«Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии».
- Современная школа обратилась к исследовательской деятельности в поисках наиболее активных форм обучения. Многие согласятся, что все больше и больше появляется учеников, которых не устраивает роль пассивных слушателей, их привлекают новые формы изучения материала, где будут востребованы их активность, деятельностный характер мышления, тяга к самостоятельности и способность к творчеству.
Основополагающий вопрос:
Исследовательская деятельность –
очередная дань моде
или …?
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления при подходе к любой работе.
При организации исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога
- Учитель не источник информации
- Учитель организатор познавательной деятельности учеников
- Главная роль учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика
Сущность исследовательского подхода в обучении заключается в самостоятельной поисковой деятельности учеников: теоретической и практической.
Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний
Деятельность учителя- подбор заданий для управления деятельностью учащихся.
- Исследовательский метод – самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и др.
- Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
урок-исследование, урок-лаборатория,
урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок фантастического проекта, урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок – «патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.
- МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Модель 1. «Обучение исследованию». Модель 2. «Приглашение к исследованию». Модель 3. «Систематическое исследование».
- Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время. Шаг 1. Столкновение с проблемой. Шаг 2. Сбор данных – верификация. Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование. Шаг 4. Построение объяснения. Шаг 5. Анализ хода исследования.
- Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования. Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования. Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования. Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
- Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Шаг 1. Определение проблемы. Шаг 2. Выдвижение гипотезы. Шаг 3. Выбор источников информации. Шаг 4. Анализ и синтез данных. Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы. Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.
Всякое научное исследование — от творческого замысла до окончательного оформления — осуществляется индивидуально.
Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к каждому этапу его проведения.
Этапы проведения научного исследования с учениками
I. Подготовка к проведению исследования
1.Определение сферы научно- исследовательской деятельности
2.Определение темы исследования
а) Выбор темы
б) Формулировка темы
в) Обоснование выбора темы
3. Изучение литературы
4. Выработка гипотезы
5. Постановка цели и задач исследования
а) Классификация задач исследования
6. Выбор методов исследования
7.Определение вида научно - исследовательской работы
II. Проведение (учебного, научного) исследования
III. Оформление работы
IV. Защита результатов исследования
Сфера научно- исследовательской деятельности
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТНАЯ
ОБЛАСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ
СВОЕОБРАЗНЫЙ
НОСИТЕЛЬ ПРОБЛЕМЫ-
ТО, НА ЧТО
НАПРАВЛЕНА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНКРЕТНАЯ
ЧАСТЬ ОБЪЕКТА
ВНУТРИ КОТОРОЙ
ВЕДЕТСЯ ПОИСК
СФЕРА
НАУКИ И ПРАКТИКИ,
В КОТОРОЙ
НАХОДИТСЯ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ШКОЛЕ ОНА
СООТВЕТСТВУЕТ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
- ЯВЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ
- ОТДЕЛЬНЫЕ ИХ СТОРОНЫ
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
ОТДЕЛЬНЫМИ СТОРОНАМИ
Выбор темы исследования ТЕМА-ракурс, в котором рассматривается проблема
Темы исследований
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
проведение собственных
наблюдений и экспериментов
ориентированы на работу
по изучению и обобщению
фактов, материалов,
содержащихся
в различных источниках
Тема – это визитная карточка исследования
- Тема интересна, не только ученику, но и учителю
- Тема понятна не только учителю, но и ученику
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях (доступные оборудование и литература)
- Формулировки темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного(развитие научного познания)
- Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер, в конце работы тема может поменяться
- Тема интересна ученику не только в данный момент, но и имеет отношение к выбранной им будущей специальности
Изучение научной литературы
Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал
- Просмотровое чтение (общее содержание книги, глав, читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения)
- Ознакомительное( выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам, и для сравнения информации, и для выработки своей точки зрения
- Изучающее чтение – активный вид подробного чтения, поиск ответов на поставленные вопросы
Определение гипотезы
Гипотеза (древнегреч.) - «основание, предположение»-
-научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы
Гипотеза должна
- быть проверяемой
- содержать предположение
- быть логически непротиворечивой
- соответствовать фактам
Формулировка
« если…, то…», « так…, как…», « при условии, что…»
Цель и задачи исследования
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов
изучить…,выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, объяснить…, доказать…, разработать…
Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Методы исследования метод –это способ достижения цели
Методы исследования
теоретические
эмпирические
математические
-Моделирование
-Абстрагирование
-Анализ и синтез
-От простого к сложному
-Наблюдение
-Сравнение
-Эксперимент
-Тестирование
-Интервьюирование
-Статистические
-Сетевое моделирование
-Программирование
-Визуализация
Виды учебно-исследовательских работ учащихся
- Информационно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы
- Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Виды учебно-исследовательских работ учащихся
- Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий .
- Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления . Могут иметь элемент научной новизны.
Виды учебно-исследовательских работ учащихся
- Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал , на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы работы над проектом
Деятельность учителя
1 этап инициирующий
Деятельность учащихся
Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап основополагающий
Предлагает:
формы индивидуальной работы или пробует организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.
Знакомит с различными формами презентации результатов.
Анализируют проблему,
Работают индивидуально или разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.
3 этап прагматический
Консультирует, ненавязчиво контролирует, просматривает
материал для
презентации результатов
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 тап заключительный
Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.
5 этап итоговый
Защищают
результаты исследования, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её эффективности.
Опубликование результатов исследования. Рефлексия выполненной работы.
Различие проектной и исследовательской деятельности
ПРОЕКТ
- Наличие продукта деятельности
- Результат ожидаем
- Практикоориентированное знание
- Носит ситуативный характер
- Прогнозирование детерминированно
- Как правило, выполняется группой
- Движущая сила – решение проблемы
- ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
- Результат заранее не известен
- Научное (фундаментальное) знание
- Носит пролонгированный характер
- Прогнозирование вероятностное
- Как правило, выполняется индивидуально
- Движущая сила – поиск истины
- ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС
Проблемы, которые решает исследовательская деятельность
- Возможность самореализации
- Возможность получить качественно новое знание (инновацию)
- Профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя
- Повышение статуса ученика, учителя и учебного заведения
- Творческое и личностное развитие ученика
Исследовательская деятельность – очередная дань моде или …
- Новый уровень обучения
- Возможность развивать в себе и детях творческие способности
- Образ жизни креативно мыслящей, творчески работающей личности
- Стимул для развития ученика и учителя
- Попытка научить отдельных детей мыслить самостоятельно и оформлять результаты своей деятельности
- Эффективный метод работы с одаренными детьми, но требующий высокого профессионализма учителя
Примером исследований является урок «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7 классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать давление в разных практических ситуациях.
На столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием). Выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям и результаты записывают в таблицу на доске:
Грань
Площадь, кв.м.
Широкая
0,004
Вес, Н
Широкая
Давление, Па
0,004
Грань
Площадь, кв.м.
Широкая
Вес, Н
Узкая
Давление, Па
Наименьшая
3
3
3