kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

наглядно представлен этап проведения научного исследования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«выступление»

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии».

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии».

Современная школа обратилась к исследовательской деятельности в поисках наиболее активных форм обучения. Многие согласятся, что все больше и больше появляется учеников, которых не устраивает роль пассивных слушателей, их привлекают новые формы изучения материала, где будут востребованы их активность, деятельностный характер мышления, тяга к самостоятельности и способность к творчеству.
  • Современная школа обратилась к исследовательской деятельности в поисках наиболее активных форм обучения. Многие согласятся, что все больше и больше появляется учеников, которых не устраивает роль пассивных слушателей, их привлекают новые формы изучения материала, где будут востребованы их активность, деятельностный характер мышления, тяга к самостоятельности и способность к творчеству.
Основополагающий вопрос: Исследовательская деятельность –  очередная дань моде или …?

Основополагающий вопрос:

Исследовательская деятельность –

очередная дань моде

или …?

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.  Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления при подходе к любой работе.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления при подходе к любой работе.

При организации исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога Учитель не источник информации Учитель организатор познавательной деятельности учеников Главная роль учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика Сущность исследовательского подхода в обучении заключается в самостоятельной поисковой деятельности учеников: теоретической и практической. Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний Деятельность учителя- подбор заданий для управления деятельностью учащихся.

При организации исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога

  • Учитель не источник информации
  • Учитель организатор познавательной деятельности учеников
  • Главная роль учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика

Сущность исследовательского подхода в обучении заключается в самостоятельной поисковой деятельности учеников: теоретической и практической.

Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний

Деятельность учителя- подбор заданий для управления деятельностью учащихся.

Исследовательский метод – самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и др.
  • Исследовательский метод – самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и др.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
  • Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:

урок-исследование, урок-лаборатория,

урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок фантастического проекта, урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок – «патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Модель 1. «Обучение исследованию». Модель 2. «Приглашение к исследованию». Модель 3. «Систематическое исследование».

Модель 1. «Обучение исследованию»
  • Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время. Шаг 1. Столкновение с проблемой. Шаг 2. Сбор данных – верификация. Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование. Шаг 4. Построение объяснения. Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию»
  • Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования. Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования. Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования. Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.

Модель 3. «Систематическое исследование»
  • Модель 3. «Систематическое исследование»

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Шаг 1. Определение проблемы. Шаг 2. Выдвижение гипотезы. Шаг 3. Выбор источников информации. Шаг 4. Анализ и синтез данных. Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы. Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.

 

Всякое научное исследование — от творческого замысла до окончательного оформления — осуществляется индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к каждому этапу его проведения.

Всякое научное исследование — от творческого замысла до окончательного оформления — осуществляется индивидуально.

Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к каждому этапу его проведения.

Этапы проведения  научного исследования с учениками I. Подготовка к проведению исследования  1.Определение сферы научно- исследовательской деятельности  2.Определение темы исследования  а) Выбор темы  б) Формулировка темы  в) Обоснование выбора темы  3. Изучение литературы  4. Выработка гипотезы  5. Постановка цели и задач исследования  а) Классификация задач исследования  6. Выбор методов исследования  7.Определение вида научно - исследовательской работы II. Проведение (учебного, научного) исследования III. Оформление работы IV. Защита результатов исследования

Этапы проведения научного исследования с учениками

I. Подготовка к проведению исследования

1.Определение сферы научно- исследовательской деятельности

2.Определение темы исследования

а) Выбор темы

б) Формулировка темы

в) Обоснование выбора темы

3. Изучение литературы

4. Выработка гипотезы

5. Постановка цели и задач исследования

а) Классификация задач исследования

6. Выбор методов исследования

7.Определение вида научно - исследовательской работы

II. Проведение (учебного, научного) исследования

III. Оформление работы

IV. Защита результатов исследования

Сфера научно- исследовательской деятельности ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЕОБРАЗНЫЙ НОСИТЕЛЬ ПРОБЛЕМЫ-  ТО, НА ЧТО  НАПРАВЛЕНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КОНКРЕТНАЯ  ЧАСТЬ ОБЪЕКТА  ВНУТРИ КОТОРОЙ  ВЕДЕТСЯ ПОИСК  СФЕРА НАУКИ И ПРАКТИКИ, В КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ШКОЛЕ ОНА СООТВЕТСТВУЕТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЯВЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ  ОТДЕЛЬНЫЕ ИХ СТОРОНЫ  ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ СТОРОНАМИ

Сфера научно- исследовательской деятельности

ОБЪЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЪЕКТНАЯ

ОБЛАСТЬ

ИССЛЕДОВАНИЯ

СВОЕОБРАЗНЫЙ

НОСИТЕЛЬ ПРОБЛЕМЫ-

ТО, НА ЧТО

НАПРАВЛЕНА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНКРЕТНАЯ

ЧАСТЬ ОБЪЕКТА

ВНУТРИ КОТОРОЙ

ВЕДЕТСЯ ПОИСК

СФЕРА

НАУКИ И ПРАКТИКИ,

В КОТОРОЙ

НАХОДИТСЯ

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ШКОЛЕ ОНА

СООТВЕТСТВУЕТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

  • ЯВЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ
  • ОТДЕЛЬНЫЕ ИХ СТОРОНЫ
  • ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ

ОТДЕЛЬНЫМИ СТОРОНАМИ

Выбор темы исследования  ТЕМА-ракурс, в котором рассматривается проблема Темы исследований ЭМПИРИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ проведение собственных наблюдений и экспериментов ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся  в различных источниках

Выбор темы исследования ТЕМА-ракурс, в котором рассматривается проблема

Темы исследований

ЭМПИРИЧЕСКИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

проведение собственных

наблюдений и экспериментов

ориентированы на работу

по изучению и обобщению

фактов, материалов,

содержащихся

в различных источниках

Тема – это визитная карточка исследования

Тема – это визитная карточка исследования

  • Тема интересна, не только ученику, но и учителю
  • Тема понятна не только учителю, но и ученику
  • Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях (доступные оборудование и литература)
  • Формулировки темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного(развитие научного познания)
  • Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер, в конце работы тема может поменяться
  • Тема интересна ученику не только в данный момент, но и имеет отношение к выбранной им будущей специальности
Изучение научной литературы Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал

Изучение научной литературы

Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал

  • Просмотровое чтение (общее содержание книги, глав, читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения)
  • Ознакомительное( выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам, и для сравнения информации, и для выработки своей точки зрения
  • Изучающее чтение – активный вид подробного чтения, поиск ответов на поставленные вопросы
Определение гипотезы Гипотеза (древнегреч.) - «основание, предположение»- -научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы Гипотеза должна быть проверяемой содержать предположение быть логически непротиворечивой соответствовать фактам  Формулировка « если…, то…», « так…, как…», « при условии, что…»

Определение гипотезы

Гипотеза (древнегреч.) - «основание, предположение»-

-научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы

Гипотеза должна

  • быть проверяемой
  • содержать предположение
  • быть логически непротиворечивой
  • соответствовать фактам

Формулировка

« если…, то…», « так…, как…», « при условии, что…»

Цель и задачи исследования Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов изучить…,выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, объяснить…, доказать…, разработать… Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов

изучить…,выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, объяснить…, доказать…, разработать…

Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Методы исследования  метод –это способ достижения цели Методы исследования теоретические эмпирические математические    -Моделирование -Абстрагирование -Анализ и синтез -От простого к сложному  -Наблюдение -Сравнение -Эксперимент -Тестирование -Интервьюирование -Статистические -Сетевое моделирование -Программирование -Визуализация

Методы исследования метод –это способ достижения цели

Методы исследования

теоретические

эмпирические

математические

-Моделирование

-Абстрагирование

-Анализ и синтез

-От простого к сложному

-Наблюдение

-Сравнение

-Эксперимент

-Тестирование

-Интервьюирование

-Статистические

-Сетевое моделирование

-Программирование

-Визуализация

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

  • Информационно-реферативные  — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы
  • Проблемно-реферативные  — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Виды учебно-исследовательских работ учащихся

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

  • Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий .
  • Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления . Могут иметь элемент научной новизны.
Виды учебно-исследовательских работ учащихся

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

  • Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал , на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Этапы исследовательской деятельности Этапы работы над проектом  Деятельность учителя 1 этап инициирующий  Деятельность учащихся Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи  Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

Этапы исследовательской деятельности

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

1 этап инициирующий

Деятельность учащихся

Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий Предлагает: формы индивидуальной работы или пробует организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомит с различными формами презентации результатов. Анализируют проблему, Работают индивидуально или разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

2 этап основополагающий

Предлагает:

формы индивидуальной работы или пробует организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомит с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему,

Работают индивидуально или разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический  Консультирует, ненавязчиво контролирует, просматривает материал для презентации результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

3 этап прагматический

Консультирует, ненавязчиво контролирует, просматривает

материал для

презентации результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. 5 этап итоговый Защищают результаты исследования, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её эффективности. Опубликование результатов исследования. Рефлексия выполненной работы.

4 тап заключительный

Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

5 этап итоговый

Защищают

результаты исследования, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её эффективности.

Опубликование результатов исследования. Рефлексия выполненной работы.

Различие проектной и исследовательской деятельности ПРОЕКТ  Наличие продукта деятельности Результат ожидаем Практикоориентированное знание Носит ситуативный характер Прогнозирование детерминированно Как правило, выполняется группой Движущая сила – решение проблемы ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ  ИССЛЕДОВАНИЕ

Различие проектной и исследовательской деятельности

ПРОЕКТ

  • Наличие продукта деятельности
  • Результат ожидаем
  • Практикоориентированное знание
  • Носит ситуативный характер
  • Прогнозирование детерминированно
  • Как правило, выполняется группой
  • Движущая сила – решение проблемы
  • ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

  • Результат заранее не известен
  • Научное (фундаментальное) знание
  • Носит пролонгированный характер
  • Прогнозирование вероятностное
  • Как правило, выполняется индивидуально
  • Движущая сила – поиск истины
  • ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС
Проблемы, которые решает исследовательская деятельность

Проблемы, которые решает исследовательская деятельность

  • Возможность самореализации
  • Возможность получить качественно новое знание (инновацию)
  • Профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя
  • Повышение статуса ученика, учителя и учебного заведения
  • Творческое и личностное развитие ученика
Исследовательская деятельность –  очередная дань моде  или … Новый уровень обучения Возможность развивать в себе и детях творческие способности Образ жизни креативно мыслящей, творчески работающей личности Стимул для развития ученика и учителя

Исследовательская деятельность – очередная дань моде или …

  • Новый уровень обучения
  • Возможность развивать в себе и детях творческие способности
  • Образ жизни креативно мыслящей, творчески работающей личности
  • Стимул для развития ученика и учителя

  • Попытка научить отдельных детей мыслить самостоятельно и оформлять результаты своей деятельности
  • Эффективный метод работы с одаренными детьми, но требующий высокого профессионализма учителя
Примером исследований является урок «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7 классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать давление в разных практических ситуациях.   На столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием). Выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям и результаты записывают в таблицу на доске: Грань Площадь, кв.м. Широкая 0,004 Вес, Н Широкая Давление, Па 0,004 Грань Площадь, кв.м. Широкая Вес, Н Узкая Давление, Па Наименьшая 3 3 3

Примером исследований является урок «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7 классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать давление в разных практических ситуациях.

На столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием). Выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям и результаты записывают в таблицу на доске:

Грань

Площадь, кв.м.

Широкая

0,004

Вес, Н

Широкая

Давление, Па

0,004

Грань

Площадь, кв.м.

Широкая

Вес, Н

Узкая

Давление, Па

Наименьшая

3

3

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии

Автор: Мустафина Клара Мухаметовна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства