Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности
Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности
Какие методы обучения физике в большей степени формируют ключевые компетенции учащихся?
Физика очень интересный, но достаточно трудный для понимания ребенка предмет. Несмотря на это её ежегодно выбирают выпускники для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Поэтому у меня как у учителя физики возник вопрос, как сделать уроки интересными, занимательными, но при этом, чтобы они не утратили своей научности и познавательности и способствовали формированию у учащихся ключевых компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности»
Слайд 1. «Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Слайд 2. Школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал страны.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности
В связи с этим сегодня много говорят об инновациях, на практике доказывается их целесообразность. Афоризм:
Слайд 3. «Все новое – это давно забытое старое» по словам министра образования РФ, тоже сегодня актуален. Разве любая школа 21 века, как говорит Ольга Васильева не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?
Когда-то мы первыми полетели в космос, а сегодня мы бьёмся за новые высоты в технологических отраслях. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция?»
Слайд 4. Нашей школе 70 лет. У нее богатая история и яркая биография. Не мало школа выпустила медалистов, её выпускники и заслуженные учителя и врачи, работники сельского хозяйства, доктора педагогических и технических наук и просто уважаемые люди. И, в большей степени, благодаря, учителям, которым довелось в ней работать с первых дней ее основания.
Школа на протяжении многих лет старается идти в ногу со временем, и то же время сохраняя свои традиции.
На сегодняшний день сельская школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана.
В нашем селе ее можно назвать даже координатором и главным двигателем прогресса в сельской местности. Школа представляет собой площадку по реализации и удовлетворению потребностей и учащихся, и взрослого населения.
Слайд 5. Мы понимаем, что новое на пустом месте не рождается, для него всегда есть предпосылки в прошлом. Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике, по крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у обучающихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.
Какие методы обучения физике в большей степени формируют ключевые компетенции учащихся?
Физика очень интересный, но достаточно трудный для понимания ребенка предмет. Несмотря на это её ежегодно выбирают выпускники для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Поэтому у меня как у учителя физики возник вопрос, как сделать уроки интересными, занимательными, но при этом, чтобы они не утратили своей научности и познавательности и способствовали формированию у учащихся ключевых компетенций.
Слайд 6. В своей работе я выделяю следующие ключевые образовательные компетенции: интеллектуальная, гражданская, психологическая, овладение рефлексией, как средством самопознания, нравственная, коммуникативная, информационная.
Слайд 7. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока – всё это на мой взгляд способствует формированию ключевых компетенций на уроках физики.
Интегрированный характер содержания курса физики предполагает такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений. Такая деятельность создаёт в классе живую творческую атмосферу, приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам.
Слайд 8. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, формирование познавательных интересов, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоорганизационной компетентностей применяю в своей практике технологию игровых форм обучения, как “Игра – викторина”, для учащихся 8 класса по теме “Тепловые явления”, игра "КВН" по теме «Физические величины» для 7-миклассников, “Физическое лото" для учащихся 9-го класса.
Пример заданий познавательного, творческого и исследовательского характера предлагаемые учащимся в форме игр: “Засели остров формул”, “Объясни, что происходит”, “Чему равна сила тяжести если…”, “Составь рассказ - фантазию “В мире где нет силы тяжести”” и так далее.
Слайд 9. Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары, конференции. Их можно организовать в 9 – 11-х классах и обычно связывать с вопросами научно-технического прогресса, например, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели», «Развитие авиации и космоса» (Гагаринские чтения), «Развитие атомной науки и промышленности» и др. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делает учитель. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика моей работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью.
Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность, и уроки проходят живо и интересно.
Слайд 10. Также использование художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» - телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» – телеканал «Культура» и т.д.), в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении.
Физика – наука экспериментальная и для того, чтобы активные методы обучения работали эффективно, я широко использую вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. В процессе которой они и смогут приобрести навыки групповой работы.
Слайд 11. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Слайд 12. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В моей практике имели место проекты исследовательского и творческого характера. Наиболее удачные: «Сколько весит мой портфель», «Откуда пришло электричество», «Силы в природе», «Почему гвоздь тонет в воде, а металлический корабль плывет» и др.
Слайд 13. Существенный вклад в реализацию идей компетентностного подхода должна вносить такая специфическая составляющая физического образования, как лабораторный физический эксперимент, лабораторные и практические работы, в том числе и домашние.
Умение проводить физический эксперимент можно рассматривать как компонент учебно-познавательной компетенции.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.
Например, задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. Или такой домашний эксперимент: «Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу».
Такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями.
Слайд 14. Как показал мой опыт, организация учебно-исследовательской деятельности способствует:
• развитию интереса, повышению мотивации, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
• развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
• формированию ключевых компетенций учащихся;
• освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
• становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами и специалистами;
• обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
• формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
• профессиональному самоопределению детей;
• содержательной организации свободного времени детей;
Слайд 15. При обучении физике на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.
Использую при проведении уроков образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ. Что они с удовольствием и делают.
Благодаря использованию ИКТ ученики больше интересуются тем, что происходит на уроке, активнее работают и быстрее запоминают материал, что в свою очередь, не может не отражаться на результатах. Однако важно понимать, что использование ИКТ – это не панацея. Эта технология не решает всех проблем в изучении физики, но бесспорно помогает детям постичь эту труднейшую и интереснейшую науку. Ведь большинство ребят выбирают в качестве домашнего задания подготовку информации из глобальной сети.
Подводя итог всему сказанному, хочу еще раз отметить, что выбранные мной технологии должны быть в арсенале каждого учителя. Они дают конкретный результат, а самое главное, развивают ребенка всесторонне, научают способам освоения и обращения со знаниями.
Слайд 16. И главное, научат детей элементарным навыкам - ПЕРСОНАЛЬНЫМ УНИВЕРСАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНТНОСТЯМ:
- самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию).
- читательская компетентность: (способность интерпретировать текст, делать заключения о намерении автора, критически оценивать текст и т.д.)
Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему.
В сегодняшних условиях выживания и конкуренции на первый план выходит человек с его умениями: видеть и решать проблемы, самостоятельно учиться, работать с информацией, аргументировать свою точку зрения, владеть искусством общения, применять полученные знания для решения жизненных проблем.
Задача учителя - мобилизовать силы, знания и возможности свои и учащихся, чтобы помочь в становлении компетентной личности.
Я желаю участникам слёта здоровья, удачи, новых успехов к вершинам компетентности. Я не утверждаю, что в настоящее время легко и просто повысить планку требований к учителю, но всегда соглашаюсь с суждением классика:
Слайд 17. «Лучшее время не позади нас» (Н. С. Лесков), — и строчками поэта Андрея Вознесенского: