Доклад «Контроль знаний учащихся по физике с помощью тестовых заданий»
Доклад «Контроль знаний учащихся по физике с помощью тестовых заданий»
Доклад «Контроль знаний учащихся по физике с помощью тестовых заданий»При осуществлении тестового контроля знаний на каждый блок тестов отводится определенное время. Ограничение по времени связано тем, что учащийся должен четко знать изучаемые зависимости, уметь быстро и чётко анализировать прочитанное, уметь "переключаться" с одного задания на другое, т.е. резко менять и анализировать новую информацию. Анализ результатов проверки данных тестов позволит диагностировать и психофизиологическую личность учащегося, что и предусматривается тестированием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Контроль знаний учащихся по физике с помощью тестовых заданий»»
Доклад «Контроль знаний учащихся по физике с помощью тестовых заданий»
Яковлева И.Г., учитель физики МБОУ Гимназия № 133 г.о. Самара
Цель контроля знаний – выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом.
Проверка знаний, умений и навыков всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний.
В процессе обучения физике она часто сочетается с решением различного рода задач, выполнением лабораторных работ и опытов, т.е. содействует формированию у учащихся определенных умений и навыков, развитию их памяти, мышления и речи, приводит в систему их знания.
Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки.
Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.
Учету и оценке подлежат не только знания и умения, но и общее развитие учащихся; учет с помощью разных форм контроля должен охватывать:
1) знание фундаментальных и важных опытов по физике, умение описывать физические явления;
2) знание физических законов и умение применять их;
3) владение основными положениями физических теорий (классической механики, молекулярно-кинетической, электронной теорией, строения атома и его ядра и др.);
4) навыки пользования физической терминологией и математической записью физических закономерностей; знание определений основных физических понятий и величин; умение давать точные определения;
5) навыки пользования измерительными приборами; умение производить измерения и ставить несложные физические опыты;
6) умение решать физические задачи разных типов и применять изученные закономерности к объяснению явлений природы и техники;
7) знание основных этапов истории развития мировой и отечественной физики, достижений выдающихся ученых и их вклада в сокровищницу науки;
8) понимание роли физики в жизни;
9) навыки устной речи и оформления письменных работ (записи, расчеты, чертежи);
10) навыки работы с учебной книгой (учебником, задачником, справочником и др.)
Главные формы проверки, которые я использую на уроках:
письменные (кратковременные и итоговые контрольные работы в виде тестов, физические диктанты),
практические (фронтальные лабораторные работы, домашние лабораторные работы
В последнее время большое внимание я уделяют такому способу проверки знаний учащихся, как тесты и тестовые задания. Этому способствовали такие факторы, как: введение стандартов обучения физике; широкое распространение компьютерной техники, введение тестирования при сдаче выпускных экзаменов и т.д.
Тесты позволяют проверить более глубокое понимание материала, чем другие формы. Во время письменных и устных ответов учащиеся могут заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объём заученного. Тесты помогают увеличить точность измерения понимания материала. Кроме этого, тесты способствуют и усвоению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы, как с успевающими, так и с отстающими.
Тестирование - одно из средств индивидуализации в учебном процессе, т.к. учитывает психологические особенности обучающихся, мешающие их успешной деятельности.
Данная форма проведения итогового контроля знаний учащихся по физике имеет свои преимущества:
Задание может включать большое количество вопросов. Поэтому одно задание может достаточно полно охватить материал проверяемой темы. В этом заключается основное преимущество заданий по сравнению с контрольными работами, включающими 2 или 3 задачи. Анализ контрольных работ, даже наиболее удачно составленных, показывает, что они проверяют 30-50% материала. С помощью тестов можно охватить до 70-80% материала темы или раздела.
Оценка за выполнение теста выставляется однозначно. В зависимости от числа вопросов, на которые учащиеся ответили верно, им выставляется та или иная оценка, которая уже не зависит от требований учителя, проверяющего работу. Тем самым достигается стандартизация оценки, что способствует выполнению воспитательных целей, которые преследует итоговый контроль знаний.
Задания с выбором ответа позволяют провести поэлементный анализ усвоения материала. Большое количество вопросов, включаемых в задание, дает возможность в каждом из вопросов четко выделить конкретный элемент знания и установить, насколько он усвоен учащимися.
Важной особенностью заданий с выбором ответа является значительная экономия времени учителя при проверке работ.
Можно выделить следующие виды тестов, исходя из критериев проверки знаний учащихся: 1. Тесты воспроизведения информации самые простые. Их можно использовать для повторения и обобщения, в ходе текущей проверки. Эти тесты требуют односложного ответа "да" или "нет". Такие задания уместны для слабых учащихся, они сориентированы на узнавание материала и легко ими выполняются.
2. Тесты самостоятельного анализа более сложные задания. Для их выполнения требуются навыки логического мышления и умения анализировать и делать выводы по предложенным вопросам.
3.Тесты оценочного характера предполагают демонстрацию интеллектуальных возможностей и умений учащихся, их оценочные способности.
4. Тесты сравнительного характера направлены на оценку умения сравнивать факты, события и явления учащимися, на развитие внимательности и логического рассуждения.
5. Тесты обучающего характера могут иметь дополнительную информацию, которая не упоминалась на уроках и не отражена в школьной программе, но имеет значение для формирования знаний по предмету, расширяя, таким образом, учебный материал. Такие тесты способствуют самостоятельному поиску знаний.
6. Тесты сопоставляющего характера формируют критическое мышление, собственное мнение, самостоятельность поиска знаний, умение анализа. Эти тесты рассчитаны на высокий интеллектуальный уровень учащихся, на точные знания материала.
7. Тесты обобщения рассчитаны на умение учащихся делать выводы и обобщать изученный материал. Они направлены на расширение кругозора учащихся, на выявление умения систематизировать учебный материал.
Для учащихся показывающих определенный интерес к изучаемому предмету, в качестве тренировочных тестов могут быть предложены и тесты повышенной сложности требующих от учащихся знание дополнительной информации. Текст теста должен быть сформулирован таким образом, что он должен заинтересовать учащегося и "подтолкнуть" его на чтение дополнительной литературы, использовать поиски в Интернете, в энциклопедиях...
Тем самым развивается и повышается мотивация учащегося к изучению данного предмета.
Для того, чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ, необходимо в повседневной жизни использовать элементы тестовых технологий, сочетать их с другими традиционными формами оценки качества знаний (контрольная работа, диктант, взаимопроверка, самопроверка и т.д.). Я самостоятельно составляю небольшие задания в виде тестов или беру задания из тетрадей на печатной основе, для осуществления быстрой обратной связи, отслеживая качество усвоения изучаемого материала. Это также могут быть индивидуальные домашние задания из сборников тестов, разработанных методистами с различными вариантами КИМов ЕГЭ.
Знакомя учеников с тестами, я формирую у учащихся необходимые навыки выполнения тестовых заданий, следовательно, на экзамене ребенок не будет тратить время на понимание инструкции по ее выполнению. Поэтому во время различных «тренировок» отрабатываются соответствующие навыки самоконтроля, саморегуляции, формируются навыки мыслительной деятельности, умение управлять своими эмоциями.
Использование стандартизованных измерительных материалов позволяет не только определить уровень усвоения тех или иных дидактических единиц, но и сравнить результаты данной группы учащихся со средними статистическими показателями.
Отмечу важные моменты подготовки учащихся:
умение выбирать алгоритм, который при минимальном времени и энергетических затратах приводит к верному решению;
умение сочетать логические и образные навыки как средство решения тестового задания;
умение найти пространственный образ (схему, модель), которая минимизирует затраты времени на решение задачи;
умение по рисунку методом логических заключений найти верное решение задачи.
Практика проведения ЕГЭ показывает, что с заданиями базового уровня с выбором формул и законов, справляется более 65% выпускников.
При осуществлении тестового контроля знаний на каждый блок тестов отводится определенное время. Ограничение по времени связано тем, что учащийся должен четко знать изучаемые зависимости, уметь быстро и чётко анализировать прочитанное, уметь "переключаться" с одного задания на другое, т.е. резко менять и анализировать новую информацию. Анализ результатов проверки данных тестов позволит диагностировать и психофизиологическую личность учащегося, что и предусматривается тестированием. Так, например, диагностика понимания прочитанного и внимательности может быть достигнута чередованием заданий типа: "Какое утверждение или утверждения справедливы?" с заданиями типа: - "Какое утверждение или утверждения не справедливы?" При количественном ответе на предложенный тест можно использовать различные единицы измерения в тесте. В частности, давая конечный ответ в других, в отличие от просчитанных учащимся, единицах. Так, например, работая с размерностью "метр", учащийся получил ответ 3 м, но в сетке ответа есть 300 см (правильный ответ), 3 мм и 3см, помимо еще двух других неправильных. Понятно, что указав в ответе ответы 3 см или 3 мм, учитель должен понимать, что сама "физика" на должном уровне, но у ученика проблемы с внимательностью! Для индивидуальной, а соответственно и более объективной проверки знаний учащихся тестовые задания подразделяются на три уровня - А, В, С. При этом, повышение уровня выбранной группы данного блока тестов даёт увеличение коэффициента балла каждого правильно решённого теста, а тем самым стимулирует учащегося реально оценить свои знания по каждой теме. При этом он должен чётко понимать, что с повышением уровня сложности увеличивается и "глубина" затрагиваемого материала. Поэтому выбор "группы сложности" решаемых тестов диагностирует у учащегося объективную самооценку своих знаний не только по данной теме, но и подготавливает к тому, что предложенное задание будет связано с ранее изученными темами. Первая, наиболее легкая группа А требует умения выделять, опознавать изучаемый объект, явление или величину (в виде описания, определения, формулы, графика), а также производить несложные расчеты, не требующие анализа предложенной ситуации. Очевидно, что тестовый блок этой группы должен быть составлен исходя из "жёсткой" регламентации времени выполнения этой группы тестов. Второй уровень - (группа В) должен выявлять знание сущности изучаемого понятия, установление связи этого понятия с другими, раннее пройденными. Однако, установление связей показанных в данном тесте, должно быть в рамках стандартных ситуаций. (Необходимо отметить, что задания входящие в группы А и В, должны соответствовать минимальному (базовому) уровню знаний установленных методистами.) Третий уровень - (группа С) должна выявлять способность анализировать понятия, устанавливать связи между ними в незнакомой (нестандартной) ситуации. Задания данной группы также требуют глубокого понимания пройденного материала, умения связать его с ранее пройденным.
Как известно, при достижении уровня около 70% от общего объема знаний и умений, определяемых требованиями программы, учащийся может в дальнейшем успешно пополнять и развивать полученные знания. Поэтому уровень 70% от числа вопросов на поверку знаний и умений на уровнях узнавания, воспроизведения и применения знаний в знакомой ситуации можно принять за нижнюю границу для оценки «удовлетворительно».
Ниже 70% правильных ответов на обязательную часть теста оценивается неудовлетворительными оценками.
Оценку «хорошо» можно выставлять за полное выполнение обязательной части теста или за общее число правильных ответов, примерно соответствующее числу вопросов в обязательной части теста. За допустимое можно принять отклонение примерно 10%.
Оценке «отлично» соответствует результат с превышением числа правильных ответов над числом вопросов в обязательной части теста. В таком случае данная оценка выставляется при полном овладении учебным материалом в соответствии с требованиями учебной программы на уровнях воспроизведения и применения знаний в знакомой ситуации и обнаружении способности успешно применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Применение различных форм и методов контроля знаний позволяет повышать качество знаний учащихся по предмету. Использование разноуровневых задач при проведении контрольных и самостоятельных работ даёт шанс всем учащимся справляться с предложенными заданиями и получать отметки, соответствующие уровню их знаний. Индивидуальные зачётные работы позволяют проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, а также помогают развитию устной речи учащихся. Решение различного рода тестов повышает степень их решаемости, что позволяет показывать достаточно хорошие результаты на выпускных экзаменах
Ниже представлен образец тестовой контрольной работы:
Контрольная работа по физике для учащихся 7 класса
по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
ВАРИАНТ 1
Уровень А Инструкция: внимательно прочитай задание. Впиши в таблицу букву (или буквы), соответствующую правильному ответу.
Если ни один из предложенных ответов не совпал с твоим, значит, в решении была допущена ошибка. Переделай задание.
№ 1. Какая из физических величин является векторной?
А. Время В. Пройденный путь
Б. Объем Г. Скорость
№ 2. Какое из приведенных значений может выражать пройденный путь в СИ?
А. 50 см Б. 3 м2В. 70 м Г. 20 км
№ 3. Выразите плотность 13,6 г/см3 в кг/м3
А. 3,8 кг/м3 В. 13600 кг/м3
Б. 1360 кг/м3 Г. 0,0136 кг/м3
№ 4. За какое время велосипедист проедет 360 м, двигаясь со скоростью 18 км/ч?
А. 20 с В. 72 с
Б. 36 с Г. 1800 с
№ 5. Растительное масло объемом 2000 см3 имеет массу 1840 г. Определите плотность
масла.
А. 3680 кг/м3Б. 920 кг/м3В. 0,92 кг/м3Г. 3,68 кг/м3
№ 6. По графику скорости прямолинейного движения определите скорость тела в конце
четвертой секунды от начала движения.
А. 12 м/с Б. 18 м/с В. 24 м/с Г. 30 м/с
Уровень Б
№ 7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по
которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
А) Плотность 1) m/V
Б) Пройденный путь 2) S/t
В) Масса 3) υ ∙ t
4) ρ ∙ V
№ 8. Решите задачу: Трактор проехал путь 600 м за время, равное 5 мин, а за следующие
30 мин он проехал путь 3,6 км. Какова средняя скорость трактора за
все время движения?
Уровень С
№ 9. Решите задачу: Масса бетонного блока, имеющего форму прямоугольного
параллелепипеда, равна 5 кг. Какой станет масса блока, если одну его сторону
увеличить в 2 раза, другую – в 1,5 раза, а третью оставить без изменения?
Пример бланка ответов:
Контрольная работа по физике по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Учени___ МБОУ Гимназии № 133 г.о. Самара ___ «__» класса
Фамилия
Имя
Дата «____» ___________2012 г.
Бланк ответов
Вариант № ____
Уровень А
Номер ответа
№1
№2
№3
№4
№5
№6
Количество верных ответов
Правильный ответ
Уровень Б
№ 7
А
Б
В
Количество верных ответов
№ 8
Дано: СИ Решение
Ответ:
Уровень С
№ 9
Дано: СИ Решение
Ответ:
Уровень
Количество баллов
А
Б №7
Б №8
С №9
Всего баллов
Итого:
Инструкция к проведению работы
1. Тест рассчитан на средний уровень учащихся. Работа дается на три варианта, задания во всех вариантах одного уровня сложности.
2. Организационный момент составляет 5 минут, на выполнение работы учащимся отводится 35 минут.
3. Работа состоит из трех блоков (уровней) и включает 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Уровень А содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Все задания первого уровня оцениваются в 1 балл.
Уровень Б состоит из 1задания (№ 8) с подробным решением и самостоятельным конструированием ответа и 1 задания (№ 7) на установление соответствия между вопросом и ответом.
Задание № 7 оценивается в 2 балла, если верно указаны все три элемента ответа, в 1 балл, если правильно указаны два элемента ответа, и в 0 баллов, если ответ содержит один верный элемент ответа или не содержит элементов правильного ответа.
Задание № 8 оценивается в 2 балла, если показано верное решение с записью формулы и вычислениями; в 1 балл, если допущена вычислительная ошибка или имеются недочеты в записи условия или решения, если задача решена не до конца, но верно записано условие и формула для вычисления.
Уровень С состоит из 1 задания (№ 9) с подробным решением и самостоятельным конструированием ответа. Задание № 9 оценивается в 3 балла, если показано верное решение с записью формул и вычислениями; в 2 балла, если допущена вычислительная ошибка; в 1 балл, если задача не до решена до конца, но верно записано условие и формулы для вычисления.
4. Учащийся выполняет задание на черновике, устанавливает, какая буква в уровне А соответствует правильному ответу и записывает ее в бланк ответов под номером, соответствующим этому заданию, в уровне Б, С записывает решение и ответ, предварительно сделав задание в черновике.
5. Инструкция по оцениванию работы:
Максимальный балл за выполнение всей работы составляет 13 баллов:
уровень А – 6 баллов, уровень Б – 4 баллов, уровень С – 3 балла
Оценка «5» выставляется, если ученик набрал 11 - 13 баллов;
Оценка «4» выставляется, если ученик набрал 8 - 10 баллов;
Оценка «3» выставляется, если ученик набрал 6 - 7 баллов;
Оценка «2» выставляется, если ученик набрал менее 6 баллов.
Оценка не снижается за исправления и не аккуратное выполнение работы.