Блочно-модульное планирование материала с использованием опорного конспекта .
Блочно-модульное планирование материала с использованием опорного конспекта .
Из опыта работ по теме : "Блочно-модульное планирование материала с использованием опорного конспекта " с применнением Лекционно-смеминарно--зачетной системы обучения с прнименением опорного конспекта , что позволяет
Обеспечить развитие кождого ученика с учетом его индивидуальных особннностей.
Выработать умение глубоко анализировать явления
Привить навыки самомтоятельной работы и стремление получать новые знания .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Блочно-модульное планирование материала с использованием опорного конспекта . »
« Блочно-модульное планирование материала с использованием опорного конспекта»
Выполнила:
учитель физики МОУ СОШ №15
ст.Лысогорской Георгиевского
района Ставропольского края
Зверкович Т.Ю.
Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему сделать
для себя это открытие.
Галилее Галилей.
На современном этапе перед школой, учителями, наряду со многими задачами, стоят и такие:
•обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
• выработать умение глубоко анализировать явления;
•привить навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания.
Развитие личности ученика, его мышления и творческих способностей рассматривается как предпосылка для творческого труда в период самостоятельной работы.
Актуальной задачей для школы является подготовка учащихся к жизни, труду, приобщение их к будущей профессии наряду с обеспечением высокого уровня образования. Поэтому уроки призваны обеспечить высокий уровень знаний и целенаправленное воспитание, и развитие каждого ученика.
В условиях воспитывающего и развивающего обучения в центре внимания учителя стоит ученик, его деятельность. Активная позиция учащихся на уроке зависит от того, насколько мы, учителя, продумали факторы, влияющие на работоспособность каждого ученика.
Основные цели, которые должен ставишь перед собой каждый учитель:
1. привлечь учащихся к изучению предмета;
2. научить и воспитать ученика.
Конечно, научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя. Но можно научить самостоятельно, добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Поэтому на уроке важно не только «передать» их, сколько сформировать у ученика потребность учиться, создать условия для увлекательной познавательной деятельности школьников.
«... человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ».
Не секрет, что очень часто школьникам на уроке отводится роль пассивных слушателей: сначала учитель объясняет новый материал, затем проводит затянутые устные опросы; результат - нет времени для самостоятельной работы учащихся, работа с учебником идет на дом. Таким образом, не выполняются главные принципы построения урока: активная деятельность учеников, их самостоятельность.
Значит, первое, что необходимо для поднятия результативности урока, это увеличить удельный вес самостоятельной учебной работы учащихся. Второе важное условие повышения эффективности урока - расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление учебной темы и изучение её по частям на отдельных уроках. Ошибка в том, что мы хотим получить от своей работы сиюминутный результат: сегодня дал урок, объяснил новый материал, а на следующий день ждем от ученика результат усвоения материала. А ученики еще ничего не успели усвоить: у них было время лишь для механического запоминания материала, но не была проведена самостоятельная работа каждого по отработке этого материала. Получить положительный результат в таком случае можно лишь у «сильного» ученика. «Средние» и «слабые» теряют интерес к предмету.
Все мы хотим сейчас преподавать по-новому. Считаю, что каждый должен искать и пробовать свои пути. Школа должна быть школой РАДОСТИ.
Ознакомившись с опытом В.Ф. Шаталова, Г.Д. Луппова, я поняла, что метод опроса учащихся по опорным сигналам ( конспектам), которые определяют четкость изложения, ведения главного в материале и его изложение порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность ответа, а это рождает интерес к предмету.
Опорный конспект порции учебного материала. Серия порций шагов учебной информации - это отдельный блок. Блок - серия уроков, объединяющих несколько вопросов, рассчитанных на 5-7 часов.
Осознай цель данного блока и комплекс содержательных задач
' '
Определи функции каждого урока
Распредели функции между учителем и учениками
Определи роль учителя на каждом этапе изучения блока
Определи функции ученика на каждом этапе
Приемы работы
Продумай возможность оснащения кабинета
Уточни приемы работы ученика
Выдели особенности
используемых учебных материалов
Выдели средства, активизирующие работу учащихся
Осознай средства
организации
и контроля
за работой ученика
Планирование и проведение уроков проходит с многократной проработкой учащихся всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенных единой логикой и общими учебно-воспитательными целями.
Каждая порция, шаг имеют три взаимосвязанных звена: информация, операция с обратной связью и контроль.
9
ИНФОРМАЦИЯ
Тестово-информационная проверка усвоенного
Коррекционно-
информационное
обучение
КОНТРОЛЬ
Первоначальное ознакомление происходит сразу же на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается, в целом, но от занятия к занятию более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако каждый раз подходит к нему глубже. Это позволяет:
1. воспринять единую изучаемую картину явлений;
2. как следует понять, усвоить и закрепить входящие в неё вопросы;
3. осознать связи между ними, проявляющиеся с разных точек – зрения.
Работая над планированием необходимо обязательно учитывать новые знания и умения, которые должны получить ученики. Выписываю эти сведения.
Свою работу я покажу на примере темы «Кинематика» (9 кл.). Этот пример интересен тем, что он доказывает целесообразность применения лекц.-семин. зачет системы: если раньше на тему «Кинематика» отводилось 23 учебных часа, то теперь по учебнику Перышкина 9 кл. отводится лишь 9 час. (пр. программе, которая отводит 2 час. в неделю). Материал объемный, сложный математический аппарат.
Основные задачи:
1.Добиться усвоения учащимися основных понятий кинематики.
2.Научить учащихся оперировать кинематическими величинами в различных условиях задачи.
3. Научить учащихся решать основную задачу механики.
Блок «Кинематика»
1.урок.Лекция «Механика. Механическое движение, характеристики движения».
2.урок.Лекция «Равномерное движение. Графическое представление движения».
3. урок.Лекция «Равнопеременное движение. Графическое представление движения».
4.5.6.7 урокиСеминар по темам «Равномерное, равнопеременное движение».
8.урок.Лабораторная работа «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
9урок.Урок контроля.
Основные знания, которыми должен овладеть учащийся:
•определение понятий: материя, пространство, механическое движение, система отсчета, траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение, скалярные и векторные величины;
• виды движения: равномерное, равнопеременное;
• формулы перемещения, скорости, ускорения, уравнения координат при разных видах движения.
Умения:
• Обнаруживать механическое движение и покой.
• Отличать движения по виду.
• Выбирать системы отсчета для описания механического движения.
• Читать и строить графики координат, скорости.
• Рассчитывать перемещения, скорость, время и ускорение при различных видах движения.
• Экспериментально определить ускорение тела.
Рассмотрим более подробно каждый тип урока.
1. Лекция.
Цель лекции: общий разбор темы: основа явлений, законов, теорий.
1.лекция
При изучении нового материала максимально использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, технические средства.
В зависимости от содержания материала, состава класса, задач, решаемых уроком, выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию. При изложении материала вместе с учениками. Опорный конспект представляет собой краткую запись изучаемого материала. В них входят формулировки понятий, законов; рисунки, поясняющие данную тему. Опорные конспекты считаю более понятными для учащихся и более логичными, чем опорные сигналы; они заставляют ученика думать, лучше способствуют усвоению материала. Понять опорные конспекты могут и те учащихся, которые пропустили лекционный урок по данной теме. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами – новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора». Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе не заметно, все отвечают уверенно и заслуженно и получают хорошие отметки.
Опорный конспект помогает учителю:
1. Наглядно представить весь изучаемый материал.
2. Сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала.
3. Многократно повторять изучаемый материал.
4. Быстро проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал.
Опорный конспект помогает ученику:
1. Глубже разобраться в изученном материале.
2. Легче запомнить изучаемый материал.
3. Используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал.
4. Приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.
Семин. Занятие:
На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не просто запоминания конспекта, а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую разнообразные формы контроля : написания конспекта, «тихий» опрос, взаимоопрос.
Дальнейшая обработка материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, решение качественных и количественных задач, во время выполнения лабораторных работ, текстовых заданий, самостоятельных работ.
Зачёт по теме:
Главная цель - контролирующая. На этом уроке осуществляется проверка знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе изучения данной темы, а также связанных с ней предыдущих тем.
Применяю различные формы проведения зачетного урока:
• устный зачет без предварительной подготовки к ответу;
• с письменным ответом на вопросы и задания;
• творческие зачеты;
• письменные контрольные работы.
В качестве примера приведу зачет, проводимый мною по теме «Кинематика».
Наиболее продуктивные зачеты с использованием групповой работы. По итогам семинаров назначаются ассистенты учителя - учащиеся, получившие оценки «5» и «4». Остальных учеников разбиваю на группы по 5-6 человек, в каждой группе - ассистент. Он помогает учащимся в подготовке к зачету, информирует учителя о том, как справляются с заданиями все члены группы, дает предварительные сведения о их выполнении.
Задания к зачету ребята получают заранее:
вопросы к зачету: приложение 1
расчетные задачи: приложение 2
графические задачи: приложение 3
Основные формулы кинематики (повторит.-обобщающая таблица) приложение 4.
Ход урока: 1,2 часа (в зависимости от силы классного коллектива).
1. Краткое повторение темы по опорным конспектам.
Отвечают ассистенты.
2.Ассистенты выдают учетные карточки членам группы. После истечения определенного времени группа отчитывается о своей работе в той или иной форме: учителю, ассистенту, классу.
Работа групп учащихся:
1. Группы отвечают на вопросы.
2. Выполняют задания с выбором ответа. Задания и их проверка заложены в программу компьютера.
3. Группы меняются местами.
4. Решение расчетных задач.
5. Графические задачи.
6. Заполнение повторительно-обобщающей таблицы (проверка знания формул).
Ассистенты обрабатывают личные карточки учащихся. Сообщают результаты зачета. Оценка со стороны сверстников важна, т.е. общение с ними является ведущей деятельностью в подростковом возрасте.
Зачетное занятие базируется на самостоятельной работе учащихся, на самоотчете и диалоге. Главные принципы его построения: активная деятельность учащихся, подготовленность к обсуждению вопросов, взаимное доверие и уважение личности.
Считаю, что описанная мною система преподавания физики имеет следующие положительные стороны:
• все ученики работают на уроке;
• снят вопрос о поддержании внимания и дисциплины;
• реализуются две педагогические истины: главное на уроке - работа самих учеников, учитель-организатор самостоятельного учения;
• осуществляется многократная проработка изучаемой темы;
• знания всех по блоку контролируются и оцениваются;
• предоставление возможности ученику самому выбирать устраивающий его уровень у изучения физики;
• четкая организация деятельности учащихся.
Приложение 1
Вопросы к зачету по теме « Кинематика».
1. Какое движение называют механическим?
2. В чем заключается основная задача механики?
3. Что называют материальной точкой, траекторией движения, перемещением, пройденным путем?
4. Что называют системой координат ,системой отсчета?
5. Какое движение называют равномерным?
6. Постройте график скорости при равномерном движении.
7. Запишите формулы перемещения при равномерном движении, постройте график перемещения при равномерном движении.
8. Постройте график скорости при равномерном движении.
9. Запишите уравнение координаты при равномерном движении.
10. Какое движение называют неравномерным? Как рассчитать среднюю скорость при неравномерном движении?
11. Какую скорость называют мгновенной?
12. Что называют ускорением тела? Назовите единицу измерения ускорения.
13. Как рассчитать мгновенную скорость при равноускоренном движении?
14. Постройте график скорости при равноускоренном движении, график перемещения при равноускоренном движении.
15. Запишите формулы перемещения при равноускоренном движении.
16. Запишите уравнение координаты при равноускоренном движении.
Повторительно- обобщающая таблица
Приложение 2
Задачи к зачету
1. v0=0
а= 2 м/с2
t=4c
2. v0=0
а=0,5 м/с2
t=6c
3 v0= 100м/с
v= 20 м/с
t=4c
4. v =о
v0= 50 м/с
t=5c
S-? V-?
S- ? V-?
a-? S-?
s-? a-?
2. На рисунке показаны тела, их скорости, ускорения. Запишите уравнение скорости, определите скорость через 5 с после начала движения
а1=3м/с2 а2=0 м/с2 а3= 2 м/с2 а4= 1,5 м/с2
о о о о х
V= 2м/с V= 3м/с V= 3м/с V= 4м/с
3. Даны уравнения координаты для пяти тел. По этим уравнениям определите начальные координаты, начальные скорости и ускорения тел.
X1 =-60-8t+2,5t2
x2 =-40 + l0t
x3 = 30 + 4t -1,512
x4 =60-10t-2,5t2
x5 =110 -8t
Графические задачи.
По графикам охарактеризуйте соответствующие движения( вид движения: равномерное или равнопеременное, найдите начальную скорость ускорение), запишите уравнение скорости.
ОК-1
«КИНЕМАТИКА»
Как
Механическим движением называют изменение положения тела относительно других с течением вре6мени.
Характеристики движения:
Материальная точка.
Поступательное движение.
Перемещение
Траектория
Система отчёта: 1. система координат
2. тело отсчёта
3. часы
Классификация движенияпо форме траектории
по характеру изменения скорости
Равномерное прямолинейное движение - движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.
ок-2
Равнопеременное прямолинейное движение.
Движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равнопеременным прямолинейным движением.
Ускорение
Ускорениемназывается векторная физическая величина, численно равная изменению скорости за единицу времени.
Мгновенная и средняя скорость равнопеременного прямолинейного движения:
Графики скорости при равнопеременном прямолинейном движении