kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аимосферное давление

Нажмите, чтобы узнать подробности

о строении атмосферы, и о природе атмосферного давления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аимосферное давление»

Краткосрочный план урока № 50


Раздел 7.1В: Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Школа: КГУ СОШ №32

Дата:

ФИО учителя: Карлова Мейрамгул Маноковна

Класс: 7

количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)



7.3.1.9.объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения

Цель обучения учащихся

Все ученики: знают природу возникновения атмосферного давления, знают ученого ,который впервые измерил атмосферное давление,

Многие ученики: умеют приводить примеры действия атмосферного давления, их объясняют, знают устройство ртутного и безжидкостного барометров,

Некоторые ученики: умеют объяснять явления природы,опираясь на полученную информацию, умеют самостоятельно добывать информацию.

Цели урока

закрепить понятие атмосферного давления, получить знания о его измерении и научиться рассчитывать его величину. Научиться объяснять явления, обусловленные действием атмосферного давления;  

Критерии оценивания

  • знают понятия атмосферного давления, жидкостного и безжидкостного барометров

  • умеют применять формулы давления

  • знают и переводят единицы измерения в систему СИ,

  • умеют решать задачи , знают и умеют работать с физическими приборами.

Языковые задачи


Умеют излагать устно и письменно материал,

знают определение атмосферного давления,

умеют применять термины ,устно и письменно излагать тему,

умеют оперировать понятиями и терминами раздела;

умеют воспроизводить формулы

Воспитание ценностей

проявление уважения друг к другу,

трудолюбие и сотрудничество,

умение вести диалог при решении задач;

взаимопонимание, национальное единство: работа в группах,

проявление толерантности.

Межпредметные связи

география: строение атмосферы, изменение давления с высотой

история: Опыт Отто -фон -Герике в г .Магдебурге

Предыдущие знания


  • давление жидкости на дно и стенки сосудов

  • сообщающиеся сосуды;

  • применение сообщающихся сосудов;











Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

3 минуты






5минут











Середина урока

16 минут
















































































































8 минут




Конец урока.

2 минуты






2 минуты





  1. Приветствие.

Good morning, student’s! Nice to see you today. I hope we will have a great time together and all of you will achieve lesson objectives.

Круг радости. Я рада приветствовать вас. Пожелаем удачи друг другу.

Деление на группы: стратегия «Мозаика».Берется три картинки с риcунками шприца, ,барометра и пипетки и разрезаются на части по числу участников. Каждому участнику выдается по кусочку. Когда открытки будут сложены, образуются группы.

II. Проверка предыдущего материала .

« Мозговой штурм»

  1. Что такое сообщающиеся сосуды?

  2. Где применяется принцип сообщающихся сосудов?

  3. От чего зависит давление в жидкости и газе?

  4. Как формулируется закон Паскаля?

  5. В чем измеряется давление?

  6. Как рассчитать давление в жидкости?

Формативное оценивание с помощью «Светофора»: зеленого, желтого,красного стикеров.

III Актуализация знаний.

Постановка целей урока. Мотивация изучения материала.

Создание проблемной ситуации. Метод «Showdown» - обмен мнениями. Опыт с перевернутым стаканом, наполненным водой и накрытым бумагой. Почему вода не выливается из перевернутого стакана, если накрыть его бумагой?

Воду удерживает давление окружающего воздуха. И так тема нашего урока: «Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления»

Из курса географии вспомним из каких слоев состоит атмосфера?

Ответы:1-тропосфера,2-стратосфера,3-мезосфера,4-термосфера,5-экзосфера.

Формативное оценивание: похвала- молодцы!, хорошо, отлично.


Работа в группах: метод Джигсо -1

А) защита кластеров.

1команда: Работа с учебником, изучение опыта Торричелли, жидкостный барометр. Принцип работы шприца.

Работают с учебником п.28

Отвечают на вопросы: В чем заключается причина появления атмосферного давления?

В чем суть опыта Торричелли?

Как устроен ртутный барометр?

Проводят эксперимент со шприцем и объясняют, как он работает.


2 команда: Работа с учебником. Устройство и принцип работы барометра-анероида.

Работают с учебником п.28

Отвечают на вопросы: Как устроен барометр – анероид?

Как работает барометр – анероид?

Проводят эксперимент с барометром и объясняют, как он работает.

3 команда: Работа с учебником и дополнительным материалом. Магдебурские полушария Опыт Отто фон Герике. Принцип работы пипетки.

Работают с учебником. Изучают опыт Отто фон Герике с магдебурскими полушариями.

Проводят эксперимент с пипеткой

Другая группа записывают выводы по экспериментам остальных групп.

Работа в парах по вариантам. решение задач и взаимопроверка.

1 вариант.

Задача

С какой силой давит воздух на крышу дома размером1000 кв.м ,если атмосферное давление равно 105 Па?

2 вариант.

Задача.

Площадь тетради 0.032 м2,определите какое давление оказывает воздух, если сила ,с которой он давит равна 312000Н ?

Формативное оценивание: с помощью дескрипторов, ответы на экране.



IV Рефлексия. Я знал…. Я узнал… Я не понял…

Обратная связь: Ребята хорошо усвоили материал. Поняли как устроены ртутный и безжидкостный барометры. Объяснили принцип работы многих приборов. Работали с увлечением, но еще нужно больше уделять внимание решению практических задач.

Оценивание по оценочным листам.

V Домашнее задание.

1) написать эссе « Чтобы было на Земле ,если бы исчезла атмосфера?»

( по выбору учащихся) п.27, 28 по учебнику

Обратная связь. Ребята на стикерах пишут свои пожелания и отзывы об уроке и приклеивают на «Cлои атмосферы».








Пипетка,шприц,барометр стакан с водой






Слайд № 1










Слайд 2



Видео


https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/osnovy-fiziki/davlenie/lesson/atmosfernoe-davlenie






Слайд 3







Листы А-4,

фломастеры











Слайд 4









































Слайд5





















Видео


































































Приложение 1




Приложение 2



Вычислите массу атмосферного воздуха, оказывающего давление на руку. Атмосферное давление составляет 1000 гПа, g = 10 м/, площадь руки равна 0,02 .







Дано - Given: CИ – SI Решение – Solution

р = 1000 гПа

g = 10 м/

S = 0,02


Найти – Find: m


Ответ – Answer:





















Приложение 3


Опыт Торричелли — физический эксперимент, проведённый в первой половине XVII века итальянским физиком и математиком Эванджелистой Торричелли с целью доказательства существования атмосферного давления. Опыт заключался в построении примитивного ртутного барометра, первого в истории.

В популярную культуру опыт вошёл в связи с побочным эффектом — созданием вакуума. Это вакуум получил название «торричеллиева пустота».

Описание опыта

Опыт Торричелли

Запаянную с одного конца трубку длиной 1 метр наполнили ртутью и, закрыв пальцем, чтобы ртуть не вылилась раньше времени, перевернув, опустили в широкую чашу со ртутью. После того как трубку открыли, часть ртути из неё вылилась и в её верхней части образовалось безвоздушное пространство — так называемая «торричеллиева пустота». При этом высота столба ртути в трубке оказалась равной примерно 760 мм, если отсчитывать её от уровня ртути в чаше.

Объяснение

Атмосферное давление давит на жидкость в чаше сверху вниз, и через неё, по закону Паскаля, давит на жидкость в жёсткой пробирке снизу вверх. Сама жидкость имеет массу, поэтому притягивается гравитацией вниз. Две силы должны быть равны, поэтому в пробирке останется такое количество жидкости, которое создаёт давление, равное внешнему атмосферному. Для каждого типа жидкости, в зависимости от её плотности ρ, будет своя высота столба, равная P/(gρ), где P — атмосферное давление, g — ускорение свободного падения. Так, для ртути из оригинального опыта высота столба, уравновешивающего стандартное атмосферное давление, равна 760 мм, для воды — около 10 м.



Жидкостный барометр


Прибор для измерения атмосферного давления, построенный на основании опыта Торричелли и действующий по законам гидростатики. Ж. Б. представляет собой систему сообщающихся сосудов, состоящую либо 1) из трубки, запаянной с одного конца, и чашки (чашечный барометр), либо 2) из сифонной трубки, запаянной с длинного конца (сифонный барометр), либо 3) из двух трубок — открытой и запаянной с одного конца — и чашки (сифонно-чашечный барометр). Ж. Б. наполняется ртутью или легкими жидкостями (масла, глицерин). На метеорологических станциях применяются ртутные барометры.

В чашечных барометрах атмосферное давление измеряется высотой столба жидкости от уровня в чашке до верхнего мениска, в сифонных и сифонно-чашечных — разностью уровней жидкости в открытом и закрытом коленах.

Основные типы жидкостных (ртутных) барометров. а — чашечный, б — сифонный, в — сифонно-чашечный.













Медицинский шприц

Медицинский шприц – это прибор для ввода жидких лекарственных средств внутрь человека или животного. Принцип действия основан на действии атмосферного давления. Поршень шприца располагаем у его основания. Опускаем шприц в жидкое лекарственное средство. При перемещении поршня от основания шприца вверх жидкость поднимается за поршнем под действием избыточного атмосферного давления. При перемещении поршня к основанию шприца давление внутри шприца становится большим, чем вне его, и жидкость вытекает.






Ответить на вопросы:



- В чём суть опыта Торричели?

- Как устроен ртутный барометр?


- Проводят эксперимент со шприцем:


Приборы: медицинский шприц, стакан с водой;


Ход работы:

  1. Шприц опустить в стакан с водой;

  2. Поднять поршень и пронаблюдать поведение воды;

  3. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься и вода. Объяснить, почему это происходит?



























Виртуальный мир является своеобразнБарометр-анероид

Представлен обычный бытовой барометр. Такие барометры называют анероидами, что в переводе с греческого означает «безводный». Барометр-анероид — один из основных приборов, используемый метерологами для составления прогнозов погоды на ближайшие дни, так как её изменение зависит от изменения атмосферного давления. Устройство анероида довольно простое: закрепленная приемная часть, которая посредством пружин и системы рячагов соединена со стрелкой и шкала.

Приёмной частью анероида служит круглая металлическая гофрированная (гофрированная означает ребристая) коробка, внутри которой создано сильное разрежение. При повышении атмосферного давления коробка сжимается и тянет прикрепленную к ней пружину; при понижении давления верхнее основание коробки поднимается и пружина разгибается. Перемещение конца пружины через систему рычагов передаётся на стрелку, перемещающуюся по шкале.

Барометр-анероид иногда имеет две стрелки: контрольную и подвижную. При помощи контрольной стрелки можно зафиксировать атмосферное давление, которое было на момент фиксации. Подвижная стрелка указывает давление на данный момент времени. По разности показателей можно судить об изменении атмосферного давления за какой–либо период времени. Запишите в Паскалях, какое давление на показывает контрольная стрелка. на экране. 

По верхней шкале барометра давление измеряют в Паскалях. По нижней шкале – в миллиметрах ртутного столба.



1 мм.рт.ст. = 133,3 Па



Градуируют анероиды по жидкостным барометрам (ртутным), которые более точны, но менее компактны и менее безопасны. Первый ртутный барометр был описан Эванжелисто Торричелли из Флоренции в 1644 году в сочинении «Opera geometrica».









Ответить на вопросы:


- Как устроен барометр – анероид?

- Как работает барометр – анероид?
















































































 

Опыт с Магдебурскими полушариями.

В 1654 году бургомистр города Магдебурга, немецкий физик Отто фон Герике проделал опыт, поразивший его современников. Для этого он использовал два плотно прижатых друг к другу металлических полушария диаметром около 14 дюймов (это приблизительно 35,5 см), на каждом из которых имелось прочное железное кольцо. Две восьмёрки лошадей, впряжённых в эти кольца, тянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Это было удивительно!

В чём разгадка опыта? Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней? Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри шара, чем меньше там оставалось воздуха.

      

Когда же в полость между полушариями впускали воздух, они распадались безо всякого внешнего усилия. Этот опыт вошёл в историю физики как «Опыт с магдебургскими полушариями». Сегодня этот опыт часто используется учителями физики на уроке изучения атмосферного давления. Уменьшенная копия магдебурских полушарий служит для демонстрации давления атмосферного воздуха, а точнее, той силы, которую нужно приложить, чтобы разъединить полушария, когда воздух из пространства между ними удалён.

Любопытно, что «магдебургские полушария» имеются у каждого человека: расширяющиеся концы бедренных костей удерживаются в кости таза именно атмосферным давлением.






Принцип работы пипетки.


Пипетка – это прибор для получения капель жидкости.
Принцип действия основан на действии атмосферного давления (соотношении давлений внутри пипетки и атмосферного) .
Опускаем пипетку в жидкость. Надавливаем на мягкую ее часть. При этом внутри пипетки давление становится меньшим атмосферного.
Под действием избыточного атмосферного давления жидкость заполняет пипетку, если не сдавливать ее мягкую часть.
Жидкость из пипетки не вытекает, так как давление столба жидкости в пипетке меньше, чем атмосферное.
Необходимо надавить на мягкую часть пипетки, давление внутри ее увеличится, и жидкость станет вытекать из пипетки.






Ответить на вопросы:



- В чём суть опыта Отто фон Герике?


- Проводят эксперимент с пипеткой:


Приборы:пипетка, стакан с водой;


Ход работы:

  1. Сжать резинку у пипетки и опустить в стакан с водой ;

  2. Отпустить резинку и пронаблюдать поведение воды;

  3. Объясните явление?
























Приложение 4





Оценочный лист на решение задач:



Критерий оценивания

задания

Дескриптор

Балл




Верно решает задачу





1

Верно записывает условие задачи

1

Перевёл в СИ

1

Записал в СИ

1

Вывел неизвестную величину через известную

1

Правильно рассчитал и записал ответ

1

Всего:








Оценочный лист на решение задач:



Критерий оценивания

задания

Дескриптор

Балл




Верно решает задачу





1

Верно записывает условие задачи

1

Перевёл в СИ

1

Записал в СИ

1

Вывел неизвестную величину через известную

1

Правильно рассчитал и записал ответ

1

Всего:





1 вариант.


Задача


С какой силой давит воздух на крышу дома размером 1000 ,если атмосферное давление равно 105 Па?



2 вариант.


Задача


Площадь тетради 0.032 м2,определите какое давление оказывает воздух, если сила с которой он давит равна 312000 Н?



1 вариант.


Задача


С какой силой давит воздух на крышу дома размером 1000 ,если атмосферное давление равно 105 Па?



2 вариант.


Задача


Площадь тетради 0.032 м2,определите какое давление оказывает воздух, если сила с которой он давит равна 312000 Н?






Приложение 5


Рефлексия


- Я знал(а)

- Я узнал(а)

- Я не понял(а)












- Я знал(а)

- Я узнал(а)

- Я не понял(а)












- Я знал(а)

- Я узнал(а)

- Я не понял(а)

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Аимосферное давление

Автор: Карлова Мейрамгул Маноковна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства