kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание через формирование навыков здорового образа жизни на уроках физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал пригодится для учителей, так как в нем описывается как разнообразить урок для детей с ОВЗ и при этом сохранять их здоровье,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание через формирование навыков здорового образа жизни на уроках физики.»

Зайцеава Юлия Андреевна

учитель физики

МБОУ «Школа № 15 для

обучающихся с ОВЗ»


Духовно-нравственное воспитание через формирование

навыков здорового образа жизни на уроках физики.


«Забота о человеческом здоровье – это

прежде всего, забота о гармонической

полноте всех физических и духовных сил».

В.А. Сухомлинский

Основной задачей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования – формирование и сохранение в процессе обучения здоровья детей. От здоровья, жизнерадостности обучающихся зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы, чего так не хватает обучающимся с ОВЗ.

Поэтому, цель моей работы - формирование здорового образа жизни у обучающихся на уроках физики.

Для решения цели определила ряд задач:

1.сформировать представления о том, что полезно и что вредно для организма;

2.развить потребность в выполнении ежедневных физкультурных упражнений;

3.обучить навыкам оказания элементарной помощи.

Считаю, что на уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание для того, чтобы ребенок сам мог прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно.

При планировании урока не допускаю однообразия работы, постоянно меняю виды деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме. С первых минут урока, с приветствия создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. в обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний.

На своих уроках использую приемы здоровьесберегающих технологий:

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает физика. Физические явления.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Диффузия. Движение молекул.

Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Инерция.

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса тела. Вес тела.

Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Давление твёрдых тел.

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосферное давление.

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление в жидкости.

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила.

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

И это далеко не полный перечень тем и вопросов.

Иногда провожу запланированные уроки здоровья. Такие уроки удаётся проводить не очень часто, но они включены в тематическое планирование. Это такие уроки как «Глаз как оптическая система», где  изучаем дефекты зрения и их исправление, гигиену зрения, правильное питание для сохранения зрения, «Влияние электромагнитных полей на живые организмы», «Здоровье и радиация» и т.д.

Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», так как существует угроза поражения электрическим током. Школьники должны знать, что при поражении электрическим током необходимо делать.

Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами (рассматриваем эти правила).

При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды рассказываю ученикам о физических методах очистки питьевой воды, об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов, а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде.

В теме «Механические колебания. Звук» рассказываю ученикам о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, отмечаю и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье.

Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, юмористических или поучительных картинок, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме. При изучении темы «Атмосфера» в 7 классе, с детьми выполняли физминутку под стихотворение:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера.

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Найдем давление,

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно.

Использую отрывки из литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, что служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательными целями.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки.

Например,

1) Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.

  1. Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

3) Знает каждый инженер υ= ω∙R.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, поставить восклицательный знак и т.д.).

Некоторые формулы для лучшего запоминания представляю в виде так называемого магического треугольника:





Или прошу бросить кубик и объяснить формулу, записанную на выпавшей грани (назвать входящие в неё величины).

Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Считаю, что здоровьесберегающие технологии являются одним из элементов духовно-нравственного становления личности школьника.

Они предоставляют большие возможности для развития умственной, эмоциональной, эстетической и волевой сферы ребенка с ЗПР, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), где свободное творчество протекает в специально созданных педагогом ситуациях, чтобы ребенок в образовательном процессе находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, делал свой выбор и принимал решение. При разрешении подобного рода проблем ребенок приобретает свой жизненный опыт, и педагогу нужно поддерживать стремление, «страсть» ребенка к природному движению, к развитию, взрослению и  свободе.





Литература: 

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

  3. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие бразовательные технологии.

  4. http://www.pedsovet.ru

http://1sentember


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Зайцева Юлия Андреевна

Дата: 04.06.2018

Номер свидетельства: 472195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства