kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Физические задачи к сказкам, мифам, легендам". Оптика

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку физика по теме "Оптика" задачи.

Просмотр содержимого документа
«"Физические задачи к сказкам, мифам, легендам". Оптика»

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ К ТЕКСТАМ ИЗ СКАЗОК, ЛЕГЕНД И МИФОВ. ОПТИКА.

Все в детстве с удовольствием читали сказки. Сказки представляют собой ценный материал для изучения физики, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходит разнообразие физических явлений и «работают» физические закономерности. Изложение побудило меня взяться за составление нетрадиционного дидактического пособия «Сказки и физика», объединяющего «физику и лирику». Оно включает тексты из сказок (такие их фрагменты, которые отражают те или иные физические явления), а к ним — вопросы и задачи, органически свя­занные с их содержанием. Отбирая материал, я стремилась к тому, чтобы отрывок был ин­тересен как с точки зрения описываемых в нем житейских событий, так и с точки зре­ния физики. Ниже предлагается подборка материалов по одной из тем - "Оптике".

Задачи и задания

Прямолинейное распространение света.

Из древнегреческой легенды о Персее.

«Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чу­довище на тень героя. Персей смело бро­сился с высоты на чудовище и глубоко вон­зил ему в спину изогнутый меч».

Вопрос: Что такое тень и благодаря какому фи­зическому явлению она образуется? Нари­суйте ход лучей. (Ответ. Благодаря прямолинейному распространению света.)

Из африканской сказки «Выборы вождя».

«Собратья,- молвил Аист, степенно выйдя в середину круга.- Мы спорим с самого утра. Смотрите, наши тени уже укоротились и скоро совсем исчезнут, ибо близится пол­день. Так давайте же еще до того, как солн­це минует зенит, придем к какому-то реше­нию».

Вопрос: Почему длины теней, которые отбрасы­вали люди, стали укорачиваться? Поясните свой ответ рисунком. Может ли тень "совсем исчезнуть"? Есть ли на Земле такое место, где измене­ние длины тени минимально? Если есть, где оно? (Ответы. Источник света изменял свое положение относительно предметов. Есть: на полюсе.)

Из итальянской сказки «Тело-Без- Души».

«Джуанин попрощался с матерью и отпра­вился в путь. Долго он шел и, наконец, до­брался до одного города. У короля в этом городе был конь по имени Ронделло. Никто не мог его обуздать. Каждому удавалось про­ехать всего несколько шагов: конь всех сбра­сывал на землю. Джуанин заметил, что он пугался своей тени, и вызвался объездить Ронделло. Около конюшни он стал гладить коня, ласково называл по имени и вдруг не­ожиданно вскочил в седло и вывел Ронделло на улицу, стараясь ехать...».

Вопрос: Как по отношению к Солнцу ехал Джуа­нин, чтобы Ронделло не видел собственной тени и не пугался? (Ответ. Джуанин ехал навстречу Солнцу)

Из исландской сказки «Школа черно­книжия».

«А иные рассказывают, что все было ина­че: когда Сэмунд поднялся по лестнице и ступил за порог, Солнце стояло так, что тень Сэмунда упала на стену. Только черт приго­товился его схватить, как Сэмунд сказал:

-А я вовсе не последний. Вон за мной еще один идет.- И показал на тень.

Черт принял тень за человека и схватил ее. Так Сэмунд вырвался на волю, но с тех пор он жил без тени, потому что черт оста­вил ее у себя».

Вопрос: Изобразите рисунком описанную в пер­вой части отрывка ситуацию. Могло ли слу­читься так, что "Сэмунд вырвался на волю, а его тень осталась у черта"? В каких еще сказках вы встречали описание теней? (Ответы. Тень без отбрасывающего ее предмета существовать не может. Описание теней есть еще в сказках Г.-Х. Андерсена "Дикие лебеди", "Тень".)

Из африканской сказки «Как солнце появилось на небе»

«С тех пор так: Солнце появляется - мрак исчезает, Солнце садится - мрак при­ходит. А по ночам Луна борется с мраком. Однажды Солнце пронзило Луну своими ост­рыми, как нож, лучами. Луна от этого пошла на убыль. Когда от нее остался лишь тонкий серпик, она взмолилась:

- О Солнце, пощади меня, разреши све­тить ради детей!

Солнце сжалилось над Луной, отпустило домой. Там она вновь набралась сил. Полная Луна опять вышла на небо, а Солнце опять стало метать в нее свои острые, как нож, лу­чи. И снова Луна стала ущербной. Так оно и ведется поныне».

Вопрос: От чего на самом деле зависит видимая форма Луны? (Ответ. Видимая форма Луны зависит от ее положения по отношению к Солнцу и Земле.)

Из алтайской сказки «Семеро братьев»

«Семь леших братьев за семь шагов семь вёрст позади себя оставляют. За семь дней семь братьев на семь переходов обогнали Дельбегена (быка - С. Т.)

Дельбеген от злости совсем коричневый стал:

- У-у-у! Этих братьев я догоню - у-у-у! Этих братьев я проглочу-у-у!

И вот братья уже слышат тяжелый бег быка, уже видят впереди себя на дороге тень бычьих рогов».

Вопрос:Можно ли "видеть впереди себя" тень рогов догонявшего быка? Что можно сказать по этому эпизоду о высоте Солнца над гори­зонтом? Нарисуйте ход лучей. (Ответы. Да. Солнце находится низко над горизонтом.)

Скорость света

Из итальянской сказки «Человек, кото­рый искал бессмертие».

«И тут Грантэста увидел что-то, что пока­залось ему страшнее бури. К долине прибли­жалось чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него были кожистые крылья, боро­давчатый мягкий живот и огромная пасть с торчащими зубами».

Вопрос: Что неверно, с точки зрения физики, в этом отрывке? (Ответ. Согласно теории относительно­сти, скорость света — предельная скорость распространения физических воздействий.)

Отражение света.

Из древнегреческой легенды о Персее.

«Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица: ведь один взгляд - и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады — как в зеркале отразились в нем горгоны. Которая же из них Медуза? Как падает с неба орел на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Меду­зе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар».

Вопрос: Какое физическое явление использовал Персей, чтобы обезглавить Медузу? Нари­суйте возможный ход лучей.

Из эстонского народного эпоса «Калеви- поэг»

«Калевипоэг повернулся к ним спиной, опустил глаза на гладь речную и не промол­вил ни слова. В воде ему было ясно видно отраженье трех железных воинов. Он заметил, как они выхватили мечи из ноже; бы внезапно поразить его в спину».

Вопрос: Какое физическое явление помогло левипоэгу избежать опасности? Попробуй изобразить на чертеже, используя физическое понятие "луч", описываемое событие.

Из ассирийской сказки «Собака и мясо».

«Собака схватила в мясной лавке кусок говядины и бросилась бежать. Когда она до­бежала до реки, то увидела в воде свое отра­жение. Но ей показалось, что это другая со­бака с куском мяса в зубах. И этот кусок больше того, который она стащила. Собака оставила мясо и бросилась в погоню за своим отражением».

Вопрос: Почему собака могла увидеть в реке са­мое себя? Может ли изображение предмета, даваемое зеркальной поверхностью, быть больше самого предмета?

Из турецкой сказки "Как ходжа тащил из колодца месяц"

«Однажды поздно вечером ходжа при све­те луны поднимал ведро из колодца и увидел он, что в колодец упал месяц. Чтобы вытащить месяц, он привязал к веревке крюк и опустил вниз. Случайно крючок зацепился за камень, и, когда ходжа сильно потянул веревку, крючок сорвался, а ходжа упал на спину.

Он взглянул наверх и увидел, что месяц на небе. «Ну, слава богу, помучился я немало, но зато месяц теперь вернулся на свое место».

Вопрос: Какое физическое явление ввело ходжу в заблуждение? Попробуйте изобразить ход лучей.

Из сербской сказки «Вытащили сыр из колодца».

«Как-то ночью возвращались домой с ба­зара крестьяне. Ночь была лунная. Остано­вились у колодца воды напиться и увидели на дне его ...

- Вот так счастье, братцы! Кто-то уронил круг сыра! Большущий - с мельничный жер­нов, желтый, как масло! - воскликнул один.

- Молчи, чего ты орешь? Так все село услышит,- закричали на него другие и при­нялись шапками, сумками и сапогами чер­пать воду из колодца, чтобы сыр вытащить. Пока они так трудились, луна скрылась за горой, сыр исчез".

Вопрос: Почему крестьяне увидели на дне колод­ца «круг сыра»? Чем он оказался? Поясните чертежом, как это могло произойти. Можно ли и при каких условиях на дне глубокого колодца увидеть Солнце

Из легенды белуджей "Момаль и Рано"

«Момаль велела построить дворец и обнести его широким, но не глубоким, всего в треть метра, рвом. Дно рва выложить зеркалами... Вода в ров должна поступать прямо из моря по особым каналам».

Вопрос:Чего хотела достичь Момаль своим при­казом? Поясните ответ чертежом. А теперь решите задачу: "Человек смотрит на свое изображение в зеркале, расположен­ном на дне рва глубиной 0,33 м, наполненно­го водой. Каково расстояние между лицом человека и его отражением, если лицо нахо­дится на высоте к — 1,5 м над уровнем во­ды? Показатель преломления воды п — 1,33". (Ответ." 3,5 м.)

Преломление света.

Из турецкой сказки про ходжу –«Ход­жа, проснувшись, просит очки».

«Однажды ночью ходжа в волнении разбу­дил жену и говорит:

- Ай, жена, подай мне поскорее, пока я не разгулялся, мои очки!

Жена дала ему очки, но спросила о при­чине беспокойства.

- Мне снится красивый сон, но кое-что я не могу разглядеть,— заметил ходжа».

Вопрос:Как происходит коррекция зрения при помощи очков? Свой ответ иллюстрируйте чертежами.

Из карело-финского эпоса «Калевала».

«Если ж ты спустился с неба,

С облаков далеких, тонких,

Ты взойди опять на небо,

Поднимись опять на воздух,

В облака, где много капель,

На мерцающие звезды...»

Вопрос:Чем объяснить мерцание звезд?

Из сказки В. Гауфа «Маленький Мук».

«Бодро шагал он целый день,- ведь от- правился-то он искать счастья; заметив бле­стящий на солнце черепок, он, должно быть, подбирал его в надежде, что тот превратится в алмаз; завидев вдали купол мечети, сияю­щий, точно зарево, увидев озеро, сверкаю­щее, словно зеркало, он радостно спешил ту­да, ибо думал, что попал в волшебную стра­ну. Но увы! Те миражи исчезали вблизи, а усталость и голодное бурчание в животе тот­час напоминали ему, что он все еще в стране смертных».

Вопрос: Что такое мираж и как он образуется? Почему озеро сверкает, как зеркало?

Из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

«Элиза спросила, не та ли это страна, ку­да они летят, но лебеди покачали головами; она видела перед собой чудный, вечно изме­няющийся облачный замок фата-морганы; туда не смеет проникнуть ни одна человече­ская душа».

Вопрос:Что такое фата-моргана и имеет ли она отношение к оптике? (Ответ. Фата-моргана — редко встре­чающаяся форма миража, когда на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за го­ризонтом. Ее происхождение связано с осо­бым преломлением света.)

Дисперсия. Волновые и квантовые свойства света.

Из австралийского мифа «Дарящие жизнь».

«Людям не часто удается видеть улыбаю­щееся лицо Лойны (т. е. Солнца.- С. Т.) и заплаканные глаза Кальи (т. е. дождя.- С. Т.) одновременно. Обычно, когда Калья плачет, Лойна прячет свою веселую улыбку. Но случается и так: во время дождя вдруг блеснет из-за туч солнце. И яркие лучи Лой­ны отражаются в слезах Кальи, образуя ог­ромную многоцветную йулу-вирри – радугу».

Вопрос:0 каких физических явлениях здесь идет речь? Как и почему образуется много­цветная радуга?

Из «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло - по мотивам легенды североамериканских ин­дейцев

«... Видел радугу на небе,

На востоке, и тихонько Говорил: «Что там, Нокомис?»

А Нокомис отвечала:

«Это Мускодэ на небе;

Все цветы лесов зеленых,

Все болотные кувшинки,

На земле, когда увянут,

Расцветают снова в небе».

Вопрос:Какое было время суток? Каково про­исхождение радуги по мнению Нокомис - женщины из племени североамериканских индейцев?

Из чукотской сказки «Морская радуга»

«В море у самого берега, там, где малая волна начинается, увидел радугу. Посмотрел и домой пошел. Остановился у дома и снова увидел радугу. Любопытно ему стало пошел туда. Спустился на то место, где радуга начинается, и увидел женщину, которая огонь в воде разжигает. Очень красивая женщина, все пальцы в перстнях».

Вопрос:Можно ли увидеть радугу у одного его конца?( Ответ: Нет: чтобы увидеть радугу, ее ось, солнце и глаз наблюдателя должны находиться на одной прямой).

Использование на уроках фрагментов из сказок с описанием изучаемых природных явлений может создать у ребят положительный эмоциональный фонд, что нужно для успехов в учебной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Физические задачи к сказкам, мифам, легендам". Оптика

Автор: Баженова Валентина Геннадьевна

Дата: 15.12.2020

Номер свидетельства: 567058

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства