Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катайгинская СОШ»
Формирование у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования
В.В.Олийник,
учитель физики
Катайга,2015г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Возникновение жизни ознаменовало начало особого этапа в развитии нашей планеты. Ученые доказали, что жизнь стала оказывать возрастающее влияние на процессы, происходящие в природе. Под действием солнечного света атмосфера насыщалась кислородом, создавался почвенный слой, изменялся химический состав Мирового океана. Жизнь оказывала и оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в природе. Формировалась естественная среда – биосфера в которой в течении миллионов лет существовало равновесие. В условиях научно-технической революции равновесие в биосфере резко нарушается, вызывая неблагоприятные последствия.
ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Решение экологических проблем не терпит отлагательства. Это в значительной степени зависит от того, насколько современная молодежь овладеет знаниями по охране природы и экологической культурой. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса. Основные показатели экологической культуры: - знание общих закономерностей развития природы и общества; - понимание взаимосвязи их существования; - осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой; - отсутствие потребительского отношения к природе; - умение увидеть последствия влияния деятельности человека на биосферу; - подчинения своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде; - умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Экологическое образование и воспитание учащихся можно рассматривать как необходимый элемент образования. Экологические знания должны выступать в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, практикой и жизнью, являться основой рационального поведения человека в природе. В содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы: - система знаний о взаимодействии общества и природы ценностной экологической ориентации; - система норм и правил отношения к природе; - умений и навыков по ее изучению и охране.
РОЛЬ КУРСА ФИЗИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Роль физики в понимании биосферы целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами: - земля, вода, воздух и т.д., входящие в биосферу Земли, являются объектами изучения физики и других естественных наук;
- многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависит от физических свойств этих объектов, а также физических свойств других элементов биосферы;
- в биосфере в тесной связи с биологическими и другими процессами протекают и физические (тепловые, электромагнитные, радиоактивные и др.).
ОТБОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ
Требования к знаниям:
- экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направленно на конкретизацию и углубление знаний; - включаемые экологические материалы должны быть научными; - изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения.
Комплексный и интегральный характер экологических проблем не позволяет раскрыть их перед учащимися в полной мере, Тем не менее, содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников и с экологическими проблемами и с путями их возможного решения.
Экологические понятия, формируемые на уроках физики
- земля, вода, атмосфера – элементы единой системы – биосферы;
- физические факторы природной среды и их параметры;
- роль физических факторов и параметров (давление, плотность, сжимаемость, предел прочности, температура, удельная теплоемкость, коэффициенты расширения, удельные тепловые характеристики, диэлектрическая проницаемость, константы ионизации и др. ( протекания физических, химических, биологических процессов в биосфере;
- допустимые нормы физических параметров для различных биосферных явлений, объектов и процессов;
- физическое загрязнение окружающей природной среды.
Развитие физики влечет за собой развитие техники, что влечет усиление влияния на природу. Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты также важные в экологическом отношении вопросы, как: - рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, угля, газа, торфа и др.; - наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, тепловой, электрической и атомной энергии; - рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земляных, полезных ископаемых и др..
Природоохранные умения, формируемые при обучении физике
- измерять ряд физических параметров природной среды ( температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, освещенность и др.);
- оценивать основные физические факторы и параметры для различных объектов, явлений и процессов, протекающих в биосфере, и их допустимые нормы;
- выбирать рациональный способ применения природных ресурсов и различных видов энергии в практической деятельности;
- предвидеть возможные последствия своей деятельности для физического состояния окружающей среды и критически оценивать поступки отдельных людей при воздействии на нее;
- пропагандировать и содействовать использованию на практике физических идей и законов, лежащих в основе применения возобновляемых источников энергии, методов борьбы с различными видами загрязнений и оптимизации взаимодействия общества с природой.
Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики
7 КЛАСС
Проникновение вредных веществ в почву. Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками. Засоление почвы. Распространение вредных газов. Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект.
- Способы уменьшения и увеличения давления
Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов. Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя.
При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода. (загрязняется, цветёт)
Чистота атмосферы, вредные выбросы. Озоновая дыра.
Нефтеперевозки . Чистота воды.
Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики
8 КЛАСС
- Примеры теплопередачи в природе и технике
Тепловое загрязнение.
Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект.
Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.
- Двигатель внутреннего сгорания
Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. Повышение КПД двигателей внутреннего сгорания и уменьшение их отрицательного воздействия на окружающую среду.
Выбросы, вибрация.
Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.
- Источники электрического тока
Выделение вредных газов из аккумуляторов.
- Действия электрического тока
Вредные действия тока на живой организм.
Вредное действие магнитного поля.
Вибрация, шум, магнитное поле.
Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.
Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.
Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики
9 КЛАСС
Вредность вибрации.
- Источники звука, звуковые колебания
Вредность шума. Акустический фон.
Действие инфразвука на человеческий организм.
Вредное действие электромагнитных полей на организм. Электромагнитные волны излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура, бытовые электрические приборы.
Вредность радиоактивности. Радиоактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации. Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы.
- Ядерный реактор. Атомная энергетика
Радиоактивные выбросы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ!
СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ГОЛУБОЙ И ЗЕЛЕНОЙ!