«Дневник исследователя» - как средство активизации мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся
«Дневник исследователя» - как средство активизации мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся
Приоритетной задачей образования становиться не столько овладение суммой знаний, сколько активизация мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся.
Как сделать обучение гарантирующим результат? На решение данной проблемы был направлен мой педагогический проект.
Развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний через развитие естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих их явлений;
Развитие логического мышления за счет исследовательской мотивации изучения практической направленности предмета;
Развитие познания через непрерывное взаимодействия эксперимента на уроках и творческого мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дневник исследователя» - как средство активизации мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся »
Всероссийские педагогические конкурсы
Педагогический проект
«Дневник исследователя» - как средство активизации мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся
Золотова ОА, учитель физики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 г. Пензы
Научный руководитель: Елисеева Т.В.,
зам директора по УВР МБОУ СОШ № 40
Пенза, 2014
Содержание
Введение. Актуальность проблемы 3
Основная часть 5
Обоснование способа решения проблемы 5
Описание проекта 7
Этапы реализации проекта 7
Заключение 14
Литература 15
Приложение
Введение
О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных И гений парадоксов друг И случай, бог изобретатель
А.С. Пушкин
Описание ситуации, в которой возникла проблема
Контингент учащихся МБОУ СОШ №40 разнороден и представлен разными социальными слоями: 68 процентов родителей – рабочие; 12 процентов - служащие; 7 процентов - интеллигенция; 2 процента - предприниматели; 11 процентов родителей не имеют постоянной работы или не работают совсем. Школа расположена в частном секторе, удалена от центра города, а значит, у учащихся нет достаточных условий для самореализации и развития творческих способностей, интеллекта. Традиционное же обучение не позволяет обеспечить учащимся в полной мере динамичное развитие их интеллекта. Следствие этого – разный уровень интеллектуального развития школьников. Для изучения исходного состояния интеллектуального развития учащихся 7-9 классов я использовала методику, разработанную на основе тестов интеллекта Р. Амтхауэра. Результаты, полученные с помощью данного теста, позволяют прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков. При распределении учащихся по уровням интеллектуального развития оказалось, что ни один из них не был отнесён к высокому уровню, только у 18 % учащихся показатель развития интеллекта был выше среднего, у 37% - средний, у 25% - ниже среднего, 20% учащихся характеризовались низким уровнем интеллектуального развития.
Мною было проведено тестирование для учащихся 7-9 классов:
по определению технических способностей - тест Беннета,
по определению уровня развития лингвистического мышления –субтест Айзенка,
по определению уровня развития математических способностей –субтест Айзенка.
Данное тестирование позволило мне выявить особенности интеллектуального развития и способностей учащихся. Результаты показали, что высоким уровнем развития обладают 7% обучающихся, большинство учащихся имеют средние показатели и ниже среднего.
Результаты школьного теста умственного развития ШТУР (авторы Акимова М. К., Борисова Е. М, Гуревич К. М., и др.) показали, что учащиеся в большинстве имеют гуманитарный склад интеллекта (64% тестируемых).
Очевидным явился поиск путей решения проблемы интеллектуального развития школьников: их самореализации и развития творческих способностей. Для решения данной проблемы мною был разработан «Дневник исследователя» для учащихся 7-9 классов
Актуальность проблемы
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»1.с.24 Школа ставит задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности,вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Курс основной школы должен приобрести общекультурное звучание, стать более значимым в формировании личности. Такой взгляд на школьный курс выдвигают на первый план задачу интеллектуального развития и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, интеллектуальная мобильность, т.е подвижность, гибкость мышления. Именно эти качества являются существенной адаптацией человека к быстро меняющимся условиям реальной жизни. Преподавание должно максимально приблизиться к опыту учащихся, опираться на доступные их пониманию ситуации, т.е. сформировать познавательный интерес у учащихся к предмету. При таком подходе к обучению меняется представление об образовательной среде. Это не просто обучающая среда, а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности. Вследствие этого возникла необходимость в новых формах организации учебного процесса, внедрение современных технологий, в которых реализуются новые роли учителя и ученика: учителя, как организатора познавательной деятельности, а ученика – как ее субъекта.Приоритетной задачей образования становиться не столько овладение суммой знаний, сколько активизация мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся.
Как сделать обучение гарантирующим результат? На решение данной проблемы был направлен мой педагогический проект.
Цели проекта:
Развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний через развитие естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих их явлений;
Развитие логического мышления за счет исследовательской мотивации изучения практической направленности предмета;
Развитие познания через непрерывное взаимодействия эксперимента на уроках и творческого мышления.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
Обеспечить переход от пассивно – воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Пробудить интерес к физике, путем использования эксперимента в обучении
Научить применять полученные знания в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы.
Гипотеза:Если развивать мыслительную, познавательную, творческую деятельность обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности, то будет развиваться естественное стремление обучающихся выяснять причины и суть окружающих их явлений, интерес к предмету физика.
Обоснование способа решения проблемы
Выдающийся физик А. Эйнштейн высказал свою точку зрения на эту проблему словами: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Именно интерес — наиболее действенный мотив учения. Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание сосредоточенность. Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом. Известно, что важным средством пробуждения интереса к физике является использование приемов занимательного изложения учебного материала. Занимательность усиливает эмоциональность восприятия информации, служит средством сосредоточивания внимания, способствует запоминанию материала.
С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И. Перельман рекомендовал следующие приемы:
Положения науки иллюстрируются событиями современности.
Привлекаются примеры из техники.
Используются художественная литература, легенды, сказания.
Предполагаются различные фантастические ситуации: описание мира, в котором устранена сила тяжести или трения; рассмотрение последствий внезапного прекращения вращения Земли, изменение наклона ее оси.
Используются парадоксы.
Разбираются бытующие предрассудки.
Делаются неожиданные сопоставления.
Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.
Анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры и т.д.
Все эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни; во многом они теперь расширены и дополнены. Ведь разнообразие применяемых приемов занимательного изложения позволяет полнее учесть особенности мышления, опираясь на которые можно достичь лучших результатов в обучении физике. Развитие познания — предполагает непрерывное взаимодействие эксперимента и теоретического мышления. Теоретическое мышление — это научный метод изучения природы. Ознакомление учащихся с методами научного познания — одна из важнейших целей школьного образования.
Метод научного познания состоит из трех частей:
Теоретическое предсказание
Экспериментальная проверка гипотезы
Сравнение теоретических и экспериментальных данных, формулирование вывода.
Существенная часть этого метода — эксперимент; он выступает в качестве критерии истины.Ведь после того как выполнена цепочка логических рассуждений, опорой которых служат те или иные положения теории, и сформулирован вывод, нужно удостовериться в его правильности, т. е. проверить: верен он или ошибочен в реальной действительности. Тут-то на сцену и выходит эксперимент.Чтобы эксперимент выполнил свою функцию, нужно придумать его идею, предложить схему установки, т.е. сделать ряд шагов-этапов, последовательность которых отражена на схеме.
Эксперимент для проверки теоретического предсказания
Описание проекта
Для активизации мыслительной, познавательной, творческой деятельности обучающихся мною были разработаны «Дневники исследователя» для 7-9 классов. На экспериментальном уровне идет процесс накопления фактов, информатизации об исследуемых явлениях, проводятся наблюдение, измерения, сравнения, ставятся эксперименты, формируются и вводятся в научный обиход понятия, производится систематизация знаний, и формулируются экспериментальные законы.Эксперимент составляет важную сторону практики. С его помощью наука в состоянии не только объяснить явления материального мира, но и непосредственно овладеть ими. Поэтому эксперимент является одним из главных средств связи науки с производством. Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленной технике. Он является важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов. Основоположник отечественной науки М.В. Ломоносов отмечал: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением».
Этапы реализации проекта
Проектная работа включает в себя пять этапов (ступеней):
Определение потребности и краткая формулировка задачи. На этом этапе определяется практическая значимая цель.
Введение в практическую физику (7 класс)
Тепловые и электрические явления (8 класс)
Взаимодействия тел. Колебания и волны (9 класс)
Оценка проделанной работы.
Проект рассчитан на 3 года. (7,8,9 классы)
I этап. Определение целей и задача проекта.
Цель: развитие активности и самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний.
Задача: обеспечить переход от пассивно – воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем через естественное стремление обучающихся выяснять причины окружающих их явлений.
Для решения поставленной задачи мною был предложен проект «Дневник исследователя».
II этап.Работа с «Дневником исследователя» в 7 классе: Введение в практическую физику
Цель:развитие активности обучающихся в приобретении новых знаний. Развитие логического мышления за счет исследовательской мотивации изучения практической направленности предмета
Задача: пробудить интерес к физике, путем использования эксперимента. Научить проводить эксперимент по предложенному плану.
При изучении темы «Давление жидкостей и газов» демонстрируются явления наличия давления жидкостями и газами, существование атмосферного давления и его изменения с высотой, плавание тел; изучаются устройство и действие приборов для измерения давления (барометров — ртутного и анероида, манометра), применения в технике (насосы, гидравлический пресс, сообщающие сосуды). Полученные знания используем для заполнения «Дневника исследователя»
Также при изучении новой темы предлагаются к выполнению экспериментальные задания.На их основе обучающиеся учатся делать выводы самостоятельно. В этом случае учащиеся выполняют эксперимент по плану, фиксируя результаты в «Дневнике исследователя»
Пример такого плана:
Уяснение цели эксперимента.
Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.
Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента.
Планирование эксперимента, включающего ответ на вопросы:
какие наблюдения провести
какие величины измерить
приборы и материалы, необходимые для проведения опытов
ход опытов и последовательность их выполнения
выбор формы записи результатов эксперимента
Отбор необходимых приборов и материалов
Сбор установки.
Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записью их результатов
Математическая обработка результатов измерений
Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов
Перед изучением понятия скорости учащимся предлагаю пронаблюдать за движением стеаринового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой (внутренний диаметр 7-8 мм, длина свыше 200 мм). При выполнении задания учащиеся руководствуются указаниями, которые им даются либо в письменном виде, либо устно (в этом случае каждое следующее задание учитель предлагает после выполнения предыдущего).
Учимся составлять план проведения эксперимента:
Одновременно расположите трубки с пластилиновым и свинцовым шариками вертикально так, чтобы в начальный момент времени шарики оказались вверху. Наблюдайте за движением шариков. Опыт проделайте несколько раз.
Ответьте на вопросы:
1)Чем отличаются движения шариков?2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее?
Одновременно расположите трубки с пластилиновым и стеариновым шариками вертикально так, чтобы пластилиновый шарик оказался вверху, а стеариновый внизу. Сравните движения шариков.
Ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются движения шариков? 2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее? 3) Чем отличаются движения шариков в первом и во втором опытах? 4) Какой из шариков движется быстрее — стеариновый или свинцовый? 5) Какой из трех шариков самый быстрый? Самый медленный? 6) Ответы на четвертый и пятый вопросы еще раз (проверьте опытом).
В результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения учащихся подводят к понятию скорости.У учащихся 7классов, стремящихся к конкретным практическим делам, большой интерес вызывает использование хорошо подготовленных демонстрационных опытов и самостоятельный эксперимент, выполнение домашних опытов и наблюдений, а также решение заданий иллюстрирующих применение на практике приобретаемых на уроках знаний.
Например, следующие задания:
Как, имея только мензурку с водой, определить массу деревянного шарика?
Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.
Создайте таблицу плотностей пищевых продуктов (мороженого, сыра, сахара-рафинада)
Обучающимся я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания:
Воспользовавшись клетчатой бумагой, определите площадь своей ладони.
Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки
Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объем мерного стакана 200 см3.
Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице между соседними этажами и т.п.
III этап.Работа с «Дневником исследователя» в 8 классе: Тепловые и электрические явления
Цель: развитие активности и самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний, развитие логического мышления за счет исследовательской мотивации изучения практической направленности предмета
Задача: пробудить интерес к физике, путем использования эксперимента. Научить разрабатывать план эксперимента, реализовывать его.
При изучении темы «Способы теплопередачи учащиеся с интересом решают задачи экспериментальной направленности:
Как в жаркий летний день в полевых условиях сохранить холодной воду в сосуде?
Как поступить, чтобы быстрее охладить молоко: поставить кастрюлю с молоком на лед или положить лед на крышку кастрюли?
Как целесообразнее расположить отопительные приборы в жилом помещении?
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.Преимущество экспериментальных задач заключается, прежде всего, в том, что экспериментальные задачи не могут быть решены формально, без достаточного осмысления физического процесса.Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.Среди экспериментальных заданий можно выделить такие, которые носят в известной мере, исследовательский характер и требуют от учащихся максимальной самостоятельности. Один из таких заданий это изобретение или создание самим учеником какого-либо устройства. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.Выполнение учащимися опытов и наблюдение в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ. Особое значение домашние опыты и наблюдение имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Роль домашнего эксперимента особенно велика при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений.
Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися:
дают возможность расширить область связи теории с практикой;
развивают интерес к физике и технике;
рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;
приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность;
дополняют демонстрационный эксперимент учителя и классные лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен в классе
приучают учащихся к сознательному труду.
Экспериментальные задания иллюстрирующие, применение на практике приобретаемых на уроках знаний, я в основном использую для обобщения изученного материала по ряду тем или разделу. Стараюсь выбрать задания, которые требуют от учащихся умения выполнять ряд мыслительных операций и практических действий: сравнение, нахождение сходства и различия, преимуществ и недостатков в приемах работы с приборами, аппаратами и т.д.При выполнении таких заданий дети работают в группах - это создает возможность для диалога между участниками, а это в свою очередь развивает умение не только говорить, но и быть понятным, доказательно отстаивать свою позицию.
IV этап. Работа с Дневником исследователя в 9 классе: Взаимодействия тел. Колебания и волны.
Цель: развитие активности обучающихся в приобретении новых знаний через развитие естественного стремления обучающихся выяснять причины окружающих их явлений.
Задача: пробудить интерес к физике, путем использования эксперимента. Научить применять полученные знания в реальной жизненной ситуации для решения практических проблем.
При изучении темы «Реактивное движение» мальчишки с удовольствием собирают модель ракеты, отобразив результаты своей работы в Дневнике исследователя.
После изучения темы «Сообщающиеся сосуды», проводим конкурс моделей фонтанов.
На уроках по теме «Основы МКТ» группам предлагаются задания:
1. Надуйте воздушный шарик, но так, чтобы он был не большим. Затем приставьте с двух сторон два стаканчика и продолжайте надувать шарик, придерживая руками стаканчики. Когда шарик станет достаточно большим, уберите руки от стаканчиков. Объясните наблюдаемое явление.Приборы и материалы: воздушный шарик и два пластиковых стаканчика. (Данное явление объясняется на основе закона Бойля-Мариотта)
2. Пустите несколько мыльных пузырей. Объясните, почему пузыри сначала поднимаются вверх, а затем опускаются вниз. Приборы и материалы: Мыльный раствор, детская игрушка для надувания мыльных пузырей. (Данное явление объясняется на основе закона Гей-Люссака)
3. Опустите стакан в горячую воду, когда стакан нагреется, выньте его и поставьте дном вверх на блюдце с холодной водой. Через некоторое время вода поднимется в стакане. Объясните наблюдаемое явление.Приборы и материалы: стакан, горячая вода, блюдце с холодной водой. (Данное явление объясняется на основе закона Шарля)
Предлагаю обучающимся следующие домашние эксперименты:
Определите экспериментально размеры малых тел. Оборудование: линейка, монеты.
Определите экспериментально объем тел правильной формы.Оборудование: линейка, кубики и параллелепипеды.
Определите экспериментально плотность тела неправильной формы. Из чего сделано это тело?Оборудование: весы, тело неправильной формы, мензурка с водой, таблица плотностей.
Экспериментальные задания также использую на внеклассных мероприятиях в виде конкурса. Интерес учащихся к решению экспериментальных задач велик. Физические опыты сосредоточивают внимание класса на основном материале, в силу своей непосредственной связи с жизнью.
Конкурс «Экспериментатор»
Участвуют восемь человек от каждой команды: двоим — экспериментаторам- выдается карточка, на которой написано физическое явление, и «оборудование», два художника на время выходят, два артиста, не зная содержания карточки, смотрят эксперимент и потом показывают его содержание вернувшимся художникам с помощью жестов, без слов, а художники рисуют и объясняют, что они поняли.
Содержание карточек:
Работа сжатого воздуха (сырой картофель, стеклянная трубочка, карандаш)
Электризация бумажного султана (палочка из оргстекла и кусочек меха)
Потеря веса тела при погружении его в воду (ведерко Архимеда и пружина)
Лабораторная работа — самостоятельный эксперимент учащихся. При выполнении такой работы каждый «исследователь» выступает как активное начало, поскольку он сознательно, с определенной целью собирает экспериментальную установку, воспроизводит измерения и обрабатывая их, убеждается в справедливости и объективности физических явлений и закономерностей. Лабораторные работы физического практикума ставятся после изучения той части курса, к которой относятся выбранные работы. Учащиеся работают в практикуме по два человека вполне самостоятельно по заранее полученным заданиям, пользуясь при этом специальным руководством.
Подобного рода экспериментальные работы являются не самоцелью, а средством обучения, поскольку они, прежде всего, преследуют познавательные цели и предполагают в дальнейшем использовании исследуемого явления. В этих работах слиты две важнейшие функции эксперимента: он выступает как средство эксперимента и как средство практического освоения достижений науки и техники. Лабораторные работы и физический практикум являются обязательными видами самостоятельной практической работы учащихся.
V этап. Подведение итогов работы. Защита проекта.
Цель:развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний через развитие естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих их явлений;
Данные цели реализуются в рамках недели физико-математических дисциплин.
План недели:
Выставка «Физика вокруг нас» (7-11 классы)
Презентация дневников исследователя (7-9 классы)
Олимпиада по физике (7-11 классы)
Делова игра «Физика на производстве»(10-11 классы)
Встреча с учеными.
Посещение ВУЗов, для поступления в которые необходимо сдавать физику.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключение
Используя в преподавании физики экспериментального метода, при котором учащиеся систематически включаются в поиски путей решения вопросов и задач, можно ожидать, что результатом обучения будет развитие разностороннего, оригинального, не скованного узкими рамками мышления. А - это путь к развитию высокой интеллектуальной активности.
Планируемые образовательные результаты:
Повышение познавательного интереса;
Повышение количества учащихся в конкурсах, олимпиадах, проектах
Формирование более прочных и глубоких знаний;
Приобретение навыков самостоятельной работы;
Рост естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих их явлений
У каждого времени свой путь к познанию. У нашего — личностный, творческий. Школьники хотят учиться на демократической основе. И на помощь приходит общение. Общение - это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок Свободы. Уверена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить на основе искренности, взаимодоверия. Убеждена, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать за то, что они дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя (значит, и моя задача) - стать им другом, раскрыть богатство их душ. Школа - самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее!
Литература
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года./ Филиппов В. М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с. (Тематическое приложение №1 к журналу «Вестник образования»). – с. 42
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 6-11 классы. – М.: 2004
Анохин Я. И. О решении задач по физике. / «Физика в школе» №2 1973 г.
Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
Иванов Б. Н. Современная физика в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002
Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Физика в школе».Вып. 16)
Методика преподавания физики в 8-11 классах средней школы. Ч. 1./ В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.; Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с., ил. – (Б-ка учителя физики).
Основы методики преподавания физики в средней школе/ В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.; Под ред. А. В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984. − 398 с. ил. − (Б-ка учителя физики).
Перышкин А. В. и др. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителя/ А. В. Перышкин, Н. А. Родина, Х. Д. Рошовская. − 4-е изд., перераб. − М.: Просвещение, 1985. − 256 с., ил.
Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
Росошек С.К. Тесты по физике для учащихся 5 – 9 классов средней школы. Томск, 1997 .
Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.: ил. – (Психол. наука – школе)
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике М.: Просвещение, 2004
Л.А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — Москва: Просвещение, 2000.