Формирование естественной грамотности через организацию проектной деятельности на уроках физики..docx
Формирование естественной грамотности через организацию проектной деятельности на уроках физики..docx
Проектная деятельность уже в процессе учебы дает школьникам возможность наряду с, безусловно, важными теоретическими познаниями освоить особое умение – умение приобретать новые умения и добывать новые знания. Это умение останется у будущих выпускников - абитуриентов – студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учёбы, когда конкретные знания из различных школьных дисциплин, может быть, забудутся.Обучение проектной деятельности начинаю с 7, или 8 класса Лично для меня важно чтобы ребенок вынес с урока хотя-бы частичку знании, умений и навыков. Применяю свою методику работы Показваю результаты применения проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Самое главное в жизни – это любовь, оптимизм и душевное равновесие. Самое главное в работе – уважение к тем кого учишь! Возможность раскрытия и становления личности!
Физика - достаточно сложный предмет. Успешное овладение им учащимися требует большого мастерства учителя. Практика же показывает, что образовательный процесс зависит не только от учителя, который дает знания. Для получения положительного результата необходимо, чтобы ученик знания взял. Но далеко не всегда ребенок хочет и может это сделать.
Проектная деятельность уже в процессе учебы дает школьникам возможность наряду с, безусловно, важными теоретическими познаниями освоить особое умение – умение приобретать новые умения и добывать новые знания. Это умение останется у будущих выпускников - абитуриентов – студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учёбы, когда конкретные знания из различных школьных дисциплин, может быть, забудутся.
Цели: Формирование творческого логического мышления, получение фактических знаний, на основе проектной технологии.
Задачи:
Формирование умений приобретать и пополнять знания.
Создавать условия для проявления талантов учащихся
Воспитание информационной , когнитивной ,личностно-ориентированной и коммуникативной компетенции, толерантности и ораторского искусства
Проект – это замысел, план.
Метод – это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями.
Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания ориентироваться в информационном пространстве.
Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Рассмотрим подходы к определению понятия «учебный проект» с точки зрения учащегося и учителя. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановки задачи, вытекающей из этой проблемы);
Целеполаганию и планированию деятельности;
Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
Поиску нужной информации, вычислению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
Проведению исследования.
Работа над проектом начинается с постановки проблемы (задачи). Делать это можно одним из следующих способов:
создание проблемной ситуации (сообщение учителя или учащихся, ситуация на уроке, постановка опыта, демонстрация модели и так далее);
анкетирование учащихся с целью выяснения интересующего их круга.
Далее более конкретно определяется тематика проекта, его тип (кратковременный, долговременный, исследовательский, предметно-ориентированный, индивидуальный, групповой и так далее).
Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно:
выдвигать темы проектов,
определять свою позицию;
вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы;
понимать роль и значение групповой работы. Метод проектов позволяет решать методические задачи:
научить учащихся работать с большим объемом материала
организовывать работу в группах
вырабатывать умение выделять главное из большого объема материала
выдвигать гипотезы, обобщать материал ,делать выводы. Дидактические задачи:
повышать интерес к предмету
устанавливать взаимосвязь между физическими величинами
создавать условия для исследовательских и творческих навыков,логики.
Реализовывать межпредметные связи
Формировать культуру выполнения работы
Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Можно привести некоторые примеры проектов по их классификации. В своей работе использую практически все названные методы.
Исследовательские проекты.(итог работы по технологии)
Научная деятельность учащихся.
Каждый Год принимаю участие в НПК по линииДарын. 2011,2012году принимали участие в научно практической конференции студентов накафедре физики СГУ им Шакарима. .Айтткалиев Т. грамота 3 место XV - НПК студентов и школьников в СГУ им Шакарима 2011 год Участие учащихся (команда 11 классов Попкова Н, Бобешко К ) в интеллектуальной олимпиаде университета Кайнар по физике.- Грамота I место.2012год Балкымбекова М.- . Грамота-II место XV1 - НПК студентов и школьников в СГУ им Шакарима.2012год .Селин А.- Диплом 3 степени НПК «Дарын» 2013год.
Прикладные проекты.
-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
-опорные конспекты; или проекты;
-справочный материал;
-дидактический материал;
-таблицы;
-учебное пособие;
-презентация к уроку.
На уроках даю дополнительно опережающие задания(подготовка проекта) по изучаемой теме в группе или индивидуально.
10 класс Ребятами были подготовлены проекты по разделам : динамика, основы МКТ, газовые законы, основы термодинамики, свойства жидкости, электростатика, постоянный ток ,магнитное поле. 11 класс темы атомной физики ,астрономии, оптики ,основы радиотехники. Учащиеся самостоятельно подготовили тесты для всего раздела астрономии.
Основные требования к использованию метода проектов, которыми руководствуюсь я в работе на каждом уроке.
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, цель которой определяют учащиеся самостоятельно или с помощью учителя. (цель урока)
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( Проект темы в конце урока)
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
5.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
6.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках)
4. Использование исследовательских методов,(презентация к уроку)
5.Выступление учащихся, защита проектов .
6.Обобщение,повторение в выступлении( самого главного).
7.Единый проект . коллективное обсуждение. Оценка, самооценка, выводы.
Обучение проектной деятельности начинаю с 7, или 8 класса Лично для меня важно чтобы ребенок вынес с урока хотя-бы частичку знании, умений и навыков. Применяю свою методику работы
1.Учу выбирать главное в каждом абзаце параграфа.
2.Ответить на вопросы: ( Семь вопросов почему?) Кто , Что, где, когда, как, почему ,зачем?
3.Записать в тетрадь свои ответы на вопросы.
4.Записать закон, формулу, обозначить в ней все физические величины.
5. Применение данного явления в жизни , н/х, промышленности.
6. На следующем уроке опрос по теме.(У доски, тихий опрос, фронтально, в виде физ. диктанта).
В старших классах (10-11) методика другая. Это 7 требований о которых говорилось выше. А также:
1. Работа с учебником.
2.Представление проекта темы и выступление с презентацией.
Работа с учебником:
1.ставится цель урока ( учащимися , или совместно с учителем).
2.Вступительное слово учителя по теме (кратко отвечаю на те же вопросы(Почему?)
3.Даю задание группам(изучить параграф или его часть, выделить главное).
4.Обсудить ответ в группе ,выбрать лидера для ответа.
5. Выступление лидеров групп.
6.Обобщение сказанного учащимися других групп.
7.Единый проект темы. Обобщение одним учащимся или учителем.
8. Одновременно идет процесс изучении нового материала и его закрепления.
9.Решение задачи по теме или тест.
Представление проекта темы и выступление с презентацией.
1.Учащиеся представляют свой проект в виде презентации.
2.Обобщение , выбор главного из представленного выступления. Его делают учащиеся класса.
3. Краткая запись проекта в тетрадях.
4. Закрепление. Решение тестов, задач(различного характера).
Итоги работы по проектной технологии.
1.Оптимальное и высокое качество знаний учащихся по предмету.(52-84%)
2. Выступление и победы учащихся на НПК.
Мукашева Э.- сертификат участника в областной НПК по линии» Дарын» 2010год.Бровин А.» Конкурс презентаций 20-ти летие независимости Р,К, »2010год
Айтткалиев Т. грамота 3 место XV - НПК студентов и школьников в СГУ им Шакарима 2011 год Участие учащихся (команда 11 классов Попкова Н, Бобешко К ) в интеллектуальной олимпиаде университета Кайнар по физике.- Грамота I место.2012год Балкымбекова М.- . Грамота-II место XV1 - НПК студентов и школьников в СГУ им Шакарима.2012год .Селин А.- Диплом 3 степени НПК «Дарын» 2013год.
3.Выступление и победы в неделях физики в ВУЗАХ города.
Грамоты- команды учащихся КГУ Сош №19 II и III место в недели Физики СГУ им Шакарима.2011год Грамота- команды учащихся КГУ Сош №19 III место в недели Физики СГУ им Шакарима.2011г Грамоты 2, место неделя физики команда 11 классов СГУ им Шакарима 2012год Грамоты 3 место неделя физики команда 11 классов СГУ им Шакарима2012год4.Участие и победы в олимпиадах города, ВУЗАХ, интернет олимпиадах.
Участие учащихся (команда 11 классов Попкова Н, БобешкоК)в интеллектуальной олимпиаде университета Кайнар по физике.- Грамота I место.2012год АкзамоваА- городская олимпиада по физике -. II место.2013год..Грамота за II-место. олимпиада по физики СГУ им Шакарима -2013год Акзамова А. 15 Диплом 1 степени-региональная. Олимпиада в СГПИ-Акзамова А 2014год Магавьянов Д.Диплом II степени –олимпиада по физике КАЗ ФЕА. Интернет олимпиада
5.Выбор предмета на ЕНТ.( качество знаний62-72%)
6. Поступление учащихся в ВУЗы города, республики, Россию(сдача экзамена по физике выбор профессии связанный с физикой).
2014год 1. Мазанбекова Гаухар СГУ им Шакарима. Физ-мат . учитель физики. 2.Татенов Аманжол СГУ им Шакарима механический 3. Бояркин Виктор ВКГТУ
За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения нашего образования.И будут реализованы в современном обществе.