Доклад: "Игровые элементы урока и внеклассная работа по физике"
Доклад: "Игровые элементы урока и внеклассная работа по физике"
Внеклассная работа по физике и различные игровые элементы на уроке дополняют обязательную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Игровые элементы и внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного изучения материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, привития вкуса к чтению физической литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Игровые элементы урока и внеклассная работа по физике"»
КГУ «Мостикская средняя школа»
Доклад:
«Игровые элементы урока и внеклассная работа по физике»
Подготовила учитель физики: Люфт Елена Иосифовна
Внеклассная работа по физике и различные игровые элементы на
уроке дополняют обязательную работу по предмету и должна прежде
всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по физике – слабый интерес многих учащихся, а иногда и отсутствие всякого интереса к этому предмету. Немало школьников считало и считают физику скучной, сухой наукой, построенной на одних формулах, интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке. В тоже время с помощью продуманной системы игровых элементов на уроке, а так же внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к физике.
Игровые элементы и внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного изучения материала, развития их логического мышления пространственного воображения, исследовательских навыков, развития правильной физической речи, привитие вкуса к чтению физической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории физики. Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы.
Рассмотрим примеры, как можно применять игровые элементы на уроке в каждом классе, а затем перейдём к внеклассной работе.
Итак, 7 класс, тема «Давление». После рассмотрения данной темы
можно для опроса учащихся использовать загадки с физическим содержанием:
Как - то раз спросили розу,
Отчего чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
/ остриё шипа имеет очень малую площадь сечения /
Тебе по болоту ходить доводилось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
/ Копыта лося раздвоены, между ними перепонка. Поэтому площадь
опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало /
Или вот ещё по теме «Атмосферное давление»
Бортпроводница очень мило
Перед отлётом попросила
Из ручек вылить все чернила
Зачем ей это надо было?
/ На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению поверхности земли. Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки /
Разве такие примеры не заинтересуют ребят? Разве урок от этого не станет интереснее? Например, можно применить четверостишие не как вопрос, а для того чтобы дети самостоятельно могли определить какая физическая ошибка допущена в стихотворении поэта:
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла
/ При превращении воды в лёд выделяется тепло, а не затрачивается /
В 9 классе при рассмотрении различных видов движения можно поговорить на тему « Физика и спорт»:
1. Катание на коньках. Секрет возникновения и популярности коньков кроется в их чудесной способности скользить по льду. В связи с этим возникает очень много вопросов, ответ на эти вопросы даёт современная теория скольжения. Согласно этой теории при движении конькобежца по льду возникает сила трения, причём механическая энергия сил трения переходит во внутреннюю энергию льда. Именно за счёт повышения внутренней энергии лёд в точках соприкосновения с коньком расплавляется, образуется плёнка воды, выполняющая роль смазки и облегчающая скольжение. Затачивают же лезвие коньков так же с целью увеличения давления на лёд. А приходилось ли вам наблюдать, как конькобежец делает поворот? Почему на закруглении конькобежец наклоняется в сторону поворота? В этом случае так же работают законы механики.
2. Физика является незаменимым другом фигуристов. В этом случае
«работает» закон сохранения количества движения.
3. Физика на футбольном поле / забивание голов под определённым
углом /
В 10 классе можно поговорить на тему «Физика в профессии врача».
Здесь как раз можно рассказать о применении миниатюрных генераторов высокотемпературной плазмы. Широкое применение лазеров в области хирургии.
В 11 классе можно рассмотреть тему «Физика и живопись». Здесь
можно привести пример с картиной Репина «Иван Грозный и сын его
Иван». / под старость хрустально – прозрачная среда глаза понемногу
желтеет /
Ещё можно на уроке по темам использовать кроссворды или ребусы.
Дети очень их любят. Когда появляется свободное время на уроке / обычно в конце четверти/ то играем в игру «Поле чудес» - здесь вся инициатива идёт от учеников. И так можно продолжать долго. К каждой или почти к каждой теме учебника можно подобрать интересный материал соответствующий теме учебника.
Перейдём теперь к внеклассным мероприятиям. Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнить в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.
Одним из самых верных путей повышения качества обучения физики –
установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.
Первое это конференция. Мною во время недели физики была проведена
конференция на тему “Наука и нравственность”. Сидящие в зале учащиеся получали ответ на основной вопрос диспута в ходе выступления агитбригады. Выступление было в стихотворной форме и прозаической. Суть вопроса диспута состояла в том, что: - Прав ли был Прометей, давший людям огонь? А в конце был сделан вывод – Всё зависит от рук человечества!
Кроме этого во время недели физики для учащихся 5 – 6 классов был
проведён классный час “Подвиг Архимеда”. На этом уроке учащиеся
познакомились с заслугами этого учёного математика и физика. Очень
много было стихотворений о нём, так же была рассказана легенда об
Архимеде / корона Герона /. Учащихся заинтересовал этот классный час, и на следующий год в 7 классе ученики уже имели представление об Архимеде и могли сами дополнять рассказ учителя.
Очень красочно и красиво прошёл КВН между учащимися 8 – 9 классов по теме “Атмосферное давление и закон Архимеда”. Здесь было всё и песни и частушки, сценки. Во время работ команд показывались опыты – фокусы для зрителей и зрители же объясняли всё это с физической точки зрения. Особенно всем понравилась сценка, где была показана Древняя Греция, Сиракузы, царь Герон и Архимед. Артисты ученики были в греческих костюмах. В общем, детям очень понравилось.
Так же ещё учащиеся 8 – 11 классов самостоятельно приготовили
выставку “Физика в твоей будущей профессии”. Подобрали такой
материал, который заинтересовал не только учащихся, но и взрослых
присутствующих на выставке.
Вообще когда есть желание и любовь к своему предмету можно
придумать и подобрать столько интересного, чтобы заинтересовать и вовлечь в работу учеников.
Целью внеклассной работы мы ставим не процесс обучения учащихся
внепрограммному материалу, а работу над развитием личности
учащегося, именно над повышением всестороннего развития творческой и нравственной личности, так как тема нашей школы: “Демократизация и гуманизация школы – путь к развитию творческой и нравственной личности”.
С развитием личности школьника его познавательная деятельность
поднимается до уровня поисковой деятельности. При этом
воспроизводящие процессы постепенно уступают место творческим. В значительной степени это достигается с помощью продуманной системы внеклассных мероприятий. Таким образом, можно сказать, что включение в структуру обучения физики внеклассных мероприятий и различных игровых элементов будет способствовать с одной стороны, решению проблемы повышения качества обучения, а с другой – формирование у школьников активности, как черты личности, что является одним из важнейших аспектов подготовки подрастающего поколения к трудовой и общественной жизни.