ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома»
| ФИО (полностью) | Четверикова Лариса Владимировна |
| Место работы | МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» г. Грайворона |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Физика |
| Класс | 9 класс |
| Тема и номер урока в теме | «Строение атома и атомного ядра», урок №2 |
| Базовый учебник | Физика 9класс, А.В .Перышкин, Е.М. Гутник |
Цель и задачи урока
Цель: создать условия для изучения ядерной модели атома, опытов Резерфорда.
Задачи:
- обучающие: научить учащихся выделять главное, делать выводы, наблюдая демонстрацию.
-развивающие: научить учащихся работать с ЦОР и ЭОР.
-воспитательные: научить учащихся вести конструктивный диалог, работать совместно.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс (1 компьютер на двух учащихся, проектор один на класс)
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | | Приветствие, проверка готовности учеников к уроку | Проверяют принадлежности | 1 мин |
2. | Актуализация знаний, мотивация учащихся | | 1. Организует работу учеников по заполнению таблицы и обсуждению результатов заполнения таблицы. 2. Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока на основе анализа ответов учащихся. Корректирует ответы учащихся. | 1. Заполняют таблицу с вопросами (Приложение 1). 2. Обсуждают результаты заполнению таблицы. 3.Формулируют цель и тему урока. (Ответы учеников: Мы будем изучать строение атома, Возможно познакомимся с разными представлениями о строении атома) | 5 мин. |
3. | Изучения нового материала | Модуль 1 Модуль 2 | 1. Организует работу учащихся по работе с модулем 1. Инструктирует учащихся как работать с модулем. 2. Организует работу учащихся по работе с модулем 1, модулем 2 и учебником. Демонстрирует модуль 2. Комментирует ее. Инструктирует учащихся как работать с модулем. Оказывает индивидуальную консультацию. Корректирует ответы учащихся. 3. Организует работу учащихся по работе с модулем 1. Инструктирует учащихся как работать с модулем. Слушает ответы и корректирует. | 1.Изучение модели атома по Томсону. - Открывают модуль 1. - Читают раздел 2 модуле 1. (Описание модели Томсона). - Заполняют таблицу (приложение2). - Обсуждают результаты таблицы. 2. Изучение опытов Резерфорда. - Читают раздел 3 модуля 1 (описание опыта Резерфорда по рассеянию альфа частиц) и дополнительно параграф учебника. -Смотрят анимированную демонстрацию опыта Резерфорда в модуле 1, дополнительно смотрят демонстрацию опыта в модуле 2 на доске, слушают учителя.. - Отвечают письменно на вопросы (приложение 3) - Читают раздел 4 модуля 1. Работают в группах по заданиям по объяснению опыта (приложение 4). Записывают ответы в тетрадь. Отвечают по заданию. 3. Формулирование выводов. - Прочитать раздел 5 в модуле 1. -Записать ответы (приложение5, приложение 1). -Обсудить ответы. | 25 мин |
4. | Закрепление изученного | Модуль 1 Модуль 3 | Организовать работу по выполнению задания. Инструкция по выполнению задания. | Отвечают на вопросы задания раздела В модуля 1, проверяют ответы на вопросы (приложение 6) Тест на оценку модуль3 (ответить на вопросы, посмотреть журнал успеваемости в модуле 3) и поставить себе оценку за урок. | 10 мин. |
5 | Домашнее задание | Прочитать параграф, ответить на вопросы, кто не удовлетворен соей оценкой за тест, пройти тест по модулю 3 дома. | Комментирует дом. Задание. | Записывают дом задание. Задают вопросы. | 4 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЦОР Строение атомов. | Информационный, практический | Интерактивная лекция, с заданиями | Строение атомов. |
2 | ЦОР Опыт Резерфорда. | информационный | Демонтрация с текстом | Опыт Резерфорда |
3 | ЭОР Планетарная модель атома Резерфорда | Практический | Тест включает 6 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки |
Планетарная модель атома Резерфорда |
Приложения к уроку.
Приложение 1.
Вопросы | Знаю | Не знаю | Узнал | Хочу узнать |
Какие модели атомов существуют? | | | | |
Кто изучал строение атома? | | | | |
Как изучили строение атома? | | | | |
Каково строение атома? | | | | |
Какое значение имеет открытие строения атома? | | | | |
Приложение 2.
Модели атомов:
| Положительный заряд | Отрицательный заряд | Заряд атома в целом | Что не объясняла модель |
Модель Томсона | Располдожен по всему объему атома | Расположен внутри атома | Нейтральный. Количество положительного заряда равно количеству отрицательного заряда | Не объясняла явления радиоактивности. |
Модель Резерфорда | | | | |
Приложение 3.
2. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа – частиц. 1911 год.
Цель опыта: _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Результаты опыта (на какие углы рассеивались альфа-частицы):
1.________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 4
Объяснение результатов опыта:
Задание 1 группе:
Объясните, почему большинство альфа-частиц пролетало сквозь фольгу, не отклоняясь от своей первоначальной траектории?
Задание 2 группе:
Объясните, почему некоторая часть альфа-частиц отклонялась от своей первоначальной траектории на небольшие углы?
Задание 3 группе:
Объясните, почему часть альфа-частиц отбрасывалась от фольги назад?
Записать ответы:
1. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
Выводы, сделанные из опыта:
1. Согласно модели Резерфорда атом состоит__________________________
2. Положительный заряд атома находится______________________________
__________________________________________________________________
3. Отрицательный заряд атома находится_______________________________
__________________________________________________________________
4. Ядро атома это ___________________________________________________
__________________________________________________________________
ядро имеет диаметр _______________________________________, что по сравнению с размерами атома ________________________________________
Приложение 6
Приложение7