kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики в 10 классе по теме"Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 10 классе по теме"Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения жлектрического заряда"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 10 классе по теме"Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Лицей № 7» г. Бердск Электрический заряд.  Электризация тел.  Закон сохранения  электрического заряда 10 класс Учитель физики И.В.Торопчина Лицей №7 г. Бердск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 7» г. Бердск

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда

10 класс

Учитель физики И.В.Торопчина

Лицей №7

г. Бердск

Цели урока:

Цели урока:

  • провести аналогию между гравитационным и электромагнитным взаимодействиями;
  • изучить понятие «электрический заряд», его свойства и способы получения электрических зарядов;
  • объяснить физический смысл явления электризации;
  • познакомить с законом сохранения электрического заряда.
Электродинамика

Электродинамика

  • Электродинамика - это наука о свойствах и закономерностях поведения особого вида материи - электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействие между электрически заряженными телами или частицами.
Электростатика

Электростатика

  • Электростатика - раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов
Виды взаимодействий

Виды взаимодействий

  • Гравитационное
  • Слабое
  • Электромагнитное
  • Сильное
Сравнение гравитационного и электромагнитного взаимодействий Гравитационное Значение для Вселенной Электромагнитное Тип взаимодействия Частицы участвующие во взаимодействии

Сравнение гравитационного и электромагнитного взаимодействий

Гравитационное

Значение для Вселенной

Электромагнитное

Тип взаимодействия

Частицы участвующие во взаимодействии

Сравнение гравитационного и электромагнитного взаимодействий  Гравитационное Значение для Вселенной Электромагнитное Упорядоченное расположение небесных тел Тип взаимодействия Притяжение Сохранение структуры вещества Частицы участвующие во взаимодействии Притяжение и отталкивание Все, имеющие массу  Заряженные

Сравнение гравитационного и электромагнитного взаимодействий

Гравитационное

Значение для Вселенной

Электромагнитное

Упорядоченное расположение небесных тел

Тип взаимодействия

Притяжение

Сохранение структуры

вещества

Частицы участвующие во взаимодействии

Притяжение

и отталкивание

Все, имеющие массу

Заряженные

Электродинамика как наука зародилась в результате многочисленных открытий и экспериментов.
  • Электродинамика как наука зародилась в результате многочисленных открытий и экспериментов.

Фарадей Майкл

Максвелл Джеймс Клерк

Во второй половине XIX в., после создания электродинамики, началось широкое практическое использование электромагнитных явлений. Изобретение радио А.С.Поповым (1859-1906) и Г. Маркони (1874-1937) - одно из важнейших применений принципов новой теории.
  • Во второй половине XIX в., после создания электродинамики, началось широкое практическое использование электромагнитных явлений. Изобретение радио А.С.Поповым (1859-1906) и Г. Маркони (1874-1937) - одно из важнейших применений принципов новой теории.

А.С.Попов

МАРКОНИ ГУЛЬЕЛЬМО

При развитии электродинамики впервые научные исследования предшествовали техническим применениям. Если паровая машина была построена задолго до создания теории тепловых процессов, то сконструировать электродвигатель или радиоприемник оказалось возможным лишь после открытия и изучения законов электродинамики.
  • При развитии электродинамики впервые научные исследования предшествовали техническим применениям.
  • Если паровая машина была построена задолго до создания теории тепловых процессов, то сконструировать электродвигатель или радиоприемник оказалось возможным лишь после открытия и изучения законов электродинамики.
Электрический заряд

Электрический заряд

  • Взаимодействия между заряженными частицами называются электромагнитными
  • Способность частиц к электромагнитному взаимодействию, характеризует электрический заряд
  • Электрический заряд определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий.
Два знака электрических зарядов  В природе есть частицы с электрическими зарядами противоположных знаков; в случае зарядов одинаковых знаков частицы отталкиваются, а в случае разных - притягиваются.

Два знака электрических зарядов

  • В природе есть частицы с электрическими зарядами противоположных знаков; в случае зарядов одинаковых знаков частицы отталкиваются, а в случае разных - притягиваются.

Заряд элементарных частиц - протонов, входящих в состав всех атомных ядер, называют положительным, а заряд электронов - отрицательным.  Между положительными и отрицательными зарядами внутренних различий нет.
  • Заряд элементарных частиц - протонов, входящих в состав всех атомных ядер, называют положительным, а заряд электронов - отрицательным.

  • Между положительными и отрицательными зарядами внутренних различий нет.
Заряд можно обнаружить с помощью электроскопа и электрометра (обнаруживает и измеряет).

Заряд можно обнаружить с помощью электроскопа и электрометра (обнаруживает и измеряет).

Заряд и масса электрона q e = - 1,6 . 10 -19 Кл m e =9,1 . 10 -31 кг.  Электрический заряд дискретен   Электрический заряд имеет дискретную природу, т.е заряд любого тела кратен заряду электрона:  Q = N·q e N- целое число.   Дискретность электрического заряда была доказана опытами А.Ф.Иоффе и Р.Миллекена в 1909 году

Заряд и масса электрона

q e = - 1,6 . 10 -19 Кл

m e =9,1 . 10 -31 кг.

Электрический заряд дискретен

Электрический заряд имеет дискретную природу, т.е заряд любого тела кратен заряду электрона:

Q = N·q e

N- целое число.

Дискретность электрического заряда была

доказана опытами А.Ф.Иоффе и Р.Миллекена в 1909 году

Элементарный заряд Электроны и протоны могут неограниченно долго существовать в свободном состоянии. Остальные же заряженные частицы живут менее миллионных долей секунды. Они рождаются при столкновениях быстрых элементарных частиц и, просуществовав ничтожно малое время, распадаются, превращаясь в другие частицы.

Элементарный заряд

  • Электроны и протоны могут неограниченно долго существовать в свободном состоянии. Остальные же заряженные частицы живут менее миллионных долей секунды. Они рождаются при столкновениях быстрых элементарных частиц и, просуществовав ничтожно малое время, распадаются, превращаясь в другие частицы.

  • Существует минимальный заряд, называемый элементарным, которым обладают все заряженные элементарные частицы. Заряды элементарных частиц различаются лишь знаками.
Электризация  В древней Греции явлением электризации занимался Фалес Милетский.

Электризация

В древней Греции явлением

электризации занимался

Фалес Милетский.

Электризация   - явление приобретения телом  электрического заряда.   Способы электризации

Электризация - явление приобретения телом электрического заряда.

Способы электризации

  • трением
  • освещением
  • соприкосновением
  • ударом
Атом электрически нейтрален (суммарные заряды протонов и электронов одинаковы), но его можно ионизировать.

Атом электрически нейтрален (суммарные заряды протонов и электронов одинаковы), но его можно ионизировать.

Закон сохранения электрического  заряда  Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохраняется.  Замкнутая или электрически изолированная система тел - это система тел, через границу которой не проникают заряды.  q 1 +q 2 +q 3 +…+q n =const

Закон сохранения электрического заряда

Во всех явлениях электризации тел в замкнутой

системе суммарный электрический заряд

сохраняется.

Замкнутая или электрически изолированная

система тел - это система тел, через границу

которой не проникают заряды.

q 1 +q 2 +q 3 +…+q n =const

Вредное действие электризации электризация одежды   волос

Вредное действие электризации

  • электризация одежды
  • волос

  • бензина в бочках бензобаков
Средства защиты: заземляющие устройства;  нейтрализаторы;  увлажняющие устройства;  антиэлектростатические вещества;  экранирующие устройства .

Средства защиты:

  • заземляющие устройства;
  • нейтрализаторы;
  • увлажняющие устройства;
  • антиэлектростатические вещества;
  • экранирующие устройства .

Полезная электризация

Полезная электризация

  • поглощение пыли электрофильтрами
  • смешивание веществ
  • электрокопчение продуктов
  • действие лазерного принтера
  • дактилоскопия
  • в медицинских целях используют отрицательные ионы
«Разутый философ»  У ученого Роберта Симмера была странная привычка носить одновременно две пары чулок: по одному белому (шелковому) и одному черному (шерстяному) на каждой ноге. Когда Симмер снимал чулки, сразу черный и белый с каждой ноги, то пока они оставались вместе, практически не наблюдалась никаких электрических эффектов. Но стоило только разнять белый и черный чулки, как они раздувались, будто в них все еще находилась нога, и притягивались друг к другу. Будучи соединенными, снова, чулки «схлопывались» и, лежа друг на друге, со временем разбухали не более чем на 2-3 дюйма. В сухие холодные дни ученый бросал свои раздутые чулки на стену комнаты – они прилипали к стене и совершали пируэты при дуновении. Так Симмер развлекал этими «танцами» своих ученых коллег (и даже принца Уэльского). Он придавал большое значение своим опытам с чулками, за что и получил в ученом мире прозвище «разутый философ».

«Разутый философ»

У ученого Роберта Симмера была странная привычка носить

одновременно две пары чулок: по одному белому (шелковому) и

одному черному (шерстяному) на каждой ноге. Когда Симмер

снимал чулки, сразу черный и белый с каждой ноги, то пока они

оставались вместе, практически не наблюдалась никаких

электрических эффектов. Но стоило только разнять белый и

черный чулки, как они раздувались, будто в них все еще

находилась нога, и притягивались друг к другу.

Будучи соединенными, снова, чулки «схлопывались» и, лежа

друг на друге, со временем разбухали не более чем на 2-3 дюйма.

В сухие холодные дни ученый бросал свои раздутые чулки на

стену комнаты – они прилипали к стене и совершали пируэты

при дуновении.

Так Симмер развлекал этими «танцами» своих ученых коллег (и

даже принца Уэльского). Он придавал большое значение своим

опытам с чулками, за что и получил в ученом мире прозвище «разутый философ».

Вопрос:  Объясните явления, которые наблюдал «разутый философ»?

Вопрос:

Объясните явления, которые наблюдал «разутый философ»?

Мастеру прядильного цеха Иванову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху.  По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Мастеру прядильного цеха Иванову Степану

Ивановичу был объявлен выговор за то, что

он не следил за влажностным режимом в

цеху.

По его вине, нити при электризации друг о

друга и о детали станка, путались и рвались.

Степан Иванович с выговором был не

согласен. Он считал, что в разрыве нитей

виноваты работницы, которые плохо

следили за работой станка.

Вопросы: Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

Вопросы:

  • Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
  • Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
  • Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.  

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.

 

Вопрос: Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

Вопрос:

Кто прав?

Иван Иванович или комиссия?

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: И.В.Торопчина

Дата: 14.03.2021

Номер свидетельства: 575393

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства