Экспериментальная задача о традиционном чае.
Известно, что физические задачи на бытовом домашнем оборудовании вызывают интерес учащихся, и особенно, если его «подогреть» историческими фактами. А также этот интерес усиливается, если произведенные теоретические расчеты можно сравнить с экспериментальными данными. Можно предложить одну из задач такого рода. В 10 классе после изучения тепловых и электрических явлений на дом можно задать задачу о традиционном в Казахстане напитке – Чай. Распространение чая и чаепития в Казахстане происходит во второй половине XIX века. Основным проводником его распространения является российская администрация. Чай распространяется сначала среди элиты казахского общества – ханов, султанов, а затем дешевизна товара, изменение уклада жизни кочевников приводят к расширению его употребления простыми кочевниками. Чай из «чужого» напитка превращается в «свой» в период трансформации общества. В этот период он становится доступным для всех. Главное условие для этого – переход от кочевого быта к полуоседлому и оседлому. Широкое распространение традиций чаепития было связано с тем, что он предавал процедуре употребления чая статусный характер, структурируя общество(впрочем, как и любой ритуал совместной трапезы), а также этот напиток, имея множество полезных свойств(согревающий зимой и утоляющий жажду летом, а в настоящее время, даже по первой главной программе, рекламируют этот напиток), существенно дополнил пищевой рацион номадов. Сначала молоко, потом крепкая заварка. Чай наливает женщина, её статус и возраст говорят об уважению к гостю. Обычно это невестка(келин) или жена хозяина дома, которая не вмешивалась в разговор мужчин. Чай не принято допивать до дна, это было дурным тоном. Пьется всегда свежезаваренный чай из чашек без ручки, пиал. К чаю подавали сушеные молочные продукты: курт, иримшик, сырасу.
Грандиозное событие
Или мелкий сабантуй:
Так приятно чаепитие!
Чай заботливо смакуй!
Вкусовые ощущения
Ты прочувствуй всей душой.
Чай с конфеткой, без сомнения, -
Праздник яркий и большой!
Чаепития приятного
Никогда не избегай.
Море счастья необъятного
И восторга получай!
Для чаепития используется чайник, в современных квартирах электрический. Поэтому предлагаю задачу: рассчитайте теоретически время нагрева воды в чайнике до кипения, а затем, провести опыт и сравнить экспериментально полученное время с вычисленным. Сделать вывод.
Эта задача нестандартная. Ученики должны сами выполнить следующие действия:
1) Измерить или определить по техническому паспорту вместимость чайника, возможно в больших семьях и самовара
2) Рассчитать помещающуюся в него массу воды
3) По паспорту определить мощность чайника
4) Опытным путем определить массу чайника и начальную температуру его и воды
5) Отыскать в таблицах удельные теплоемкости воды и материала из которого изготовлен чайник.
А далее они должны составить уравнение для расчета, пренебрегая рассеянием теплоты в окружающее пространство. Учащиеся должны составить следующее уравнение:
N•t=cч•mч(tк – t0) + cв•mв (tк – t0)
Из этой формулы они вычисляют теоретическое время, и сравнивают его с опытным. И помнить, у казахов пить чай перед основным блюдом – мясом(ет). Существует определенно установленное время пития чая: тангы шай(утренний чай), бестын шайы(чай, который пьют в пять часов вечера). Тем самым школьники закрепляют национальные традиции, закрепляют историю Казастана и закрепляют казахский язык.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эксперементальная задача о традицонном чае.»
Экспериментальная задача о традиционном чае.
Известно, что физические задачи на бытовом домашнем оборудовании вызывают интерес учащихся, и особенно, если его «подогреть» историческими фактами. А также этот интерес усиливается, если произведенные теоретические расчеты можно сравнить с экспериментальными данными. Можно предложить одну из задач такого рода. В 10 классе после изучения тепловых и электрических явлений на дом можно задать задачу о традиционном в Казахстане напитке – Чай. Распространение чая и чаепития в Казахстане происходит во второй половине XIX века. Основным проводником его распространения является российская администрация. Чай распространяется сначала среди элиты казахского общества – ханов, султанов, а затем дешевизна товара, изменение уклада жизни кочевников приводят к расширению его употребления простыми кочевниками. Чай из «чужого» напитка превращается в «свой» в период трансформации общества. В этот период он становится доступным для всех. Главное условие для этого – переход от кочевого быта к полуоседлому и оседлому. Широкое распространение традиций чаепития было связано с тем, что он предавал процедуре употребления чая статусный характер, структурируя общество(впрочем, как и любой ритуал совместной трапезы), а также этот напиток, имея множество полезных свойств(согревающий зимой и утоляющий жажду летом, а в настоящее время, даже по первой главной программе, рекламируют этот напиток), существенно дополнил пищевой рацион номадов. Сначала молоко, потом крепкая заварка. Чай наливает женщина, её статус и возраст говорят об уважению к гостю. Обычно это невестка(келин) или жена хозяина дома, которая не вмешивалась в разговор мужчин. Чай не принято допивать до дна, это было дурным тоном. Пьется всегда свежезаваренный чай из чашек без ручки, пиал. К чаю подавали сушеные молочные продукты: курт, иримшик, сырасу.
Грандиозное событие Или мелкий сабантуй: Так приятно чаепитие! Чай заботливо смакуй! Вкусовые ощущения Ты прочувствуй всей душой. Чай с конфеткой, без сомнения, - Праздник яркий и большой! Чаепития приятного Никогда не избегай. Море счастья необъятного И восторга получай!
Для чаепития используется чайник, в современных квартирах электрический. Поэтому предлагаю задачу: рассчитайте теоретически время нагрева воды в чайнике до кипения, а затем, провести опыт и сравнить экспериментально полученное время с вычисленным. Сделать вывод.
Эта задача нестандартная. Ученики должны сами выполнить следующие действия:
Измерить или определить по техническому паспорту вместимость чайника, возможно в больших семьях и самовара
Рассчитать помещающуюся в него массу воды
По паспорту определить мощность чайника
Опытным путем определить массу чайника и начальную температуру его и воды
Отыскать в таблицах удельные теплоемкости воды и материала из которого изготовлен чайник.
А далее они должны составить уравнение для расчета, пренебрегая рассеянием теплоты в окружающее пространство. Учащиеся должны составить следующее уравнение:
N·t=cч·mч(tк – t0) + cв·mв (tк – t0)
Из этой формулы они вычисляют теоретическое время, и сравнивают его с опытным. И помнить, у казахов пить чай перед основным блюдом – мясом(ет). Существует определенно установленное время пития чая: тангы шай(утренний чай), бестын шайы(чай, который пьют в пять часов вечера). Тем самым школьники закрепляют национальные традиции, закрепляют историю Казастана и закрепляют казахский язык.