Данная презентация отображает опыт моей работы по использованию на уроках физики материала по гуманитаризации обучения. В художественных произведениях авторы нередко отражают картины физических явлений природы, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, повествуют об открытиях ученых. Поэтому помимо художественной ценности, сюжеты из литературных произведений представляют собой хороший иллюстративный материал для уроков физики. Применение таких материалов не только прививает учащимся любовь к литературе, к чтению, но и развивает интерес к физике, позволяет решать воспитательные задачи. Художественные образы вызывают в сознании школьников стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу. В своей работе я использую загадки, пословицы и поговорки с физическим содержанием, материал, иллюстрирующий физические явления, тексты, содержащие физические ошибки, кроссворды, художественный иллюстративный материал для физических задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Элементы гуманитаризации в преподавании физики"»
Элементы гуманитаризации в
преподавании физики
Бринев В. Н.
1.Пословицы и поговорки.
2. Загадки.
3. Иллюстрация физического явления.
4. Условие для физических задач.
5. Текст, содержащий ошибку.
6. Кроссворд.
Отгадай загадки
1. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака .
5. Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
(молния, гром, дождь)
( барометр)
6. Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
2. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.
( градусник)
(весы)
7. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит .
3. То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут вес определить.
(эхо)
8. Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.
( весы )
4. Что с земли не поднимешь?
(тень )
(часы)
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Смазка уменьшает трение.
Не подмажешь – не поедешь.
Гром –распространение звука в атмосфере.
Пока гром не грянет,
мужик не перекрестится.
Ложка дегтя портит бочку меда .
Проникновение молекул дегтя между молекулами меда.
Слышал звон, да не знаешь, где он.
Источник звука.
В пустой бочке звона больше.
Поглощение и отражение звука.
И горячая вода остывает.
Охлаждение воды – явление теплопроводимости.
Иллюстрация физического
явления.
Агрегатное состояние вещества
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит»
/А. С. Пушкин/
«Вот морозы затрещалиИ сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй“Спасибо”за труды.»/С. Есенин/
Явление отвердевания
«Лопнет в градуснике ртуть,
или лопнут скулы,
Тяжелей и гуще муть,
Холод злей акулы.
/С. Черный/»
отвердевание ртути
«Бледнеет ночь…
Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна.
И серебро росы на стёклах холоднее»
/И. А. Бунин/
туман
«Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины тут.»
/С. Я. Маршак/
Агрегатное состояние вещества
«Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!»
/Н. А. Некрасов/
Трение скольжение, теплопроводимость.
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасались на нём.
“Взял бы я вас – да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.»
/Н. А. Некрасов/
Плавание тел
Условие для физических
задач
Дед тянет репку с силой 500 Н, бабка – 200 Н, внучка – 100 Н, жучка – 50 Н, кошка – 10 Н и Мышка – 2 Н. Вытащит ли репку эта компания без мышки, если силы, удерживающая репку в земле, равны 860 Н?
Объясните, как слуга из рассказа «Барон Мюнхгаузен» смог узнать, что скороход, заснул. «Я позвал своего слугу, того, который слышал, как растет трава в поле, и спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скорохода заснул».
Из русской сказки "Два Ивана - солдатских сына"
Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем - Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась. нельзя в руках держать! Взмолился Иван царевне: "Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю".
Вопрос: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо было в руках держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным царевной платком Иван обернул свою саблю?
Из русской сказки "Лисичка сестричка и волк" Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: "Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!" Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: "Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни, волчий хвост!" Хвост и замерз.
Вопрос: Почему хвост мерз? Какие виды теплопередачи здесь имело место? Почему лисичка повторяла: "Ясни, ясни на небе звезды!"
Вопросы Григория Остера из его книги «Физика»
С. Я. Маршак отрывки из стихов
Текст, содержащий ошибки
… Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. Басня утверждает, что «воз и ныне там»
Рудольф Эрих Репсэ
«Приключения Барона Мюнхаузена»
За волосы.
Вообще, за время этой войны со мною
было немало приключений. Однажды,
спасаясь от турок, попробовал
я перепрыгнуть болото верхом на коне.
Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в
жидкую грязь. Шлёпнулись и стали тонуть. Спасенья не было.
Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже. Вот уже все туловище моего коня скрылось в зловонной грязи, вот уже и моя голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика.
Что было делать? Мы непременно погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Я страшный силач. Схватив себя за эту косичку, я изо всех сил дёрнул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами.
Да, я приподнял на воздух и себя, и своего коня.
Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла .