Урок -семинар по физике в 11-ом классе по теме: "Применение фотоэффекта"
Урок -семинар по физике в 11-ом классе по теме: "Применение фотоэффекта"
1.Образовательные:
Научить применять законы фотоэффекта для объяснения явлений природы, особенностей зрения человека, освоить приемы решения задач на применение законов фотоэффекта, развитие умений строить определения понятий, сравнений, владение способами само - и взаимооценки, развитие умений коллективно работать.
2.Развивающие :
развитие речи, способности наблюдать явления, делать выводы, способность работать с источником информации (Интернет, литература.)
3.Воспитательные:
Формирование знаний о строении вещества, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания фотоэффекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок -семинар по физике в 11-ом классе по теме: "Применение фотоэффекта"»
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа 26»
Урок с использованием электронного учебника по физике 11 класса
«Урок-семинар по физике по теме "Законы фотоэффекта и их значение для человека"
№ урока по теме 11
Класс: 11 «А»
Учитель Волкова Р.Д.
Цель урока: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с электронным учебником « Физика 11 класс», с дополнительной литературой, осуществлять отбор материала по соответствующей теме.
Задачи:
1.Образовательные:
Научить применять законы фотоэффекта для объяснения явлений природы, особенностей зрения человека, освоить приемы решения задач на применение законов фотоэффекта, развитие умений строить определения понятий, сравнений, владение способами само - и взаимооценки, развитие умений коллективно работать.
2.Развивающие :
развитие речи, способности наблюдать явления, делать выводы, способность работать с источником информации (Интернет, литература.)
3.Воспитательные:
Формирование знаний о строении вещества, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания фотоэффекта.
Тип урока: урок-семинар. (2 часа)
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Технология: ИКТ
Методы и стратегии :
Частично-поисковые:задания учителя, предполагающие самостоятельный поиск учащимися части информации, решение части проблемы;
Исследовательские:выполнение учебных проектов самостоятельный поиск информации и перестройка её.
Проблемные: Самостоятельное решение проблемы учащимися; действия учителя, направленные на активизацию мышления учащихся для решения проблемы; индивидуальные или групповые карточки с проблемным заданием; тесты с открытыми вопросами
Этапы урока соответствуют используемой технологии
Краткое повторение изученного материала
Выступления учащихся с дополнительным материалом
Взаимоконтроль
Решение задач
Тестирование
Подведение итогов урока
Деятельность учителя
Класс предварительно разделен на группы, получившие задания по следующим пунктам: физики – теоретики, физики – практики, физики – биологи, пресс – центр.
Учитель оценивает выступления учащихся по 5-ти балльной шкале с учетом выставленных баллов учащимися из пресс-центра.
Предварительно были даны рекомендации по источникам информации (литература, Интернет), Была оказана помощь в систематизации материала.
Выступления учащихся оценивают с учетом качества изложения материала, степени уверенности, владения теорией и с учетом ответов на вопросы со стороны пресс-центра.
Проводится демонстрация опыта: солнечная батарея подключена к гальванометру, освещается через различные светофильтры, в результате гальванометр фиксирует разный по величине ток или его отсутствие.
Обращает внимание на допущенные неточности в решении и оформлении, привлекая к проверке учащихся всего класса.
Контролирует процесс выполнения теста, по окончании осуществляется проверка теста.
Анализируются основные ошибки, допущенные в процессе выполнения теста. Дает домашнее задание
Деятельность ученика
.
Выступление группы физиков-теоретиков по следующим вопросам:
а) Что такое абсолютно черное тело
б) Гипотеза Планка для объяснения распределения энергии в спектре
в) Законы Стефана-Больцмана, законы Вина
г) Теоретическая база фотоэффекта
д) Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
Учащиеся из пресс-центра задают вопросы выступающим учащимся и оценивают их ответы.
2. Выступление учащихся-биологов, освещающих следующие вопросы: цветное зрение человека, особенности фотосинтеза, почему мы не видим в инфракрасном и ультрафиолетовом цвете, особенности цветовой гаммы растений и насекомых.
Учащиеся из группы пресс-центра задают вопросы в виде качественных задач.
3. Учащиеся, используя знания по теории фотоэффекта, объясняют результаты опыта.
4. Учащиеся из группы физиков-теоретиков демонстрируют решенные задачи с подробными комментариями к решению задач.
5. Группы отвечают на вопросы тестовых заданий по теоретической части материала.
6. Учащиеся задают вопросы, возникшие в процессе выполнения теста, и заполняют таблицу оценок
Использование электронного учебника
Диск «Физика 11 класс»
1.Квантовая теория.
2.Гипотеза Планка.
3.Показ анимации:
« Фотоэффект»
4.Корпускулярно-волновой дуализм.
Приложение:
1. Задачи группе физиков-теоретиков №1696, 1699, 1703, 1700 сборник задач по физике Г.И.Степанова.
2. Таблица оценок
Ф.И.О
Основной вопрос
Дополнительный
Задачи качественные
Тест
Итого
Каждая группа учащихся получает лист, который заполняется по следующей шкале:
- выступление учащихся – 2 балла
- ответ на дополнительный вопрос – 1 балл
- решенная задача – 2,5 балла
- тест – 5 баллов (от 1 балла до 5 баллов)
Затем баллы суммируются, и вся группа получает оценки (в зависимости от вклада каждого) по пятибалльной шкале.
Шкала перевода:
Количество набранных баллов
Оценка
20 – 22
5 отлично
17 – 19
4 хорошо
13 – 16
3 удовлетворительно
Используемая литература:
1. Учебники физики (11 класс) под редакцией С. Туякбаев Ш. Насохова и др, «Мектеп» 2007
2. Сборник задач по физике составитель Г.И.Степанова, Москва “Просвещение” 2003.
3. Перекрестки химии, физики, биологии В.Р.Ильченко, Москва “Просвещение” 1986.
4. Биофизика на уроках физики Ц.Б.Кац, Москва “Просвещение” 1983.
Самоанализ
Урок проводился в 11 «А» классе. Класс ( средний по своим способностям, поэтому в качестве развивающих задач мы поставили задачи ( какие: развития умения анализировать, сравнивать, обобщать и развивать нестандартное мышление).
Тема урока: «Законы фотоэффекта и их значение для человека» Этот урок входит в раздел «Квантовая физика»курса физика 11 класс. На тему «Световые кванты» отведено 12 уроков. Наш урок был ( № 11,12) по счету завершает
тему обобщающий урок, на котором систематизируются и обобщаются ранее полученные знания, с последующим зачетом, осуществляющим контроль усвоения знаний. Тип урока – Урок – семинар.
Главная цель – в процессе практической деятельности доказать, что большинство учащихся научились самостоятельно работать с электронным учебником, с дополнительной литературой.
Главная задача – Систематизировать и расширять знания по данному разделу, формировать умение пользоваться различными источниками информации.
( обогащение личного опыта ученика посредством учебного эксперимента и самостоятельной работы, с использованием информационных технологий.)
Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач: (Формирование знаний о строении вещества, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания фотоэффекта).
Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны:
Организационный момент настраивает учащихся на решение основной цели урока, что ни что не даётся даром, то есть за всё надо платить;
На втором этапе урока использовался метод актуализации ранее полученных знаний, дифференцированный подход: учащимся, владеющим навыкам самостоятельной работы, было дано опережающее задание подготовить историческую справку, сопровождаемую показом слайдов.
При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:
Словесный (сообщение);
Наглядный (демонстрация слайдов);
Проблемно-поисковый;
Исследовательский (эксперимент);
Сочетание данных методов на уроке по исследованию американских ученых доказывает, что учащиеся удерживают в памяти 90% того, что они говорят сами, в то время когда делают. Это было реализовано на данном уроке.
Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.
Я считаю , что мне удалось реализовать поставленную задачу.
В перспективе планирую продолжить проведение уроков с использованием электронного учебника, который позволяет обобщать разрозненные знания по одной и той же теме .