, далеко за деревней, кто-то ухнул, и в бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель:

 я тут! Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. 
– Там житель в бочке живет! – сказал Никит, смотря на небо. 
Почему бочка отозвалась на звук? Почему звук показался мальчику страшным? 

Литература:

1. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург, У – Фактория, 2003 г.,

2. Картинки из интернета

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фотозадачник на основе литературных произведений»















ФОТОЗАДАЧНИК

ПО

ФИЗИКЕ





Звуковые волны Качественные задачи на основе литературных произведений

















Составитель: учитель физики ГБОУ СОШ № 174

Лахтаева Л.А.



1.Сказка «Лиса и журавль»











     Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.       

  

На основании, какого   физического явления мы определяем, что герой сказки колотил носом по тарелке?»                       





2.К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» 


“…Ковры, портьеры и мягкую мебель, – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить”. 


С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома? 


3. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»


... Вдруг гром грянул,
Свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет,
Дым бежит...
Найдите ошибку у автора



4. Из алтайской сказки "Малыш Рысту" 

"Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал, пчел и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам то зажужжит, то застрекочет, то, как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель — стебелек поет...".

 Назовите источники звуков и сами звуки, о которых говорится в этом отрывке.

Почему стебелек пел? Чем это было вызвано?

Как определить длину волны издаваемого мальчиком вместе со стебельком звука?





5 А.С. Пушкин «Зимний вечер»







Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.



Назовите естественные и искусственные источники звука.





6. Л.Н.Толстой. Рассказ аэронавта 

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. “Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу”. 

Объясните явление. 





7. Р. Роллан «Жизнь Бетховена»

-Он (Бетховен) пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус фортепиано, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать когда сочинял”. 


Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать? 





8. Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросёнка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга».

С какой наименьшей скоростью должен был бы лететь поросёнок, чтобы описанный случай произошёл в действительности?

9. Ж. Верн. Робур-Завоеватель.

-По второму знаку Робура подъемные винты стали вращаться с такой быстротою, которую можно сравнить лишь со скоростью вращения звуковых сирен во время акустических опытов. Производимый этими винтами звук “фрррр” поднялся примерно на октаву по звуковой шкале, однако сила его уменьшилась вследствие того, что винты вращались теперь в разреженном воздухе.

Во сколько раз изменилась частота вращения винтов, если звук повысился на октаву?



10. Сергей Васильев. Поле русской славы.



Но хранит земля торжественно и свято
страшный стон железа и огня.
Кажется, пригнись к земле холодной,
Чутким ухом ближе припади –
и услышишь звук трубы походной
у пригорка тихого в груди.

Почему можно услышать звук трубы, «пригнувшись к земле»?

11. М. Горький «Макар Чудра»

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…

Какие физические явления здесь отражены?



12.В.Г.Паустовский. «Бросок на юг»




-В день доставки дани, Сухум содрогнулся от пронзительного, просверливающего череп визга, как будто на базаре вопили, барахтаясь в мешках, сотни поросят. То визжали несмазанными колесами арбы. Их волокли невозмутимые буйволы.

Почему несмазанные колеса издают такой звук?





13. Ж.Рони-старший. Борьба за огонь 

-Воины из племени Уламров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва. 
“Уламры бесшумно побежали. Рев следовал за ними по пятам, отрывистый, злобный, полный ярости и нетерпения. Люди поняли, что хищник запутался в их следах. Сердца их колотились с неистовой силой, кровь стучала в висках, словно клюв дятла, долбящего кору сухого дуба…Страшный рев снова потряс воздух. 
– Большой лев переплыл реку, – шепнул Гав. 
– Идите вперед! – повелительно ответил Нао. 
Он остановился и, опустившись на колени, припал ухом к земле. Рев повторился. 
– Большой лев на том берегу, – обреченно вздохнув, сказал Нао, поднимаясь на ноги. 
Действительно, рыкание постепенно становилось тише. Хищник, видимо, отказался от преследования и удалился к северу.

Для чего Нао припал к земле? 

14. А.А. Блок «Потеха! Рокочет труба..»

Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу- далече

В полях отвечает зеленый двойник.

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»

15. А.П.Платонов. «Никита» 


“Бочка молчала. В лесу, далеко за деревней, кто-то ухнул, и в бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель:

я тут! Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. 
– Там житель в бочке живет! – сказал Никит, смотря на небо. 


Почему бочка отозвалась на звук? Почему звук показался мальчику страшным? 

Литература:

1. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург, У – Фактория, 2003 г.,

2. Картинки из интернета




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фотозадачник на основе литературных произведений

Автор: Лахтаева Любовь Александровна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства