kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ ДЛЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая роль в деле просвещения населения в области экологии принадлежит общеобразовательной школе. Экологические проблемы – проблемы нравственные, и их решение требует изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Некоторые проблемы можно рассматривать на уроках физики и биологии. Содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников и с экологическими проблемами и с путями их возможного решения. Развитие физики влечет за собой развитие техники, что влечет усиление влияния на природу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«01 Введение»



ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ ДЛЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Олийник Виктория Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Катайгинская СОШ»

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Как утверждают ученые В.П. Арсентьева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова и др., [1, стр 22]. содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения как за единичными объектами (живыми организмами), так и за целостными природными сообществами (лесом, лугом, водоемом, парком и др.).

Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». [1, стр 5]. Я с ним полностью согласна.

Решение экологических проблем не терпит отлагательства. Образование и воспитание должны опираться на определённый фундамент, на понятия и принципы. Характеризующие единство человеческого разума и природы. Это зависит от того, насколько современная молодежь овладеет знаниями по охране природы и экологической культурой. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса. Экологические знания должны выступать в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, практикой и жизнью, являться основой рационального поведения человека в природе. 

Ведущая роль в деле просвещения населения в области экологии принадлежит общеобразовательной школе. Экологические проблемы – проблемы нравственные, и их решение требует изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Некоторые проблемы можно рассматривать на уроках физики и биологии. Содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников и с экологическими проблемами и с путями их возможного решения. Развитие физики влечет за собой развитие техники, что влечет усиление влияния на природу.

    Поэтому данная проблема является актуальной и имеет большое практическое значение, по мнению специалистов, всю Россию можно назвать зоной экологического бедствия. Химическое и физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существо­ванию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей... Так что задача состоит сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и оз­накомить общество с конкретной опасностью, угрожающей че­ловеку в воздухе, в воде, почве, жилище, так как для современ­ных людей характерно снижение (и даже потеря) инстинкта са­мосохранения и сохранения рода. К примеру, все знают, что пи­тьевая вода практически везде (за весьма редким исключением) очищается плохо и представляет опасность для здоровья. Но многие ли используют аппараты для очистки воды?

К сожалению, людям свойственно пренебрегать опасностью тогда, когда она для них не очевидна; они не привыкли прини­мать меры предосторожности в этом случае. Только раннее (с детства) формирование правильного, научно осознанного взаи­моотношения человека и природы может предотвратить нарас­тание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтра­лизовать их. Вот почему экологическое воспитание учащихся чрезвычайно актуально, и каждый учебный предмет может и дол­жен (своими средствами) решать эту проблему. Учителям физи­ки нужны для этого конкретные, связанные со школьной физи­кой яркие и убедительные материалы.

Цель моей работы рассмотреть методику формирования у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования.


Задачи:

  • Изучить теоретические основы методики формирования у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования.

  • Рассмотреть разработанные методики формирования у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования.






Просмотр содержимого документа
«02 Роль экологического образования»

Реализация экологического образования в курсе физики

Одно из значимых направлений деятельности школы — работа по экологическому образованию. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты.

Выделяют два основных направления экологического образования:

1 — воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей;

2 —приобретение специальных, профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. [1, стр 58]

Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.

Экологическое образование должно быть связано с региональными вопросами. Экологическое образование — это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы и овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы.[1, стр 5].





Просмотр содержимого документа
«03 Экологический аспект школьного курса физики»

Экологический аспект школьного курса физики

Экологический аспект школьного курса физики, в принципе, заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ минимального отрицательного воздействия на экосистему и формировании умений их применять на практике.

Большое значение имеет представление об экологически чистых источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники и др.), а также о замкнутых производственных циклах.

В курсе физики у школьников можно формировать экологически ориентированные инженерно-конструкторские стратегии на основе энергосберегающих изобретений (повышение КПД двигателей, использование вторичных ресурсов, уменьшение сырьевых и энергетических потерь в технологических процессах и т. д.).[2, стр 28].

Особое внимание необходимо уделять вопросам защитно-аварийных (бетонные саркофаги и стальные оболочки, контейнеры для ядерных отходов), а также очистных сооружений (электрофильтры, инерционные фильтры, аэрозольные фильтры, тканевые фильтры, адсорбционные фильтры, диффузионные мембраны и т. д.).

Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в курсе физики таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный фон и его допустимые параметры, приборы для измерения уровня радиации, их индивидуальное использование.

Таким образом, биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география — о целостности мира природы, химия о загрязнении природной среды, физика — об энергетическом взаимодействии с природой. Во всех научных дисциплинах необходимо анализировать систему «природа — общество — человек», демонстрировать пути гармонизации взаимодействия элементов этой системы.

Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.[4, стр 74]

Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д.[3, стр 21]

Для понимания учащимися правильного функционирования биосферы и проблем ее охраны как единого целого преобразующая деятельность человека в природе показывается не только с положительной стороны. Отмечается, что наряду с избавлением человечества по мере развития техники и производства от голода, болезней, обеспечением роста его материального и духовного богатства происходит, и разрушение некоторых природных систем, что должно быть предусмотрено и нейтрализовано. Возможность последнего зависит от общественного устройства общества.[5, стр 8].

Мы предлагаем ученикам ситуации и задачи, связанные с применением экологических знаний, часть которых включена в стандартные методики, а также в другие источники.

Просмотр содержимого документа
«04 Роль физики в природоохранной работе с учащимися»

Роль физики в природоохранной работе с учащимися

На современном этапе взаимодействия природы и общества понятие «естественный фактор» во многих случаях имеет относительный характер, поскольку каждый такой фактор в той или иной степени испытывает на себе антропогенные воздействия даже в районах, где человек не проживает. Например, солнечная радиация у поверхности Земли в любом ее регионе отличается сейчас от радиации, которая была до эпохи научно-технического прогресса, так как повысилась «запыленность» атмосферы, уменьшающая количество поступающей энергии, снижающая освещенность земной поверхности и задерживающая значительный процент ультрафиолетовых лучей.

Физическая среда и биологический мир в сочетании друг с другом образуют некую крупную систему - экосистему, в пределах которой необходимые для жизни вещества совершают непрерывный круговорот между почвой, воздухом и водой, с одной стороны, и между растениями и животными - с другой. Изменения физических параметров среды обязательно приводят, в конечном счете, к изменениям в биологическом мире.[6, стр 9]

Роль физики в понимании биосферы как целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами:

- физика изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности природы, которые лежат в основе правильного, диалектико-материалистического понимания всей природы в целом. Это дает возможность в процессе обучения физике последовательно раскрывать перед учащимися многообразие, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность явлений и процессов, протекающих в природе;

- физика является ядром современной научно-технической революции; ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, ряд социальных последствий этого воздействия в условиях социалистического и капиталистического общества и решение современных проблем защиты окружающей среды от загрязнения;

- физика в настоящее время возглавляет науки о природе; все они пользуются ее терминологией, приборами и методами исследований. Поэтому при обучении физики есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения природы и ее охраны, обобщить полученные ими знания на уроках по другим предметам естественно-математического цикла.

Одна из важнейших задач школьного курса физики - развить у учащихся научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыки проведения научного эксперимента. Это даст возможность выработать у школьников умения, важные для изучения и решения доступных им физико-экологических задач.[7, стр 5]

Развитие энергетики, транспорта, промышленности в эпоху научно-технической революции привело к сильному загрязнению биосферы и большим отклонениям от нормы ее основных параметров, что неизбежно ведет к изменению законов функционирования как ее отдельных биологических систем, так и всей биосферы в целом, к подрыву ее способности к самостабилизации и самоочищению. Поскольку именно физика открывает законы природы, используемые техникой в процессе производства материальных благ, эту связь физики и техники важно раскрыть с природоохранительной точки зрения.[8, 30.06.2015]

При этом следует остановиться на таких моментах: что обрабатывается (материалы), чем обрабатывается (энергия), как обрабатывается (технология). Развитие техники и ее связь с физикой можно схематично представить таблицей 1, показывающей ступени познания и освоения окружающего мира человеком, масштабы воздействия его на природу.

Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты такие важные в экологическом отношении вопросы, как:

- рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, газа, угля, торфа и др.;

- наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, внутренней («тепловой»), электрической и атомной энергии;

- рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земельных, полезных ископаемых и пр.

При рассмотрении вопросов экологии ученики должны получить представление и о том, что проблема охраны природы не может быть решена только на основе достижений естественных наук и техники, изменений технологий производства, способов добычи сырья и его переработки в отдельных регионах нашей планеты.

Формирование ответственного отношения учащихся к природной среде в процессе обучения физике не ограничивается только овладением системой экологических знаний, оно еще связано с выработкой некоторых умений и навыков природоохранительного характера.

Исходя из современного содержания понятия «охрана природы» и состава экологических знаний в школьном образовании, можно выделить такие природоохранительные умения, которые следует сформировать и развить у учащихся при обучении физике:

- измерять ряд основных физических параметров природной среды (температуру, влажность воздуха, освещенность и др.);

- оценивать основные физические факторы и параметры для различных объектов, явлений и процессов, протекающих в биосфере, и их допустимые нормы;

- выбирать рациональный способ применения природных ресурсов и различных видов энергии (механической, электрической и др.) в практической деятельности;

- предвидеть возможные последствия своей деятельности для физического состояния окружающей среды и критически оценивать поступки отдельных людей при воздействии на нее;

- оценивать физическое состояние природной среды, складывающееся под воздействием антропогенных факторов;

- пропагандировать и содействовать использованию на практике физических идей и законов, лежащих в основе применения возобновляемых источников энергии, методов борьбы с различными видами загрязнений и оптимизации взаимодействия общества с природой.[8, 30.06.2015]



Просмотр содержимого документа
«05 Заключение»

Заключение

Экологические сведения составляют ныне неотъемлемую и важную компоненту основ физики и других естественнонаучных дисциплин, изучаемых в современной средней общеобразовательной школе; на их базе формируется экологическая культура подрастающего поколения, которая предполагает, в частности, овладение системой знаний о физико-технических и технологических аспектах поддержания равновесия в природе, о способах предотвращения его нарушения. В условиях научно-технического прогресса это служит залогом правильного выбора направления развития производственной деятельности человеческого общества, выбора, в котором предстоит участвовать выпускникам нашей школы, т.е. служит важным аспектом подготовки молодежи к жизни и труду. Эта подготовка будет тем более эффективной, если уже в стенах школы ученики приобретут практические умения по изучению природы, определению рационального использования природных ресурсов и способов охраны окружающей среды, чего позволяет добиться реализация в экологическом образовании принципа политехнизма.

Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. В рамках школьного курса физики есть возможность формировать у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования.

  2. Для этого необходимо совершенствовать методики формирования у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования.

Для более эффективной работы учителям можно порекомендовать изучить работу по формированию у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования.

Я планирую в дальнейшем разработать свою методику формирования у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования и разработать свой УМК.



Просмотр содержимого документа
«06 Литература»

Литература

1. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. Москва, 2003.

2.  Поляков В.Ю., Анисимов О.А., К прогнозу изменения температуры воздуха для первой четверти XXI столетия // Метеорология и гидрология. —2010.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: [федер. закон: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г.]

4.  Хабиббулин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Каюмов А.А., Чубарова Л.М., Крылов Ф.Ф. Детское экологическое движение: образование и воспитание.// Пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Волгоград, 2008.

5. Зверев А.Т. Экологические игры.//Москва, Дом педагогики, 2001.
6.  Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М., «Школьная пресса», 2001.

7.  Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры. Москва, «Сервисшкола» , 2002.

Электронные ресурсы:

  1. Таянье снега грозит исчезновением шельфовых ледников в Антарктиде. Режим доступа http://www.worldwarming.info/index.html (дата обращения 30.06.2015.)






Просмотр содержимого документа
«Рецензия»

Рецензия.

В работе Олийник Виктории Владимировны рассматривается актуальная и практически значимая проблема «Формирование у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования». Автор работы рассматривает проблему с теоретической и практической точки зрения. Анализируя имеющиеся публикации, автор раскрывает основные вопросы, а именно как непосредственно во время учебного процесса сформировать у учащихся бережного отношения к природе. Затем автор показывает на каких темах это можно реализовать на практике. В конце работы приводятся обоснованные выводы о формировании в их сознании научной картины целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.

Опыт автора можно рекомендовать к практическому использованию молодым педагогам. Считаю, что работа Олийник В.В. заслуживает высокой оценки.

Телешова Ольга Николаевна,

МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района.



Просмотр содержимого презентации
«Олийник»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Катайгинская СОШ»   Формирование у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования    В.В.Олийник,  учитель физики Катайга,2015г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катайгинская СОШ»

Формирование у школьников умения применять знания курса физики для бережного отношения к природе, рационального природопользования

В.В.Олийник,

учитель физики

Катайга,2015г.

АКТУАЛЬНОСТЬ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ   Возникновение жизни ознаменовало начало особого этапа в развитии нашей планеты. Ученые доказали, что жизнь стала оказывать возрастающее влияние на процессы, происходящие в природе. Под действием солнечного света атмосфера насыщалась кислородом, создавался почвенный слой, изменялся химический состав Мирового океана. Жизнь оказывала и оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в природе. Формировалась естественная среда – биосфера в которой в течении миллионов лет существовало равновесие. В условиях научно-технической революции равновесие в биосфере резко нарушается, вызывая неблагоприятные последствия.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Возникновение жизни ознаменовало начало особого этапа в развитии нашей планеты. Ученые доказали, что жизнь стала оказывать возрастающее влияние на процессы, происходящие в природе. Под действием солнечного света атмосфера насыщалась кислородом, создавался почвенный слой, изменялся химический состав Мирового океана. Жизнь оказывала и оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в природе. Формировалась естественная среда – биосфера в которой в течении миллионов лет существовало равновесие. В условиях научно-технической революции равновесие в биосфере резко нарушается, вызывая неблагоприятные последствия.

ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА:  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ   Решение экологических проблем не терпит отлагательства. Это в значительной степени зависит от того, насколько современная молодежь овладеет знаниями по охране природы и экологической культурой. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса.   Основные показатели экологической культуры:  - знание общих закономерностей развития природы и общества;  - понимание взаимосвязи их существования;  - осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;  - отсутствие потребительского отношения к природе;  - умение увидеть последствия влияния деятельности человека на биосферу;  - подчинения своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;  - умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Решение экологических проблем не терпит отлагательства. Это в значительной степени зависит от того, насколько современная молодежь овладеет знаниями по охране природы и экологической культурой. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса. Основные показатели экологической культуры: - знание общих закономерностей развития природы и общества; - понимание взаимосвязи их существования; - осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой; - отсутствие потребительского отношения к природе; - умение увидеть последствия влияния деятельности человека на биосферу; - подчинения своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде; - умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

РЕАЛИЗАЦИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   Экологическое образование и воспитание учащихся можно рассматривать как необходимый элемент образования. Экологические знания должны выступать в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, практикой и жизнью, являться основой рационального поведения человека в природе.   В содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы:   - система знаний о взаимодействии общества и природы ценностной экологической ориентации;  - система норм и правил отношения к природе;  - умений и навыков по ее изучению и охране.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Экологическое образование и воспитание учащихся можно рассматривать как необходимый элемент образования. Экологические знания должны выступать в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, практикой и жизнью, являться основой рационального поведения человека в природе. В содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы:  - система знаний о взаимодействии общества и природы ценностной экологической ориентации; - система норм и правил отношения к природе; - умений и навыков по ее изучению и охране.

РОЛЬ КУРСА ФИЗИКИ  В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ   Роль физики в понимании биосферы целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами:   - земля, вода, воздух и т.д., входящие в биосферу Земли, являются объектами изучения физики и других естественных наук;    - многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависит от физических свойств этих объектов, а также физических свойств других элементов биосферы;    - в биосфере в тесной связи с биологическими и другими процессами протекают и физические (тепловые, электромагнитные, радиоактивные и др.).

РОЛЬ КУРСА ФИЗИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Роль физики в понимании биосферы целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами: - земля, вода, воздух и т.д., входящие в биосферу Земли, являются объектами изучения физики и других естественных наук;

- многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависит от физических свойств этих объектов, а также физических свойств других элементов биосферы;

- в биосфере в тесной связи с биологическими и другими процессами протекают и физические (тепловые, электромагнитные, радиоактивные и др.).

ОТБОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ   Требования к знаниям:  - экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направленно на конкретизацию и углубление знаний;  - включаемые экологические материалы должны быть научными;  - изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения.   Комплексный и интегральный характер экологических проблем не позволяет раскрыть их перед учащимися в полной мере, Тем не менее, содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников и с экологическими проблемами и с путями их возможного решения.

ОТБОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ

Требования к знаниям:

- экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направленно на конкретизацию и углубление знаний; - включаемые экологические материалы должны быть научными; - изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения.

Комплексный и интегральный характер экологических проблем не позволяет раскрыть их перед учащимися в полной мере, Тем не менее, содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников и с экологическими проблемами и с путями их возможного решения.

Экологические понятия, формируемые на уроках физики

  • земля, вода, атмосфера – элементы единой системы – биосферы;
  • физические факторы природной среды и их параметры;
  • роль физических факторов и параметров (давление, плотность, сжимаемость, предел прочности, температура, удельная теплоемкость, коэффициенты расширения, удельные тепловые характеристики, диэлектрическая проницаемость, константы ионизации и др. ( протекания физических, химических, биологических процессов в биосфере;
  • допустимые нормы физических параметров для различных биосферных явлений, объектов и процессов;
  • физическое загрязнение окружающей природной среды. 

Развитие физики влечет за собой развитие техники, что влечет усиление влияния на природу. Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты также важные в экологическом отношении вопросы, как: - рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, угля, газа, торфа и др.; - наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, тепловой, электрической и атомной энергии; - рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земляных, полезных ископаемых и др..

Природоохранные умения, формируемые при обучении физике

Природоохранные умения, формируемые при обучении физике

  • измерять ряд физических параметров природной среды ( температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, освещенность и др.);
  • оценивать основные физические факторы и параметры для различных объектов, явлений и процессов, протекающих в биосфере, и их допустимые нормы;
  • выбирать рациональный способ применения природных ресурсов и различных видов энергии в практической деятельности;
  • предвидеть возможные последствия своей деятельности для физического состояния окружающей среды и критически оценивать поступки отдельных людей при воздействии на нее;
  • пропагандировать и содействовать использованию на практике физических идей и законов, лежащих в основе применения возобновляемых источников энергии, методов борьбы с различными видами загрязнений и оптимизации взаимодействия общества с природой.
Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики 7 КЛАСС Диффузия   Проникновение вредных веществ в почву. Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками. Засоление почвы.  Распространение вредных газов. Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект. Способы уменьшения и увеличения давления   Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов. Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя. Сообщающиеся сосуды   При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода. (загрязняется, цветёт)   Воздушная оболочка Земли   Чистота атмосферы, вредные выбросы.  Озоновая дыра. Плавание судов   Нефтеперевозки . Чистота воды.

Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики

7 КЛАСС

  • Диффузия

Проникновение вредных веществ в почву. Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками. Засоление почвы.  Распространение вредных газов. Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект.

  • Способы уменьшения и увеличения давления

Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов. Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя.

  • Сообщающиеся сосуды

При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода. (загрязняется, цветёт)

 

  • Воздушная оболочка Земли

Чистота атмосферы, вредные выбросы.  Озоновая дыра.

  • Плавание судов

Нефтеперевозки . Чистота воды.

Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики 8 КЛАСС Примеры теплопередачи в природе и технике   Тепловое загрязнение.     Энергия топлива   Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект. Испарение   Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.   Двигатель внутреннего сгорания   Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. Повышение КПД двигателей  внутреннего сгорания и уменьшение их отрицательного воздействия на окружающую среду.   Паровая турбина   Выбросы, вибрация.   Электризация веществ   Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.   Источники электрического тока   Выделение вредных газов из аккумуляторов.   Действия электрического тока   Вредные действия тока на живой организм.   Магнитное поле   Вредное действие магнитного поля.   Электрический двигатель   Вибрация, шум, магнитное поле. Источники света   Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.   Глаз   Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.

Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики

8 КЛАСС

  • Примеры теплопередачи в природе и технике

Тепловое загрязнение.  

  •   Энергия топлива

Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект.

  • Испарение

Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.

  •   Двигатель внутреннего сгорания

Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. Повышение КПД двигателей  внутреннего сгорания и уменьшение их отрицательного воздействия на окружающую среду.

  •   Паровая турбина

Выбросы, вибрация.

  •   Электризация веществ

Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.

  •   Источники электрического тока

Выделение вредных газов из аккумуляторов.

  •   Действия электрического тока

Вредные действия тока на живой организм.

  •   Магнитное поле

Вредное действие магнитного поля.

  •   Электрический двигатель

Вибрация, шум, магнитное поле.

  • Источники света

Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.

  •   Глаз

Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.

Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики 9 КЛАСС Резонанс   Вредность вибрации.   Источники звука, звуковые колебания   Вредность шума. Акустический фон.   Ультразвук и инфразвук   Действие инфразвука на человеческий организм.   Электромагнитное поле   Вредное действие электромагнитных полей на организм. Электромагнитные волны  излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура, бытовые электрические приборы.   Радиоактивность   Вредность радиоактивности. Радиоактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации. Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы.   Ядерный реактор. Атомная энергетика   Радиоактивные выбросы.

Примеры обучения элементам экологической культуры на уроках физики

9 КЛАСС

  • Резонанс

Вредность вибрации.

  •   Источники звука, звуковые колебания

Вредность шума. Акустический фон.

  •   Ультразвук и инфразвук

Действие инфразвука на человеческий организм.

  •   Электромагнитное поле

Вредное действие электромагнитных полей на организм. Электромагнитные волны  излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура, бытовые электрические приборы.

  •   Радиоактивность

Вредность радиоактивности. Радиоактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации. Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы.

  •   Ядерный реактор. Атомная энергетика

Радиоактивные выбросы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ!  СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ГОЛУБОЙ И ЗЕЛЕНОЙ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ!

СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ГОЛУБОЙ И ЗЕЛЕНОЙ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олийник Виктория Владимировна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239879


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства