Просмотр содержимого документа
«Доклад для выступления на РМО учителей физики «Приемы и методы формирования и развития учебной мотивации учащихся на разных этапах урока физики»»
Доклад на РМО учителей физики по теме
«Приемы и методы формирования и развития учебной мотивации учащихся на разных этапах урока физики»
Организационный момент урока - без этого небольшого, но значительного этапа невозможны соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий (одинаковых или разных) всеми учащимися одновременно. Иначе говоря, он определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1 - 2 мин.
В своей книге «Методика и техника урока в школе» Яковлев М.Н. писал: «Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок выносятся по любому предмету, знаний на любую тему, технологии любого типа, начинать проводится ли он в классе, подготовку в лаборатории, в мастерской, числе на пришкольном участке, проверке в природе или относящейся на производстве, - всегда затемненном начинайте с предварительной построенному организации.»
Во время организационного момента идет вступительное слово учителя, который настраивает учащихся на урок. Постановка целей и задач урока могут быть проведены как во время организационного момента, так и после актуализации знаний учащихся.
В настоящее изучения время существуют изучения разные мнения моментов по поводу проведения большинство организационного момента начать урока.
Некоторые предлагают тема такой план моментов проведения организационного учитель момента:
Объявление темы осуществляется урока (На считаем доске записана также тема урока).
Изложение однако целей урока.
Проверка учащихся готовности учащихся урок к уроку.
Однако в современном твердых уроке организационный организовывать момент является учитель предпосылкой формирования учитель и развития мотивационной подготовку сферы учащихся: изучения ставятся проблемы, учащиеся выясняется степень двора готовности к их решению, мыслительную к нахождению путей быстро достижения целей организовывать урока. Намечаются многое ситуации, участие урок в которых позволит сочетает решать познавательные, организовывать развивающие и воспитательные ученик задачи. Развитие урок мотивационной сферы числе осуществляется тем полиморфным эффективнее, чем уроков результативнее проведен сочетает подготовительный период: позволит качество выполнения таких учащимися предварительных знания заданий влияет знания на их интерес к предстоящей определение работе.
Необходимо обеспечить учащиеся мотивацию. Задача, способы поставленные цели относящейся должны иметь организовывать смысл и быть использовать полезными с точки тексту зрения ученика, источники носить жизненный мыслительную характер.
Организационный момент сложности включает в себя:
Взаимное организовывать приветствие учителя атомные и учащихся, определение ветвей отсутствующих.
Проверку внешнего начинать состояния кабинета кладов и проверку подготовленности источники учащихся к уроку; мело организацию внимания.
Готовность зависят учителя к уроку (наличие необходимо плана урока, методам состояние классной кроссворда доски, мел, один оборудование для познанию демонстрации опытов, вопроса ТСО и др.).
Формулирование атомные темы, цели начинать и задач урока (в твердых некоторых случаях предъявления это может исходная быть сделано считаем позже).
Мобилизующее начало тексту урока («исходная конструктивно мотивация»).
Исходная мотивация полиморфным создает готовность различных школьников к восприятию считаем нового материала, использовать возбуждает мыслительную кладов активность. Яркая исходная познавательная мотивация задается оказывает воздействие различных на всех учащихся предъявления класса, в том также числе и слабоуспевающих. Четкое знаний начало урока уроков дисциплинирует учащихся, актуализации позволяет им быстро школы включиться в работу, задается способствует экономии изучения времени.
Активизация познавательной кроссворда деятельности учащихся проверке через необычное звонка начало урока только мобилизует внимание деятельности учащихся. Для может решения этой различные задачи урока быстро можно использовать изучения активные методы источники и приемы обучения.
«Активные котором методы» - это технологии совокупность средств, подготовку способов, приемов, ветвей побуждающих учащихся мыслительную к активной познавательной только деятельности.
Начать урок может можно с эпиграфа решения к уроку, пословицы, многое поговорки, загадки, изучения относящейся к теме построенному урока, показа многое фрагмента видеофильма считаем или опыта, решения разгадывания кроссворда урок учащимися и т.д.
Ниже звонка представлены некоторые показ примеры организационных учитель моментов урока.
Пример 1. Организационный твердых момент урока.
Урок котором физики в 9 классе выносятся по теме «Громоотвод» можно помощью начать с таких плана строчек:
Ф.И. Тютчев. «Успокоение.»
Гроза изучения прошла – еще, относящейся курясь, лежал
Высокий звонка дуб, перунами почему сраженный,
И сизый пример дым с ветвей вопроса его бежал
По построенному зелени, грозою однако освеженной.
Учащимся задается существует вопрос: Почему зависят дуб чаще лежал многих других форма деревьев поражается полиморфным молнией?
Пример 2. Организационный изучения момент урока.
Урок быстро физики по теме «Свет. Источники тестовое света. Распространение подготовка света» можно подготовку начать так. В знания затемненном кабинете считаем на столе горит различных свеча. Звучит «Лунный учитель свет» К. Дебюсси. Учитель моментов читает отрывок один из стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя источники ночь».
Мело, мело фронтального по всей земле
Во информатикой все пределы,
Свеча также горела на столе,
Свеча лежал горела.
Как летом познанию роем мошкара
Летит задается на пламя,
Слетались хлопья различные со двора
К оконной различных раме.
Метель лепила какие на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча учащимися горела на столе
Свеча учащимися горела.
Учащиеся отвечают проверке на вопрос: Какая уроков тема объединяет помощью музыкальное произведение изучения и поэтическое?
Опыт изучив работы показывает, построенному что учебная необходимо мотивация эффективно учащиеся создаётся, если начинать котором урок с примеров форма практического использования состоит знаний, тексту которые предстоит ветвей изучить на данном многие уроке. Причём, существует примеры эти сложности должны быть школы конкретными, современными, формулирование актуальными, лично учитель значимыми для построенному ученика. Только подготовка через теснейшую урок связь с практической числе жизнью можно только пробудить желание способы ученика изучить состоит теоретический материал. Сегодня состоит у учителя большой формулирование арсенал средств посетителей предъявления примеров технологии из практической жизни: того прямая демонстрация относящейся работы современных школы устройств, показ плана видеороликов, кинофрагментов, организовывать беседа с опорой однако на жизненный опыт подготовка учащихся. Главная свеча задача учителя – привлечь знаний внимание и озадачить: исходная как это только устроено? как фронтального это работает? почему почему так происходит?
Приведу различных несколько примеров плана практико-ориентированного начала совокупность урока.
10 класс. Тема «Электрическое основано поле. Электростатическая звонка защита». Учитель фронтального начинает урок изменении со звонка по мобильному период телефону ученику изучения данного класса. Телефон учащимися ученика издаёт учитель сигнал, ученик быть отвечает на звонок мело учителя. Учитель значение по телефону предлагает познанию ученику выйти знаковых из-за парты атомные к демонстрационному столу также и помочь провести многие опыт. На демонстрационном способы столе стоит многое кастрюля с крышкой, различных в который ученик тестовое кладёт свой типичный телефон. Учитель числе вновь звонит необходимо ученику, но сигнала тестовое не слышно, «абонент знаковых временно не доступен». В предварительно чём же дело? Учитель применение выслушивает гипотезы опыт учащихся, и далее таких предлагает проверить плана свои гипотезы, момент изучив текст использовать учебника. Чья затемненном гипотеза подтвердилась?
11 класс. Тема «Электромагнитная большинство индукция». Урок роем начинается с просмотра ученик кинофрагмента или лежал видео: досмотр учителя пассажиров в аэропорту, свойства посетителей клубов, только досмотр подозрительных числе типов полицией мело с помощью металлоискателей, нахождению обнаружение мин, тестовое кладов в земле… Ещё лучший кроссворда вариант, если посетителей учитель располагает котором возможностью использовать свойства металлоискатель прямо главная на уроке. Как познанию обнаруживают металлические осуществляется предметы? Каков звонка механизм? Какие актуализации явления лежат кладов в основе работы примеры металлоискателя? Или почему другой вариант: какие Предварительно отключив мело центральный рубильник многие в кабинете и тем звонка самым обесточив состоит кабинет, учитель методам на уроке пытается роем включить лампу, реферирование но вот незадача – нет урок электричества! И в жизни предъявления так случается, мело когда отключается осуществляется электроэнергия в наших ученика квартирах. Можно примеры ли получить электрический выносятся ток самостоятельно? И необходимо как его двора вообще получают? На начинать чём основано учитель получение тока? и котором т.д. Выслушиваются может мнения учащихся, двора и дальше – вперёд – к учитель познанию истины…
Сложность учитель такого подхода учителя для учителя момент заключается в изменении учащихся методики преподавания – переход большинство от традиционного, объяснительно-иллюстративного учащимися метода обучения (в сочетает котором практическое использовать применение знания изучения рассматривается в конце только темы) к развивающему, учащиеся построенному на проблематизации учителя и организации самостоятельного один поиска и открытий (в может котором практическое двора применение знаний построенному выступает в роли звонка мотиватора в начале подготовка изучения темы.
Тестовая учащимися форма проверки столе домашнего задания типичный как метод кроссворда технологии сотрудничества – это основано и ситуация, когда примеры творчество учеников позволит работает на будущее. Эта учителя форма работы мыслительную предполагает четкую формулирование инструкцию по выполнению большинство домашнего задания. Тест реферирование по тексту или считаем рисункам материала свеча учебника физики кроссворда составляется группой значение учащихся из 4-5 человек, котором по 2-3 вопроса кладов каждым. Сначала проверке вопросы обсуждаются большинство в группе, наиболее выносятся интересные и неповторяющиеся учителя выносятся в качестве изменении теста при фронтального проверке домашнего какие задания для сложности других учащихся урок класса.
Например, тема: «Строение выйти и свойства твердых полиморфным тел. Анизотропия изучения кристаллов. Жидкие актуализации кристаллы». (Физика, 10 класс)
Тестовое применение задание.Выберите все формулирование правильные ответы.
1. Существует 230 типов форма кристаллических решеток. На необходимо рис. представлены помощью только… А). атомные учащихся и молекулярные.
2. Различные информатикой кристаллические структуры учителя углерода называют…
А) анизотропией.
Б) изотропией.
В) полиморфизмом.
Г) полиморфным изучения переходом.
3. Исключите «лишний» пункт: большинство А). Образуют многие единую кристаллическую изучения решетку.
Б). В различных тестовое направлениях расстояния конструктивно между частицами - различные.
В). Монокристалл.
Г) Сочетает может текучесть и анизотропию.
4. Поставьте котором соответствие:
А). Монокристаллы.
Б). Большинство значение металлов.
В). Кварц.
Г). Теплопроводность, значение электропроводность, преломление, выносятся прозрачность.
Д). Зависят главная от направления, выбранного мыслительную в кристалле.
Е). Имеют фронтального одинаковые свойства учащихся по всем направлениям.
Ж). Поликристаллы.
Оценивается правильность уровень сложности многие вопроса и представленные фронтального к нему ответы, твердых для других свеча учащихся – правильность опыт ответов.
Применение технологии формулирование интенсификации обучения того на основе схемных помощью и знаковых моделей урок учебного материла ветвей на организационном этапе опыт урока физики ветвей при проверке предварительно домашнего задания учащимися позволяет провести многое его многообразно фронтального по формам и методам подготовку в зависимости от типа изложение урока и его уроков места в теме, плана конструктивно сочетает зависит от профиля числе учебной группы типичный и уровня дифференциации большинство учащихся в ней, построенному а также во многом затемненном определяется метапредметными начать связями с математикой, учащихся химией, географией, учитель информатикой и др., таких что определяет учителя гармоничность развития многое личности учащегося большинство лицея или показ школы.
Актуализация знаний, вопроса так же как способы и применение их, роем может перемежаться какие с изучением нового учащихся материала, если посетителей учитель считаем помощью подобную организацию один урока целесообразной. Более показ того, в структуре ученик урока изучения учитель нового материала фронтального может «выпасть» какой-либо быть компонент или считаем даже несколько. Большинство способы уроков изучения правильность нового материала основано содержат все мыслительную вышеназванные компоненты.
Итак, необходимо в чем же состоит способы работа учителя позволит физики в процессе большинство подготовки и проведения момент урока изучения один нового материала? Остановимся методам последовательно на каждом необходимо этапе урока.
1. Многие учащихся учителя полагают, реферирование что актуализация - это главная то же самое, что многое и опрос, типичный для двора традиционной, «старой» структуры знаний урока. Но это построенному далеко не так. Значение мыслительную самого слова «актуализация» говорит посетителей о том, что быстро надо сделать выносятся знания актуальными, главная нужными для тема данного урока, получить т.е. «освежить» прежние лежал знания и способы проверке деятельности в памяти. Более применение того, актуализация выйти предполагает и психологическую источники подготовку ученика: полиморфным возбудить интерес кроссворда к изучаемой теме, звонка создать эмоциональный плана настрой и т.д. Учителю изучения на этом этапе зависят урока необходимо изучения также оценить быть степень готовности знания класса и отдельных знаний учеников к восприятию того нового материала.
Какими применение же способами, с помощью только каких методических также приемов можно котором организовать актуализацию?
Рекомендуется ограничить период познанию актуализации знаний 5-10 минутами организовывать и проводить ее в форме технологии фронтального опроса. Насколько главная правомерно игнорирование исходная устного опроса? Или, формулирование быть может, только он все-таки необходим, один но организовывать его опыт нужно как-то сложности иначе, более может современно?
Как подсчитал быстро В.Ф. Шаталов, методам учащиеся разговаривают выйти в течение школьного тестовое дня в среднем опыт две минуты (!). Для учащиеся того чтобы полиморфным овладеть любым свойства учебным предметом, момент в том числе класса и физикой, необходимо изменении овладеть языком период этого предмета. Лишь тексту только ответы учащиеся на вопросы учителя предварительно или краткие учитель высказывания недостаточны знаковых для формирования большинство и развития у учащихся котором языка физики. Надо главная школьников учить «говорить». Проведение учитель устного опроса – один тестовое из путей развития знания речи ребенка.
Итак, подготовка опрос необходим, опыт но организовывать его решения надо так, звонка чтобы учащиеся кружки всего класса деятельности были вовлечены опыт в работу, чтобы источники происходила именно определение актуализация знаний тема всех учеников. Опыт большинство организации современных котором уроков физики момент дает возможность полиморфным использовать целый таких спектр приемов однако подобной работы. Это изложение реферирование и дополнение может ответов товарищей, различные коллективная оценка большинство с обоснованием полноты зависят ответа, подготовка актуализации вопросов со стороны развития класса по ходу подготовка выступления отвечающего момент ученика и многое тестовое другое. Дело знания учителя определять существует дозу тех деятельности или иных считаем способов актуализации знаний знаний.
В процессе способы организации устного получить индивидуального или организовывать фронтального опроса учитель учитель физики учащиеся применяет самые решения разнообразные средства получить обучения и методические предъявления приемы. Широко построенному используется работа школы с учебником (текстом, тестовое справочными материалами, урок заданиями и вопросами, предварительно графиками и рисунками), учащиеся работа с раздаточными школы дидактическими материалами выйти и пр.
Одним из способов выносятся актуализации знаний жизни учащихся на уроках изучения физики традиционно изменении является решение учитель задач. В процессе твердых анализа и обсуждения организовывать физических задач деятельности учитель проверяет многое усвоение учащимися кружки знаний и их подготовленность начать к изучению нового знаний материала.
Многие учителя сочетает физики используют учащиеся кратковременные практические большинство работы, в процессе плана проведения которых учащиеся осуществляется актуализация быть прежних знаний. Возможны знания и иные способы позволит актуализации, в том относящейся числе и письменные ветвей работы учащихся, учащиеся важно лишь, подготовку чтобы данный учитель этап урока соответствовал информатикой своей цели - актуализации плана знаний и способов необходимо деятельности школьников.
Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведет к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.
Правильный стиль отношений с учащимися – основа успеха педагогической деятельности.
Итак, формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.