Формирование творческого потенциала школьника на уроках физики через научно-исследовательскую работу
Формирование творческого потенциала школьника на уроках физики через научно-исследовательскую работу
Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемых наук, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на
отыскание единственного, наперед заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей
учиться, отчуждения от школьного обучения, гиперболизации формальных ценностей образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого потенциала школьника на уроках физики через научно-исследовательскую работу »
Формирование
творческого потенциала школьника на уроках физики
через научно-исследовательскую работу
Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемых наук, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на
отыскание единственного, наперед заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей
учиться, отчуждения от школьного обучения, гиперболизации формальных ценностей образования.
Думаю, что пора менять систему образования, когда «ученику передаются знания», т.к. в традиционном обучении ученик, вначале «получает знания», а затем применяет их, в том числе и творчески. Знаю, что многие учителя скажут о том, что мы ограничены временем, а программу необходимо выполнять и доля истины в этом есть, поэтому я предлагаю обогащение образовательной среды за счет материала для самообразования, который позволит интегрировать интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты не просто деятельности, а сотворчества участников образовательного процесса.
Главной своей задачей, считаю, создание для учащихся условий для самовыражения в творческой деятельности и проявления себя в ней, как творца. Основная цель моей работы – развитие интереса учащихся к физике и к себе как автору самообразования; создание среды богатой информацией, свободной деятельности, с неформальной атмосферой, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности и образовательного маршрута. По моему мнению, именно такая среда способствует развитию креативности и одаренности.
Одним из приоритетных направлений считаю
развитие научного мышления учащихся при решении физических задач, ведь задача – один из важных факторов повышения познавательной активности. Целесообразно использовать такие задачи, в которых начало связано с обращением к опыту школьников; используются интересные исторические
справки; отсутствует «мгновенный обвал данных»; присутствует интригующий характер, некоторый толчок к поиску. Такие задачи располагают к совместной работе, вызывают интерес у школьников, стимулируют их к обогащению собственного опыта.
Вторым, важным направлением, считаю организацию научно-исследовательской работы школьников. Важно привить интерес к исследованию, помочь в овладении научными методами как инструментами получения новых знаний, обучить навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации. Научно-исследовательская работа по любой теме из курса физики - кропотливая, длительная и многогранная. Основа успеха – это система в работе и желание найти истину вместе с учеником, заинтересовать его своим предметом.
Хочу предложить схему классического научного исследования:
Научно-исследовательская работа развивает: самостоятельность, логическое мышление, способность наблюдать и делать выводы, умение выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента и выбирать рациональные способы выполнения работы.
Творческое вдохновение, мироощущение помогают школьнику более гармонично сосуществовать с окружающей его действительностью, адаптироваться в нашем сложном и противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.
Только через деятельность, где требуется поиск, интеллектуальное усилие, при котором на базе определенных знаний появляется ситуация открытия, выход на новые ступени, формируется творческая личность.
Литература
1. И.П. Викентьев Лестница идей – Новосибирск: ИПЦ, 2000
2. О.Э. Ковальчук Твое свободное время – Иркутск: ИПКРО, 2001
3. А. Я. Кибальченко, И. А. Кибальченко Физика для увлеченных - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
4. Л. Б. Огурэ Московский интеллектуальный марафон – М: Интеллект Центр, 2002